Сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ
статья на тему

В статье описывается система работы с детьми -логопатами во взаомодействиями со всеми участниками коррекционного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Забаровская Ю.И. 

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ДОУ

Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого- педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности.

Сопровождение детей осуществляется поэтапно, в качестве основных, можно выделить следующие:

Диагностический этап—комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования.

Консультативно-проективный этап- обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможныx вариантов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, прогнозирование эффективности работы.

После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.  В итоге составляется индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы на  каждого ребенка.

Деятельностный этап- обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалистов службы сопровождения состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.

Мы считаем, что диагностический этап наиболее важен, так как именно от качественной диагностики зависит грамотное построение комплексного сопровождения ребенка с учетом его приоритетов.

Говоря о комплексном сопровождении, нельзя не отметить важность  работы  с родителями.

В стратегию деятельности специалистов службы сопровождения на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей,  возможности контакта которых в обычной жизни ограничены. Развитие отношений как:  специалисты - родители - родители позволяет перейти от формального отношения к проблемам в речевом развитии ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.

Рассмотрим особенности организации комплексного сопровождения в нашем образовательном учреждении, в котором  накоплен  достаточный опыт работы с  детьми, имеющими речевые нарушения. Здесь  разработана модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), основные направления которого:

• всестороннее обсуждение проблем ребенка и его семьи в ракурсах информации специалистов разного профиля,

• составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями,

 •коллегиальное рассмотрение вопросов , связанных с реализацией программы,

• внесение корректив в программу  при необходимости,

• определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи.

• консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей.

Обследование ребенка специалистами ПМПк   осуществляется при  комплектовании логопедических групп. Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Осуществляется комплексное изучение детей и составляется индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы на  каждого ребенка., которая предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения.. Программа состоит из следующих разделов:

  • Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка.
  • Психологическое сопровождение.
  • Музыкально-коррекционная работа.
  • Оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа.
  • Коррекционно-развивающая работа воспитателей.
  • Коррекционно-развивающая деятельность родителей.

Плановая диагностика результативности коррекционно- развивающей работы специалистов ПМПк  проводится в середине и конце учебного года (январь, май). Плановые ПМПк   проводятся не реже одного раза в квартал.

 Контроль за организацией процесса сопровождения детей осуществляется председателем консилиума.

Алгоритм работы ПМПк

  • Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых материалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.
  • Информационный обмен специалистов ПМПк.
  • Определение сути проблемы ребёнка (диагноз).
  • Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной работы (задачи).
  • Методы работы, которые соответствуют поставленным задачам.
  • Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).
  • Формы, объём, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специалистом ПМПк.
  • Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями.
  • Оформление документов.

Ключевая позиция в организации коррекционно-развивающей работы  для детей с нарушениями в развитии речи принадлежит учителю-логопеду, деятельности которого присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Учитель-логопед координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность.

Работая в идеологии «команды», каждый ее участник ставит свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения ребенка:

  • Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование,   психотренинг,   психокоррекция,   психотерапия,   разработка   и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
  • Учитель-логопед:  диагностика речевого развития, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
  • Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций  психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
  • Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников,
  • Инструктор  по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, врача, проведение занятий  с учетом индивидуального подхода.
  • Музыкальный   руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами  танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
  • Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации  работы, анализ эффективности.

Таким образом, психолого-медико-педагогический консилиум способствует адекватному решению основных приоритетных задач сопровождения ребенка.

Анализ эффективности комплексного сопровождения мы считаем целесообразно проводить по следующим показателям:

  • удовлетворенность ребенка и его родителей,
  • уверенность ребенка, способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми.
  • социализация ребенка и его успешность в овладении адекватными возрастному этапу видами деятельности.

Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов службы сопровождения дошкольного учреждения.

Список использованной литературы

  1. Грибанова Г. "Школьный психолог"  N 26/2002.
  2. Инструктивное  письмо Министерства образования Российской Федерации

 № 27/901- 6  от  27.03.2000 г.

  1. Лебединский В.В..  «Нарушения психического развития», М.: Изд-во МГУ, 1985.
  2. Нам А.Б. Система психолого-медико-педагогических консилиумов как продуктивная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по комплексному сопровождению ребенка//Администратор образования (ОвД).-2008.- №15..
  3.  О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.- №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Организация комплексного сопровождения детей с сочетанными нарушениями в рамках ПМПк

В последние годы очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Как показывает опыт, в большинстве случаев речевые дефекты сочетаются с нарушениями неречевого...

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Дети  ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями

.                        На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионовДанна...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов  Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отме...

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с поведенческими нарушениями»

В материале описаны основные направления психологического сопровождения детей с нарушениями поведения....