Брошюра
методическая разработка на тему

Певнева Юлия Владимировна

В брошюре представлен материал для профилактики задержки психоречевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zaderzhki_rechevogo_razvitiya.docx485.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В последнее время получило широкое распространение мнение, что ребенок должен развиваться в своем индивидуальном темпе и что предъявляемые врачами физиологические и психологические нормы развития – это насилие над индивидуальностью ребенка. Постараемся объяснить, чем опасна эта позиция.

        Дело в том, что говорить об индивидуальном темпе развития  ребенка без вреда для его здоровья мы можем только внутри временных нормативных промежутков.

Пример: к 6-8 месяцам ребенок уверенно сидит и ползать начинает приблизительно в это же время. А вот что он сделает раньше и в каком возрасте – в 6,7  или 8 месяцев – это и есть индивидуальный темп развития. Это относится к любым нормативным навыкам. Но если ребенок по каким-либо причинам не укладывается в эти нормативы, врачи и психологи вынуждены констатировать задержку развития и рекомендовать родителям меры по ее преодолению. Почему так важно уложиться в возрастной норматив?

Дело в том, что после рождения ребенка мозг продолжает активно развиваться, особенно в первый год жизни. К трем годам заканчивают свое формирование основные отделы головного мозга. К пяти годам мозг заканчивает свое структурное формирование и дальнейшее его развитие идет по пути углубления и совершенствования связей всех структур. В случае их «несформированности» к определенному возрасту, можно говорить только об их компенсаторном, заместительном развитии, что много сложнее, т.к. требует большого количества искусственных приемов и специальных занятий.

        Развитие мозга происходит как ответ на запрос: если нет света, то не будет формироваться функция зрения, если нет звука  - не будет формироваться слух и т.д.

местоположений (на, над, под, пред,…), числительных (две конфеты,  три яблока, …), свойств (горячий, тяжелый, кислый,…), цветов ( синий свитер, красный кубик,…). Это позволит вам быстрее перейти к диалогу с малышом.

        Второе: Развитие навыков самостоятельности, поисковой активности и исследовательской деятельности – важные факторы, влияющие на развитие речи ребенка. Постарайтесь не подавлять желания ребенка исследовать окружающую его среду, даже если это приносит вам некоторые неудобства. Проявляя самостоятельность, малыш как бы отделяется от родителей, что, естественно, приводит к поиску новых форм общения, т.е. к развитию речи.

        Здесь особенно хочется подчеркнуть, важность умения самостоятельно есть. Уже годовалый ребенок может есть сам. К сожалению, мы вынуждены признать, что,  как правило, сами не даем ему этой возможности. В результате у ребенка складывается искаженное впечатление о процессе еды. Ему кажется, что это необходимо родителям -  накормить его. Отсюда возникает возможность манипулирования родителями. Малыш начинает вести себя не соответственно своим возрастным возможностям. Как первый признак своей малости и несостоятельности он культивирует отсутствие речи.        Третье: Наличие телевизора в доме и культура его пользования сильно влияют на развитие речи растущего малыша. Если телевизор постоянно включен в квартире, где находится ребенок, то речь начинает восприниматься малышом, как фон, снижается его слуховое внимание. Если малыш много смотрит телевизор, в этом тоже нет ничего хорошего, - речь не развивается в монологовом  режиме,  а телевизор не провоцирует ребенка на диалог. Кроме того, яркая картинка с движущимися предметами на экране является слишком сильным возбудителем для еще неокрепшей центральной нервной системы малыша. Как следствие – провокация гиперактивности, капризности, плохого сна.

Возрастной период с одного года до двух лет – период становления активной речи. Речь, как высшая психическая функция, начинает формироваться сразу после рождения ребенка, но нельзя надеяться на то, что если ребенок родился, то он обязательно заговорит. Ребенок заговорит только в том случае, если он будет находиться в языковой среде. Говорить к двум годам – это не норматив, выведенный научным образом. Старая русская пословица: « В год – ходить, в два – говорить» - на наш взгляд должна убедить вас в том, что если уж народная мудрость поставила это умение в соответствие с возрастом, то значит это существенно в жизни и развитии ребенка. Сначала хочется объяснить, к чему может привести задержка речевого развития.

        Во-первых, речь является одной из высших психических функций человека, и  ее задержка неизбежно провоцирует вторичную задержку развития в целом. Речь и мышление неразрывно связаны друг с другом: мышление протекает в словах, а речь выражает мысль. Задержка речевого развития может спровоцировать задержку формирования мыслительных операций.

        Во-вторых, речь – основная форма общения, и в ее отсутствие ребенок вольно или невольно любыми другими способами будет пытаться наладить общение с окружающими его людьми. Это вполне может быть крик, плач как форма привлечения внимания, своевольное поведение как способ достижения цели, агрессивное поведение как выражение протеста. Результат – несоответствующее возрасту поведение в целом.

        В-третьих, задержка речевого развития приводит к сложности наладить диалог с ребенком, соответственно, у него недостаточно развивается слуховое внимание и способность воспринимать информацию на слух. Что в дальнейшем затрудняет адаптацию в детском коллективе и обучение в школе.

        

Четвертое: Конечно же, читать книжки. Вот то занятие, которое поможет вам (родителям) гармонично сформировать слуховое и зрительное внимание малыша, развить соответствующие его возрасту навыки усидчивости. Очень важно, чтобы в самом раннем возрасте, ребенок научился воспринимать информацию, полученную из книги. Приобрести опыт понимания литературной речи и получения эмоционального удовлетворения от общения с книгой. Каждый день 10-15 минут, сидя у вас на коленях, рассматривая и показывая картинки, малыш слушает ваш рассказ. Вот тот необходимый минимум, который необременителен для вас и так важен для ребенка.

        Таким же образом вы рисуете. Дайте ребенку в правую руку карандаш (фломастер), зафиксируйте правильное положение пальцев малыша своей рукой (его рука в вашей руке). Вы рисуете солнышко, лучики, облачко, дождик, елочку, человечка… При этом вы выразительно рассказываете обо всем, что вы рисуете. Таким образом, мы одновременно задействуем мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, что позволяет всем этим функциям развиваться, не подавляя друг друга, а дополняя.

Пятое: Психическое и физическое развитие ребенка неразрывно связаны друг с другом. Режим дня, общеукрепляющие и закаливающие процедуры, психологически комфортная атмосфера необходимы ребенку для нормального развития.

        Если несмотря на все ваши усилия и желание следовать нашим рекомендациям вы сталкиваетесь с непреодолимыми для вас трудностями в поведении ребенка, обратитесь за советом к неврологу.

        Покупая методическую и справочную литературу старайтесь ориентироваться на пособия написанные специалистами и рассчитанные на психологов, логопедов, педагогов-дефектологов, работников детских дошкольных учреждений.

        Желаем вам многих счастливых часов общения с вашими детьми!

В-четвертых, если внешняя среда недостаточно стимулирует ребенка на формирование речевых навыков, то ребенок хоть и формирует их, не недостаточно интенсивно и, соответственно, артикуляционный аппарат не получает необходимой, соответствующей возрасту, тренировки, нагрузки, что позже приводит к сложно устранимым логопедическим проблемам.

        В-пятых, если ребенок не говорит или говорит несоответственно возрасту, значит, он лишен (или частично лишен) возможности: слышать звучание собственной речи. Соответственно страдает формирование фонематического анализа.  Это то, что в дальнейшем сильно затруднит освоение ребенком письменной речи.

Что же необходимо предпринять родителям годовалого малыша, чтобы к двум годам они получили в его лице самого интересного для них собеседника?

        Первое: Нужно всегда помнить, что малыш растет, он очень хорошо слышит и очень много понимает из того, что вы говорите. Следите за своей речью. Говорите выразительно, правильными развернутыми предложениями. Не говорите быстро и слишком громко. Обращаясь к ребенку, старайтесь, чтобы он видел ваше лицо. Сложные, малознакомые ребенку слова, говорите внятно. С малышом не только можно, но и необходимо много разговаривать, задавать ему вопросы, тем самым, приглашая его к диалогу.

        Активно используйте при общении с ребенком ситуации, побуждающие его к произнесению простых слов: на, дай, да, нет, буду, хочу и т.д. Постарайтесь, чтобы на каждый согласный звук у вас была игра. Например: « Гуси, гуси - га-га-га, есть хотите - да-да-да» (г - д); « Качь - качь, качь - качь, я куплю тебе калач» (к-ч); «жук жужжит жу-жу, жу-жу, я вам глазки (ножки, носик, …) покажу!» и т.д.

        Не забывайте при общении с ребенком употреблять названия; направлений (вверх, вниз) ,

МКОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования»

Профилактика задержки психоречевого развития у детей от 0 до 4 лет.

Подготовил:

учитель-логопед МКОУ «ЦДК» Певнева Ю.В.

п. Емельяново 2016г.

 

                

        

        

        

        

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра. Телдән исәпләү.

5 класста дәресләрдә куллану өчен "Телдән исәпләү өчен биремнәр"...

Распространение опыта работы с помощью брошюр, созданных в программе Publisher

Если Вы аттестуетесь и Вам необходимо распространить свой опыт. Вы можете сделать это в виде брошюры и затем презентовать её на заседаниях МО, курсовой переподготовки, на открытых уроках и т.д. Брошюр...

Брошюра к неделе литературы

Американский писатель, наиболее известный, как автор приключенческих рассказов и романов....