Общие методические рекомендации к проведению уроков обучения грамоте в школе для слепых детей
статья на тему

Рекомендации тифлопедагога к проведению уроков с незрячими школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Общие методические рекомендации к проведению уроков обучения грамоте в школе для слепых детей

        В методике процесс обучения грамоте традиционно делится на три периода: добукварный (доазбучный), букварный (азбучный) и послебукварный (послеазбучный)

        Каждый из периодов обучения грамоте незрячих школьников направлен на формирование определенных умений и имеет специфическое содержание

        Так в ходе добукварного периода основное внимание уделяется работе по таким направлениям как:

  • развитие осязательного восприятия;
  • развитие слухового восприятия;
  • охрана и развитие остаточного зрения;
  • развитие ориентировки в малом пространстве;
  • подготовка руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта;
  • развитие речи незрячих школьников.

В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых учащихся формируются следующие умения:

  • умение обследовать предмет двумя руками (при ведущей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;
  • умение последовательно (сверху вниз) и активно обследовать предмет;
  • умение использовать все способы осязательного восприятия: пальцевой, ладонный, кистевой;
  • умение различать признаки предметов по фактуре (гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.;
  • умение определить материал, из которого сделан предмет.

В ходе работы по развитию слухового восприятия у незрячих школьников формируются следующие умения:

  • выделить звуки из окружающей действительности;
  • различать звуки из окружающей действительности;
  • соотносить звук с источником звука;
  • локализовать звук (по направлению, по расстоянию до источника звука, по силе звука).

В ходе работы по охране и развитию остаточного зрения у учащихся формируются такие умения как:

  • различать и узнавать предметы (натуральные предметы, муляжи, игрушки) и предметы, изображенные на цветных рельефных рисунках, аппликациях, крупных, четких, не перегруженных мягкими деталями, иллюстрациях по цвету, форме, величине;
  • соотносить по цвету, форме, величине указанные предметы, изображения предметов;
  • оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в самостоятельной деятельности.

В ходе развития ориентировки в малом пространстве у учащихся формируются умения:

  • ориентироваться на рабочей поверхности стола;
  • ориентироваться на странице;
  • ориентироваться в книге;
  • ориентироваться в кассе и работать с ней;
  • ориентироваться в брайлевском приборе и работать с ним.

В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание учителя должно быть направлено на:

  • развитие кожной чувствительности пальцев рук;
  • умение воспринимать и различать рельефные точки;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • умение работать грифелем.

В ходе развития речи у незрячих учащихся формируются такие умения как:

  • принимать участие в беседе (по жизненным впечатлениям, по содержанию рассказа или сказки);
  • пересказывать прослушанное по вопросам учителя;
  • сопоставлять предметы по их признакам;
  • группировать предметы (исключать лишний предмет);
  • классифицировать предметы по их видовым понятиям;
  • классифицировать названия предметов;
  • подбирать слова, характеризующие действия и признаки предметов;
  • выделять из устной речи предложения в 2-3 слова;
  • определять количество слов в предложении;
  • составлять короткие предложения по опорным словам;
  • делить (устно) слова на части (слоги);
  • выделять гласные и согласные звуки;
  • осуществлять звуковой анализ слов;
  • осуществлять правильную артикуляцию звуков;
  • выделять гласные в слоге;
  • читать рельефные рисунки;
  • коллективно составлять рассказ по сюжету;
  • разучивать стихотворение с голоса учителя;
  • соотносить слова и образы;
  • пополнять словарный запас.

В добукварный период учитель использует на уроках чтения и письма натуральные предметы, чучела, изделия из папье-маше, муляжи, аппликации, рельефные рисунки, разнообразный занимательный материал: загадки; доскажи словечко; узнай по описанию, по голосу, по запаху и т.д.

Широко применяются звукозаписи сказок, стихов, песен, звуков, голосов животных, шумов улицы.

Задания на уроках в этот период могут давать Незнайка, Буратино, Карлсон и т.д. Эти герои могут присутствовать на уроке в виде игрушек, аппликаций.

На уроках добукварного периода в школе для слепых широко используется инсценирование сказок, стихов, диалоги в лицах.

На каждом уроке необходимо проводить две-три физкультминутки со стихами, музыкой, движениями, а на уроке письма обязательно проводить физкультминутку для рук.

В ходе букварного периода работа по перечисленным направлениям идет параллельно с формированием умений:

  • обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами;
  • находить место буквы в кассе;
  • различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих);
  • устанавливать последовательность звуков в словах;
  • правильно артикулировать звуки;
  • читать прямые слоги и постепенно усложняющиеся слова;
  • выкладывать на линейке:
  • слова, включающие открытые и закрытые звуки;
  • слова, включающие как твердые, так и мягкие согласные;
  • слова, содержащие стечение согласных всех видов, твердый и мягкий знаки;
  • преобразовывать одно слово в другое путем замены, вставки, перестановки, добавления и усечения букв и слогов в слове;
  • читать предложения и небольшие тексты;
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу.

В ходе послебукварного периода наряду с развитием вышеперечисленных умений идет работа по формированию умений:

  • читать по слогам и целыми словами;
  • читать связные тексты;
  • дифференцировать связный текст от набора предложений;
  • подбирать заглавия к тексту;
  • давать ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
  • находить в тексте предложения для ответа на вопросы;
  • оценить (элементарно) прочитанное;
  • читать диалоги;
  • соблюдать паузы, интонации, соответствующие знакам препинания (точке, восклицательному и вопросительному знаку, запятой);
  • выразительно читать наизусть стихотворение;
  • пересказывать прочитанное;
  • правильно использовать особенности устной речи (правильное произношение, громкость, темп речи);
  • заучивать наизусть небольшой текст;
  • правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением;
  • записывать слова и предложения ( в два-три слова) после предварительного их анализа с учителем и самостоятельно.

В ходе обучения грамоте широко используются общедидактические методы и приемы работы по обучению школьников письму и чтению.

В то же время особенности познавательной деятельности незрячих школьников, обусловленные глубокими нарушениями зрения, приводят к необходимости использования ряда специфических методических приемов в процессе обучения слепых учащихся грамоте.

При выделении звука и знакомства со звуком большое внимание уделяется артикуляции. Необходимость тщательной работы над артикуляцией звуков незрячими школьниками обусловливается возникновением у них значительных трудностей, связанных с невозможностью (или затрудненностью) подражательной деятельности.

При выделении звука и знакомстве со звуком  учитель подробно рассказывает незрячим учащимся, какие органы речи участвуют в произношении данного звука (язык, зубы, губы, твердое небо; воздух проходит свободно через рот или встречает преграду, через нос и т.д.). Кроме этого, необходимо организовать работу по наблюдению детей за артикуляцией того или иного звука. В этих целях целесообразно использовать следующие приемы:

  • поднесение ладони правой руки ко рту с целью определения того, как выходит воздух;
  • подставление тыльной стороны ладони под подбородок (использование данного приема позволяет незрячим школьникам в добукварный период определить количество слогов в слове, в букварный  период – проследить своеобразие артикуляции отдельных звуков);
  • прижатие ладони правой руки к горлу для определения звонкости или  глухости согласного;
  • закрытие ладонями ушей и громкое произнесение звука (если звук звонкий, то слышен голос; если глухой – только шум).

При работе с рельефными рисунками, расположенными на страницах “Русской азбуки”, необходимым является проведение предварительной работы по выявлению уровня сформированности представлений школьников о предмете, изображенном на рисунке. В случае несформированности предметных представлений или наличия неадекватных предметных представлений, учителю необходимо сформировать в ходе предварительной работы адекватные предметные представления. Данную работу можно осуществлять на уроках коррекции, уроках изобразительного искусства во внеурочной деятельности.

В процессе формирования предметных представлений незрячих школьников необходимо использовать различные виды наглядности:

  • натуральные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
  • чучела птиц, животных, рыб;
  • объемные муляжи;
  • барельефы;
  • игрушки;
  • аппликации (предметы могут выделяться цветом, материалом, поверхностями).

В случае возникновения затруднений в восприятии на уроке рельефного рисунка, целесообразно помочь детям узнать изображенное на рисунке,с помощью наводящих вопросов или прямого называния изображения учителем.

В процессе знакомства с буквами целесообразно широко использовать хоровое чтение слогов, слов, предложений (всеми учащимися класса, по рядам, по партам и т.д.) и индивидуальное проговаривание.

Текстовый материал, помещенный в “Русской азбуке”, включает в себя большое количество текстов, различных по степени сложно для восприятия их незрячими школьниками (в ряде текстов встречаются буквы, с которыми дети еще не знакомились; в ряде текстов встречается много новых сложных для восприятия незрячих слов и т.д.).  При выборе текстов для работы в классе учитель вправе выбрать тексты, исходя из особенностей состава учащихся.

Работу с кассой целесообразно использовать на уроках письма и чтения. Однако начинать работу с кассой необходимо с отработки умения ориентироваться в ней, подготавливать ее к работе.

Выполнение письменных работ в школе слепых необходимо начинать с письма на отдельных листах (в добукварный период) и постепенно переходить к письму в тетрадях. Для лучшей ориентировки в тетради (листе) обозначается вырезанным уголком, а на первой странице в правом верхнем углу титульного листа тетради может быть помещена аппликация. Особое внимание в школе слепых уделяется такому виду работ, как списывание (с карточки, с книги).

В целях формирования у незрячих навыка списывания целесообразно использовать приемы:

  1. При работе с буквами целесообразно прочитать их и записать по памяти (письмо по памяти начинается с запоминания трех букв).
  2. При работе со слогами проводится чтение и осуществляется звукобуквенный анализ слогов, после чего осуществляется запись по памяти.
  3. При работе со словами проводится их чтение, деление на слоги, осуществляется звукобуквенный анализ слов, после чего учащиеся приступают к письму по памяти.
  1. При работе с предложениями проводится чтение каждого предложения, осуществляется его анализ (выясняется количество слов, анализируется каждое слово). Затем предложение прочитывается еще раз и записывается по памяти.

На первых этапах работы со словами учащимся предлагается записать по памяти от одного до двух слов, а звуко-слоговой анализ проводится под руководством учителя.

По мере формирования данного навыка, работа усложняется: звуко-буквенный анализ слова делает вызванный учителем ученик, и только на третьем этапе формирования умения навыка списывание проводится учащимися самостоятельно.

В процессе организации работы по списыванию (с карточек, с учебника) необходимо обращать внимание на самонаблюдение учащимися правил чтения и письма: чтение осуществляется двумя руками, в процессе письма участвуют обе руки.

В целях достижения необходимой техники чтения целесообразным является чтение незрячими учащимися вслух в после урочное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...

Методические рекомендации по проведению уроков «Безопасность в интернете» в начальной и средней школе

Автор: Комарова Наталия Ивановна —кандидат социологических наук, ведущийнаучный сотрудник НИИСО МГПУТехнический консультант: Гончаров ДмитрийКонстантинович - старший научный сотрудникНИИСО МГПУ...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...

Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню правовой помощи детям

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню правовой помощи детям, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...