Программа по развитию мелкой моторики рук "Наши руки не для скуки"
рабочая программа на тему

 

В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который ставит в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_ruki_ne_dlya_skuki.rar49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение «Романовский      специальный (коррекционный) детский дом  для детей с ограниченными возможностями         здоровья»

Рассмотрено                       Согласовано                              Утверждаю

на заседании МО                           зам. директора по УВР                           директор детского дома

протокол №_____                           ______Безнедельная О.К..                     ___________  Зель Г.И.

«___»_________20__г                    «___»________20__г                              «___»________20__г                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                   

                                                                                                          

                               Программа                                                      

               «Наши руки не для скуки»

             (Развитие мелкой моторики рук)

                                         Возраст  детей  5-8 лет

                             Срок реализации   программы   1 год

Автор:

Прищепа

                                                                                                                                        Вера Михайловна

                                                                                                                                          педагог I категории

        

        с. Романово, 2012 год

                                                        Пояснительная записка.

                                                                 

                                                                Введение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

В процессе деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление, а так же  мелкая моторика рук. А этот психический процесс у детей с ЗПР недостаточно развит по причине микроорганической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства и в процессе депривации.

          Из - за отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий и неправильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки обучаемости. Таким образом, возникает социальная ситуация, оказывающая негативное влияние на развитие ребенка:

  • Дефицит общения со взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных, познавательных процессов и  речи, а общение является для ребенка ведущим видом деятельности.
  • Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ребенка.
  • Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.
  • Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы с частыми обострениями, могут привести к нарушениям обменных процессов мозга, более стойкой задержке развития).
  • Разрыв с семьей.

           И чем длительнее дети находились в данной ситуации, тем более ярко выражены трудности в развитии.

           Сталкиваясь с данной проблемой на протяжении многих лет, возросла потребность в разработке программы «Наши руки не для скуки», предназначенной для детей в возрасте 5-8 лет с диагнозом - задержка психического развития. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций  развития,  решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, а так же  косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

        Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

        Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
  • Неумение работать ножницами и другими инструментами.
  • Трудности с овладением навыкам письма, неустойчивый почерк.
  • Очень медленный темп работы.
  • Недостаток интеллектуального развития.
  • Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.
  • Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка.

Так как в основном все дети, находящиеся в детском доме, испытали на себе синдром «социальной ситуации», описанной выше, необходимо предотвратить или преодолеть, потому что ребенку, не имея элементарных навыков развития, тяжело пройти школьный адаптационный период, связанный с базовыми учебными установками, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность школьного обучения.

Работу в этом направлении необходимо начинать с учащимися в возрасте до 9 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.  Именно на этом этапе, возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющую в известной степени компенсировать задержку психического развития. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь процесс развития ребенка.

   В воспитательном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение рук, избавляют от умственной усталости.

    Программа, составлена преимущественно с опорой на принцип «Учимся, играя», снижает тревожность, психическое напряжение, а также формирует ситуацию успеха через игровую деятельность.

          Одной из проблем современного общества является - развитие речевой компетентности детей. Дети с ЗПР испытывают затруднения в  речевом оформлении своих мыслей. Словесные ответы недостаточно точны, так как словарный запас резко ограничен, беден. Эти причины препятствуют полноценному общению с людьми, приводят к замкнутости, неуверенности в себе. А это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на развитие коммуникативных навыков. Исследователи отмечают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук формируют словесную речь ребенка, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

Чтобы помочь ребёнку, необходимо преодолеть проблемы  раннего развития, описанные выше. А для этого надо создать условия, позволяющие успешно развиваться в условиях детского дома.

Цели и задачи программы.

В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который ставит в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Цель программы:

  • Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.

      Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:

  • Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
  • Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.
  • Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений.      
  • Подготовка руки ребенка к навыкам письма.
  • Формирование у  детей предпосылок, требующих развитой двигательной сферы.
  • Развитие творческих способностей.

        Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации детей к разным видам деятельности; созданию психологического комфорта.

Эта программа даёт возможность проведения диагностики развития мелкой моторики рук, что позволяет реализовать принцип единства диагностики и  коррекции заложенный в концепции коррекционно - развивающего воспитания и позволяет планировать индивидуальную работу с детьми. Возможность непрерывного мониторинга обусловлена тем, что выполнение развивающих игр и упражнений предоставляют информацию о текущем уровне развития детей.

Программа составлена так, что она может быть использована не только на коррекционных занятиях, но и некоторые её элементы могут быть  введены в самоподготовку.

 Имеет место ориентирование на интеграцию оздоровительных процессов, использование педагогических технологий: игровых,  социально- коммуникативных; интерактивных форм; личностно-ориентированной системы; использование передового педагогического опыта.

Данная программа реализует следующие принципы:

  • коррекционно-развивающей направленности процесса;
  • индивидуализации обучения;
  • от простого к сложному;
  • комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья детей;
  • самоутверждения и самореализации  детей.

                             Организация и проведение занятий.

Предлагаемая программа коррекционно - развивающих занятий предназначена для детей с диагнозом - задержка психического развития, обучающихся по специальной коррекционной программе 7 вида.

Формы занятий в основном носят игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта  для развития личности ребенка.

Занятия, которые  способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один  раз в неделю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы (36 ч).

 В программе не дается точной разбивки  на возраст, так как дети   имеют разный уровень развития и по-разному усваивают предлагаемый материал, поэтому педагог самостоятельно планирует деятельность детей, опираясь на результаты диагностического обследования психологом и логопедом.

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук: формируются графические навыки, движения становятся плавными и ритмичными; развитие руки косвенно влияет на общее развитие ребенка: речи, памяти, внимания, мышления; повышается работоспособность головного мозга.

С целью определения эффективности проводимых занятий можно использовать методики тестирования В.А. Калябина – доцента кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ВГПУ; методику «Домик», разработанную Н.И. Гуткиной; методику «Дорожки» по Л.А. Венгеру; матометрический тест  Н. И.  Озерецкого  (см. Приложение).

Проведение коррекционных занятий по данной программе требует соблюдения следующих правил:

  • Педагог и дети находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.
  • Темп и скорость работы выбирают сами дети.
  • В ходе занятий не следует торопить детей.
  • Занятия строятся по принципу: «от простого к сложному».
  • В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя  дальнейшую работу.
  • Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы ребенок мог представить, что и как ему выполнять.
  • При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.
  • Работу проводить регулярно.
  • Занятия должны приносить ребенку радость.
  • Не допускать скуки и переутомления.

                            Формы подведения итогов реализации программы:

        В течение всего периода реализации программы поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • тестирование по индивидуальным карточкам,  самостоятельные работы,
  • выставки работ, участие в конкурсах.

К концу обучения дети

должны знать:

  • виды штриховки (простая и комбинированная);
  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “симметрия”, “трафарет”;
  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь:

  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку;
  • вырезать симметричные детали;
  • выполнять  четко прямые, извилистые, ломаные, отрывистые линии;
  • рисовать;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

                          Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Лечебная физкультура.

        Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами (1-2 минуты).

  1. Пальчиковая гимнастика.

        Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на каждом коррекционном занятии и самоподготовке 2-3 минуты.    

  1.   Графические упражнения.

            Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики пальцев и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, учат правильно держать ручку и карандаш, ориентироваться в пространстве, что очень важно в процессе деятельности.

  1. Развитие движений рук и ручной умелости.

        Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

  1. Подготовка к обучению письму.

        Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях. Первоначальное - ориентирование на листе бумаги, в начале нелинованной, на которой отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит от широких движений к более мелким. Упражнения данного раздела дают возможность воспринимать форму букв через тактильные и кинестические ощущения, вырабатывают умения владеть карандашом и ручкой,  проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз.

Содержание программы.

РАЗДЕЛЫ

         СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСЫ

I. Лечебная физкультура.

  1. Массаж, самомассаж.
  • Разминание.
  • Надавливание.
  • Пощипывание.
  • Потягивание за кончики пальцев.
  • Массаж кольцом и шариком «Су-Джок»
  1. Гимнастический комплекс.
  • Сжатие и разжатие кулака.
  • Поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки.
  • Вращение кистью рук.
  • Упражнения с карандашом, шариками, грецкими орехами.
  1. Упражнения, связанные с укреплением мышц руки.
  • Хватательные движения.
  • Работа с мячиками.

Используются на коррекционных занятиях, самоподготовке, во время игр, в свободное от занятий время, в течение 10-15 мин.

II. Пальчиковая гимнастика.

  1. Обыгрывание руками стихов, потешек по образцу педагога.

(по материалам сайта www.kindergenii.ru)

III. Графические упражнения.

  1. Прямые, извилистые, ломаные, отрывистые линии.
  •  «Дорожки»
  •  «Дождик»
  •   Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
  •   Проведи корабль, чтобы не сел на мель.
  •   Поездка по извилистой дороге.
  1. Штриховка.
  • Обведение по трафаретам фигур и их штриховка  (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).
  1. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша.
  2. Рисование  по точкам.
  3. Дорисуй рисунок и раскрась.
  4. Рисование узоров по образцу.
  5. Графические диктанты (по материалам сайта www.kindergenii.ru).

IV. Развитие движений рук и ручной умелости.

  1. Манипуляция с мелкими деталями.
  • Работа с конструктором (досуговая деятельность).
  • Пришивание пуговиц разных размеров с четырьмя отверстиями.
  • Нанизывание бусинок на проволоку и складывание фигур (зайчик, кораблик, украшения, цветок).
  • Обрывная аппликация «Яблоневый сад».
  1. Лепка из пластилина.
  • «Пластилиновая композиция» (выкладывание композиции из круп, макаронных изделий, бусин на пластилиновую основу).
  • Аппликация из шарикового пластилина.
  1. Работа с нитками, шнурками.
  • Вышивание по контуру швом «вперёд иголка».
  • Плетение косички.
  • «Улыбчивое солнышко»
  1. Складывание бумаги.
  • Изготовление изделий способом оригами простых конструкций (елочка, Дед Мороз, Снегурочка, рыбки, цветы, котик, космический корабль, морковка, мышка).
  1. Вырезание из бумаги и склеивание.
  • Изготовление игрушек с основой «конус».
  • Изготовление ажурных закладок.
  • Изготовление бус.
  • Прямое плетение ковриков из полосок бумаги.
  • Коллаж (вырезание рисунков и составление сюжетов).
  1. Рисование и раскрашивание.
  • Рисование различными материалами «Волшебные краски»
  • «Монотипия».
  •  «Печать листом».

2 занятия

1 занятие

2 занятия

2 занятия

2 занятия

2 занятия

1 занятие

1 занятие

9 занятий

2 занятия

2 занятия

3 занятия

2 занятия

2 занятия

1 занятие

1 занятие

1 занятие

V. Подготовка к обучению письму.

  1. От рисунка к букве.
  •  «Грибочек»
  • «Зонтик»
  • «Снежинка» и другие.
  1. Копирование букв и цифр на прозрачную бумагу.
  2. Использование методики Е. Н. Потаповой.
  • Обведение указательным пальцем ведущей руки контуров букв, вырезанных из самой мелкой наждачной бумаги или бархатной.

Используются на коррекционных занятиях, самоподготовке, в свободное от занятий время, в течение 10-15 мин.

Литература.

  1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда.     Издательство    «Педагогика» 1997
  2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
  3. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М.: Владос 2003.
  4. Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени  готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.
  5. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку -  С.- П. 2004.
  6. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
  7. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.
  8. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
  9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Рисуем по точкам.- Ярославль: Академия развития 2010.
  10. Материалы сайта www.kindergenii.ru.
  11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления.- Ярославль: Академия развития 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика (дошкольники).

Исследование координации руки при обведении ребёнком нарисованного круга.

( тест В. А. Калябина )

        Цель работы: определить уровень развития готовности руки к обучению письму.

Оборудование : карточки- образцы размером 8 х 14 см с изображенным на нем кругом диаметром 2,5 см.

Обследуют детей 7-8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут карточку с изображением на  ней кругом диаметром 2,5 см. Просят ребенка обвести его по контуру, не отрывая руки.

Оценка результатов:

1 балл – точное воспроизведение образца;    

2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности;

3 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности;

4 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ длины окружности;

5 баллов – ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более ¼ длины окружности.

Достаточно выполнить хотя бы одно из 2 условий. Например, если ребенок отклонился от нарисованной линии на 2 мм на протяжении половины длины окружности, его работа оценивается в 4 балла. Если  ошибка составила 3 мм на ¼ длины окружности, он получает 5 баллов.

Если вся линия окружности, изображенная ребенком, имеет извилистый характер, это свидетельствует о наличии тремора, т.е. легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы.

Данное обследование повторяют через определенный промежуток времени, отмечая изменения в уровне развития руки.

Исследование координации движений  руки при вырезании  ребёнком

начерченного круга.

( мотометрический тест Н. И. Озерецкого )

Цель работы: определить уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними, необходимый для обучения в школе.

Оборудование: карточки размером 6 х 6 см из ватмана, на которых начерчены циркулем 2 концентрических круга диаметрами 5 и 5,3 см (один в другом); ножницы длиной 18-20 см с закругленными концами и с режущей поверхностью в 70 мм; часы с секундной стрелкой или секундомер.

Исследования проводят с детьми 7 и 8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут ножницы и карточку с изображенными на ней концентрическими кругами. Дают задание: «Посмотрите, здесь нарисованы два круга. Постарайтесь вырезать первый из них (показать какой), не разрезая второй». Продолжительность выполнения задания фиксируют по секундомеру или по часам с секундной стрелкой.

При наличии готовности к обучению в школе ребенок выполняет это задание не более чем за 1 мин и допускает не более двух неточностей (надрезов внешнего или внутреннего круга).

Результаты заносят в таблицу и повторяют обследование после проведения серии коррекционных занятий.

Изучение особенностей зрительно – моторной координации,          

 используя методику «Змейка».

( тест Н. Л. Локаловой )

На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивается по числу касаний. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.

Проверка  уровня развития мелких  и точных движений, используя задание

 «езда по дорожке».                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Инструкция: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке - образце учитель показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге; иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Оценка: результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Результат оценивается как низкий, если имеется три или более выхода за пределы «дорожки», а также, если в этом задании или в рисунке имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивается как  средний.