Главные вкладки

    Доклад на тему: "Организация индивидуального обучения учащихся с синдромом Дауна" - выступление на Общероссийской конференции
    материал на тему

    Доронина Марина Юрьевна

    Доклад на тему: "Организация индивидуального обучения учащихся с синдромом Дауна" - выступление на Общероссийской конференции.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация индивидуальной работы с учащимися с синдромом Дауна.

    Проблема обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, оказание им своевременной комплексной психолого-педагогической помощи в последние годы стала предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования.

    Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений. Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается — от легкой степени умственной отсталости до тяжелой. Также практически у всех детей с синдромом есть проблемы с речью.

    Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания.

    Чтобы грамотно осуществлять коррекционную образовательную  работу с такими детьми в условиях индивидуального обучения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития, но у всех оно выражено по-разному.

    Несмотря на значительные индивидуальные различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

    1.Медленное формирование понятий.

    -  Снижение темпа восприятия.

    -  Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения    материала.

    - . Низкий уровень обобщения материала.

    - . Замедленное формирование ответа.

    2.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность).

    3.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

    4.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

    Целью коррекционно-развивающего обучения  детей с синдромом Дауна является развитие потенциальных познавательных возможностей, привитие трудовых и социально-значимых умений и навыков для дальнейшей возможной  интеграции в социум. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество жизни.

    Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

     - формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;

    - формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи на доступном уровне;

    - развитие элементарных  трудовых умений и навыков;

    - включение в совместные групповые занятия физической культурой, используя физические возможности ребёнка;

    - формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

    - развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности;

    - расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем мире.

    Основными дидактическими принципами  обучения  детей с синдромом Дауна являются:

    ∙ Задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения.

    ∙ Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей.

    ∙ Занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.

    Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

    Сенсорное воспитание - начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

    Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками , а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

    Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.

    Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными индивидуальными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка с синдромом Дауна, что способствует успешности социально-психологической адаптации ребёнка  в современном обществе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    доклад на тему: "Организация подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обществознанию"

    Выступление на школьном методическом объединении по теме: "Организация подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обществознанию" содержит опыт организации данной подготовки в школе....

    Опыт интегрированного обучения ребенка с синдромом Дауна в ДОУ.

    Пятый принцип Декларации прав ребенка гласит: «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота...

    Слайды презентации выступления на педсовете по теме "Организация работы со слабоуспевающими учащимися"

    Несколько слайдов выступления на педсовете "Организация работы со слабоуспевающими детьми"...

    Результаты успешного обучения детей с синдромом Дауна.

    В моей логопедической практике с детьми синдромом Дауна я работаю впервые. Мною накоплен небольшой опыт работы с данной категорией детей. Особенно хочется отметить работу по развитию речи, т.к. имен...

    Доклад. Тема: «Формирование трудовых навыков у детей с синдромом Дауна».

    Доклад о приобщении аномальных детей к доступно-трудовой деятельности....

    Доклад на тему: «Организация и проведение школьных олимпиад как механизм обеспечения индивидуальных образовательных достижений» 2014 год.

    Выступление учителя математики первой квалификационной категории Шевченко Н. П. на заседании педагогического совета Лицея №17 (14.11.2014)...

    Доклад по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии"

    Доклад по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии"...