Классный час "Пожарным можешь ты не быть..."
классный час (8 класс) на тему

Оводкова Галина Анатольевна

Цель: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; закрепить знание основ пожарной безопасности.

Задачи:

 

  • ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
     
  • учить соблюдать правила пожарной безопасности;
     
  • обучать действиям при возникновении пожара;
     
  • развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества;
     
  • воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению; воспитывать волевые качества, чувство патриотизма, профессиональное ориентирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozharnym_mozhesh_ty_ne_byt.docx28.18 КБ
Office presentation icon pozharnaya_bezopasnost.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №3

Классный час

"Пожарным можешь ты не быть..."

Подготовила и провела:

     классный руководитель 8-Б класса

  Оводкова Галина Анатольевна

2015-2016 уч. год

Цель: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; закрепить знание основ пожарной безопасности.

Задачи:

  • ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • обучать действиям при возникновении пожара; 
  • развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества;
  • воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению; воспитывать волевые качества, чувство патриотизма, профессиональное ориентирование.

 

Оборудование: презентация, рисунки учащихся, пословицы, памятка "Правила поведения при пожаре”.

Ход классного часа

- Жизнь – самое ценное, что дано человеку. Она даётся по праву рождения всем, а от человека уже зависит, насколько прекрасной и счастливой она будет. Да, мы не можем знать точно, где подстерегает нас опасность и какой именно она будет. Но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей.

- Назовите, пожалуйста, факторы риска, угрожающие нормальной жизнедеятельности человека.

(Террористический акт, землетрясение, ураган, наводнение, пожар).

1. Введение в тему.

 На прошлой неделе в нашем классе прошел конкурс рисунков. Какой? («Пожарным можешь ты не быть…») Сегодня мы продолжим разговор на эту тему на классном часе. В конце занятия попытаемся сделать вывод о том, как вы понимаете смысл этих слов. (Слайд 1)

2. Беседа: «Как огонь попал к людям».

 - Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.) (Слайд 2)

А знаете ли вы, кто такой Прометей?

Ученик 1.

Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям. (Слайд 3)

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.

Ученик 2.

Пожалел людей своим большим сердцем Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, он взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.

Ученик 3.

С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

3. Беседа «Огонь – друг или враг?»

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня. Когда огонь - наш друг?

(Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.) (Слайд 4)

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Когда огонь – наш враг? (Слайд 5)

Что такое пожар? Дайте определение. (Слайд 6)

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же. Какие причины пожара вам известны?

Причины пожаров. 

  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами (Слайд 7).
  • Неисправная электропроводка (Слайд 8).
  • Нарушение правил безопасности при эксплуатации печей, каминов.
  • Неосторожное обращение с огнем – спички, костер (Слайд 9).
  • Игры детей с огнем.
  • Неосторожное обращение с хлопушками, петардами, бенгальскими огнями (Слайд 10).
  • Поджоги.

Но главные виновники пожара – это люди.

Какие рекомендации вы еще подготовили?

Не суши над газом штаны после стирки,
А то от штанов останутся дырки.
Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом.
Запомнить и взрослым необходимо:
Чаще в пожарах гибнут от дыма!

4. Конкурс «Опасен – неопасен» (Слайд 11)

Детям предлагается подойти к оборудованному столику и выбрать предметы, относящиеся к пожароопасным. (Петарды, лупа, свеча, зажигалка, спички, электролампа, утюг, паяльник, электрочайник, розетки, вилки среди обычных вещей.)

5. Сообщение о краткой истории пожарного дела.

- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю пожарного дела.

– В "Судебнике” Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах (тех, кто курит): "Зажигальщику живота (жизни) не дать, казнить его смертной казнью”. Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара. Как вы думаете, почему? (Все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты, и, наконец, в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предотвратить, чем исправлять последствия, – это понимали и древние люди.)

 - 30 апреля 1649 года русским царём Алексеем Михайловичем был подписан документ называвшийся «Наказ о Градском благочинии». Этим наказом, в Москве, впервые в Русском государстве вводилось постоянное, круглосуточное дежурство пожарных дозоров, которым предписывалось не только принимать активное участие в тушении пожаров, но и контролировать соблюдение существовавших на тот момент правил пожарной безопасности. Также, пожарные патрули обладали правом применять ряд карательных мер к нарушителям ППБ. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
(Слайд 12)
Профессия пожарного во все времена считалась почетной, а пожарные - это героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь. 

6. Правила пожарной безопасности.

 - Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

Какие правила пожарной безопасности вы знаете? (Слайд 13, 14, 15)

Запомни!

  • Не играйте со спичками и зажигалками.
  • Не оставляйте без присмотра включенные утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др.

          Уходя из дома, не забудьте их выключить.

  • Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите бельё над плитой. Оно может загореться.
  • Не разжигайте костры возле построек.
  • Следи за исправностью электропроводки и электроприборов.
  • Потуши за собой костер в лесу.

7. Работа в группах. Конкурс «Собери пословицу»

Мы не раз с вами убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесенной мудрости нашего народа об огне. Вы будете участниками конкурса знатоков пословиц и поговорок. Прямо сейчас и проверим, кто правильно соберёт пословицы и поговорки.

Пожар, от, рождается, искры. (От искры пожар рождается.)

Можно, не, шути, сгореть, с, огнем. (С огнем не шути – сгореть можно.)        Пока, искра, в, пепле, туши, тогда, и. (Пока искра в пепле, тогда и туши.)            

Москва, копеечной, от, сгорела, свечи. (Москва от копеечной свечи сгорела.)             Бывает, без, не, дыма, огня. (Не бывает дыма без огня.)

•Там не загорится, где огня нет.

•Солома с огнем не дружит.

•Из огня да в полымя.

•Спички не тронь – в них огонь.

•Спичка невеличка, огонь великан.

8. Коллективное составление памятки.

 "Правила поведения при пожаре”

Какие будут ваши действия при загорании электроприбора (телевизора)? (Слайд 16)

1.Обесточь прибор, выдерни вилку из розетки;

2.Накрой прибор плотной тканью или одеялом;

3.Если пожар усилился, закрой окна и двери, покинь помещение;

4.Сообщи в пожарную охрану по телефону 01.

Какие будут ваши действия при выходе через задымленный коридор?

(Слайд 17)

1.Дыши через мокрые носовой платок, ткань.

2.Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.

3.Плотно закрой дверь.

4.Двигайся к выходу пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

5.Сообщи в пожарную охрану по телефону 01.

Какие будут ваши действия при пожаре в доме, когда нет возможности к выходу? (Слайд 18)

1.Сообщи в пожарную охрану по телефону 01.

2.Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.

3.Плотно закрой входную дверь.

4.Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком;

5.При задымлении помещения выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

Запомни! (Слайд 19)

Обязательно позвони в пожарную охрану по телефону 01 и четко сообщи адрес или попроси помощи у взрослых.

Знает каждый гражданин 
Этот номер — 01. 
Если к вам придет беда –
Позвони скорей туда.
А если нету телефона.
Позови людей с балкона.

 - Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему. За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.

9. Работа с ситуациями.

 - Я предлагаю вам различные ситуации и варианты ответа. Необходимо быстро поднять карточку с номером правильного ответа.

(У каждого ученика на парте имеются карточки с цифрами 1,2,3).

Если у вас мелкое возгорание…

1)​ …надо спрятаться под кровать.

2)​ …надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом)

3)​ …надо убегать из дома.

Если в помещении много дыма…

1)​ …необходимо быстро убегать.

2)​ …необходимо двигаться ползком.

Если невозможно потушить возгорание…

1)​ …надо покинуть помещение.

2)​ …надо спрятаться в другое помещение.

Если загорелась одежда…

1)​ …бегать в горящей одежде, чтобы погасить пламя.

…падать на пол и кататься. Пожарных вызвать по телефону…

1)​ …03

2)​ …02

3)​ …01

Пожарным необходимо сообщить…

1)​ …фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

2)…фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания

Если в школе прозвучал сигнал пожарной тревоги…

Посмотрите видеоролик и скажите, правильно ли ведут себя дети? (Просмотр видеоролика, ответы детей).

10. Первичные средства тушения пожара.  (Слайд 20)

 

- Ребята, какие первичные средства тушения пожара вы знаете?
(Вода, песок, земля, огнетушители.)

Практическое задание: «Как правильно пользоваться огнетушителем?»

1. Направь сопло огнетушителя на очаг пожара.

2. Сорви пломбу, выдерни чеку.

3. Нажми на рычаг.

4. Приступи к тушению пожара.

11. Кроссворд

1. Какой орган при пожаре защищает ватномарлевая повязка? Ответ: дыхание.

2. Одна из причин ожогов. В этом слове 7 букв. Ответ: кипяток.

3. Самая распространенная причина ожогов. В этом слове 5 букв. Ответ: пламя.

4. Средство пожаротушения. В этом слове 12 букв. Ответ: огнетушитель.

6. Отчего чаще всего погибают при пожаре люди? 3 буквы. Ответ: дым.

7. Какая причина чаще всего приводит к пожару? В этом слове 11 букв. Ответ: небрежность.

Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен!
 (Слайд 21.)

12. Итог занятия.

Вывод: каждый человек не обязательно должен быть пожарным, но он обязан знать причины возникновения пожара и правила поведения во время пожара, как правильно обращаться с огнеопасными предметами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Прометей - э то легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

Слайд 4

Огонь – друг человека: На огне можно приготовить пищу Огонь согревает Огонь освещает, когда темно

Слайд 5

Огонь - враг человека: Огонь – причина пожара Пожар губит людей Разрушает их жилища, уничтожает леса и их обитателей

Слайд 6

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Слайд 7

Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Причины пожара

Слайд 8

Нарушение правил безопасности при эксплуатации печей, каминов. Причины пожара Неисправная электропроводка.

Слайд 9

Причины пожара Неосторожное обращение с огнем. Игры детей с огнем.

Слайд 10

Причины пожара Неосторожное обращение с хлопушками, петардами, бенгальскими огнями. Поджоги.

Слайд 11

Конкурс "Опасен - не опасен"

Слайд 13

Не играйте со спичками и зажигалками. Запомни! Не оставляйте без присмотра включенные утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

Слайд 14

Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру. Не сушите бельё над плитой. Оно может загореться. Не разжигайте костры возле построек.

Слайд 15

Следи за исправностью электропроводки и электроприборов. Потуши за собой костер в лесу.

Слайд 16

Ваши действия при загорании электроприбора (телевизора) Обесточь прибор, выдерни вилку из розетки; Накрой прибор плотной тканью или одеялом; Если пожар усилился, закрой окна и двери, покинь помещение; Сообщи в пожарную охрану по телефону 01 .

Слайд 17

Дыши через мокрые носовой платок, ткань. Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом. Плотно закрой дверь. Двигайся к выходу пригнувшись или ползком- внизу дыма меньше. Сообщи в пожарную охрану по телефону 01 . Ваши действия при выходе через задымленный коридор

Слайд 18

Сообщи в пожарную охрану по телефону 01 . Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками. Плотно закрой входную дверь. Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком, громко кричи; При задымлении помещения выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь. Ваши действия при пожаре в доме, если нет возможности покинуть помещение

Слайд 19

Обязательно позвони в пожарную охрану по телефону 01 и четко сообщи адрес или попроси помощи у взрослых. Запомни! 01

Слайд 20

Первичные средства тушения пожара Вода, песок, земля, огнетушитель.

Слайд 21

Ребята, помните о том, Что нельзя шутить с огнём. Кто с огнём неосторожен У того пожар возможен !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пожарным можешь ты не быть"

Классный час для учащихся 1 класса специальной коррекционной школы- интернат 8 вида, в рамках недели "пожарная безопасность"...

Классный час "Пожарным можешь ты не быть..."

Цели: - Закрепить знания правил пожарной безопасности у учащихся.- Продолжать учить учащихся правилам поведения, обеспечивающим...

классный час в 9 классе ко Дню Конституции "Поэтом можешь ты не быть..."

Занятие построено по технологии  рефлексивно-ситуационного классного часа с мультимедийной поддержкой...

Классный час "Пожарным можешь ты не быть"

Классный час на противопожарную тему можно провести в любом классе. Я использовала материалы о своем земляке, Герое Советского Союза С.И. Постевом. Кто-то может включить материал о своих героях. Также...