Рабочая программа по швейному делу для 7 класса
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме

Старикова Лариса Викторовна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_program_7_klass.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

         Утверждена приказом ОУ

                                         от 30.08.2013г. №58

                                               Директор школы        ____________О.Н. Самойлова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  швейному делу

для 7 класса

на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Цель: - отработка определенных трудовых навыков, необходимых для овладения профессии швеи мотористки;  

подготовить  школьников к поступлению в профессиональное училище.

Задачи:

-      освоение технологических знаний, технологической культуры на основе

включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов,  безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

-    коррекция и развитие  устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.

      

Нормативно-правовые  документы, на основе которых

 разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.

Сведения о программе.

            Настоящая программа  составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы рассчитан по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает  возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки построения чертежей, использование технологических карт, чертежей, изготовления выкроек, раскроя, технологию пошива (последовательность  соединения деталей, правила обработки, выполнения видов швов, выполнение отдельных деталей и узлов, способы отделки швейных изделий).

Место и роль учебного курса

                Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по  пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской одежды.

              Учебный курс направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.

Информация о количестве учебных часов.

Количество часов на год – 338

Количество часов в неделю – 10

Количество административных работ - 2

   Формы организации образовательного процесса.

              Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок – практическая работа, урок - беседа.

Традиционная форма обучения дополняется экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.

                                   Технология обучения.

        

Традиционные технологии:

- объяснительно-иллюстративные

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

- самостоятельная работа,

- проблемное обучение,

- практическая работа,

- здоровьесберегающие технологии,

- коллективный способ обучения (работа в парах).

                            Виды и формы контроля:

         Основными  видами и формами контроля являются:

- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;

- фронтальный опрос;

- уплотнённый и выборочный опрос;

-ответы на поставленные вопросы;

- проверка  знаний при помощи тестов;

- обобщающая беседа;

- проверка знаний  при выполнении практических работ;

- промежуточный и итоговый контроль.

Планируемый уровень подготовки учащихся.

        В результате прохождения программного материала, обучающиеся

должны знать:

-технологию и способы  обработки изделий из ткани;

-назначение измерительных инструментов;

-устройство швейной машины;

-основы проектирования.

     В результате прохождения программного материала, обучающиеся

должны уметь:

-самостоятельно ориентироваться в задании;

-самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы;

-рационально организовывать своё рабочее место, соблюдать правила

техники безопасности;

-читать схемы, чертежи;

-работать на швейной машине;

-выполнять основные технологические операции при изготовлении изделий;

-разрабатывать и документально оформлять проектные работы.

Основные требования к умениям :

1-й уровень.

Строение и основные свойства натуральных и искусственных волокон;

Полную характеристику стачных швов;

Названия деталей контурных срезов плечевых и поясных изделий;

Последовательность обработки поясных и плечевых изделий;

Обрабатывать отдельные детали изделия;

Составлять план пошива легкой одежды самостоятельно.

2-й уровень.

Определять основные свойства натуральных и искусственных волокон;

Частичную характеристику стачных швов;

Основных деталей плечевых и поясных изделий;

Последовательность обработки поясных и плечевых изделий по плану;

Обрабатывать отдельные детали изделия по образцу;

Составлять план пошива легкой одежды последовательно с помощью наглядного пособия.

Информация об используемом учебнике.

           Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина «Швейное дело», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2007г., рекомендован Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской  академии образования».

Содержание рабочей программы.

1 четверть

Промышленная швейная машина – 10 ч.

Назначение, скорости, виды выполняемых операций, основные механизмы. Заправление верхней и нижней нитки. Регулятор строчки, назначение и действие. Работа на промышленной машине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Посадка вовремя работы: положение рук, ног, корпуса.

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва. Сорочка  – 16 ч.

Получение пряжи из льняного волокна. Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Построение чертежа в масштабе. Снятие мерок. Изготовление выкройки.

Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки– 22 ч.

Качество машинных игл. Дефект в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устранение. Неполадка в работе швейной машины, виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение. Обработка на образце выреза горловины.

Пошив односпального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда – 10 ч.

Изделие. Наволочка. Льняная ткань: изготовление, свойства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отношение к воде и теплу. Правила утюжки льняной ткани. Ткацкое производство. Профессии.

Пооперационное разделение труда при пошиве изделия. Швы, используемые при пошиве бельевого изделия.

Практическое повторение – 22 ч.

Обработка поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом. Разметка длины клапана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом одновременно с клапаном. Вывертывание, утюжка и складывание по стандарту изделия.

Контрольная  работа – 6 ч.

Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою.

Ремонт одежды – 7ч.

Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.

2 четверть

Ткацкое производство – 5 ч.

Общее представление о профессии.

Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника – 18 ч.

Пододеяльник, назначение, стандартные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей.

Утюжка пододеяльника.

Бригадный метод пошива постельного белья – 7 ч.

Основные стандартные размеры наволочек. Простыней и пододеяльников. Ткани для пошива постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве постельного белья. Качество пошива. Технические требования к готовой продукции. Раскрой изделия.

Построение чертежа, изготовление  выкройки и раскрой поясного бельевого изделия  – 7 ч.

Пижама: назначение, ткани для пошива. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название деталей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных деталей. Расчет расхода ткани.

Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой – 6 ч.

Изделие. Пижамная сорочка: фасоны, виды отделок. Использование выкройки сорочки без плечевого шва. Моделирование выкройки.

Соединение основных деталей в изделии поясного белья – 20 ч.

Изделие. Пижама детская. Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии. Обработка запошивочным швом шаговых и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей.

Самостоятельная работа – 4ч.

Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном.

Ремонт одежды – 3ч.

Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.

3 четверть

Прямая юбка – 10 ч.

Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки. Выбор фасона и ткани изделия, распознавание шерстяной ткани. Изменение выкройки в соответствии с фасоном. Раскрой.

Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, толщина, извитость, прочность), получение пряжи.

Обработка  застёжек в боковом шве поясного изделия– 15 ч.

Застежка в юбки: виды, длина, фурнитура, особенности обработки в юбках из разных тканей. Петли из ниток.

Получение ткани из шерстяной пряжи. Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Свойства чистошерстяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащита). Правила утюжки шерстяной ткани.

Обработка складок в поясном женском и детском платье  – 8 ч.

 Складка: виды(односторонняя, встречная, бантовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Обработка складок на образце. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.

Обработка низа прямой юбки – 20 ч.

Виды, зависимость от фасона и ткани. Ширина подгиба. Обработка среза ткани зигзагообразной строчкой.

Обработка притачным поясом верхнего среза прямой юбки  – 25 ч.

Краеобметочная машина 51-А класса ПМЗ -2: назначение, устройство, работа и регулировка механизмов, регулировка длины и ширины стежка, правила безопасной работы. Виды обработки верхнего среза юбок(притачным поясом и корсажной лентой). Способы застегивания пояса (на крючках и на пуговицах). Зависимость размера петли от диаметра пуговицы. Виды обработки срезов швов. Разутюженная и заутюженная вытачка. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву.

Практическое повторение – 10 ч.

По выбору пошив юбки прямой или расширенной книзу, ночной сорочки, простыни, пододеяльника.

Самостоятельная работа – 4 ч.

Выполнение отдельных операций по изготовлению прямой юбки в масштабе 1:2.

Ремонт одежды – 3ч.

Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.

4 четверть

Построение чертежа и раскрой  расклешенной юбки  – 12ч.

Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб.

Обработка оборок  – 8 ч.

Назначение оборок. Правила расчета длины на оборку. Правила раскроя оборок. Виды обработки отлетного среза оборки.

Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы – 4 ч.

Выравнивание и подрезка низа расклешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.

Юбка из клиньев с оборкой по нижнему срезу  – 13 ч.

Снятие мерок. Построение вспомогательных линий. Построение линий талии и низа по расчету для юбок «солнце», и «полусолнце». Расчет размера, построение клина на чертеже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки.

Практическое  повторение – 31 ч.

Изготовление юбок прямой и расклешенной, ночной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника.

Самостоятельная работа – 4 ч.

Выполнение отдельных операций по изготовлению образца расклешенной юбки в масштабе 1:2.

Контрольная работа за год – 6 ч.

Выполняется по готовому крою. Выполнение отдельных операций по изготовлению образца  юбки в масштабе 1:2.

Ремонт одежды – 2ч.

Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.

Учебно-тематический план по швейному делу.

Общее количество часов – 338

1 четверть

Промышленная швейная машина – 10 ч.

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва. Сорочка  – 16 ч.

Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки– 22 ч.

Пошив односпального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда – 10 ч.

Практическое повторение – 22 ч.

Контрольная  работа – 6 ч.

Ремонт одежды – 7ч.

2 четверть

Ткацкое производство – 5 ч.

Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника – 18 ч.

Бригадный метод пошива постельного белья – 7 ч.

Построение чертежа, изготовление  выкройки и раскрой поясного бельевого изделия  – 7 ч.

Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой – 6 ч.

Изделие. Пижамная сорочка.

Соединение основных деталей в изделии поясного белья – 20 ч.

Самостоятельная работа – 4ч.

Ремонт одежды – 3ч.

3 четверть

Прямая юбка – 10 ч.

Обработка  застёжек в боковом шве поясного изделия– 15 ч.

 Обработка складок в поясном женском и детском платье  – 8 ч.

 Обработка низа прямой юбки – 20 ч.

Обработка притачным поясом верхнего среза прямой юбки  – 25 ч.

Практическое повторение – 10 ч.

Самостоятельная работа – 4 ч.

Ремонт одежды – 3ч.

4 четверть

Построение чертежа и раскрой  расклешенной юбки  – 12ч.

Обработка оборок  – 8 ч.

Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы – 4 ч.

Юбка из клиньев с оборкой по нижнему срезу  – 13 ч.

Практическое  повторение – 31 ч.

Самостоятельная работа – 4 ч.

Контрольная работа за год – 6 ч.

Ремонт одежды – 2ч.

Литература и средства обучения.


1.Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.

2.Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
3.Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.

Учебно-методическое обеспечение.

1.Программа факультативной работы, календарно-тематический план.

2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.

5.Материалы и инструменты.

6.Компьютер для показа презентаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 7 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 8 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу 6 класс

Раработка рабочей программы для 6 класса...

Рабочая программа по швейному делу 5 класс

При составлении программы учитывались условия обучения и современный подход к трудовому обучению в коррекционных школах. Коррекционная направленность и учебно-воспитательная работа на уроке - это един...

Адаптированная рабочая программа по швейному делу 7 класса для обучающихся с ОВЗ 8 вида

паспорт программы, пояснительная записка, тематическое планирование...