Сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ
статья на тему
В статье описывается система работы с детьми -логопатами во взаомодействиями со всеми участниками коррекционного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Забаровская Ю.И.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ДОУ
Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого- педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности.
Сопровождение детей осуществляется поэтапно, в качестве основных, можно выделить следующие:
Диагностический этап—комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования.
Консультативно-проективный этап- обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможныx вариантов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, прогнозирование эффективности работы.
После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В итоге составляется индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы на каждого ребенка.
Деятельностный этап- обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалистов службы сопровождения состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.
Мы считаем, что диагностический этап наиболее важен, так как именно от качественной диагностики зависит грамотное построение комплексного сопровождения ребенка с учетом его приоритетов.
Говоря о комплексном сопровождении, нельзя не отметить важность работы с родителями.
В стратегию деятельности специалистов службы сопровождения на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограничены. Развитие отношений как: специалисты - родители - родители позволяет перейти от формального отношения к проблемам в речевом развитии ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.
Рассмотрим особенности организации комплексного сопровождения в нашем образовательном учреждении, в котором накоплен достаточный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Здесь разработана модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), основные направления которого:
• всестороннее обсуждение проблем ребенка и его семьи в ракурсах информации специалистов разного профиля,
• составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями,
•коллегиальное рассмотрение вопросов , связанных с реализацией программы,
• внесение корректив в программу при необходимости,
• определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи.
• консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется при комплектовании логопедических групп. Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Осуществляется комплексное изучение детей и составляется индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы на каждого ребенка., которая предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения.. Программа состоит из следующих разделов:
- Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка.
- Психологическое сопровождение.
- Музыкально-коррекционная работа.
- Оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа.
- Коррекционно-развивающая работа воспитателей.
- Коррекционно-развивающая деятельность родителей.
Плановая диагностика результативности коррекционно- развивающей работы специалистов ПМПк проводится в середине и конце учебного года (январь, май). Плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
Контроль за организацией процесса сопровождения детей осуществляется председателем консилиума.
Алгоритм работы ПМПк
- Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых материалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.
- Информационный обмен специалистов ПМПк.
- Определение сути проблемы ребёнка (диагноз).
- Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной работы (задачи).
- Методы работы, которые соответствуют поставленным задачам.
- Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).
- Формы, объём, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специалистом ПМПк.
- Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями.
- Оформление документов.
Ключевая позиция в организации коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями в развитии речи принадлежит учителю-логопеду, деятельности которого присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Учитель-логопед координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность.
Работая в идеологии «команды», каждый ее участник ставит свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения ребенка:
- Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
- Учитель-логопед: диагностика речевого развития, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
- Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
- Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников,
- Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.
- Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
- Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.
Таким образом, психолого-медико-педагогический консилиум способствует адекватному решению основных приоритетных задач сопровождения ребенка.
Анализ эффективности комплексного сопровождения мы считаем целесообразно проводить по следующим показателям:
- удовлетворенность ребенка и его родителей,
- уверенность ребенка, способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми.
- социализация ребенка и его успешность в овладении адекватными возрастному этапу видами деятельности.
Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов службы сопровождения дошкольного учреждения.
Список использованной литературы
- Грибанова Г. "Школьный психолог" N 26/2002.
- Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации
№ 27/901- 6 от 27.03.2000 г.
- Лебединский В.В.. «Нарушения психического развития», М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Нам А.Б. Система психолого-медико-педагогических консилиумов как продуктивная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по комплексному сопровождению ребенка//Администратор образования (ОвД).-2008.- №15..
- О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.- №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
Организация комплексного сопровождения детей с сочетанными нарушениями в рамках ПМПк
В последние годы очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Как показывает опыт, в большинстве случаев речевые дефекты сочетаются с нарушениями неречевого...
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи
В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Дети ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями
. На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионовДанна...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры
На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отме...
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с поведенческими нарушениями»
В материале описаны основные направления психологического сопровождения детей с нарушениями поведения....