Использование мнемотехники для повышения эффективности при овладении различными видами связного высказывания.
материал по теме

Одной из актуальных задач дошкольного воспитания-развитие речевой компетентности детей, т. е. умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Однтим из средств речевой компетентности является приём моделирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Использование мнемотехники для повышения эффективности при овладении  различными видами связного высказывания.

        Одна из актуальных задач дошкольного воспитания — развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.
        
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,  дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

        В основе моделирования лежат факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

        Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др., — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

        В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

-Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи.

-Применения мнемотехники — использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.

-Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

        Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

        Мнемотехника – техника запоминания с основой на наглядность. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

        Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники  позволяет детям эффективнее воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию.

        Структура мнемотехники различна.
Это мнемоквадраты -–это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

мнемодорожки- –это несколько схематических изображений или рисунков, расположенных линейно.

мнемотаблицы-–– это схема, в которую заложена определенная информация.

Информация так же может кодироваться различными способами – пиктограммой, символом, предметом или  изображением.

        Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2 этап: Преобразование символов в образы.

3 этап: Пересказ при помощи символов.

     Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

        Мнемотаблицы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания.

Рассказы-описания

        При обучении детей составлению рассказов-описаний, за основу берутся  модели Т.А.Ткаченко  и схемы В.К.Воробьёвой, которые, при желании возможно   изменить. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета.

Рассказы о временах года.

Описательные рассказы об овощах.

Сравнительные описательные рассказы.

Пересказ.

        При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов.

        Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихов

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.


В результате использования мнемотаблиц

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.       -Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ для повышения эффективности обучения

Каким образом компьютер помогаем учителю готовить и проводить уроки?...

Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса

Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики. Применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед с...

Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса

для активизации познавательной деятельности на уроках использование ЦОР может происходить на разных этапах урока -при изучении нового материала позволяет иллюстрировать наглядными средствами...

"Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей"

В настоящее время дети дошкольного возраста испытывают трудности в построение описательного рассказа, перессказа текста, заучивания стихотворения. Передо мной встала задача научить детей быстро запоми...

Мнемотехника. Ее виды. Использование мнемотехники в педагогической деятельности

Мнемотехника (с греческого - "искусство запоминания") - это определенный набор приемов, помогающий быстро и эффективно запомнить нужный объем информации. Методы мнемотехники  заключаются в создан...

Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов.

Презентация "Использование мнемотехники  на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов."...