Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями
статья на тему

Шишова Раиса Ивановна

.                        На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов

Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отмечено резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц. Обучение для детей с нарушением интеллекта более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Однако для продвижения такого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение.

Целью воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) учреждениях является приобретение практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим   в   обществе.   

            Основная задача для детей с нарушением интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учетом  индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Одна из таких возможностей – занятия физической культурой, которая является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушением  интеллекта. Она решает образовательные, воспитательные,  коррекционные - компенсаторные и лечебно- оздоровительные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни  актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с умственной отсталостью, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных особенностей, на  интеграцию личности.  На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов

Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отмечено резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц. Обучение для детей с нарушением интеллекта более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Однако для продвижения такого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение.

Целью воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) учреждениях является приобретение практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим   в   обществе.  

Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально-трудовой адаптации в общество относится к числу важнейших задач специального образования Республики Башкортостан.

    Л.С. Выготский писал, что при нарушении умственного развития главным и ведущим неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка. Это внутренние биологические признаки умственной отсталости.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (восприятии, мышлении, памяти, воображения, речи, внимания). Страдает эмоционально-волевая сфера, моторика и развитие личности в целом.

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта предполагает воздействие на все психические процессы, сглаживая, выравнивая их, решая, таким образом, образовательные, воспитательные, коррекционные и социально—правовые задачи школьного обучения.

Основная задача для детей с нарушением интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учетом  индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Одна из таких возможностей – занятия физической культурой, которая является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушением  интеллекта. Она решает образовательные, воспитательные,  коррекционные - компенсаторные и лечебно- оздоровительные задачи.

Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Все крупные специалисты в области педагогики придавали большое значение двигательному режиму. Ученые рекомендуют педагогам использовать движение как, важнейшее средство умственного развития детей

Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом сохранных возможностей в развитии ребенка  и опорой на зоны ближайшего развития воспитанников. Например,  развитие игровой деятельности, как доминирующей деятельности младшего школьного возраста – является ближайшей зоны развития .

Двигательные нарушения в структуре развития умственно отсталого ребенка являются первичными, т.к. обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. Это положение имеет первостепенное значение при выборе педагогических средств и методов коррекции недостатков двигательной сферы детей с нарушением интеллекта. Для этого используются соответствующие упражнения с целью их коррекции, активно развивая при этом сохранные двигательные возможности.

Существуют несколько программ по физическому воспитанию детей отклонениями в развитии, которые отвечают этим требованиям.

А.А.Дмитриев «Физическая культура в специальном образовании»

В.В.Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) учреждений  VIII вида 1-4 классы»

Руководитель Н.М. Бгажнокова. А.А.Дмитриев, И.Ю. Жуковин, С.И. Веневцеа «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы »

А.Р.Маллер  «Дети с умеренной умственной отсталостью»

Развитие двигательных активности у воспитанников  по физическому развитию с нарушением интеллекта должны быть направлены на решение 2- задач:

  1. задачи, общие для всех школьных учреждений;
  2. специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений;

При обучении воспитанника, важное значение имеет зрительно-наглядная информация, комплексный подход, при котором специфические задачи решаются не только на уроках, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток, игр и т.д. А также в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальный  подход к воспитанникам в двигательном нарушении, в развитии двигательных качеств, в индивидуальном дозировании нагрузки. Другим направлением индивидуализации является дифференцированный подход к воспитанникам в процессе их физического воспитания.

На основании данных медосмотра, в нашей школе большая часть воспитанников по состоянию здоровья имеют  подготовительную медицинскую  группу (незначительное отклонение в состоянии здоровья, но и при этом не достаточно физически развиты). И для динамики их физического  развития на сегодняшний день,  отсутствуют критерии оценки  деятельности школ по показателям здоровья детей.

Но, в настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления и коррекционного развития аномального ребенка средствами физической культуры.  Одной из таких технологий (по рекомендации А.А. Дмитриева) мы используем в нашей школе – «Паспорт здоровья и физического развития воспитанника», который дает возможность вести педагогу контроль за состоянием здоровья и физического развития воспитанника. Содержанием паспорта являются показатели физического развития двигательных способностей, которые регистрируются дважды в год (сентябрь, май) и заносятся  в паспорт, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом  также дважды в год. Паспорт здоровья вкладывается в личное дело ребенка, что позволяет в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровья.  

Результаты данного «паспорта» позволяет ученику видеть себя со стороны и сравнивать со сверстниками, служит стимулом повышения своих результатов, самостоятельной работы над собой, формирует привычки и склонности   к систематическим занятиям физической культуры, стремлению к  здоровому образу жизни, позволяет  родителям увидеть физическое развитие своего ребенка в сравнении с другими детьми.

А также обучение может быть разно уровневым. Начали широко практиковаться дополнительные образование (кружки, творческие клубы, физкультурные спортивные программы, медико-реабилитационные центры, отдельные направления адаптивной физической культуры). 

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей  работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта

Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов  Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отме...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью"

Презентация разработана к выступлению "Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью" на районном семинаре завучей "Особенности работы с детьми с умст...

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с поведенческими нарушениями»

В материале описаны основные направления психологического сопровождения детей с нарушениями поведения....

Электронная версия комплексного психоло-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП (вариант 1,2), приказ 1599

Основная коррекционная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности...

Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".

В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...