Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
план-конспект урока на тему

Егорова Елена Николаевна

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi_5_klass.odt16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Тема

О. Бондарчук «Слепой домик»

Тип урока

Изучение нового материала.

Цель

Познакомить с произведением О. Бондарчука "Слепой домик".

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым художественным произведением;
  • отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; готовить учащихся к чтению целым словом сложных по структуре слов.
  • формирование умения работать с текстом.

Коррекционно-развивающие:

  • уточнять и расширять словарный запас учащихся, развивать умение правильно объяснять значение слов;
  • развивать эмоциональность школьников при ответах на вопросы;
  • развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения.
  • развитие потребности следовать высокому нравственному образцу.

          работа над коррекцией  речи, памяти, мышления, внимания, самоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
  • воспитание умения вглядываться в собственную душу, сопереживать.

Оборудование:

                            портрет старого человека (любой),

                            рисунок дома со ставнями,

                            таблички со словами-настроениями  (чувствами)

                             карточки для словарной работы,


ХОД УРОКА.

1.  ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ НОВОГО ТЕКСТА.

а) Работа с портретом.

- Посмотрите внимательно на портрет.

- Что вы можете сказать об этом человеке?

б) Уточняющие вопросы учителя:

- Какую он прожил жизнь?

- Как это передал художник?

- Легко ли ему сейчас в старости жить?

- Почему?

- Что же имел в виду народ, создавая пословицу: «Старость - не радость?»

(позади долгая жизнь, потеря близких, болезни)

- Вы видели таких людей на улице?

- Чем мы можем облегчить их жизнь?

- Кто из героев прочитанных рассказов по-доброму, заботливо, милосердно

относился к старым людям?

- Какая душа у Саши Журавлева? («Будущий олимпиец»)

 (добрая, милосердная, чуткая - умеет видеть чужое горе, сопереживать и помогать)

2.ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕМ.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям. Автор этого рассказа О. Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его.

На доске тема урока: О. Бондарчук «Слепой домик».

- Скажите, рассказ с таким название будет грустным или веселым?

- Вы будете внимательно слушать и определять, какое настроение хотел передать нам автор. ( В процессе чтения демонстрируется домик со ставнями).

3.ВЫЯСНЕНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ РАССКАЗА.

- Какое настроение хотел передать нам автор этим рассказом?

- Почему так жалко старика и нам, и Роме?

- Как вы восприняли поступок Ромы?

4.ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «про себя», его последующий анализ.

- Что удивило Рому в домике старика?

- Как он назвал этот домик?

- Как вы думаете, почему?

- Сколько действующих лиц в этом рассказе?

- Что нужно передать в голосе старика? (усталость, боль)  Почему?

- Каким чувством должны быть наполнены слова Ромы?

(жалостью, состраданием, сочувствием)

5. ФИЗМИНУТКА

Упражнения для предупреждения зрительной утомляемости.

- Давайте сделаем небольшую ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ.

1 упр. И.п. – руки на поясе.

Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.

Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки.

2 упр. И.п. – облокотиться на спинку стула.

Зажмурить глаза, открыть.

3 упр. И.п. – сидя.

Круговые вращения глазами: 10 раз по часовой стрелке, 10 – против.

4 упр. И.п. – сидя.

Под счет от 1 до 4 смотреть прямо перед собой на доску, затем перевести взор на кончик носа.

5.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЧАСТЯМ.

         Выявление чувств и настроений, передаваемых рассказом.

- Вы правильно сказали, что прочитанный рассказ вызывает грустное настроение. И Роме, и всем нам жалко старого, больного одинокого человека.

 - Как же автор создает это настроение?

- Только ли разговором мальчика и старика? Или автор имеет какие-то «секреты», которые помогают ему поддерживать чувство жалости на протяжении всего рассказа?

- Давайте попробуем разгадать эти «секреты». Для этого надо внимательно вчитаться в текст и «подружиться» со словом.

- Начнем читать и найдем предложение, с которого начинается наша тревога « только у одного домика...». Передадим эту тревогу при чтении.

- Читаем текст дальше и находим слова, от которых становится особенно неуютно, жалость поселяется в душе. (3 абзац)

- Прочитаем еще раз этот абзац, передадим чувство нарастающей тревоги и появление жалости к старику.

- Читаем 4 абзац. Что вы ощутили от поступка Ромы? (теплоту, благодарность)

- А кто из героев сейчас испытывает те же чувства? (старик)

- Дальше действие переносится сразу в домик, но до него еще надо старику дойти. Автор как бы обрывает рассказ. Давайте подумаем, всмотримся в эту картину.

- Старик испытал сильное волнение, неожиданное облегчение, благодарность.

- Могли у него появиться на глазах слезы? (Человек, испытавший много горя, плачет и от радости)

- Читаем дальше. Помните  о том, с какой интонацией мы должны читать слова старика и Ромы.

- Что вы испытывали вместе с Ромой, войдя в избу? (мрачное, холодное настроение).

-  В каком предложении заключено  любопытство Ромы?

- Какие чувства заставляют мальчика сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни?

-В конце текста есть важное, ключевое предложение, которое усиливает красоту поступка Ромы. Найдите его. («Никто не присылал»).

- Какие же чувства живут у Ромы в душе? (Жалость, чуткость, милосердие).

- Прямой или переносный смысл вкладывает мальчик в слова «слепой домик»?

- Каким стал домик с открытыми ставнями?(светлым, зрячим)

- Можно ли сказать, что такая же светлая, зрячая душа у Ромы? Докажите почему.

 - Правильно. Когда ваша душа сумеет увидеть, понять чужую боль, у нее появится душевное зрение, она станет чуткой, милосердной, отзывчивой.

- В рассказе только два героя, о которых говорит автор. Но разве старик до прихода Ромы жил на необитаемом острове?

-  Вокруг него не было соседей? О них ничего не рассказывает автор. А мы можем о них что-то сказать?  Какие они? Почему? (слепые души, равнодушные, безразличные к чужому горю)

6. РАБОТА СО СЛОВАРЕМ, ОТРАЖАЮЩИМ ЧУВСТВА  И НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

(Учащиеся выбирают таблички и прикалывают их на доску в процессе решения вопроса. При отсутствии времени этот этап работы можно совместить с предыдущим.)

- Какие чувства передает в своем рассказе автор?

  1. Выберите таблички со словами (грусть, тревога, жалость)
  2. Какое настроение создает обстановка дома старика? (мрачное, холодное)
  3. Какие чувства испытывает старик к мальчику? (теплота, благодарность)
  4. Какие чувства свойственны душе Ромы? (жалость, сострадание, сочувствие)

7.ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ.

-  А теперь почитаем по ролям и передадим все, что мы поняли об авторе и его героях.

     8. ИТОГ УРОКА.

- С каким произведением познакомились сегодня?

- Ребята, является ли для вас Рома примером для подражания? Обоснуйте свой ответ.

 - Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?

- Что хотел сказать нам автор?

     

     9. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

Пересказать историю от лица Ромы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

Конспект урокапо изобразительному искусству в 6 классена тему: «Выразительные возможности натюрморта».Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету)....

Конспект урока письма и развития речи (7 класс)

Конспект урока  по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...