рабочая программа 9 класс- швейное дело.
рабочая программа (9 класс) по теме

Бобровская Татьяна Васильевна

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской лёгкой одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._sko_rab.progr_.docx67.31 КБ

Предварительный просмотр:

ШВЕЙНОЕ ДЕЛО 9 КЛАСС.

Пояснительная записка

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.

В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.

В 6 – 8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 7, 8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия  и их результаты. Чтобы приблизить обучение  к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагают заказы базового предприятия.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что дает возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вносить соответствующие изменения в программу 9 класса.

В программе не указано количество часов, отведенных на изучение той или иной темы. Учитель, исходя из уровня подготовленности учащихся, сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано содержание некоторых контрольных работ.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т.д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.

В программе учтены требования, предъявляемые к выпускникам производственными предприятиями, о чем свидетельствуют такие, например, темы, как «Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием» или «Правила безопасной работы на швейной фабрике».

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

        Вводное занятие

Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

         Особенности обработки изделий из синтетических тканей.

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учёт при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

 Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа специально (коррекционного) начального образовательного учреждения VIII вида

Статус программы: рабочая программа  учебного курса

Назначение программы:

- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор  

- Категория обучающихся: учащиеся  9 класса

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  306 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:   9 часов  в неделю

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.

I.Пояснительная записка

        Учебная программа по образовательной области «Технология» 9 класс разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню  подготовки  выпускника  специальной  (коррекционной)  школы  –  интернат VIII вида.  Рабочая программа по образовательной области «Технология» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:  

-пояснительная записка;  

- содержание тем учебного курса;

- требование к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы.

Рабочая программа по швейному делу для 9-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

        - Закон РФ «Об образовании»  

-Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2011. Швейное дело: учебник для  9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая, 2010 г.

        Программа  предусматривает  подготовку,  учащихся  специальной  (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея- мотористка женской и детской лѐгкой одежды.

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.  Развитие  инициативы,  мобильности,  социально-трудовой  адаптации  учащихся специальной коррекционной школы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических

знаний; умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;

  • закрепление и совершенствование технологическихприѐмов индивидуального и промышленного пошива одежды, белья;
  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;
  • формирование эстетических представлений и вкуса;
  • воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
  • коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Основные формы:

  • урок,
  • практическая работа,
  • самостоятельная работа,
  • фронтальная работа.        

        

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,
  • игровые.

Основными видами деятельностиобучающихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
  • Самостоятельная работа
  • Работа по карточкам.
  • Работа по плакатам.
  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;
  • ИТК
  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;
  • Наглядные пособия, раздаточный материал;
  • Создание увлекательных ситуаций;
  • Занимательные упражнения;
  • Экскурсии;
  • Декады трудового обучения;
  • Участие в конкурсах;
  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и других предметах.                                                                                                 На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.

        Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды,   практических заданий и общественных поручений.

Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.

В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимся промышленной технологией пошива женской и детской лѐгкой одежды, скоростным приѐмам труда на швейных машинах. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному  и  профессиональному  становлению.  Предшествующая  подготовка  позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лѐгкой одежды, но и по пошиву другой продукции с учѐтом нужд школы. Количество  часов,  отведенных  на  изучении  той  или  иной  темы,  определяется исходя из уровня подготовленности учащихся. По той же причине дается содержание контрольных работ.                                                                                        

           Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов понимать процессы изготовления тканей, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.                                                                                                    

           Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и  технологической  обработки  конкретных  швейных  изделий.  Учащиеся  могут  выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения  и применения различных технологий пошива не только лѐгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А  так  же  является  одним  из  способов  изучения  динамики  развития  трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду  с  другими  методами  наблюдения  за  ребѐнком  позволяет  выявить  сильные  и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.                                                                                  

           Обучение швейному делу развивает  мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у  детей с ограниченными возможностями здоровья.  Кроме  того,  выполнение  швейных  работ  формирует  у  них  эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.  

III. Содержание учебного предмета

I четверть 95 часов

Вводное занятие

Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

Промышленные швейные машины

Теоретические сведения.Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва).Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.

Умение. Работа на универсальной швейной машине.                                                                    

 Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.

Волокна, ткани и нетканые материалы.

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды..

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий.

Изделие.  Короткий рукав «Фонарик»                                                                          

  Теоретические сведения. Моделирование рукавов.                                                          

  Практические работа. Обработка короткого рукава «фонарик» с образованием одинарной и двойной оборки на образцах.    

Изделие. Плосколежащий воротник.                                                                              

  Теоретические сведения. Построение чертежа и подготовка выкройки плосколежащего воротника.                                                                                                                            Практическая работа. Обработка плосколежащего воротника  и соединение воротника с горловиной с помощью двойной косой обтачкой.              

Изготовление выкройки и образцов платья, отрезного по линии талии или по линии бедер.  

Изделие. Образцы соединения лифа и юбки различными способами.                         

  Теоретические сведения. Изготовление выкроек платья в масштабе 1:4 и натуральную величину. Правила соединения лифа с юбкой.                                                                            

 Практические работы. Соединение лифа с юбкой стачным и накладным швами.                                                      

Практическое   повторение  Виды работы. Выполнение заказов школы. Пошив комплектов постельного белья.

Самостоятельная работа

Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1: 2. (Выполняется по готовому крою.)

II четверть 81ч

Вводное занятие.

  План работы на четверть.

Изготовление платья, отрезного по линии талии или по линии бедер

Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.

Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок  и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии.                                                  Умение. Выбор и описание фасона платья.                                                                                    

  Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывайте копировальных стежков. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину

Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.

Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.

Организация труда и производства на швейной фабрике

Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке. Законодательство по охране труда. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд  молодежи. Безопасность труда на швейной фабрике.                                                                                                                                                                Экскурсия. Швейная фабрика или ателье. Ознакомление с оборудованием.

Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве

Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.

Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии

Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды

Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.

Самостоятельная работа. Пошив платья, отрезного по линии бедер в масштабе 1:4 по готовому крою.

III четверть 112ч.

Вводное занятие. План работы на четверть.

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

Теоретические сведения.  Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия.

 Практические работы. Выполнение образцов различных видов обработки отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.

Практическое повторение

Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным.

Виды работы. Пошив фартука на поясе и клиньевой юбки с оборками, ночной сорочки.

Самостоятельная работа

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.

IV четверть 86ч

Вводное занятие

План работы на четверть.

Изготовление брюк на основе готовой выкройки

Изделие.  Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики.

Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

Умение. Влажно-тепловая обработка шва.

Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов.

Практическое повторение (подготовка к экзамену)

Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным.

Виды работы. Пошив летнего сарафана. Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающе-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка образцов выполнения соединительных швов.

Контрольная работа

Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.

Тематический поурочный план 9 класс.

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

теория

практика

Примечание

1.

Вводное занятие.

2

2

2

Промышленные швейные машины.

30

Машинные стежки и строчки.

2

2

Виды и обозначения швейных машин.

2

2

Общие сведения о швейных машинах.

2

2

Прямострочные одноигольная швейная машина.

2

1

1

Прямострочные двухигольная швейная машина.

2

1

1

Образование цепных стежков.

2

1

1

Прямострочная швейная машина однониточного цепного стежка.

2

1

1

Обметочная швейная машина.

2

1

1

Стачивающе - обмёточные швейные машины.

2

1

1

Швейные машины потайного стежка.

2

1

1

Швейные машины – полуавтоматы.

2

1

1

Петельные  швейные машины-полуавтоматы.

2

1

1

Закрепочные швейные машины-полуавтоматы.

2

1

1

Пуговичные швейные машины-полуавтоматы.

2

1

1

Приспособления к промышленным швейным машинам.

2

1

1

3.

Волокна, ткани и нетканые материалы.

18

Получение, свойства и применение синтетических волокон.

2

Свойства и применение синтетических волокон

2

Сведения о классификации тканей

2

Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей.

2

Определение волокнистого состава тканей.

2

Технологические свойства тканей

2

Технологические свойства тканей из синтетических волокон и нитей.

2

Дополнительные сведения о тканях из натуральных волокон.

2

Нетканые материалы.

2

4.

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий.

19

Моделирование рукавов.

2

Обработка нижнего среза рукава  «фонарик» резиновой тесьмой с образованием  одинарной оборки.

2

2

Обработка нижнего среза рукава  «фонарик» резиновой тесьмой с образованием  двойной оборки.

2

2

Плосколежащие воротники.

1

2

Обработка плосколежащего воротника на образце.

1

1

Соединение плосколежащего воротника с горловиной изделия двойной косой обтачкой.

2

2

5.

Изготовление платья, отрезного по линии талии или по линии бёдер.

23

Платье, отрезное по линии талии или по линии бёдер.

2

Изготовление выкройки платья,  отрезного по линии талии в масштабе 1:4

2

2

Изготовление выкройки отрезного платья по линии бедер в масштабе 1:4

2

2

Соединение лифа с юбкой стачным швом (с вытачками)

1

2

Соединение лифа с юбкой стачным швом ( со сборками)

1

2

Соединение лифа с юбкой накладным швом.

1

2

Разработка фасонов платья. Отрезного по линии талии или по линии бёдер.

2

2

6.

Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод.

6

Изготовление выкроек по чертежам одежды в натуральную величину.

2

Изготовление выкроек по чертежам одежды в уменьшенном масштабе.

2

Проверка выкройки в соответствии со своими мерками

2

7.

Организация труда и производства на швейных предприятиях.

14

Виды производства одежды.

2

Структура швейного предприятия.

2

Производственный технологический процесс изготовления одежды.

2

Влажно-тепловая обработка швейных изделий.

2

Основные рабочие профессии швейного производства.

2

Сведения о трудовом законодательстве.

2

Безопасность труда на швейных предприятиях.

2

8.

Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве одежды.

8

Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья.

2

Сведения об изделиях с рукавами рубашечного покроя.

2

Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья с рукавами рубашечного покроя.

2

Соединение рукавов рубашечного покроя с проймами.

2

9.

Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве одежды.

8

Сведения о верхней поясной одежде.

2

Ткани для пошива поясных швейных изделий.

2

Изготовление лекал и раскрой деталей поясных швейных изделий.

2

Последовательность пошива поясных швейных изделий.

2

10.

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

30

Обработка шлевок.

2

Обработка шлевок для юбки на образце.

2

Обработка гладких накладных карманов.

2

Обработка гладкого накладного кармана на образце.

2

Обработка гладкого накладного кармана (верхний срез обработан подкройной обтачкой)

2

Соединение срезов поясного изделия «джинсовым швом»

2

Выполнение настрочного шва с двумя отделочными строчками на образце.

2

Обработка застежки в среднем шве.

2

Обработка застежки в среднем шве тесьмой молнией на образце.

2

Обработка верхнего среза поясного изделия притачным поясом.

2

Обработка верхнего среза поясного изделия притачным поясом (первый способ)

2

Обработка верхнего среза поясного изделия притачным поясом (второй способ)

2

обработка верхнего среза поясного изделия кулиской под резиновую тесьму.

2

Обработка нижнего среза юбки.

2

Обработка нижних срезов брюк.

2

11.

Изготовление брюк на основе готовой выкройки.

10

Прямые брюки с застёжкой в среднем шве.

2

Короткие прямые брюки с цельнокроеной кулиской по линии талии.

2

Обработка нижнего среза брюк швом вподгибку на образце.

2

Обработка нижнего среза брюк цельнокроеной манжетой на образце.

2

Обработка нижнего среза брюк резиновой тесьмой на образце.

2

12.

Анализ образца фартука на поясе с оборкой. Планирование работы по пошиву.

10

Обработка оборки.

2

Соединение оборки с деталью фартука.

2

Обработка пояса.

2

Обработка верхнего среза фартука  поясом.

2

Окончательная отделка фартука.

2

13.

Анализ образца ночной сорочки. Планирование работы по пошиву.

10

Обработка плечевых срезов сорочки. Обработка среза горловины.

2

Обработка боковых срезов верхней части сорочки. Обработка нижних срезов рукавов.

2

Обработка боковых срезов нижней части ночной сорочки.

2

Соединение верхней и нижней части ночной сорочки.

2

Обработка нижнего среза ночной сорочки.  Окончательная обработка.

2

14.

Анализ образца клиньевой юбки с оборкой. Планирование работы.

10

Соединение клиньев юбки, обмётывание.

2

Обработка оборки.

2

Соединение оборки с юбкой.

2

Обработка верхнего среза юбки кулиской.

2

Окончательная обработка юбки.

2

15.

Самостоятельная работа

90

Шитьё по готовому крою поварского фартука. Выполнение отдельных операций без предварительного смётывания.

1

2

Вводное занятие.

1

2

Прямые брюки с застежкой в среднем шве.

1

2

Анализ изделия и планирование работы.

1

2

Изготовление выкройки прямых брюк.

1

2

Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки и раскрой.

1

2

Подготовка деталей кроя к обработке и примерке.

1

2

Проведение примерки брюк.

1

2

Обработка шлевок.

1

2

Обработка накладных карманов.

1

2

Обработка пояса.

1

2

Обработка вытачек.

1

2

Соединение карманов с деталями передних половинок.

1

2

Обработка боковых срезов.

1

2

Обработка шаговых срезов.

1

2

Обработка среднего среза.

1

2

Обработка застежки.

1

2

Обработка среза сидения.

1

2

Обработка верхнего среза.

1

2

Обработка нижнего среза.

1

2

Окончательная отделка изделия.

1

2

Анализ образца коротких прямых брюк с цельнокроеной кулиской. Планирование работы по пошиву брюк.

1

2

Обработка накладных карманов.

1

2

Обработка боковых срезов.

1

2

Соединение накладных карманов с основными деталями изделия.

1

2

Обработка шаговых срезов.

1

2

Обработка среднего среза.

1

2

Обработка верхнего среза цельнокроеной кулиской.

1

2

Обработка нижних срезов.

1

2

Окончательная отделка изделия.

1

2

16.

Анализ образца летнего сарафана. Планирование работы.

20

Соединение деталей сарафана, обмётывание.

2

Обработка бретелей.

2

Обработка верхнего среза сарафана. Втачивание бретелей.

2

Обработка нижнего среза сарафана оборкой.

2

Окончательная обработка сарафана.

2

Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному. (По выбору учащихся)

10

Итого:

306 часов

149

157

IV. Планируемые образовательные результаты обучающихся

Должны владеть компетенциями:

- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);

- эмоционально-ценностными (умение быть упорными  и стойкими перед возникшими трудностями

К концу обучения в IX классе обучающиеся должны знать:

  • ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей;
  • особенности  влажно-тепловой  обработки  изделий  из  синтетических  тканей;
  • фасоны отрезного платья;
  • готовые выкройки;
  • технологию пошива прямого цельнокроѐного платья, применяемую в массовом производстве;
  • знать приспособления к швейным машинам;
  • трудовое законодательство;
  • терминологию влажной тепловой обработки.
  • правила безопасной работы;
  • основные качества квалифицированного портного.  

Учащиеся должны уметь:

  • определять волокнистый состав тканей;
  • использовать выкройки основ платья, юбки, блузки для изготовления выкройки отрезного платья;
  • ориентироваться в задании по образцам;
  • составлять  план  изготовления  изделия  по  текстовой  и    инструкционной

картам;

  • строить чертежи выкроек в натуральную величину;
  • работать на машине с различными приспособлениями;
  • выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;
  • выполнять чистку и смазку швейных машин;
  • рационально организовывать рабочее место швеи-мотористки;

выполнять отдельные операции по пошиву изделия.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

 и повседневной жизни:

- мелкого ремонта изделий из различных материалов;

-создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечения безопасности труда.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты освоения обучающимися 9 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий,  согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, я именно:

- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;

- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;

- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

V. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
  • Прилежание ученика во время работы.
  • Степень умственной отсталости.
  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной  терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

VI. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

  1. Швейное дело: учебник для  9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 7 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 8 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 9 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу 6 класс

Раработка рабочей программы для 6 класса...