СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
статья ( класс) на тему

 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

 

 

ВАШ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?

 

Домашние занятия с детьми четвертого года жизни

 

Речевое развитие ребенка четвертого года жизни характеризуется заметным улучшением произносительной стороны речи, интенсивным развитием лексико-грамматических форм для развертывания фразовой речи, которая постепенно приобретает все более сложные формы, индивидуальную выразительность, беглость и спонтанность. Большинство уже умеют четко произносить почти все звуки речи. Определенные трудности произношения по-прежнему связаны с шипящими (ш, ж) и сонорными согласными (р, л). В незнакомых и редко употребляемых многосложных словах дети неправильно делают ударение, допускают переста­новки, замены и сокращения слогов.

 

Важной стороны речи ребенка младшего дошкольного возраста является то, что после появления в его речи нового звука (например, Ш) он начинает заменять им другие звуки (С, Щ, Т и т.д.) в словах, кото­рые до этого произносил правильно. Ребенку требуется определенное время для дифференциации нового звука с его оппо­зиционными парами (С-Ш, 3-Ж, Л-Р). Он может произносить один и тот же звук то правильно, то неправильно; одно и то же слово в различных высказываниях звучит то правильно, то искаженно. Это обуслав­ливается характерной для данного возрас­та диссоциацией между достаточным раз­витием фонематического слуха и несовер­шенством речедвигательных навыков.

Если в речи ребенка четвертого года жиз­ни остается большое число неправильно произносимых звуков, а твердые согласные смягчаются, то следует прежде всего обратить внимание на умение различать на слух правильно и неправильно произносимые слова (дом-дём, мышка- мыска), а также слова с оппозиционными фонемами. Для этого следует подбирать слова, в состав ко­торых входят звуки, уже доступные ребен­ку в правильной артикуляции (дом-том, дуб-суп). Надо подготовить соответствую­щие картинки и предложить ребенку пока­зать изображение того предмета, название которого взрослый произносит вслух. Так­же следует попросить ребенка воспроизвес­ти - с опорой на образцы - заданный взрос­лым ряд слогов с простыми для произноше­ния звуками (па-та-ка, па-ка-та), повто­рить ряд однотипных слогов с перемещени­ем ударения (па-па-па, па-па-па, па-па-пй).

Если ребенок успешно справляется с подобными заданиями, то, скорее всего, проблема произносительной стороны речи ^ связана только с артикуляционными труд­ностями усвоения звуков речи.

Если данные задания вызывают у ребен­ка серьезные затруднения, то проблема с усвоением правильного произношения свя­зана с развитием речеслухового анализато­ра. Считается, что фонематическое воспри­ятие всех звуков (Н.Х. Швачкин) форми­руется к концу второго года жизни. К концу третьего - началу четвертого года жизни в норме развивающийся ребенок способен выполнять задания на повторение слогов с парными звуками (б-п. д-т, в-ф), а к концу четвертого года жизни - определять на­чальный звук в слове (из числа правильно произносимых), внятно и разборчиво про­износить гласные звуки (а, у, и, о, э) и неко- торые согласные в следующей последова­тельности: п - б - т - д - к - г; ф - в;т - с - з - ц. После специального обучения ребе­нок способен и к выполнению других зада­ний, связанных с различением звуков.

Успешное овладение звуковой стороной речи, считают Т. Б. Филичева и ЕВ. Чиркина, обеспечивается полноценным развитием ре­чеслухового и речедвигательного анализато­ров, способностью к подражанию, а также благоприятной речевой средой. В случае вы­раженных затруднений в развитии произ­носительной стороны речи у ребенка четвер­тою года жизни целесообразно не отклады­вать на более поздние сроки обращение за консультацией к логопеду. Хорошее развитие произношения создает необходимые предпосылки для успешного усвоения правильных окончаний имен существительных, прилага­тельных, глаголов, правил согласования слов в составе сложного предложения и влияет на успешность всего речевого развития ребенка.

Что касается лексико-грамматической стороны речи ребенка четвертого года жизни, то самое пристальное внимание на­до уделить развитию навыка согласова­ния прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, усвоению продук­тивных способов образования относитель­ных прилагательных, отглагольных суще­ствительных, новых слов путем слияния основ уже знакомых слов.

Ребенок учится распространять свои высказывания за счет употребления одно­родных членов: подлежащих, сказуемых, косвенных и прямых дополнений.

Папа возьмет ключи и чемодан и поедет на работу.

Мама, давай пойдем в магазин покупать конфетки, сок, а потом в парк гулять.

Помнишь, приходила тетя врач и смот­рела мне горлышко?

Богатейшим источником для формиро­вания образности и выразительности речи служат русские народные сказки, лучшие образцы стихотворной и прозаической ли­тературы, которые дети с удовольствием не только слушают, но и начинают пере­сказывать, следуя речевым образцам, предъявляемым взрослыми. Монологиче­ские высказывания детей четвертого года жизни построены, как правило, с исполь­зованием грамматических моделей исход­ного литературного текста или нескольких разных источников, например: «Кнам при­дет Баба Ёжка и укусит за животик».

При усложнении речевых задач, напри­мер при пересказе ранее незнакомого текс­та или при общении в эмоционально окра­шенной обстановке, допустимы отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреб­лении предложных конструкций, в согласо­вании прилагательных и числительных с существительными. (В целом различные оговорки, речевые ошибки и неточности яв­ляются достаточно характерными призна­ками речи ребенка четвертого года жизни.)

Наиболее ярким феноменом этого этапа речевого развития считается так называе­мая сверхгенерализация, когда малыш, до этого произносивший словосочетания пра-

вильно, вдруг начинает коверкать их грам­матическое оформление, стремясь строить свое высказывание согласно единственному образцу, выбранному из всего многообразия

грамматических форм русского языка.

Одна из самых распространенных оши­бок - неправильное образование основы глаголов настоящего времени. В русском языке выделяют продуктивные и непро­дуктивные классы глаголов. Глаголы про­дуктивного класса образуют настоящее время от основы инфинитива с использова­нием - ,]'. например читать - читает, бо­леть - болеет. При образовании форм на­стоящего времени глаголов непродуктив­ного класса исходная форма подвергается более существенным изменениям: искать -ищу, кричать - кричу, давать - даю. Дети часто употребляют все глагольные формы, используя продуктивные модели. «Марья Петровна! Мне Сережа машину не давает!» или «Не надо! Не хохотайте!».

Сложность представляют такие глаго­лы, как жевать и гневать. Образуя основу настоящего времени от основы инфинити­ва, дети обычно меняют корневое Е на У. Вот запись из архива К.И. Чуковского:

Девочка (Света А.. 3 года) - гостье, у которой все зубы металлические:

- Тетя, а вы волка разжувать можете? Ее поправляют: не разжувать, а разже­вать.

- А что. я хлеб жею разве? Я же его жую!

В детской речи часты случаи образования основы инфинитива путем прибавления к основе настоящего времени гласной «и».

- Не нужно мою юбку мнить! (Настя, 3 года 2 месяца).

- Куклу пора спать укладить! (Оля, 3 го­да 11 месяцев).

У некоторых глаголов основы настоя­щего времени и повелительного наклоне­ния не совпадают. Вот примеры образова­ния неправильных форм глагола (из мате­риалов сотрудников кафедры детской ре­чи СПГПУ им. А.И. Герцена):

- Пей компот! - А я пею! (3 года).

- Я его побею завтра (4 года).

Определенные трудности у детей чет­вертого года жизни вызывает усвоение ка­тегории рода имен существительных. В кни­ге «От двух до пяти» К.И. Чуковский при­водит типичные «детские» вопросы, связанные с практикой употребления катего­рии рода (он расценивает их как выраже­ние «грамматического протеста»).

- Кроватка - женщина, а диван - муж­чина?

- Хоть - это он, а хотя - она?

- Лань - жена оленя?

- Мама, у меня на пальце царап! - Не царап, а царапина. - Это у Муси царапина, а я мальчик! У меня царап!

Это диктуется осознанием ребенком своей половой принадлежности, которое происходит ближе к 3 годам. Зачастую ро­дители сами привлекают внимание детей к семантическим противопоставлениям по роду в сфере одушевленных существи­тельных (баран - овца, курица - петух), что приводит к таким забавным детским интерпретациям: девочка (Маша, 3 года 2 месяца), видя папу, входящего в кварти­ру, произносит с выражением: «Папа - это конь!»-. Так своеобразно ребенок закрепля­ет в своей речевой практике информацию о названиях домашних животных.

В русском языке широко распространен суффиксальный способ словообразова­ния: мастер - мастерица, заяц - зайчиха. Но встречаются формы и с нулевым суф­фиксом (друг - подруга, супруг - супруга). При образовании родовых форм дети обычно выбирают суффиксальные слово­образовательные модели; при этом они ча­сто используют неправильные суффиксы (из материалов сотрудников кафедры дет­ской речи СНГПУ им. А.И. Герцена).

Приходи к нему лечиться и лисица, и вол­чица, и паучица (4 года).

Котенок с мамой-котихой (3 года).

Нарисую короля с королицей (4 года).

Андрюша - мой лучший подруг (4 года).

Баран - папа, баранка - мама, а дети -бараночки (4 года).

В русском языке есть группа имен суще­ствительных, употребляющихся только во множественном числе (санки, очки, каче­ли). Дети в возрасте от 3 до 4 лет часто стремятся образовать несуществующую форму единственного числа.

Идем на качелю кататься! (3 года 1 ме­сяц).

Мама, дай мне один бигудь! Я тоже кра­сивая буду! (3 года 6 месяцев).

Моя санка сломалась! (3 года 10 месяцев). Нормативные правила распределения су-

ществительных по трем типам склонения ус­ваиваются ребенком четвертого года жизни также с большим трудом. По наблюдениям С.Н. Цейтлин, в речи детей первоначально действует следующая закономерность: все без исключения существительные женского рода изменяются по I сктонению, существи­тельные мужского рода - по II склонению. Вот некоторые характерные примеры:

Что это за веща тут валяется? (3 года 5 месяцев).

Я видела большую лошадю! (4 года).

Разве это мужчин? (3 года).

Не давайте мне больше эту дряню! (3 года).

Какая у тебя ладоня большая! (3 года 5 месяцев).

Дети четвертого гола жизни, и это ха­рактерно для них, склоняют несклоняе­мые имена существительные.

В этом пальте мне будет жарко. |

У нас много разных алоев (от слова «алоэ»).

На метре поехали гулять!

На протяжении всего четвертого года жизни малыши с удовольствием осваива­ют приемы рассуждения с использованием подчинительных союзов. Детям кажется, что они уже умеют «говорить как взрос­лые», и часто специально вставляют в свои высказывания обороты из речи родителей, чтобы их собственные мысли выглядели более убедительно.

Я подозреваю, что папа ушел в гараж за машиной.

Я предполагаю, что мама пошла в магазин. Собачка грустная, потому что хочет кушать.

В норме к 4 годам ребенок становится инициативным и компетентным собесед­ником, он стремится к расширению своих контактов с людьми, его речевые успехи очевидны близким взрослым и посторон­ним людям. На этом фоне трудности в раз­витии речи у детей с речевыми нарушени­ями становятся особенно заметны и требу­ют внимательного и чуткого отношения со стороны окружающих.

На этом этапе занятий с ребенком, так же как и на предыдущих этапах, важно по­мнить: ведущей деятельностью по-прежне­му является игра, а ее основным содержани­ем - действия с игрушками и их заместите­лями. В этом возрасте у малыша начинают постепенно формироваться игры с правила­ми - их можно и нужно использовать в системе занятий с ребенком. Время проведения занятий можно увеличить до 20 минут, но при этом обязательно нужно ориентиро­ваться на эмоциональное состояние и само­чувствие ребенка. Лучше провести несколь­ко занятий по 10-15 минут в день, чем одно 20-минутное, если оно вызывает негатив­ную реакцию ребенка. Занятия проводятся только в игровой форме. Хорошо включать элемент соревнования - кто лучше, быст­рее, правильнее и т.д. Необходимо поощ­рять малыша, хвалить и отмечать его успе­хи. Мы, как и прежде, ведем дневник разви­тия речи своего ребенка, отмечая появление новых звуков, слов, фраз, высказываний.

 

Развитие общей моторики

• Ползание на четвереньках между предметами, подлезание под предметы вы­сотой 50 см, перелезание через предметы,

пролезание в домик, обруч, лазанье по ле­сенке.

• Ходьба в разных направлениях, змей­кой, с выполнением дополнительных зада­ний по команде (присесть, подпрыгнуть, повернуться и т.д.).

• Ходьба с упражнением в равновесии (приставляя пятку одной ноги к носку другой, по наклонной доске шириной 15-20 см, по бревну, перешагивая через препятствия и т.д.).

• Бег по извилистой дорожке с измене­нием темпа под музыку с выполнением до­полнительных заданий по команде.

• Прыжки на двух ногах с продвижени­ем вперед, через одно-несколько препят­ствий (линий), прыжки в пысоту с доста-ванием предмета и в длину на расстояние до 40 см, а также с высоты 15-20 см.

• Игры с мячом: закатывание мяча в во­рота шириной 50-60 см, броски вдаль и вверх правой и левой рукой попеременно, обеими руками одновременно, ловля мяча с расстояния 70-100 см.

 

Развитие тонкой моторики

На четвертом году жизни в качестве вспомогательного средства для развития тонкой моторики рекомендуем добавить лепку из теста, глины, пластилина. В этом возрасте малыш под руководством взросло­го уже может вылепить простые предметы

- шарик, колбаску, лепешку, которые затем превращаются в какой-либо предмет, иг­рушку (колобок, солнышко и т.д.). Помога­ют в развитии тонкой моторики изобрази­тельная и конструктивная деятельность. Ребенок начинает использовать цвет в сво­их рисунках, однако они, как правило, ли­шены деталей. Поэтому необходимо по­мочь малышу и совместно с ним закончить рисунок, предварительно обговорив, каких именно деталей на нем не хватает. Конст­руктивная деятельность пока тоже ограни­чена возведением несложных построек. Не­обходимо развивать ее. давая ребенку воз­можность строить домики, гаражи, башни и т.д. по образцу, обязательно с подбором правильного цвета. Важно также научить его строить сооружения по замыслу, внача­ле вместе со взрослым проговорив конст­руктивное и цветовое решение постройки.

Не забудьте о таком виде деятельности, как аппликация, простые виды которой вполне доступны ребенку четвертого года жизни. Прежде чем приступить к апплика­ции, выберите рисунок пли обсудите и на­рисуйте его вместе с ребенком. Необходимо заготовить шаблоны на цветной бумаге -можете применить леката: вырезать шабло­ны и наклеить. На всех этапах важно непо­средственное участие ребенка, выполнение им самостоятельно и с вашей помощью ри­сунков, вырезок, аппликаций, проговарива-ние с малышом всего того, что он делает.

 

Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений

К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать пять и более форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семь и более цветов. Рекомендуем использовать такие игры, как «Почтовый ящик», «Заплатки», а также лепку, рисова­ние, аппликацию, конструирование. На­учите малыша находить сходство и разли­чие между предметами, составлять группы из однородных по форме, цвету, величине предметов, выделять и убирать не соответ­ствующий группе предмет. Такие задания вначале выполняются приемами наложе­ния и приложения, затем путем визуально­го сравнения. Результаты сравнения пред­метов по величине нужно обозначить словами: маленький-большой, высокий-низ­кий, короткий-длинный, широкий ^узкий, различные-одинаковые. Также называется форма предмета: круг, квадрат, треуголь­ник. Можно предложить ребенку найти предметы, похожие на геометрические фи­гуры (солнце, мяч, монетка - круг; часы, телевизор, картина - квадрат и т.д.).

Научите малыша различать и употреб­лять понятия один-много, больше-меньше, поровну, также используя приемы наложе­ния и прикладывания предметов. Например: положи каждому ежику на иголки по одно­му яблоку. Остался ли какой-нибудь ежик без яблока? Осталось ли лишним яблоко? Чего больше? Поровну ли ежиков и яблок?

Познакомьте ребенка с материалами, из которых сделаны предметы (бумага, дере­во, ткань, металл и т.д.), научите различать их на ощупь, расскажите об их свойствах (твердый, мягкий).

Малыш должен свободно ориентиро­ваться в пространстве своего дома, детского сада, двора, правильно обозначать расстоя­ние (далеко-близко), высоту (высоко-низ­ко), тяжесть предмета (тяжелый-легкий). К 4 годам необходимо научить ребенка по­нимать смысл понятий: спереди-сзади, сле­ва-справа, предлогов: на-над-под, в-из. (О методике развития пространственных представлений можно прочитать в кн.: Ки­селёва В.А. Дифференциальная диагности­ка и коррекция стертой формы дизартрии. М.: Школьная пресса, 2007.)

 

Развитие речевого дыхания

На предыдущем этапе занятий вы освои­ли с малышом навыки правильного диа-фрагмального дыхания, совместили его с движением. Теперь основная задача - раз­витие длины выдоха, правильности подачи голоса на выдохе. Объясните малышу, что звук может «выходить» из горлышка рез­ко, толчком, тогда мы ощущаем это, при­кладывая ладошку к горлышку, а может -плавно, без толчка, в этом случае горлыш­ко остается неподвижным (мягкая атака). Потренируйте его произносить вначале один гласный звук на мягкой атаке (А, О, У...), затем два и более гласных звуков под­ряд (АОУ, ОАИ, АЭУ), не делая паузы меж­ду ними, слитно. Можно предложить ре­бенку выполнить следующие упражнения:

 

Вместе с семьей

«Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог ха) греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разо­греву голосовых связок и всегда предшест­вует речевым упражнениям.

«Надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох -руки развести в стороны. Выдох - очень медленно (чтобы не спугнуть комара) надо свести руки, одновременно произнося звук 3-3-3, затем следует резкий хлопок ладонями.

«Морж». Ладони рук лежат на диа­фрагме, плечи расправлены. Вдох. На од­ном выдохе произносим пять-десять зву­ков Ф, затем чередуем звуки Ф и В. При произнесении каждого звука помогаем се­бе, прижимая диафрагм}'.

«Пушинка». И.п. - то же. Вдох. На од­ном выдохе 3-7 раз произносим слог ОРУ.$~ При произнесении каждого звука помога­ем себе, прижимая диафрагму.

После того как ребенок начнет свободно выполнять эти упражнения, по аналогии выполняется отработка на мягкой атаке слогов, слов, фраз.

Эти приемы позволяют предупредить возникновение у ребенка с недоразвитием речи заикания, которое достаточно часто возникает у таких детей на этапе активно­го речевого развития.

 

Развитие понимания речи

На предыдущем этапе мы развивали слу­ховое внимание ребенка, учили различать и  правильно воспроизводить звуки тихие и громкие, низкие и высокие, интонацион­ную окраску речи. Теперь необходимо на­учить малыша понимать и различать слова, сходные по звучанию. Прежде чем присту­пить к этому виду работы, прислушайтесь к речи своего ребенка, пометьте для себя, ка­кие звуки он наиболее часто заменяет дру­гими, всегда ли одинаковы эти замены или в одних случаях он, например, звук Ш заме­няет звуком С, в других звуком Т, в треть­их - звуком Ф. К работе по дифференциа­ции часто заменяемых звуков мы присту­пим позднее, а вначале подберем картинки и начнем с дифференциации имен сущест­вительных, отличающихся одним звуком. Это односложные слова, состоящие из трех-четырех звуков (мак-лак-рак, дом-ком-сом, сук-сок, мост-рост и т.д.), двусложные слова (раки-маки, зай­ка-майка-лайка и т.д.). Важно, чтобы ре­бенок знал значение каждого слова и мог показать его на картинке. Работа проводит­ся следующим образом: показываем ребен­ку две картинки и просим показать, где на­рисован дом, а где сом. Затем, когда у малы­ша это начнёт легко получаться, показыва­ем ему три-четыре картинки (например, марка-майка-чайка-гайка), предлагаем в заданном порядке показать их.

Далее проводим работу по различению глаголов:

• мужского и женского рода в прошед­шем времени («Покажи: где Саша вытер руки, а где Саша вытерла руки?»);

• единственного и множественного чис­ла («Покажи; где несет сумку, а где несут сумку?»);

• приставочных форм («Покажи: где шнурок завязан, а где развязан?»).

Наконец, учим ребенка определять взаи­моотношения действующих лиц: «1де мама завязывает Маше бант, а где Маша завязы­вает маме бант ?», «1де папа катает Вову на санках, а где Вова катает папу на санках?».

Особая и наиболее сложная задача - на­учить ребенка различать смешиваемые им звуки. Если эти звуки значительно различа­ются по артикуляции (С - губы улыбаются, Ш - губы трубочкой), обратите внимание ребенка на их произношение, подведя его к зеркалу; придумайте вместе с ним, на что по­хожи эти звуки (С- насос, Ш- ветер шумит  или др.). Нарисуйте на двух полосках бумаги символы или картинки-ассоциации: С -насос, Ш - дерево, склоняющееся от ветра. Предложите малышу, когда он услышит зву­ки Си Ш, поднять нужную карточку. Внача­ле мы поочередно называем только эти зву­ки, затем начинаем вставлять между ними другие, далекие по артикуляции (Б, М, К и т.д.). Далее аналогичная работа проводит­ся со слогами, затем со словами. Очень нра­вятся детям такие игры, как: «Кто подберет больше картинок со звуком С?», «Разложи картинки под карточками в две стопки» и т.д. Потом предлагаем ребенку парные картинки на слова, отличающиеся одним звуком, и просим показать их в названном порядке: усы-уши, каска-кашка, миш­ка-миска и т.д.

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи

Основные задачи, которые стоят на этом этапе занятий, сводятся к следующему: на­учить ребенка самостоятельному словоиз­менению, грамматически правильному оформлению и распространению предложе­нии, сформировать навыки связной речи.

Продолжаем формировать активный и пассивный словарь ребенка. Уточняем на­звания и назначение предметов обихода, одежды, обуви, мебели, посуды, видов транс­порта. Обращаем внимание на части предме­тов (чайник - носик, ручка: рубашка - рука­ва, воротник, карман и т.д.), их качества, ма­териал, из которого они сделаны. Важно объ­яснить малышу разницу между предметами, близкими по назначению, показать отличие их внешнего вида, материалов, из которых они сделаны: кружка-чашка-стакан, табу­рет-скамей ка-стул-кресчо. Вводим обоб­щенные понятия, учим понимать обобщаю­щие слова, раскладывать картинки на опре­деленные группы, (мебель, одежда, обувь, фрукты, овощи и т.д.), убирать лишнюю картинку, не подходящую к данной группе слов (рубашка, брюки, туфли, свитер).

Учим ребенка самостоятельно изменять слова. Вот некоторые задания.

Изменение имен существительных в чис­ле. Покажите ребенку картинку или пред­мет, попросите назвать его. Предложите подобрать парные картинки или предме­ты, правильно их назвать: мяч-мячи, кукла-куклы, стол-столы и т.д.

Образование уменьшительно-ласка­тельных срорм существительных. Покажи­те ребенку картинки, предложите объяс­нить, чем они отличаются, назвать их: рука-ручка, нога-ножка, стол-столик, зонт-зонтик и т.д.

Употребление суффикса -ищ-. Перед ре­бенком выкладываются по три картинки, работа проводится аналогично предыду­щему заданию: рука-ручка-ручища, но­га-ножка-ножища и т.д. Можно расска­зать сказку, в которой фигурируют три персонажа: обычный человек, великан и гномик, и попросить малыша помочь на­звать части их тела, мебель, одежду и др.

Изменение рода глаголов прошедшего вре­мени. Поиграйте с малышом в игру «Попу­гай» (желательно, чтобы с девочкой играл папа или дедушка, а с мальчиком - мама или ба­бушка): «Я пила чай, а ты что делал?» - «И я пил чай»; «Я ел кашу, а ты что делала?» -«И я ела кашу». Можно сыграть в «Наобо­рот». Предложите ребенку рассмотреть кар­тинки, фотографии и сказать, кто что делал: «Мама сидела за столом. Папа играл на гита­ре». Затем попросите поменять действующих лиц местами и вновь сказать, кто что делал.

Образование повелительного наклонения глаголов. Предложите ребенку рассмотреть картинку и угадать, что сказала мама сыну и что он ответил ей: «Мама сказала - ешь. Сын ответил - ем».

Изменение глаголов по лицам. Покажите ребенку картинки, попросите назвать дей­ствия, затем назвать их от первого лица: «Таня идет. И я иду».

Распространение предложений. Наибо­лее простой способ научить этому ребенка

- полный ответ на вопрос, поставленный взрослым. Поэтому для начала потрени­руйте малыша давать полные ответы на вопросы типа «Что делает мама?» - «Ма­ма спит» (а не одним словом «спит»).

Когда ребенок научится давать полные ответы, можно приступать к работе над распространением предложения, вначале показывая картинки и задавая вопросы, затем закрепляя самостоятельное состав­ление фразы по картинке.

Фраза из трех слов (существительное, глагол, прямое дополнение): «Что мама мо­ет?». - «Мама моет пол»; «Что пьет де­душка?». - «Дедушка пьет чай»; «Что ест Ваня?». - «Ваня ест конфету».

Фраза из четырех слов (существитель­ное, глагол, два прямых дополнения): «Кому Оля дает травку?». - «Оля дает травку кролику»; «Кому папа принес цветы?». -«Папа принес цветы маме».

Фраза из четырех слов (существитель­ное, глагол, прямое и косвенное дополнение): «Чем папа режет мясо?». - «Папа режет мясо ножом»; «Чем бабушка мешает суп?».- «Бабушка мешает суп ложкой».

Фраза из пяти слов (с однородными члена­ми предложения): «Что мама моет?». - «Ма­ма моет пол, стены и окно»; «Кому папа при­нес цветы ?». - «Папа принес цветы маме и ба­бушке»; «Чем папа режет мясо и помидоры?».

- «Папа режет мясо и помидоры ножом». Фраза из четырех-пяти слов (предложные

конструкции): «Положи картинки на стол.

Куда ты положил картинки?», - «Я положил картинки на стол»; «Над чем летает птич­ка?». - «Птичка летает над домом»; «Над чьим домом летает птичка?». - «Птичка ле­тает над нашим домом»; «Куда ведет мама дочку?». - «Мама ведет дочку в кино».

Для формирования навыков связной речи необходимо вовлекать ребенка в диалога, ко­торые понятны и интересны ему, совместно рассматривать и описывать картинки, иллю­страции, смотреть и обсуждать мультфиль­мы, спектакли. Важно с интересом относить­ся к любым событиям, происходящим в жиз­ни ребенка, тогда прогулка, качание на каче­лях, поход в магазин послужат темой вначале интересного для вас обоих диалога, а затем его самостоятельного рассказа.

Подведем итоги. К концу четвертого го­да жизни ребенок занимает инициативную позицию в общении со взрослыми, ис­пользует распространенные предложения и практически все части речи, по сути, ста­новится полноценным собеседником.

Как обычно, в конце статьи желаем Вам успехов и терпения и напоминаем, что дан­ные материалы адресованы родителям де­тей с задержкой речевого развития. Если до этого времени по тем или иным причинам Вашему ребенку не был поставлен речевой или другой диагноз, а Вы ясно видите, что у него отмечаются нарушения, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Правильно поставленный диагноз опреде­лит пути и методы корректурного воздей­ствия и в итоге судьбу Вашего ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

ВАШ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?

Домашние занятия с детьми четвертого года жизни

Речевое развитие ребенка четвертого года жизни характеризуется заметным улучшением произносительной стороны речи, интенсивным развитием лексико-грамматических форм для развертывания фразовой речи, которая постепенно приобретает все более сложные формы, индивидуальную выразительность, беглость и спонтанность. Большинство уже умеют четко произносить почти все звуки речи. Определенные трудности произношения по-прежнему связаны с шипящими (ш, ж) и сонорными согласными (р, л). В незнакомых и редко употребляемых многосложных словах дети неправильно делают ударение, допускают перестановки, замены и сокращения слогов.

Важной стороны речи ребенка младшего дошкольного возраста является то, что после появления в его речи нового звука (например, Ш) он начинает заменять им другие звуки (С, Щ, Т и т.д.) в словах, которые до этого произносил правильно. Ребенку требуется определенное время для дифференциации нового звука с его оппозиционными парами (С-Ш, 3-Ж, Л-Р). Он может произносить один и тот же звук то правильно, то неправильно; одно и то же слово в различных высказываниях звучит то правильно, то искаженно. Это обуславливается характерной для данного возраста диссоциацией между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков.

Если в речи ребенка четвертого года жизни остается большое число неправильно произносимых звуков, а твердые согласные смягчаются, то следует прежде всего обратить внимание на умение различать на слух правильно и неправильно произносимые слова (дом-дём, мышка- мыска), а также слова с оппозиционными фонемами. Для этого следует подбирать слова, в состав которых входят звуки, уже доступные ребенку в правильной артикуляции (дом-том, дуб-суп). Надо подготовить соответствующие картинки и предложить ребенку показать изображение того предмета, название которого взрослый произносит вслух. Также следует попросить ребенка воспроизвести - с опорой на образцы - заданный взрослым ряд слогов с простыми для произношения звуками (па-та-ка, па-ка-та), повторить ряд однотипных слогов с перемещением ударения (па-па-па, па-па-па, па-па-пй).

Если ребенок успешно справляется с подобными заданиями, то, скорее всего, проблема произносительной стороны речи ^ связана только с артикуляционными трудностями усвоения звуков речи.

Если данные задания вызывают у ребенка серьезные затруднения, то проблема с усвоением правильного произношения связана с развитием речеслухового анализатора. Считается, что фонематическое восприятие всех звуков (Н.Х. Швачкин) формируется к концу второго года жизни. К концу третьего - началу четвертого года жизни в норме развивающийся ребенок способен выполнять задания на повторение слогов с парными звуками (б-п. д-т, в-ф), а к концу четвертого года жизни - определять начальный звук в слове (из числа правильно произносимых), внятно и разборчиво произносить гласные звуки (а, у, и, о, э) и неко- торые согласные в следующей последовательности: п - б - т - д - к - г; ф - в;т - с - з - ц. После специального обучения ребенок способен и к выполнению других заданий, связанных с различением звуков.

Успешное овладение звуковой стороной речи, считают Т. Б. Филичева и ЕВ. Чиркина, обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью к подражанию, а также благоприятной речевой средой. В случае выраженных затруднений в развитии произносительной стороны речи у ребенка четвертою года жизни целесообразно не откладывать на более поздние сроки обращение за консультацией к логопеду. Хорошее развитие произношения создает необходимые предпосылки для успешного усвоения правильных окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов, правил согласования слов в составе сложного предложения и влияет на успешность всего речевого развития ребенка.

Что касается лексико-грамматической стороны речи ребенка четвертого года жизни, то самое пристальное внимание надо уделить развитию навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, усвоению продуктивных способов образования относительных прилагательных, отглагольных существительных, новых слов путем слияния основ уже знакомых слов.

Ребенок учится распространять свои высказывания за счет употребления однородных членов: подлежащих, сказуемых, косвенных и прямых дополнений.

Папа возьмет ключи и чемодан и поедет на работу.

Мама, давай пойдем в магазин покупать конфетки, сок, а потом в парк гулять.

Помнишь, приходила тетя врач и смотрела мне горлышко?

Богатейшим источником для формирования образности и выразительности речи служат русские народные сказки, лучшие образцы стихотворной и прозаической литературы, которые дети с удовольствием не только слушают, но и начинают пересказывать, следуя речевым образцам, предъявляемым взрослыми. Монологические высказывания детей четвертого года жизни построены, как правило, с использованием грамматических моделей исходного литературного текста или нескольких разных источников, например: «Кнам придет Баба Ёжка и укусит за животик».

При усложнении речевых задач, например при пересказе ранее незнакомого текста или при общении в эмоционально окрашенной обстановке, допустимы отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предложных конструкций, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. (В целом различные оговорки, речевые ошибки и неточности являются достаточно характерными признаками речи ребенка четвертого года жизни.)

Наиболее ярким феноменом этого этапа речевого развития считается так называемая сверхгенерализация, когда малыш, до этого произносивший словосочетания пра-

вильно, вдруг начинает коверкать их грамматическое оформление, стремясь строить свое высказывание согласно единственному образцу, выбранному из всего многообразия

грамматических форм русского языка.

Одна из самых распространенных ошибок - неправильное образование основы глаголов настоящего времени. В русском языке выделяют продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Глаголы продуктивного класса образуют настоящее время от основы инфинитива с использованием - ,]'. например читать - читает, болеть - болеет. При образовании форм настоящего времени глаголов непродуктивного класса исходная форма подвергается более существенным изменениям: искать -ищу, кричать - кричу, давать - даю. Дети часто употребляют все глагольные формы, используя продуктивные модели. «Марья Петровна! Мне Сережа машину не давает!» или «Не надо! Не хохотайте!».

Сложность представляют такие глаголы, как жевать и гневать. Образуя основу настоящего времени от основы инфинитива, дети обычно меняют корневое Е на У. Вот запись из архива К.И. Чуковского:

Девочка (Света А.. 3 года) - гостье, у которой все зубы металлические:

- Тетя, а вы волка разжувать можете? Ее поправляют: не разжувать, а разжевать.

- А что. я хлеб жею разве? Я же его жую!

В детской речи часты случаи образования основы инфинитива путем прибавления к основе настоящего времени гласной «и».

- Не нужно мою юбку мнить! (Настя, 3 года 2 месяца).

- Куклу пора спать укладить! (Оля, 3 года 11 месяцев).

У некоторых глаголов основы настоящего времени и повелительного наклонения не совпадают. Вот примеры образования неправильных форм глагола (из материалов сотрудников кафедры детской речи СПГПУ им. А.И. Герцена):

- Пей компот! - А я пею! (3 года).

- Я его побею завтра (4 года).

Определенные трудности у детей четвертого года жизни вызывает усвоение категории рода имен существительных. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит типичные «детские» вопросы, связанные с практикой употребления категории рода (он расценивает их как выражение «грамматического протеста»).

- Кроватка - женщина, а диван - мужчина?

- Хоть - это он, а хотя - она?

- Лань - жена оленя?

- Мама, у меня на пальце царап! - Не царап, а царапина. - Это у Муси царапина, а я мальчик! У меня царап!

Это диктуется осознанием ребенком своей половой принадлежности, которое происходит ближе к 3 годам. Зачастую родители сами привлекают внимание детей к семантическим противопоставлениям по роду в сфере одушевленных существительных (баран - овца, курица - петух), что приводит к таким забавным детским интерпретациям: девочка (Маша, 3 года 2 месяца), видя папу, входящего в квартиру, произносит с выражением: «Папа - это конь!»-. Так своеобразно ребенок закрепляет в своей речевой практике информацию о названиях домашних животных.

В русском языке широко распространен суффиксальный способ словообразования: мастер - мастерица, заяц - зайчиха. Но встречаются формы и с нулевым суффиксом (друг - подруга, супруг - супруга). При образовании родовых форм дети обычно выбирают суффиксальные словообразовательные модели; при этом они часто используют неправильные суффиксы (из материалов сотрудников кафедры детской речи СНГПУ им. А.И. Герцена).

Приходи к нему лечиться и лисица, и волчица, и паучица (4 года).

Котенок с мамой-котихой (3 года).

Нарисую короля с королицей (4 года).

Андрюша - мой лучший подруг (4 года).

Баран - папа, баранка - мама, а дети -бараночки (4 года).

В русском языке есть группа имен существительных, употребляющихся только во множественном числе (санки, очки, качели). Дети в возрасте от 3 до 4 лет часто стремятся образовать несуществующую форму единственного числа.

Идем на качелю кататься! (3 года 1 месяц).

Мама, дай мне один бигудь! Я тоже красивая буду! (3 года 6 месяцев).

Моя санка сломалась! (3 года 10 месяцев). Нормативные правила распределения су-

ществительных по трем типам склонения усваиваются ребенком четвертого года жизни также с большим трудом. По наблюдениям С.Н. Цейтлин, в речи детей первоначально действует следующая закономерность: все без исключения существительные женского рода изменяются по I сктонению, существительные мужского рода - по II склонению. Вот некоторые характерные примеры:

Что это за веща тут валяется? (3 года 5 месяцев).

Я видела большую лошадю! (4 года).

Разве это мужчин? (3 года).

Не давайте мне больше эту дряню! (3 года).

Какая у тебя ладоня большая! (3 года 5 месяцев).

Дети четвертого гола жизни, и это характерно для них, склоняют несклоняемые имена существительные.

В этом пальте мне будет жарко. |

У нас много разных алоев (от слова «алоэ»).

На метре поехали гулять!

На протяжении всего четвертого года жизни малыши с удовольствием осваивают приемы рассуждения с использованием подчинительных союзов. Детям кажется, что они уже умеют «говорить как взрослые», и часто специально вставляют в свои высказывания обороты из речи родителей, чтобы их собственные мысли выглядели более убедительно.

Я подозреваю, что папа ушел в гараж за машиной.

Я предполагаю, что мама пошла в магазин. Собачка грустная, потому что хочет кушать.

В норме к 4 годам ребенок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми, его речевые успехи очевидны близким взрослым и посторонним людям. На этом фоне трудности в развитии речи у детей с речевыми нарушениями становятся особенно заметны и требуют внимательного и чуткого отношения со стороны окружающих.

На этом этапе занятий с ребенком, так же как и на предыдущих этапах, важно помнить: ведущей деятельностью по-прежнему является игра, а ее основным содержанием - действия с игрушками и их заместителями. В этом возрасте у малыша начинают постепенно формироваться игры с правилами - их можно и нужно использовать в системе занятий с ребенком. Время проведения занятий можно увеличить до 20 минут, но при этом обязательно нужно ориентироваться на эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Лучше провести несколько занятий по 10-15 минут в день, чем одно 20-минутное, если оно вызывает негативную реакцию ребенка. Занятия проводятся только в игровой форме. Хорошо включать элемент соревнования - кто лучше, быстрее, правильнее и т.д. Необходимо поощрять малыша, хвалить и отмечать его успехи. Мы, как и прежде, ведем дневник развития речи своего ребенка, отмечая появление новых звуков, слов, фраз, высказываний.

Развитие общей моторики

• Ползание на четвереньках между предметами, подлезание под предметы высотой 50 см, перелезание через предметы,

пролезание в домик, обруч, лазанье по лесенке.

• Ходьба в разных направлениях, змейкой, с выполнением дополнительных заданий по команде (присесть, подпрыгнуть, повернуться и т.д.).

• Ходьба с упражнением в равновесии (приставляя пятку одной ноги к носку другой, по наклонной доске шириной 15-20 см, по бревну, перешагивая через препятствия и т.д.).

• Бег по извилистой дорожке с изменением темпа под музыку с выполнением дополнительных заданий по команде.

• Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, через одно-несколько препятствий (линий), прыжки в пысоту с доста-ванием предмета и в длину на расстояние до 40 см, а также с высоты 15-20 см.

• Игры с мячом: закатывание мяча в ворота шириной 50-60 см, броски вдаль и вверх правой и левой рукой попеременно, обеими руками одновременно, ловля мяча с расстояния 70-100 см.

Развитие тонкой моторики

На четвертом году жизни в качестве вспомогательного средства для развития тонкой моторики рекомендуем добавить лепку из теста, глины, пластилина. В этом возрасте малыш под руководством взрослого уже может вылепить простые предметы

- шарик, колбаску, лепешку, которые затем превращаются в какой-либо предмет, игрушку (колобок, солнышко и т.д.). Помогают в развитии тонкой моторики изобразительная и конструктивная деятельность. Ребенок начинает использовать цвет в своих рисунках, однако они, как правило, лишены деталей. Поэтому необходимо помочь малышу и совместно с ним закончить рисунок, предварительно обговорив, каких именно деталей на нем не хватает. Конструктивная деятельность пока тоже ограничена возведением несложных построек. Необходимо развивать ее. давая ребенку возможность строить домики, гаражи, башни и т.д. по образцу, обязательно с подбором правильного цвета. Важно также научить его строить сооружения по замыслу, вначале вместе со взрослым проговорив конструктивное и цветовое решение постройки.

Не забудьте о таком виде деятельности, как аппликация, простые виды которой вполне доступны ребенку четвертого года жизни. Прежде чем приступить к аппликации, выберите рисунок пли обсудите и нарисуйте его вместе с ребенком. Необходимо заготовить шаблоны на цветной бумаге -можете применить леката: вырезать шаблоны и наклеить. На всех этапах важно непосредственное участие ребенка, выполнение им самостоятельно и с вашей помощью рисунков, вырезок, аппликаций, проговарива-ние с малышом всего того, что он делает.

Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений

К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать пять и более форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семь и более цветов. Рекомендуем использовать такие игры, как «Почтовый ящик», «Заплатки», а также лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Научите малыша находить сходство и различие между предметами, составлять группы из однородных по форме, цвету, величине предметов, выделять и убирать не соответствующий группе предмет. Такие задания вначале выполняются приемами наложения и приложения, затем путем визуального сравнения. Результаты сравнения предметов по величине нужно обозначить словами: маленький-большой, высокий-низкий, короткий-длинный, широкий ^узкий, различные-одинаковые. Также называется форма предмета: круг, квадрат, треугольник. Можно предложить ребенку найти предметы, похожие на геометрические фигуры (солнце, мяч, монетка - круг; часы, телевизор, картина - квадрат и т.д.).

Научите малыша различать и употреблять понятия один-много, больше-меньше, поровну, также используя приемы наложения и прикладывания предметов. Например: положи каждому ежику на иголки по одному яблоку. Остался ли какой-нибудь ежик без яблока? Осталось ли лишним яблоко? Чего больше? Поровну ли ежиков и яблок?

Познакомьте ребенка с материалами, из которых сделаны предметы (бумага, дерево, ткань, металл и т.д.), научите различать их на ощупь, расскажите об их свойствах (твердый, мягкий).

Малыш должен свободно ориентироваться в пространстве своего дома, детского сада, двора, правильно обозначать расстояние (далеко-близко), высоту (высоко-низко), тяжесть предмета (тяжелый-легкий). К 4 годам необходимо научить ребенка понимать смысл понятий: спереди-сзади, слева-справа, предлогов: на-над-под, в-из. (О методике развития пространственных представлений можно прочитать в кн.: Киселёва В.А. Дифференциальная диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. М.: Школьная пресса, 2007.)

Развитие речевого дыхания

На предыдущем этапе занятий вы освоили с малышом навыки правильного диа-фрагмального дыхания, совместили его с движением. Теперь основная задача - развитие длины выдоха, правильности подачи голоса на выдохе. Объясните малышу, что звук может «выходить» из горлышка резко, толчком, тогда мы ощущаем это, прикладывая ладошку к горлышку, а может -плавно, без толчка, в этом случае горлышко остается неподвижным (мягкая атака). Потренируйте его произносить вначале один гласный звук на мягкой атаке (А, О, У...), затем два и более гласных звуков подряд (АОУ, ОАИ, АЭУ), не делая паузы между ними, слитно. Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения:

Вместе с семьей

 «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог ха) греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.

 «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох -руки развести в стороны. Выдох - очень медленно (чтобы не спугнуть комара) надо свести руки, одновременно произнося звук 3-3-3, затем следует резкий хлопок ладонями.

 «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим пять-десять звуков Ф, затем чередуем звуки Ф и В. При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагм}'.

 «Пушинка». И.п. - то же. Вдох. На одном выдохе 3-7 раз произносим слог ОРУ.$~ При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму.

После того как ребенок начнет свободно выполнять эти упражнения, по аналогии выполняется отработка на мягкой атаке слогов, слов, фраз.

Эти приемы позволяют предупредить возникновение у ребенка с недоразвитием речи заикания, которое достаточно часто возникает у таких детей на этапе активного речевого развития.

Развитие понимания речи

На предыдущем этапе мы развивали слуховое внимание ребенка, учили различать и  правильно воспроизводить звуки тихие и громкие, низкие и высокие, интонационную окраску речи. Теперь необходимо научить малыша понимать и различать слова, сходные по звучанию. Прежде чем приступить к этому виду работы, прислушайтесь к речи своего ребенка, пометьте для себя, какие звуки он наиболее часто заменяет другими, всегда ли одинаковы эти замены или в одних случаях он, например, звук Ш заменяет звуком С, в других звуком Т, в третьих - звуком Ф. К работе по дифференциации часто заменяемых звуков мы приступим позднее, а вначале подберем картинки и начнем с дифференциации имен существительных, отличающихся одним звуком. Это односложные слова, состоящие из трех-четырех звуков (мак-лак-рак, дом-ком-сом, сук-сок, мост-рост и т.д.), двусложные слова (раки-маки, зайка-майка-лайка и т.д.). Важно, чтобы ребенок знал значение каждого слова и мог показать его на картинке. Работа проводится следующим образом: показываем ребенку две картинки и просим показать, где нарисован дом, а где сом. Затем, когда у малыша это начнёт легко получаться, показываем ему три-четыре картинки (например, марка-майка-чайка-гайка), предлагаем в заданном порядке показать их.

Далее проводим работу по различению глаголов:

• мужского и женского рода в прошедшем времени («Покажи: где Саша вытер руки, а где Саша вытерла руки?»);

• единственного и множественного числа («Покажи; где несет сумку, а где несут сумку?»);

• приставочных форм («Покажи: где шнурок завязан, а где развязан?»).

Наконец, учим ребенка определять взаимоотношения действующих лиц: «1де мама завязывает Маше бант, а где Маша завязывает маме бант ?», «1де папа катает Вову на санках, а где Вова катает папу на санках?».

Особая и наиболее сложная задача - научить ребенка различать смешиваемые им звуки. Если эти звуки значительно различаются по артикуляции (С - губы улыбаются, Ш - губы трубочкой), обратите внимание ребенка на их произношение, подведя его к зеркалу; придумайте вместе с ним, на что похожи эти звуки (С- насос, Ш- ветер шумит  или др.). Нарисуйте на двух полосках бумаги символы или картинки-ассоциации: С -насос, Ш - дерево, склоняющееся от ветра. Предложите малышу, когда он услышит звуки Си Ш, поднять нужную карточку. Вначале мы поочередно называем только эти звуки, затем начинаем вставлять между ними другие, далекие по артикуляции (Б, М, К и т.д.). Далее аналогичная работа проводится со слогами, затем со словами. Очень нравятся детям такие игры, как: «Кто подберет больше картинок со звуком С?», «Разложи картинки под карточками в две стопки» и т.д. Потом предлагаем ребенку парные картинки на слова, отличающиеся одним звуком, и просим показать их в названном порядке: усы-уши, каска-кашка, мишка-миска и т.д.

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи

Основные задачи, которые стоят на этом этапе занятий, сводятся к следующему: научить ребенка самостоятельному словоизменению, грамматически правильному оформлению и распространению предложении, сформировать навыки связной речи.

Продолжаем формировать активный и пассивный словарь ребенка. Уточняем названия и назначение предметов обихода, одежды, обуви, мебели, посуды, видов транспорта. Обращаем внимание на части предметов (чайник - носик, ручка: рубашка - рукава, воротник, карман и т.д.), их качества, материал, из которого они сделаны. Важно объяснить малышу разницу между предметами, близкими по назначению, показать отличие их внешнего вида, материалов, из которых они сделаны: кружка-чашка-стакан, табурет-скамей ка-стул-кресчо. Вводим обобщенные понятия, учим понимать обобщающие слова, раскладывать картинки на определенные группы, (мебель, одежда, обувь, фрукты, овощи и т.д.), убирать лишнюю картинку, не подходящую к данной группе слов (рубашка, брюки, туфли, свитер).

Учим ребенка самостоятельно изменять слова. Вот некоторые задания.

Изменение имен существительных в числе. Покажите ребенку картинку или предмет, попросите назвать его. Предложите подобрать парные картинки или предметы, правильно их назвать: мяч-мячи, кукла-куклы, стол-столы и т.д.

Образование уменьшительно-ласкательных срорм существительных. Покажите ребенку картинки, предложите объяснить, чем они отличаются, назвать их: рука-ручка, нога-ножка, стол-столик, зонт-зонтик и т.д.

Употребление суффикса -ищ-. Перед ребенком выкладываются по три картинки, работа проводится аналогично предыдущему заданию: рука-ручка-ручища, нога-ножка-ножища и т.д. Можно рассказать сказку, в которой фигурируют три персонажа: обычный человек, великан и гномик, и попросить малыша помочь назвать части их тела, мебель, одежду и др.

Изменение рода глаголов прошедшего времени. Поиграйте с малышом в игру «Попугай» (желательно, чтобы с девочкой играл папа или дедушка, а с мальчиком - мама или бабушка): «Я пила чай, а ты что делал?» - «И я пил чай»; «Я ел кашу, а ты что делала?» -«И я ела кашу». Можно сыграть в «Наоборот». Предложите ребенку рассмотреть картинки, фотографии и сказать, кто что делал: «Мама сидела за столом. Папа играл на гитаре». Затем попросите поменять действующих лиц местами и вновь сказать, кто что делал.

Образование повелительного наклонения глаголов. Предложите ребенку рассмотреть картинку и угадать, что сказала мама сыну и что он ответил ей: «Мама сказала - ешь. Сын ответил - ем».

Изменение глаголов по лицам. Покажите ребенку картинки, попросите назвать действия, затем назвать их от первого лица: «Таня идет. И я иду».

Распространение предложений. Наиболее простой способ научить этому ребенка

- полный ответ на вопрос, поставленный взрослым. Поэтому для начала потренируйте малыша давать полные ответы на вопросы типа «Что делает мама?» - «Мама спит» (а не одним словом «спит»).

Когда ребенок научится давать полные ответы, можно приступать к работе над распространением предложения, вначале показывая картинки и задавая вопросы, затем закрепляя самостоятельное составление фразы по картинке.

Фраза из трех слов (существительное, глагол, прямое дополнение): «Что мама моет?». - «Мама моет пол»; «Что пьет дедушка?». - «Дедушка пьет чай»; «Что ест Ваня?». - «Ваня ест конфету».

Фраза из четырех слов (существительное, глагол, два прямых дополнения): «Кому Оля дает травку?». - «Оля дает травку кролику»; «Кому папа принес цветы?». -«Папа принес цветы маме».

Фраза из четырех слов (существительное, глагол, прямое и косвенное дополнение): «Чем папа режет мясо?». - «Папа режет мясо ножом»; «Чем бабушка мешает суп?».- «Бабушка мешает суп ложкой».

Фраза из пяти слов (с однородными членами предложения): «Что мама моет?». - «Мама моет пол, стены и окно»; «Кому папа принес цветы ?». - «Папа принес цветы маме и бабушке»; «Чем папа режет мясо и помидоры?».

- «Папа режет мясо и помидоры ножом». Фраза из четырех-пяти слов (предложные

конструкции): «Положи картинки на стол.

Куда ты положил картинки?», - «Я положил картинки на стол»; «Над чем летает птичка?». - «Птичка летает над домом»; «Над чьим домом летает птичка?». - «Птичка летает над нашим домом»; «Куда ведет мама дочку?». - «Мама ведет дочку в кино».

Для формирования навыков связной речи необходимо вовлекать ребенка в диалога, которые понятны и интересны ему, совместно рассматривать и описывать картинки, иллюстрации, смотреть и обсуждать мультфильмы, спектакли. Важно с интересом относиться к любым событиям, происходящим в жизни ребенка, тогда прогулка, качание на качелях, поход в магазин послужат темой вначале интересного для вас обоих диалога, а затем его самостоятельного рассказа.

Подведем итоги. К концу четвертого года жизни ребенок занимает инициативную позицию в общении со взрослыми, использует распространенные предложения и практически все части речи, по сути, становится полноценным собеседником.

Как обычно, в конце статьи желаем Вам успехов и терпения и напоминаем, что данные материалы адресованы родителям детей с задержкой речевого развития. Если до этого времени по тем или иным причинам Вашему ребенку не был поставлен речевой или другой диагноз, а Вы ясно видите, что у него отмечаются нарушения, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Правильно поставленный диагноз определит пути и методы корректурного воздействия и в итоге судьбу Вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Консультации для родителей детей дошкольного возраста....

10 простых советов логопеда родителям.

Советы для родителей, как развивать речь ребенка с раннего возраста. Материал будет полезен для родителей, воспитателей ДОУ, логопедам....

Советы логопеда

1. Верьте в силы ребёнка. 2. Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним. 3. Обучайте в игре. 4. Умейте выслушать ребёнка. 5. Перед отработкой речевого материала нацельте ребёнка на правил...

Советы логопеда

Советы логопеда по проведению артикуляционныз упражнений....

Советы логопеда будущей маме.

Консультация для женщин, которые решились стать мамой....

Советы логопеда

эти советы помогут родителям при общении с ребёнком, при выполнении домашнего задания учителя-логопеда.  Ускорят процесс правильной речи....

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....