Общие методические рекомендации к проведению уроков обучения грамоте в школе для слепых детей
статья на тему
Рекомендации тифлопедагога к проведению уроков с незрячими школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие методические рекомендации к проведению уроков обучения грамоте в школе для слепых детей
В методике процесс обучения грамоте традиционно делится на три периода: добукварный (доазбучный), букварный (азбучный) и послебукварный (послеазбучный)
Каждый из периодов обучения грамоте незрячих школьников направлен на формирование определенных умений и имеет специфическое содержание
Так в ходе добукварного периода основное внимание уделяется работе по таким направлениям как:
- развитие осязательного восприятия;
- развитие слухового восприятия;
- охрана и развитие остаточного зрения;
- развитие ориентировки в малом пространстве;
- подготовка руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта;
- развитие речи незрячих школьников.
В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых учащихся формируются следующие умения:
- умение обследовать предмет двумя руками (при ведущей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;
- умение последовательно (сверху вниз) и активно обследовать предмет;
- умение использовать все способы осязательного восприятия: пальцевой, ладонный, кистевой;
- умение различать признаки предметов по фактуре (гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.;
- умение определить материал, из которого сделан предмет.
В ходе работы по развитию слухового восприятия у незрячих школьников формируются следующие умения:
- выделить звуки из окружающей действительности;
- различать звуки из окружающей действительности;
- соотносить звук с источником звука;
- локализовать звук (по направлению, по расстоянию до источника звука, по силе звука).
В ходе работы по охране и развитию остаточного зрения у учащихся формируются такие умения как:
- различать и узнавать предметы (натуральные предметы, муляжи, игрушки) и предметы, изображенные на цветных рельефных рисунках, аппликациях, крупных, четких, не перегруженных мягкими деталями, иллюстрациях по цвету, форме, величине;
- соотносить по цвету, форме, величине указанные предметы, изображения предметов;
- оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в самостоятельной деятельности.
В ходе развития ориентировки в малом пространстве у учащихся формируются умения:
- ориентироваться на рабочей поверхности стола;
- ориентироваться на странице;
- ориентироваться в книге;
- ориентироваться в кассе и работать с ней;
- ориентироваться в брайлевском приборе и работать с ним.
В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание учителя должно быть направлено на:
- развитие кожной чувствительности пальцев рук;
- умение воспринимать и различать рельефные точки;
- развитие мелкой моторики рук;
- умение работать грифелем.
В ходе развития речи у незрячих учащихся формируются такие умения как:
- принимать участие в беседе (по жизненным впечатлениям, по содержанию рассказа или сказки);
- пересказывать прослушанное по вопросам учителя;
- сопоставлять предметы по их признакам;
- группировать предметы (исключать лишний предмет);
- классифицировать предметы по их видовым понятиям;
- классифицировать названия предметов;
- подбирать слова, характеризующие действия и признаки предметов;
- выделять из устной речи предложения в 2-3 слова;
- определять количество слов в предложении;
- составлять короткие предложения по опорным словам;
- делить (устно) слова на части (слоги);
- выделять гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой анализ слов;
- осуществлять правильную артикуляцию звуков;
- выделять гласные в слоге;
- читать рельефные рисунки;
- коллективно составлять рассказ по сюжету;
- разучивать стихотворение с голоса учителя;
- соотносить слова и образы;
- пополнять словарный запас.
В добукварный период учитель использует на уроках чтения и письма натуральные предметы, чучела, изделия из папье-маше, муляжи, аппликации, рельефные рисунки, разнообразный занимательный материал: загадки; доскажи словечко; узнай по описанию, по голосу, по запаху и т.д.
Широко применяются звукозаписи сказок, стихов, песен, звуков, голосов животных, шумов улицы.
Задания на уроках в этот период могут давать Незнайка, Буратино, Карлсон и т.д. Эти герои могут присутствовать на уроке в виде игрушек, аппликаций.
На уроках добукварного периода в школе для слепых широко используется инсценирование сказок, стихов, диалоги в лицах.
На каждом уроке необходимо проводить две-три физкультминутки со стихами, музыкой, движениями, а на уроке письма обязательно проводить физкультминутку для рук.
В ходе букварного периода работа по перечисленным направлениям идет параллельно с формированием умений:
- обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами;
- находить место буквы в кассе;
- различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих);
- устанавливать последовательность звуков в словах;
- правильно артикулировать звуки;
- читать прямые слоги и постепенно усложняющиеся слова;
- выкладывать на линейке:
- слова, включающие открытые и закрытые звуки;
- слова, включающие как твердые, так и мягкие согласные;
- слова, содержащие стечение согласных всех видов, твердый и мягкий знаки;
- преобразовывать одно слово в другое путем замены, вставки, перестановки, добавления и усечения букв и слогов в слове;
- читать предложения и небольшие тексты;
- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу.
В ходе послебукварного периода наряду с развитием вышеперечисленных умений идет работа по формированию умений:
- читать по слогам и целыми словами;
- читать связные тексты;
- дифференцировать связный текст от набора предложений;
- подбирать заглавия к тексту;
- давать ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
- находить в тексте предложения для ответа на вопросы;
- оценить (элементарно) прочитанное;
- читать диалоги;
- соблюдать паузы, интонации, соответствующие знакам препинания (точке, восклицательному и вопросительному знаку, запятой);
- выразительно читать наизусть стихотворение;
- пересказывать прочитанное;
- правильно использовать особенности устной речи (правильное произношение, громкость, темп речи);
- заучивать наизусть небольшой текст;
- правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением;
- записывать слова и предложения ( в два-три слова) после предварительного их анализа с учителем и самостоятельно.
В ходе обучения грамоте широко используются общедидактические методы и приемы работы по обучению школьников письму и чтению.
В то же время особенности познавательной деятельности незрячих школьников, обусловленные глубокими нарушениями зрения, приводят к необходимости использования ряда специфических методических приемов в процессе обучения слепых учащихся грамоте.
При выделении звука и знакомства со звуком большое внимание уделяется артикуляции. Необходимость тщательной работы над артикуляцией звуков незрячими школьниками обусловливается возникновением у них значительных трудностей, связанных с невозможностью (или затрудненностью) подражательной деятельности.
При выделении звука и знакомстве со звуком учитель подробно рассказывает незрячим учащимся, какие органы речи участвуют в произношении данного звука (язык, зубы, губы, твердое небо; воздух проходит свободно через рот или встречает преграду, через нос и т.д.). Кроме этого, необходимо организовать работу по наблюдению детей за артикуляцией того или иного звука. В этих целях целесообразно использовать следующие приемы:
- поднесение ладони правой руки ко рту с целью определения того, как выходит воздух;
- подставление тыльной стороны ладони под подбородок (использование данного приема позволяет незрячим школьникам в добукварный период определить количество слогов в слове, в букварный период – проследить своеобразие артикуляции отдельных звуков);
- прижатие ладони правой руки к горлу для определения звонкости или глухости согласного;
- закрытие ладонями ушей и громкое произнесение звука (если звук звонкий, то слышен голос; если глухой – только шум).
При работе с рельефными рисунками, расположенными на страницах “Русской азбуки”, необходимым является проведение предварительной работы по выявлению уровня сформированности представлений школьников о предмете, изображенном на рисунке. В случае несформированности предметных представлений или наличия неадекватных предметных представлений, учителю необходимо сформировать в ходе предварительной работы адекватные предметные представления. Данную работу можно осуществлять на уроках коррекции, уроках изобразительного искусства во внеурочной деятельности.
В процессе формирования предметных представлений незрячих школьников необходимо использовать различные виды наглядности:
- натуральные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
- чучела птиц, животных, рыб;
- объемные муляжи;
- барельефы;
- игрушки;
- аппликации (предметы могут выделяться цветом, материалом, поверхностями).
В случае возникновения затруднений в восприятии на уроке рельефного рисунка, целесообразно помочь детям узнать изображенное на рисунке,с помощью наводящих вопросов или прямого называния изображения учителем.
В процессе знакомства с буквами целесообразно широко использовать хоровое чтение слогов, слов, предложений (всеми учащимися класса, по рядам, по партам и т.д.) и индивидуальное проговаривание.
Текстовый материал, помещенный в “Русской азбуке”, включает в себя большое количество текстов, различных по степени сложно для восприятия их незрячими школьниками (в ряде текстов встречаются буквы, с которыми дети еще не знакомились; в ряде текстов встречается много новых сложных для восприятия незрячих слов и т.д.). При выборе текстов для работы в классе учитель вправе выбрать тексты, исходя из особенностей состава учащихся.
Работу с кассой целесообразно использовать на уроках письма и чтения. Однако начинать работу с кассой необходимо с отработки умения ориентироваться в ней, подготавливать ее к работе.
Выполнение письменных работ в школе слепых необходимо начинать с письма на отдельных листах (в добукварный период) и постепенно переходить к письму в тетрадях. Для лучшей ориентировки в тетради (листе) обозначается вырезанным уголком, а на первой странице в правом верхнем углу титульного листа тетради может быть помещена аппликация. Особое внимание в школе слепых уделяется такому виду работ, как списывание (с карточки, с книги).
В целях формирования у незрячих навыка списывания целесообразно использовать приемы:
- При работе с буквами целесообразно прочитать их и записать по памяти (письмо по памяти начинается с запоминания трех букв).
- При работе со слогами проводится чтение и осуществляется звукобуквенный анализ слогов, после чего осуществляется запись по памяти.
- При работе со словами проводится их чтение, деление на слоги, осуществляется звукобуквенный анализ слов, после чего учащиеся приступают к письму по памяти.
- При работе с предложениями проводится чтение каждого предложения, осуществляется его анализ (выясняется количество слов, анализируется каждое слово). Затем предложение прочитывается еще раз и записывается по памяти.
На первых этапах работы со словами учащимся предлагается записать по памяти от одного до двух слов, а звуко-слоговой анализ проводится под руководством учителя.
По мере формирования данного навыка, работа усложняется: звуко-буквенный анализ слова делает вызванный учителем ученик, и только на третьем этапе формирования умения навыка списывание проводится учащимися самостоятельно.
В процессе организации работы по списыванию (с карточек, с учебника) необходимо обращать внимание на самонаблюдение учащимися правил чтения и письма: чтение осуществляется двумя руками, в процессе письма участвуют обе руки.
В целях достижения необходимой техники чтения целесообразным является чтение незрячими учащимися вслух в после урочное время
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для проведения уроков по предмету "Якутский язык как государственный" для русскоязычных школ Анасенко Татьяны Семеновны, учителя высшей категории, отличника образования Республики Саха (Якутия), преподавателя ТСШИ.
Преподавание разговорного якутского языка по системе академика Л.В. Занкова....
«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»
Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...
Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС" Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...
Методические рекомендации по проведению уроков «Безопасность в интернете» в начальной и средней школе
Автор: Комарова Наталия Ивановна —кандидат социологических наук, ведущийнаучный сотрудник НИИСО МГПУТехнический консультант: Гончаров ДмитрийКонстантинович - старший научный сотрудникНИИСО МГПУ...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...
Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню правовой помощи детям
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню правовой помощи детям, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...