Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 5-6 - х КЛАССОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. СЕРИЯ: КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  ЗАНЯТИЙ  С  ВОСПИТАННИКАМИ 11-14 ЛЕТ  С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Занятие

Содержание

Кол-во  часов

Примечание

Тема № 1: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Домашнее

задание

№ 1

Обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

1

№ 2

Обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

1

№ 3

Вводный урок: знакомство с типами предложений. Многозначные слова.

Вводный урок в курс «Комплексная коррекция». Требования к учащимся. Ознакомление учащихся с типами упражнений. Развитие внимания и работа над увеличением его объема. Обучение гимнастике и массажу кистей рук. Понятие «многозначные слова», практика в чтении незнакомого текста и беседа по его содержанию.

1

Рабочая тетрадь, 1ч., урок № 1 (4).

№ 4

Пословицы, их переносный смысл; фразеологический оборот.

Пословица «Ученье — свет, а неученье — тьма», объяснение ее лексического значения. Определение переносного смысла пословицы «Красна птица перьем, а человек - уменьем». Понятие «фразеологический оборот». Развитие зрительно-моторной координации. Практика в чтении текст по ролям.

1

Тоже, № 2 (3).

№ 5

Понятие «Обобщающее слово», практика диалога.

Понятие «Обобщающее слово». Определение значения словосочетания «школьные принадлежности». Развитие зрительно-моторной координации. Работа над формированием категориальности  мышления. Практика диалогической речи (с опорой на «сценарий»).

1

Тоже, № 3 (6).

№ 6

Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста.

Изучение пословиц «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «На воре шапка горит» и объяснение их переносного смысла. Развитие внимания, произвольной деятельности. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

1

Тоже, № 4 (4).

№ 7

Лексическое значение слов, понятия; скороговорка.

Работа над расширением словарного запаса, определением лексического значения слов. Работа по расширению знаний об окружающем. Понятия «неязыковые факторы коммуникации», «ситуация». Разучивание скороговорки «У ежа и елки иголки колки». Практика в выразительном чтении текста по ролям, пересказ текста (с дополнительным речевым заданием).

1

Тоже, № 5 (4).

№ 8

Конспектирование, практика диалога.

Составление простейшего конспекта по рассказу учителя. Уточнение смысла пословицы «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Практика диалогической речи, обучение диалогической речи с опорой на ситуацию. Расширение знаний об окружающем.

1

Тоже, № 6 (4).

№ 9

Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста.

Ознакомление с пословицей «Учиться никогда не поздно», уточнение ее смысла. Работа над развитием внимания, развитие мелкой моторики кистей рук. Практика в чтении незнакомого текста и беседа по его содержанию.

1

Тоже, № 7 (5).

№ 10

Значение многозначных слов. Пословицы-синонимы.

Работа над определением значения многозначных слов «урок» и «грамота». Работа над усвоением пословиц «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно». Пословицы-синонимы. Работа по формированию образа слова. Практика в монологической речи (с дополнительным речевым заданием).

1

Тоже, № 8 (3).

№ 11

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 1. Закрепление знаний.  Речевая  игра.

1

Тоже, № 9.

№ 12

Промежуточное  обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

1

Тема № 2: «Каков разум — таковы и речи»

№ 13

Знакомство со словами-паразитами. Аудирование.

Тренировка в восприятии содержания текста на слух (аудирование). Ознакомление с понятием  «слова- паразиты». Практика в чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию.

1

Тоже, № 10 (3).

№ 14

Крылатые выражения, пословицы, их смысл; практика чтения по ролям.

Крылатое выражение «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», пословица «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», уточнение их смысла. Развитие речи, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации.  Практика в выразительном чтении по ролям.

1

Тоже, № 11 (5).

№ 15

Значение слов, понятие «синоним».

Определение и уточнение значения слов «классик», «классика». Развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа. Работа над расширением словарного запаса. Понятие «синоним». Развитие диалогической речи по теме.

1

Тоже, № 12 (2).

№ 16

Пословицы, их смысл; составление из данных слов предложений.

Ознакомление с Пословицами: «Язык голубит, язык и любит», «Язык до Киева доведет», «Ласковым словом и камень растопишь», выяснение их смысла. Практика в чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию, подбор синонимов. Развитие пространственного восприятия, мелкой моторики кистей рук. Составление предложений по заданным словам.

1

Тоже, № 13 (4).

№ 17

Понятия «устная речь» и «письменная речь»; «образ слова».

Ознакомление с понятиями «устная речь» и «письменная речь». Разучивание скороговорок. Развитие речевой моторики, речи, фонематического слуха. Чтение незнакомого текста и беседа по его содержанию. Работа над «образом слова».

1

Тоже, № 14 (5).

№ 18

Рассказ по разрезным картинкам; практика монолога.

Восстановление последовательности рассказа по разрезным картинкам. Практика в монологическом высказывании на основе рассказа Л. Каминского «Понедельник — день тяжелый». Работа над развитием внимания и  речи, мышления и пространственного восприятия.

1

Тоже, № 15 (3).

№ 19

Контрольный урок.

Урок контроля и закрепления знаний по темам № 1 и № 2.  Словесная игра.

1

Тоже, № 16 (2).

Тема № 3: «Кто рано встает, тому Бог дает»

№ 20

Пословицы, их переносный смысл; определение времени.

Пословица «Кто рано встает, тому Бог дает» и определение ее переносного смысла. Работа по развитию произвольной деятельности, зрительно-моторной координации и пространственного восприятия. Обучение определению времени по стрелочным часам. Восстановление последовательности действия по разрезным картинкам. Работа по расширению знаний об окружающем (время и способы его измерения), практика в осмысленном чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию.

1

Тоже, № 19 (3).

№ 21

Значение слов; рассказ по последовательным картинкам.

Работа по уточнению значений слов. Ознакомление со словом «обсерватория». Работа по развитию пространственного восприятия, логического мышления. Составление рассказа по последовательным картинкам. Обучение определению времени по стрелочным часам. Практика в выразительном чтении текста по ролям и его пересказе.

1

Тоже, № 20 (5).

№ 22

Пословица, определение времени; практика чтения.

Пословица «Делу — время, потехе — час». Работа над развитием внимания, расширением его объема, формированием зрительно-моторной координации, развитием речи. Обучение определению времени по стрелочным часам. Практика в осмысленном чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию.

1

Тоже, № 21 (5).

№ 23

Рассказ по разрезным картинкам, составление монолога; практика чтения текста с пересказом.

Восстановление последовательности рассказа по разрезным картинкам и составление по ним монологического высказывания. Обучение мышлению (обобщение), развитие мелкой моторики. Работа по расширению знаний об окружающем (необычные часы). Практика чтения знакомого текста и его пересказ.

1

Тоже, № 22 (4).

№ 24

Практика определения времени и чтения знакомого текста.

Работа над расширением знаний об окружающем (часы механические, электрические, электронные). Работа над развитием внимания и увеличением его распределения, пространственного восприятия, мелкой моторики, логического мышления Самостоятельная работа по определению времени по стрелочным часам.  Практика чтения знакомого текста.

1

Тоже, № 23 (5).

№ 25

Пословица, подбор ситуации к ней; план по опорным словам.

Работа по развитию произвольной деятельности, зрительно-моторной координации, восприятие речи, звукобуквенного анализа. Работа по расширению знаний об окружающем (какие бывают календари). Пословица «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и подбор ситуации к ней. Практика в осмысленном чтении незнакомого текста и беседа по его содержанию. Составление плана по опорным словам.

1

Тоже, № 24 (5).

№ 26

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 3. Развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и произвольной деятельности. Работа над «образом слова». Работа над развитием внимания и увеличения его распределения, развитием памяти. Составление плана текста и пересказ  по плану.

1

Тоже, № 25 (5).

Тема № 4: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

№ 27

Пословица, их переносный смысл; рассказ по последовательным картинкам.

Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и раскрытие ее переносного смысла. Расширение знаний об окружающем (старинные единицы измерения). Работа над развитием внимания и расширением его объема, развитием мелкой моторики, пространственного восприятия, зрительного восприятия. Составление рассказа по последовательным картинкам. Практика осмысленного чтения незнакомого текста.

1

Тоже, № 26 (7).

№ 28

Пословицы, их переносный смысл; практика пересказа текста.

Пословицы «Поспешишь — людей насмешишь», «Семь бед — один ответ» и определение их переносного смысла. Работа по расширению знаний об окружающем (метрическая система мер, понятие «эталон»). Работа над развитием внимания, расширением его объема. Работа над развитием зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, наблюдательности, мелкой моторики. Практика пересказа текста.

1

Тоже, № 27 (7).

№ 29

Пословицы, их переносный смысл; разучивание скороговорки.

Пословицы «Не зная броду, не суйся в воду», «Тише едешь — дальше будешь», уточнение их переносного смысла. Работа над развитием внимания (расширение его объема), речевой моторики. Обучение выделению существенного (по рисункам). Расширение  знаний об окружающем (единицы измерения и измерительные приборы). Разучивание скороговорки «Портной клин с приподклинком выкроил и перекроил, перекроил и выкроил». Практика осмысленного чтения незнакомого текста и беседа по его содержанию.

1

Тоже, № 28 (6).

№ 30

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 4. Работа над развитием внимания (расширение его объема). Практика чтения знакомого текста, пересказ текста с дополнительным речевым заданием.

1

Тоже, № 29 (4).

№ 31

Контрольный урок.

Урок контроля и закрепления знаний по темам № 3 и № 4. Словесная игра.

1

Тема № 5: «Ангел на Землю спустился и сказал: "Христос родился!"»

№ 32

Гимнастика-релаксация;  восприятие на слух  песни, извлечение из неё информации.

Развитие внимания, зрительно-моторной координации, произвольной деятельности, мелкой моторики кистей рук, мышления. Работа по расширению знаний об окружающем (почему и когда мы празднуем Новый год). Обучение гимнастике-релаксации. Восприятие на слух песни о Новом годе, извлечение из нее интересующей информации. Практика в чтении незнакомого текста и организация контроля его понимания.

Тоже, № 33 (6).

№ 33

Рассказ по разрезным картинкам; практика чтения с контролем понимания содержания текста.

Составление рассказа по разрезным картинкам. Работа над развитием внимания, мышления, речи. Работа по расширению знаний об окружающем (праздник Рождество Христово). Практика чтения и организация контроля понимания содержания незнакомого текста.

1

Тоже, № 34 (4).

№ 34

Рассказ по последовательным картинкам, плана текста и краткий пересказ.

 Составление рассказа по последовательным картинкам. Работа над развитием памяти, речи, мышления. Составление плана текста и краткий пересказ. Тренировка зрительной памяти.

1

Тоже, № 35 (3).

№ 35

Промежуточное  обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

1

№ 36

Промежуточное  обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

1

Тема № 6: «Мороз и солнце — день чудесный!»

№ 37

Работе с текстами, практика чтения незнакомого текста.

Обучение работе с текстами. Работа над формированием внимания, зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа, мышления. Практика в чтении незнакомого текста. Расширение знаний об окружающем (декабрь).

1

Тоже, № 36 (4).

№ 38

Кубики Никитиных; чтение подготовленного текста, работа по нему, с опросом.

Тренировка зрительной памяти. Обучение работе с кубиками Никитиных. Развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, мышления, памяти, речи. Расширение знаний об окружающем (январь). Опрос по чтению подготовленного текста и организация работы по тексту.

1

Тоже, № 37 (2).

№ 39

Пересказ текста с помощью составления плана; повторение фразеологических оборотов.

Работа по подготовке пересказа текста с помощью составления плана и пересказа текста. Работа по развитию фонематического слуха, речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (февраль). Организация повторения фразеологических оборотов, изученных в I полугодии.

Тоже, № 38 (2).

Тема № 7: «Уж тает снег, бегут ручьи, а окно повеяло весною…».

№ 40

Восприятие на слух  песни, извлечение из неё информации; практика чтения  незнакомого текста с беседой по содержанию.

Развитие внимания, мелкой моторики кистей: рук, расширение знаний об окружающем (март). Восприятие на слух песни о весне и извлечение из нее необходимой информации. Упражнение-лабиринт «Охотник». Практика чтения  незнакомого текста и беседа по его содержанию.

1

Тоже, № 39 (4).

№ 41

Понятие «антонимы»; чтение подготовленного текста с опросом.

Лексическая работа по тексту. Понятие «антонимы». Обучение работе с кубиками. Опрос учащихся по чтению подготовленного текста. Развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации, речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (апрель).

1

Тоже, № 40 (2).

№ 42

рассказа по разрезным картинкам. Пересказ текста по плану. Составление рассказа по заданной теме

Составление рассказа по разрезным картинкам. Пересказ текста по плану. Составление рассказа по заданной теме. Развитие речи, мышления, памяти, зрительно-моторной координации. Расширение знаний об окружающем (май).

1

Тоже, № 41 (2).

Тема № 8: «Лето» (тему формулируют учащиеся)

№ 43

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста.

Обучение работе с кубиками. Восприятие на слух песни о лете и извлечение из нее интересующей информации. Развитие мелкой моторики кистей рук, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления. Расширение знаний об окружающем (июнь). Практика осмысленного чтения незнакомого текста.

1

Тоже, № 42 (4).

№ 44

Тренировка зрительной памяти повторения и закрепление фразеологических оборотов.

Тренировка зрительной памяти. Развитие зрительной памяти, речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (июль). Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Организация повторения и закрепление фразеологических оборотов, изученных в I полугодии.

1

Тоже, № 43 (2).

№ 45

Опрос по чтению подготовленного текста. Обучение краткому пересказу.

Составление рассказа по разрезным картинкам. Опрос по чтению подготовленного текста. Обучение краткому пересказу. Развитие речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (август).

1

Тоже, № 44.

Тема № 9: «Листья желтые над городом кружатся...»

№ 46

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста с контролем понимания его содержания.

Обучение работе с кубиками. Практика осмысленного чтения незнакомого текста и организация контроля его понимания. Развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Расширение знаний об окружающем (сентябрь).

1

Тоже, № 45 (3).

№ 47

Понятия «диалектные» и «просторечные» слова, пересказ по «опорным» словам; повторения пройденного.

Понятия «диалектные» и «просторечные» слова. Составление пересказа по «опорным» словам. Опрос по чтению подготовленного текста. Развитие внимания, мелкой моторики кистей рук, речи, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, мышления. Расширение знаний об окружающем (октябрь). Организация повторения материала, пройденного в I полугодии.

1

Тоже, № 46 (5).

№ 48

Восприятие на слух  песни, извлечение из неё информации; разучивание стихов «с голоса».

Разучивание стихотворения «с голоса». Восприятие на слух песни об осени, извлечение из нее интересующей информации. Развитие мышления, зрительно- моторной координации, речевой моторики, речи, памяти, навыков рисования. Расширение знаний об окружающем (ноябрь).

1

Тоже, № 47 (2).

№ 49

Обобщение.

Обобщающий урок по темам № 5, 6, 7, 8, 9. Практика чтения незнакомого текста и контроль его понимания. Самостоятельная работа и ее анализ.

1

№ 50

Контрольный урок.

Урок контроля и закрепления знаний по темам

№ 5, б, 7, 8, 9. Игра «Проще простого».

1

Тема № 10: «Пойду плясать, никому не удержать»

№ 51

Конспектирование; тренировка памяти, навыков чтения  «про себя».

Обучение составлению простейшего конспекта. Обучение приемам тренировки памяти. Развитие пространственного восприятия, памяти, мышления, навыков чтения  «про себя».

Расширение знаний об окружающем (государственные праздники). Практика осмысленного чтения  незнакомого текста и составление плана. Повторение материала, изученного в I полугодии.

1

Тоже, № 52 (5).

№ 52

Практика осмысленного чтения незнакомого текста, беседа по его содержанию; повторение изученного.

Обучение приемам тренировки памяти. Развитие памяти, мышления, речи. Расширение знаний об окружающем (обычаи и традиции). Практика осмысленного чтения незнакомого текста и беседа по его содержанию.  Повторение материала, изученного в I полугодии.

1

Тоже, № 53 (1).

№ 53

тренировка памяти, навыков чтения  «про себя»; графический диктант.

Развитие мелкой моторики кистей рук, пространственного восприятия, мышления, умение следовать инструкции. Расширение знаний об окружающем (профессиональные праздники). Обучение приемам тренировки памяти. Обучение чтению «про себя» для получения интересующей информации. Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Графический диктант.

1

Тоже, № 54 (3).

№ 54

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 10. Составление рассказа по разрезным картинкам. Аудирование песни о Великой Отечественной войне. Беседа по теме.

Самостоятельная работа.

1

№ 55

Промежуточное  обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

1

Тема №11: «Где любовь да совет, там и горя нет!»

№ 56

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения текста.

Развитие внимания, мышления, пространственного восприятия, навыков чтения «про себя». Обучение работе с кубиками Никитиных. Практика осмысленного чтения текста. Лексическая работа.

Тоже, № 56 (6).

№ 57

Переносный смысл пословиц, тренировка памяти; практика осмысленного чтения текста.

Работа по определению переносного смысла пословиц о семейных отношениях. Обучение приемам тренировки памяти. Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Развитие речи, мышления, мелкой моторики кистей рук.

1

Тоже, № 57 (3).

№ 58

Автоматизацией пословиц, восприятие на слух  песни, извлечение из неё информации.

Развитие внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики кистей рук. Работа над автоматизацией пословиц в речи. Восприятие на слух  песни, извлечение из нее интересующей информации. Практика осмысленного чтения незнакомого текста, организация контроля его понимания.

1

Тоже, № 58 (3).

№ 59

Переносный смысл пословиц,  конспект рассказа с помощью пиктограмм.

Определение переносного смысла пословиц: «В сиротстве жить — только слезы лить», «В семье не без урода». Составление конспекта рассказа учителя при помощи пиктограмм. Практика чтения незнакомого текста и работа с ним. Развитие памяти, зрительного восприятия, речи, мышления.

1

Тоже, № 59 (3).

№ 60

Понятие «генеалогическое древо», графический диктант.

Ознакомление с понятием «генеалогическое древо». Чтение незнакомого текста и организация контроля его понимания. Графический диктант. Развитие пространственного восприятия, мелкой моторики кистей рук, произвольной деятельности, речи, умения следовать инструкции. Расширение знаний об окружающем.

1

Тоже, № 60 (4).

№ 61

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 11. Практика чтения незнакомого текста «про себя» и контроль его понимания. Графический диктант.

1

Тема №12: «Где родился, там и пригодился»

№ 62

Значение слов, практика осмысленного чтения незнакомого текста с анализом; работа с картиной.

Расширение знаний об окружающем (Моя Родина — Россия). Развитие внимания, расширение его объема, зрительно-моторной координации. Уточнение значений слов «федерация», «патриотизм». Практика осмысленного чтения незнакомого текста и его анализ. Обучение работе с картиной.

1

№ 63

Переносный смысл пословиц; практика чтения незнакомого текста, пересказ.

Ознакомление с пословицами: «Своя земля и в горсти мила», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Дома и стены помогают», «Своя рука — владыка» и определение их переносного смысла. Расширение знаний об окружающем (Мой родной город). Практика чтения незнакомого текста и его пересказ.

1

№ 64

Активизация в речи изученных пословиц; графический диктант; работа с картой.

Активизация в речи изученных ранее пословиц. Графический диктант. Расширение знаний об окружающем (наш микрорайон). Обучение работе с картой. Чтение незнакомого текста и организация работы по нему. Развитие речи, мышления, пространственного восприятия, мелкой моторики кистей рук.

1

№ 65

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 12.

1

№ 66

Контрольный урок.

Урок контроля и закрепления знаний по темам № 10, 11, 12.  Словесная игра (итоговая).

1

№ 67

Обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

1

№ 68

Обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Аналитический отчёт педагога-психолога по диагностической работе , проведённой в целях решения проблемы детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы .

Аналитический отчёт педагога-психолога по диагностической работе ,  проведённой  в  целях решения проблемы детей,испытывающих трудности в освоении школьной программы  ....

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Программа учителя - дефектолога для детей 1-4 класс с трудностями в обучении

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоорики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: 1. формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирова...

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков "Школа - наш общий дом"

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию необходимых для усвоения  программного материала умений и навыков "Школа - н...