Логопедический проект как одна из форм работы с обучающимися и их родителями в условиях школьного логопункта.
статья на тему

Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания и умения. Необходимо  взаимодействие  логопеда, учителя и родителей. Проектная деятельность позволяет привлечь взрослых к активному участию в коррекционном процессе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_o_proektah.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект как одна из форм работы с обучающимися и их родителями в условиях школьного логопункта.

                             

Уже несколько лет наша школа работает в соответствии с ФГОС нового поколения. В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает в том числе "разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности". Одной из таких форм является проект.  

Логопедическая коррекционная работа в школе направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. На начальном этапе логопедической работы главной задачей является нормализация звуковой стороны речи. В дальнейшем в процессе логопедических занятий постоянно осуществляется работа по овладению детьми навыками полноценного чтения и письма.  Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания и умения. Необходимо  взаимодействие  логопеда, учителя и родителей. Так как ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если нет помощи семьи, то возникла идея создания проекта по закреплению правильного произношения звуков в устной речи и при чтении родителями. Данная форма работы позволяет привлечь взрослых к активному участию в коррекционном процессе.  Совместно выполняя задания по подбору материалов с закрепляемым звуком, взрослые могут проконтролировать его у своих детей и тем самым помочь автоматизации данного звука. Составляя и прочитывая задания для наглядно-дидактического пособия, родители привлекают внимание детей к собственной речи, контролируя правильное и осознанное чтение своих школьников. Весь материал для закрепления правильного произношения звуков и совершенствованию навыков полноценного чтения и письма может пригодиться и другим обучающимся с подобным нарушением речи.

В нашей школе логопедические проекты с привлечением родителей проходят не первый год.

Один год первоклассники со своими родителями участвовали в проекте "Капризный звук л".  Главная цель - автоматизация звука [л] в связной речи. Результатом проведённой работы является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука [л] в речи и создание дидактического материала для автоматизации звука [л], подобранного с помощью родителей. Наиболее интересные подборки вошли в брошюру "Будем говорить правильно Л". Этот буклет используют на коррекционных логопедических занятиях, а так же в домашних условиях родители для закрепления правильного произношения твёрдого звука л.

На следующий год второклассники с помощью взрослых в рамках проекта "Логопедическая мастерская" создавали наглядно-дидактический материал в форме различных предметов, где были подобранны задания для  закрепления правильного произношения звуков и совершенствование навыков полноценного чтения.

Также в условиях нашего логопункта реализовывался проект для обучающихся 2-х классов "Расскажи о новой жизни букета". В процессе этой работы ученики не только пробовали вырастить розы из черенков, но и учились рассуждать, объяснять свою практическую работу, составлять и записывать рассказы, делать сообщения, общаться и договариваться друг с другом. Данный материал рекомендован учителям-логопедам, учителям начальных классов и родителям.

Для логопедического проекта, как и для любого другого, определяют:  

- Цель

-  Задачи

- Участников проекта

- Тип проекта

- Сроки реализации

- Предполагаемые результаты проекта

Проект проходит определённые этапы:                    

1 этап — организационный.

- Совместное обсуждение темы и цели проекта.

- Формирование задач и вырабатывание плана действий. Установление сроков выполнения.

2 этап — основной (практический).

- Сбор материала.

- Создание проектного продукта.


3 этап — заключительный.

- Презентация проекта.        

Опыт реализации логопедических проектов позволяет сделать вывод о том, что использование этой формы работы с обучающимися с нарушением устной и письменной речи  позволяет  повысить  эффективность коррекционно-развивающих логопедических занятий, способствует активизации познавательной деятельности  обучающихся, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции.

Интернет ресурсы:                  

1.  Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/

2. Логопедический проект «Рука об руку» http://berezka.sokik.ru/logopedicheskij_proekt.html

3. Картинки для брошюры http://yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый школьный проект как одна из форм развития творческой одаренности

Выступление на Окружном семинаре учителей информатики...

Педагогический проект на тему: "Устав коллектива, как одна из форм работы с родителями обучающихся"

...при работе с родителями обучающихся приходится сталкиваться с различными типами родительского поведения, некоторые родители не совсем понимают правила организации и специфику деятельности детского ...

Мини-проект как одна из форм деятельности на уроках информатики в 5 классе в условиях ФГОС

Данная презентация рассказывает об использовании мини-проектов на уроках информатики в 5 классе в рамках ФГОС.Представлены примеры проектов, которые можно реализовать на уроке и (или) в качестве домаш...

Проект как одна из форм воспитания толерантности в школьной среде

Обмен опытом с педагогами по формированию толерантности...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье изложены пояснения и рекомендации по написанию, работе изащите индивидуальных учебных и творческих проектов...

Защита проекта как одна из форм работы на уроках литературы и краеведения

Учебная деятельность ученика и учителя, в основном, сосредотачивается на уроке- главной составной части образовательного процесса. В арсенале современного учителя существует много разнообразных  ...