Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)
план-конспект урока на тему

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Задачи урока:

1.     Дидактические:

познакомить учащихся с содержанием рассказа;

уточнить и расширить представление о признаках зимы;

знакомить учащихся с повадками лесных обитателей в период зимы;

учить различать следы зверей на снегу.

2.     Коррекционно-развивающие:

развивать навык выразительно чтения;

формировать навык самостоятельного, осмысленного чтения;

закреплять навык выборочного чтения;

развитие умения выражать мысли полными,  правильно построенными предложениями;

расширять словарный запас учащихся, развивать устную речь.

3.  Воспитательные:

развивать интерес к чтению через беседу о красоте родной природы, воспитывать интерес к животному миру родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx616.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи

по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу»

(4 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Задачи урока:

  1. Дидактические:

познакомить учащихся с содержанием рассказа;

уточнить и расширить представление о признаках зимы;

знакомить учащихся с повадками лесных обитателей в период зимы;

учить различать следы зверей на снегу.

  1. Коррекционно-развивающие:

развивать навык выразительно чтения;

формировать навык самостоятельного, осмысленного чтения;

закреплять навык выборочного чтения;

развитие умения выражать мысли полными,  правильно построенными предложениями;

расширять словарный запас учащихся, развивать устную речь.

  1. Воспитательные:

развивать интерес к чтению через беседу о красоте родной природы, воспитывать интерес к животному миру родного края.

Оборудование: учебник, разрезанные на части пословицы, карточки для словарной работы, иллюстрации со следами зверей, иллюстрации с животными, индивидуальные карточки с изменёнными предложениями.

Название этапа

Количество времени, мин

  1. Оргмомент

2

  1. Проверка домашнего задания

5

  1. Изучение новых знаний.

10

  1. Первичное закрепление.

10

  1. Итоги урока, выставление отметок.

3

  1. Домашнее задание.

2


 

Этап

Содержание этапа

Деятельность учащихся и их ответы

Орг. момент

-Здравствуйте! Проверьте, чтобы на столах лежали  тетради, учебники, пеналы. Садитесь.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

Составьте из слов пословицы.

Мороз не велик, но стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Беседа по вопросам:

- О чём эти пословицы?

- Когда у нас бывают морозы?

- Как изменилась погода с приходом зимы?

 

Несколько учащихся выразительно читают стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Составляют пословицы

Отвечают на вопросы

Выразительное чтение стихотворения

Изучение новых знаний.

- Сегодня мы с вами  на уроке тоже будем говорить о наступлении зимы. А поможет нам в этом рассказ «Зима в лесу», написанный русским писателем Иваном Сергеевичем  Соколовым-Микитовым.

Словарная работа.

В рассказе встречаются трудные слова, давайте их прочитаем и разберём.

Горностай – небольшое хищное животное.

Натропил – оставил много следов.

Просеки – дорога, узкая полоса в лесу.

Первичное чтение учителем.

Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы внимательно его послушаете и скажите:

- Какой зимний лес в этом рассказе?

(Холодный, тихий, белый, красивый, чистый.)

Работа по учебнику.

а) Чтение детьми 1 абзаца по цепочке.

- С чем автор сравнивает снег, узнаем, прочитав начало нашего текста.

Стр. 105.

Беседа по тексту.

- С чем автор сравнивает снег?

 - А скатерть в лесу не простая, она с узорами. Что мы на ней увидели? (Красивые узоры.)

- Кто оставляет эти узоры, мы узнаем, из следующей части рассказа.

Чтение с заданием.

Хорошо читающий ученик читает следующую часть рассказа, а остальные внимательно следят за чтением.

Беседа по тексту.

- Чьи следы мы увидели на снегу?

 (Вывешивается на доску картинку зайца.)

- Найдите и зачитайте, как в лесу натропил зайчишка?

(На доске висят разные следы животных.)

- Найдите следы зайца.

(След зайца прикрепляют под картинку с зайцем)

Чьи следы нам ещё встретились?

- Найдите и прочитайте, как в лесу пробежал горностай?

(Вывешивается картинка на доску, дети находят следы горностая.)

- Как по лесной опушке ходит старый лис? Найдите и зачитайте.

- Найдите следы старого лиса.

- Как прошли разбойники волки?

- Через что перешли лоси?

На доске картинки животных, а под ними следы этих животных.

- Чьи следы нам встретились в лесу?

зайца  – заячьи следы;

волка – волчьи следы;

лисы – лисьи следы;

лося – лосинные следы;

горностай – следы горностая.

Физминутка.

Ах, какой прекрасный лес.

 Сколько здесь вокруг чудес!

 Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В сторону руки плавно помашем –

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся покажем –

 Крылья сложили вот так.

Слушают чтение учителя

Читают по цепочке.

Отвечают на вопросы по тексту.

Следят  по книге за читающим учеником.

 - Следы зайца.

Читают про след зайца.

Находят след зайца.

Далее находят и определяют следы других животных, перечисленных в тексте.

Называют следы.

Первичное закрепление

- На карточке записан текст, но в нём изменены некоторые слова. Вы должны найти их.

Вот у обглоданных осинок натропил ночью горностай (зайчишка-беляк). Подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал старый лис (горностай). Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след зайца (старого лиса). По самому краю поля, след в след, прошли лоси (разбойники-волки).

Находят изменённые слова, заменяют их на нужные.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто автор этого рассказа?

- Почему этот рассказ называется «Зима в лесу»?

Домашнее задание.

Прочитать текст «Зима в лесу», ответить на  4 вопрос.

C:\Users\98AF~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.741\000006.jpg

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.199\3108_0.preview.gif

C:\Users\98AF~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.790\174581657.jpg

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.548\page13c.gif

C:\Users\98AF~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.317\rabbitc4.jpg




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс

Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он  построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Конспект урока чтения и развития речи по сказке И.Соколова-Микитова "Листопадничек" 2 часть

Конспект урока чтения и развития речи по сказке И.Соколова-Микитова "Листопадничек" 2 часть...