Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики при подготовке руки к письму"
    консультация на тему

    Письмо называют базовым навыком, т. е. навы­ком, на котором практически строится все даль­нейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему важным параметром школьной зрелос­ти является уровень развития моторики кисти ве­дущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правиль­ной координации движений всего тела.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_pri_podgotovke_ruki_k_pismu.doc733.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики

     при подготовке руки к письму

    Письмо называют базовым навыком, т. е. навы ком, на котором практически строится все даль нейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему важным параметром школьной зрелос ти является уровень развития моторики кисти ве дущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правиль ной координации движений всего тела.

    Исследования психологов и физиологов показы вают, что в начале обучения письму дети сосредо точивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и правильность выполнения каждого графического элемента. На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать, что нужно не только «писать какую-то букву», но и «как это сделать» правильно.

    Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести-семи лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закон чено окостенение костей запястья и фаланг паль цев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирова ния сложно координированных двигательных дей ствий, низка выносливость к статическим нагруз кам. Формирование этих функций завершается к 10—13 годам.

    При этом возраст шести-семи лет является наи более подходящим периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя трениро вочные упражнения, можно достичь хороших ре зультатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).

    Характерной особенностью письма на данном этапе является выписывание каждого элемента в отдельности, и поэтому, хотим мы этого или не хо тим, требуем ли безотрывного написания буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может вы полнить это наше требование. И пусть под строгим взглядом учителя или родителя он не будет отры вать руку от тетради, но обязательно прервет дви жение, остановится для того, чтобы понять, что делать дальше. А вместо того, чтобы расслабить мышцы в этот момент, дать им отдых, он будет «держать» точку, создавая тем самым еще более трудное статическое напряжение.

    При помощи специальных датчиков, прикреп ленных к стержню шариковой ручки, специалис ты получили наглядную схему, структуру движе ний, вычислили время движения и продолжитель ность паузы на этапе обучения письму. При этом время движения, необходимое для написания од ного элемента буквы практически равно времени паузы, а значит, время, необходимое для осознания последующего действия практически равно времени самого движения. Вот почему так мед ленно и напряженно пишут дети и нельзя их то ропить.

    Специальные исследования показали, что ин струкция «пиши как можно быстрее, еще быст рее» не сокращает времени самого движения (фи зиологические механизмы регуляции движения не позволяют этого сделать), и тогда приходится сокращать время паузы, столь необходимой для осознания, «что и как дальше делать». И, конеч но, страдает качество письма, тормозится форми рование навыка. Первый этап обучения продол жается довольно долго, практически в течение целого года. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недо статком и расстройством моторики, у детей с за держкой психического развития и отклонениями в состоянии здоровья.

    По мнению большинства учителей, хорошими упражнениями являются письмо «в воздухе», леп ка букв из пластилина, конструирование букв из их элементов. Не менее важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообраз ных изобразительных графических умений.

    Сейчас мы подробно остановимся на раз личных видах игр, связанных с рисованием, штри ховкой, развитием графических навыков. Логичнее всего идти от простого к сложному, от заданий для самых маленьких к заданиям для старшего до школьного и младшего школьного возраста.

    В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углуб ляется эмоциональное отношение к действитель ности, но и формируются элементарные графичес кие умения, столь необходимые для освоения пись ма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисо вание черными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гу ашью и т. д.

    1. Рисование пальчиками.

    Развитию мелкой моторики очень способствует рисование пальцами, которое актуально для детей младшего дошкольного возраста. Каждый педагог и родитель понимает, как важно развивать в ре бенке творческое начало. Самый доступный спо соб — заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, об разное мышление и вкус. Маленьким художникам очень, понравятся так называемые пальчиковые краски.

    Они безопасны для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов. Поэтому, когда ребенок в творческом порыве потянет пальчики в рот, можете не волноваться.

    Этими красками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне, и на стекле. Они не капа ют, не образуют клякс, легко смываются со стекол и рук. Их можно без труда отстирать с одежды. Густые краски можно приготовить и самостоятель но по такому рецепту: крахмал + пищевой краси тель + вода + мыльная стружка.

    Когда ребенок маленький, занимаясь с ним со вместным творчеством, не рисуйте ему сложных об разов людей и животных. Рисуйте только «каляки- маляки», то есть то, что он тоже может (или вскоре сможет) рисовать. Затем переходите к различным фигурам: прямым и волнистым линиям, кругам, овалам, квадратам и треугольникам — и закраши вайте их. На первых порах, пробуя помочь вам за красить, пусть ребенок хотя бы попадает внутрь нарисованной вами фигурки своим пальцем, мелком или крупной кисточкой (с надетым на обратном кон це резиновым наконечником!).

    Маленькие дети после двух-трех минут занятий одним видом деятельности теряют к нему интерес. Поэтому, когда вы увидите, что ребенок уже про сто возит рукой по рисунку или хватает краски, чтобы предупредить разбрызгивание краски по сте нам и разбрасывание мелков, перенесите его в дру гое место и увлеките чем-нибудь другим.

     2. Игры, сопряженные с рисованием.

    Если у ребен ка плохо развита моторика, то при обучении пись му у него могут возникнуть проблемы. Чтобы этого не произошло, больше играйте с ним в игры, со пряженные с рисованием. Например, можно напе регонки обводить квадратики или кружочки. Сей час в продаже много различных трафаретов всевоз можных геометрических фигур, птиц, животных, разнообразных лекал с линиями, но можно изгото вить их и самим.

    Если ваш ребенок мал для того, чтобы держать в руках карандаш или ручку, то предложите ему следующую игру (хотя можно играть и с каран дашом).

    «Дорожки» Нарисуйте на стартовой прямой несколько «ма шин»-точек (не больше трех), которые ребенок дол жен привести к финишу:

     «Колобок» Изобразите точками домик бабушки и дедуш ки, зайца, волка, медведя и лису. А теперь пусть ребенок «уходит» пальчиком по «дорожке» от каж дого из «героев» сказки, проговаривая слова Ко лобка: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, и от тебя, Медведь, уйду!» и т. д.

     «Помощник» Возьмите кусок линолеума, плотной клеенки или готовый планшет для работы с пластилином. Поставьте на него в одну линию 2—3 игрушки от «киндер-сюрпризов». Лучше их закрепить с по мощью пластилина. Маркерами разных цветов проведите от игрушек запутанные линии. В кон це линий проведите черту — это будет старт. Ря дом со стартом посадите любимую игрушку ва шего ребенка. Предложите ребенку помочь плю шевому другу найти дорогу к каждой игрушке на планшете. Ребенок ставит пальчик на старт и ведет им по одной из линий, пока не дойдет до игрушки. В конце игры спросите, к какой игруш ке, линия какого цвета ведет. Игрушки и линии каждый раз можно менять (линолеум очень хо рошо моется).

    «Спасатель» На том же планшете можно поиграть и в дру гую игру. Нарисуйте маркером одного цвета мы шек, а маркером другого цвета — кошек (рисун ки могут быть условными, например, мышки — кружочки, а кошки — треугольники). Нужно спа сти мышек от кошек: обвести всех мышек одной линией, при этом не захватив ни одной кошки в очерченный круг.

    Для развития точности и уверенности движе ния руки используются игры, в которых детям не обходимо проводить параллельные линии в опре деленном направлении.

    « Лабиринты » Для проведения длинных параллельных линий поиграйте в «лабиринты». Суть игры состоит в том, чтобы продвигаться по заранее нарисованному ла биринту. Хорошо, если лабиринты вы будете рисо вать сами (взрослый — ребенку, а ребенок — взрос лому) позатейливее и позапутаннее. Это и интерес нее, и пространственное мышление развивает.

    «Пора домой!» Ребенок должен помочь маме-курице и маме-утке собрать своих детей. Задача — точными прямыми линиями соединить между собой с утку с утятами и курицу с цыплятами.

    « Парашютисты » В верхней части листа нарисуйте несколько раз ноцветных маленьких кружочков. Это парашюти сты. Внизу небольшой круг — место приземления. Ребенок должен точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашю тистов.

    «Охотник и волк» Нарисуйте на одном конце листа охотника с ружьем, на другом — волка. Охотник должен «вы стрелить» и «убить» волка. Ребенок должен соеди нить дуло ружья прямой линией с фигурой волка, не отрывая при этом карандаш от бумаги.

    «Обводим контур» Хорошей тренировкой для написания линий является обведение готовых рисунков. Их можно нарисовать самим, а можно воспользоваться гото выми. Например, рисунки для раскрашивания, которые ребенок уже заштриховал. На первом эта пе предложите ребенку обводить контур цветными ручками или карандашами поэтапно, каждую де таль отдельно. Далее пусть он попробует обвести всю деталь без отрыва, а затем и весь рисунок.

    Следующий этап сложности — перевести кар тинку на другой лист с помощью копировальной бумаги или прозрачного листа (это может быть ка рандаш и калька, маркер и прозрачный пластико вый лист)

     «От цифры к цифре» Существует еще один интересный и не менее увлекательный способ развивать графические на выки вашего ребенка. Если ваш малыш уже зна ком с цифрами и умеет считать, то это задание для него. Возьмите любой не очень сложный рисунок, положите поверх него файл либо кальку. По кон туру рисунка расставьте цифры по порядку, так, чтобы при соединении цифр линиями получился тот же рисунок. Под каждой цифрой поставьте точ ку. Шаблон готов. Теперь вместе с ребенком поло жите перед собой заготовку с цифрами и точками. Двигаясь от цифры к цифре, ребенок соединяет точки, расположенные под цифрами. В итоге должен получиться первоначальный рисунок.

    2. ШТРИХОВКА

    Одним из видов подготовки дошкольника к пись му является раскрашивание. Для этого можно ис пользовать готовые альбомы для раскрашивания. При этом обращайте внимание ребенка на то, что бы изображение было закрашено достаточно тща тельно, ровно, аккуратно.

    Предложите ребенку задания, связанные со штриховкой. При их выполнении необходимо со блюдать правила штриховки: не выходить за кон туры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3—0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штри хами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. Для штри ховки можно использовать простой и цветные ка рандаши, фломастеры и цветные ручки.

    Внимание: при первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна, и ребенок возвращается к ней сам. Помните о том, что по рисункам можно про следить совершенствование мускульного аппарата.

    3. ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

    С ребенком старшего дошкольного возраста, ис пользуя методику плоскостного моделирования, вы можете вместе составить оригинально оформленную азбуку, рисунки которой составлены из ограничен ного количества плоских геометрических фигур. В основу составления этой азбуки положен принцип доступности и посильности, то есть со ставленные из геометрических фигур силуэтные рисунки изображают хорошо знакомые детям тех нические объекты, стилизованные изображения фигур животных, птиц, растений, а также пред метов быта. Составление такой азбуки вызывает у детей особый интерес. При этом у них развивает ся наблюдательность и память, мышление и вооб ражение, сообразительность. И это, конечно же, способствует более активному сознательному за поминанию буквы. Такая работа повышает инте рес детей к сознательной поисковой работе, вно сит в их деятельность элемент неожиданности, активизирует детское конструкторское творчество, обогащает словарный запас детей новыми терми нами, которые они потом смогут включить в свою активную речь.

    Название каждого силуэтного изображения в азбуке начинается с одного из звуков — твердого или мягкого, согласного или гласного. К каждому изображению сделайте буквенное обозначение, со ответствующее звуку, с которого начинается назва ние изображенной конструкции.

    Положительным моментом является то, что ее может изготовить любой родитель и даже ребенок, не умеющий рисовать. Ведь рисунки для этой аз буки составлены всего лишь из геометрических фи гур, получаемых разрезанием заготовки квадрат ной формы.

    При проведении игры требуются сделанные из бархатной бумаги детали для конструирования си луэтных изображений. Азбуку можно сделать на альбомных листах размерами 28,4 х 22,4 см. Стили зованные изображения для такого листа получа ются из заготовок квадратных форм размером 10 х 10 см. В качестве изображения самой бук вы (графемы) можно использовать карточки из кас сы букв.

    В рамках плоскостного моделирования возмож ны упражнения — рисование, соединенное со штри ховкой. Штриховка геометрических фигур разви вает точность и глазомер, закрепляет необходимые в обучении письму понятия «право», «лево», «верх», «низ» и т. д.

    Здесь много возможностей для творчества ребен ка: сам придумал, сам выложил, раскрасил, за штриховал. Штриховка становится занимательной, интересной, появляется возможность отрабатывать упражнения по штриховке без излишней нагрузки на детей в игровой форме.

    Для проведения упражнений по штриховке ис пользуем рисунки, составленные из геометричес ких фигур, полученных разрезанием заготовки из плотной бумаги или картона размерами 7 х 7 см. Составленное силуэтное изображение нужной бук вы, а затем и геометрические фигуры обводятся карандашом. Далее ведется раскрашивание фло мастером или штриховка ручкой. Различное рас положение геометрических фигур по отношению друг к другу помогает ребенку отрабатывать штрих в различных направлениях: вправо, влево, вверх, вниз.

    4. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

    Развитие графических навыков — знакомство с тетрадным листом в клеточку, ориентировка в точ ке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого и нижнего правого угла, сере дины клеточки); формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке; размещать внут ри клеточки круг; соединять углы клеточек по диа гонали; вести волнообразные линии, не отрывая ка рандаша от листа бумаги и не выходя за горизон тальные строчки разлиновки — для ребенка не толь ко очень сложная, но и жутко нудная работа. Поэтому знакомить его со школьными видами дея тельности лучше всего играючи и постепенно. Очень удачной в этом отношении является, например, ме тодика Е. Корельской.

    (Е. Корельская «Веселые прописи» готовим руку к письму. Журнал «Дошкольное воспитание» №1,2,3,8 – 2000г.) По этой методике вся рабо та по развитию графических навыков сопровожда ется забавными стихами, которые очень оживляют однообразную работу.

    Для занятий необходимо купить тетрадь в круп ную клетку, в которой ребенок простым каранда шом (!) будет рисовать палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках, постепенно переходя к более сложным рисункам.

    Важной особенностью этой методики является то, что ребенок, выполняя тот или иной рисунок, не только совершает движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются и ребенок непроизвольно, зарисовывая что-то в тетра ди, начинает произносить строчки из них. Таким образом идет «оречевление» производимых действий.

    Другая особенность заключается в том, что в про цессе работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое це лое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен очень хорошо ее видеть и соизмерять свой рисунок с об разцом, данным в начале строчки. Если работа вы зывает затруднения, наметьте точками предстоящую работу. С помощью этой «опоры» ребенок научится правильно и ровно вести линию, не «выезжать» за клеточку. Вскоре его рука хорошо освоит движе ние, и ребенок сможет делать это самостоятельно.

    К новому рисунку переходите только тогда, ког да ребенок освоит какой-либо элемент или движе ние и сможет выполнить его самостоятельно. Ста райтесь отрабатывать элементы системно и поэтап но.

    5. Ну-ка, дорисуй-ка.

    Хорошим упражнением для развития четкости линий, координации движений является дорисо вывание рисунков по клеточкам. Задача ребенка — «увидеть» будущий рисунок, имея только его по ловинку, и закончить его самостоятельно. Причем строго в соответствии с тем, что предлагает начало рисунка.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка руки к письму-каллиграфические бордюры.

    В этом сборнике предлагаются образцы каллиграфических бордюров (при желании их можно модифицировать, как подскажет ваша фантазия) для рисования п...

    Некоторые приемы подготовки руки к письму

    В статье содержатся рекомендации для родителей по подготовке руки к письму детей дошкольного возраста....

    Программа по развитию мелкой моторики рук "Наши руки не для скуки"

    В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который ставит в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализац...

    Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

    СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

    Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

    Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

    Консультация для родителей "Некоторые приемы подготовки руки к письму"

    Упражнения направленные на развитие мелкой моторики...