"Зимние гости"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Урок-проект "Зимние гости!" подготовлен и проведён педагогами школы для слабовидящих и слепых детей, Макеевой А.П. и Ивановой О.В. Урок расчитан на  детей с нарушением зренияи интеллекта.                        Были поставлены задачи:  формирование экологического представления об окружающем мире; способствовать развитию в детях ответственности "за братьев наших меньших" и потребности общения с природой; воспитывать любовь к природе и бережной отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения №8 г. Иркутска»

 

Творческий проект

педагогов коррекционного методического объединения

«Берегите птиц!»

Конспект урока «Берегите – птиц!»

Презентация «Зимующие птицы»

Выполнили учителя:

Макеева А.П.

Иванова О.В.

Дата проведения:

 24.12.2015

                                                                                     

Урок - проект

 «Берегите птиц!»

Цель:

- обобщить и расширить знания о многообразии и особенностях зимующих птиц;

Задачи:

- формирование экологического представления об окружающем мире;

- показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой;

- способствовать развитию в детях ответственности за «братьев наших меньших» и потребности общения с природой;

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, развивать коммуникативные качества, умение работать в группе, в парах.

Оборудование:

  1. Фонограмма с голосами птиц.
  2. Рисунки, детей о зимующих птицах.
  3. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.
  4. Раздаточный материал для групп:

- памятки "Как устроить кормушку",

- строительный материал для кормушек: коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч.

- карточки с названиями "угощений" для птиц.

      5. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.

      6. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.

Техническое оборудование:

  1. аудиозапись «Звуки птиц»
  2. авторский медиапродукт учителей Макеевой А.П., Иванова О.В.– презентация «Берегите птиц» (среда Power Point).

Ход мероприятия

Слайд 1

  1. Орг.м.

Слайд 2

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

Слайд 2

Илья

- Это наши зимние гости – маленькие певчие птицы с далекого севера.

Тут и красногрудые чечётки и свиристели, зеленые самки, красные самцы – клесты.

Золотисто-зеленые чижи и щеглята, и толстые с ярко-красной грудью снегири.

 Там теперь такой мороз и стужа, что им у нас кажется тепло.

Чижи и чечетки занялись ольховыми и березовыми семенами. Снегири – рябиной, клесты – сосновыми и еловыми шишками. И все сыты.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель - Сегодня мы будем говорить о том, как птицам пережить трудное зимнее время.

  1. Работа по теме урока.

- Каких птиц мы наблюдаем рядом с собой зимой?

-Как называются птицы, которые остаются зимовать рядом с нами? (зимующие)

-Эти птицы всю зиму проводят рядом с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

В холодное время года птицам очень важно прокормиться. Доступной пищи становится мало, а потребность в ней возрастает. Во второй половине зимы птицам особенно тяжело, потому что естественного корма недостаточно и многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Учитель:

- Как мы можем помочь птицам?

(Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки.)

- Как мы развесим кормушки?

(Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.)         

«Сделай кормушку»

1. Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь- сосед прилетели на обед.

        В гости в первый день недели

        К нам синицы прилетели.

        А во вторник, посмотри,

        Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы же ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стаи жадных воробьёв.

        В пятницу в столовой нашей

        Голубь лакомился кашей.

        А в субботу на пирог

        Налетело семь сорок.

2. Трудно птицам зимовать.

     Надо птицам помогать!

     Распилить я попросил

     Досочку еловую

     Вместе с папой смастерил

     Птичкину столовую.

     Прилетают птицы в сад,

     Посидят, поговорят,

    Им бояться нечего:

    Пусть мороз трещит сердито –

    Их столовая открыта

    От утра до вечера.

                           (А. Чепуров)

Слайд 3

- Вот мы смастерили кормушки, повесили и помогли птицам?

(Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. (слайд с кормом)

Слайд 4

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Слайд 5

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо - семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Физминутка

 «Птичка ожила».

 Птичка крыльями взмахнула,

 Птица перья отряхнула,

 Крылья убрала назад,

 Сделав очень важный взгляд.

 Посмотрела вправо — влево,

 Удивилась, что за дело?

 Нет тут птицы ни одной,

 Полечу-ка я домой.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноги)

По тропинкам побежим, до лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужаечке мы попрыгаем, как гаички (прыжкки на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем  и теперь пешком пойдем. (ходьба на месте)

А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку. (веер)

Спиной зеленовата,                         

Брюшком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика(синица)

Слайд 6

Сообщение Вова :

Слайд 7

Синица- это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса- галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю(воробей)

Слайд 8

Сообщение Данил

Слайд 9 : Воробей- это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали:

 «Вора бей, Вора бей, Вора бей»

Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

Окраска сероватая,

Повадка вороватая.

Известная персона

Кто она? (ворона)

Слайд 10

Сообщение Аня  

Слайд 11

Ворона – хитрая, ловкая, находчивая птица. Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека. Ворона – крупная птица. Она не очень ярко окрашена. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны чёрные, а всё остальное серое. Гнездо ворона строит высоко на деревьях, из прутьев. Питается ворона в основном мелкими грызунами (мышами) и падалью. Уничтожая грызунов, приносит пользу человеку. Ворона считается одной из самых смышлёных птиц.

Гимнастика для глаз

(school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html)

Чернокрылый, красногрудый.

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут. (снегирь)

Слайд 12

Стихотворение «Снегирь» Вова

Сообщение Алина: Снегирь- очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.

Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче(дятел)

Слайд 13

Сообщение Оксана : Дятел- у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой- семенами хвойных деревьев.

Итог: мы прослушали сообщения ребят о зимующих птицах, узнали некоторые новые факты о них, познакомились с новыми представителями наших младших братьев.
слайд 14- фото пословиц

Игра «Собери пословицу»

 - Я вам приготовила интересное задание.

Нужно восстановить пословицу и объяснить её смысл. На доске вы видите не законченные пословицы, их нужно закончить. У вас партах лежат карточки с продолжением. Найдите нужное и закончите пословицу.

- Всякая птица своим клювом сыта.

- Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Слайд 15

- Много слов, да мало дела.
- Увидел грача – весну встречай.

- Как сорока хвостом, так болтун языком.

- Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.

- Птице даны крылья, а человеку - разум.
Учитель:

Слайл 17-18-19

 Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Даже зимой лесные птицы тянутся к человеческому жилищу.

Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкармливая птиц, мы знаем, что весну мы встретим с пением птиц. Богаче будут ими леса и парки. Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Учитель: Сегодня мы говорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия:

 1). Вывод о пользе птиц и их значения в жизни человека вывешивается на доске. Обучающиеся выходят и озвучивают карточки с выводом.

 2). Вывешивание кормушек в школьном дворе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 4 классе "В гостях у зимней сказки"

Урок проводился в рамках участия в конкурсе педагогического мастерства.Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре праздника.Задачи:Развивающие:Развитие чёткой артикуляции мышц языка с помощью упраж...

В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу» (занятие-экскурсия)

В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу»(занятие-экскурсия)...

ЗИМНЯЯ СКАЗКА Сценарий мини-спектакля Для детей, родителей и гостей школы

Цель: Создание условий для социализации личности ребенка, его коммуникативной компетенции и развития сценической культуры учащихся.Задачи:  Воспитывать творческую активность; формировать коммуник...

Сценарий Сказочное зимнее развлечение "Новогодние гости" Новогодний утренник для детей в подготовительной группе

СценарийСказочное зимнее развлечение "Новогодние гости"Новогодний утренник для детей в подготовительной группеВоспитатель:  Габоева М.А. Цель: Создать волшебную атмосферу новогодне...

Экскурсия в рамках внеурочной деятельности "В гостях у зимнего леса"

Мероприятие направленно на развитие у детей экологического воспитания, творческих способностей, чувства ответственности за порученное дело. В ходе экскурсии ребята научатся распознавать лист...