ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
методическая разработка по теме

Консультации для родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_sovety_logoped.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Речевое развитие ребенка от 1 года до 7 лет.

 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

 В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и даже школьные годы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.

 Что же надо делать, чтобы ребенок своевременно начинал говорить? Речь — это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам.

 Если обращенная к ребенку речь эмоциональна, выразительна, то уже к 4—5 месяцам малыш будет по разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а сердитый может вызвать плач.

 С 6—7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривать: «Дай ручки, маленький», — и манить его к себе. Поднося его к предметам, находящимся в комнате, назвать их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи: «Где мама?» — спрашивают восьмимесячную Танечку, и та отыскивает глазами маму, тянется к ней.

 Стремясь развить у ребенка понимание речи, стараются использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождают словом свои действия: «Сейчас Машенька наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берут ее за руку, чтобы она знала, где у нее рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем чулок. Где у Маши ножка?»

 Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» — протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой.

 Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т. е. понимания речи.

 Маленького ребенка берут на руки, ходят с ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами.

 Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.

 Взрослый сажает малыша к себе на колени, берет его ручки в свои и говорит с улыбкой:

— Ладушки, ладушки!

 — Где были?

 — У бабушки.

 — Что ели?

 — Кашку.

Кашка масленька,

Бабушка добренька.

 Попили, поели,

 Домой полетели,

 На головку сели.

 Ладушки запели.

 Произнося эту потешку, взрослый хлопает ручками ребенка в ритм стихотворения. При словах «домой полетели» поднимает руки малыша вверх. Он доволен, улыбается: «А ну-ка еще раз!» — говорит взрослый, повторяя слова, с тем чтобы ребенок понял, что определенные слова обозначают определенные действия. Малыш вскоре начинает делать ладушки самостоятельно: в такт стихотворению сам прихлопывает в ладоши, движениями рук сопровождает содержание потешки. Или, поднимая ручки ребенка вверх, сказать: «Вот какой Андрейка большой!»

 Повторить это движение несколько раз, сопровождая словами, а затем предложить: «Покажи, Андрюша, какой ты большой». Тот тянет руки вверх. При этом надо похвалить его: «Вот какой Андрей у нас большой! Молодец!»

 Малыш, играя, вслушивается в речь взрослого, учится действовать по словесному сигналу, испытывая при этом удовольствие. Таким образом, забава становится для него делом серьезным, своеобразной школой понимания речи.

 К концу первого года жизни, когда ребенок становится самостоятельным «пешеходом», мир досягаемых для него вещей расширяется, а вместе с этим накапливается и его пассивный словарь. Малыш быстро начинает осмысливать новые слова, понимать указания, связанные с его перемещением в пространстве: «Подойди ко мне», «Постой!», «Иди туда» (указывается направление), «Положи здесь», «Подойди и возьми вот так».

 Он понимает и с удовольствием выполняет требования взрослого: «Пойдем мыть руки», «Будем собираться гулять. Где твоя шапочка, ботинки?» и т. п.

 Если подобные указания подкрепляются соответствующими «делами», то малыш быстро их осмысливает и вскоре пытается самостоятельно выполнить то, что от него требуют. В этом таится большой воспитательный смысл: ребенок учится действовать по указанию взрослого, что является при соответствующем воспитании залогом организованного поведения.

 К концу года ребенок понимает уже довольно много слов: названия окружающих предметов, игрушек, имена близких взрослых и детей, названия действий, выполняет простые просьбы: найти указанное лицо или предмет, помахать ручкой, взять игрушку, дать, показать и т. п.

 В этом возрасте речь взрослого становится важнейшим регулятором поведения ребенка. Он, к примеру, способен понимать слово нельзя. Малыш тянется к красивой чашке, но мама строгим тоном говорит: «Нельзя», — и отодвигает хрупкую чашку, протягивая ему взамен красочную неваляшку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные советы. Для вас, РОДИТЕЛИ.

Данный материал содержит несколько нехитрых советов, которые помогут родителям понять своего ребёнка и вовремя помочь ему в сложной ситуации....

Памятка учителю математики: шкала оценивания и полезные советы

В работе представлена шкала оценивания знаний, умений и навыков учащихся по математике. Разделены грубые и негрубые  ошибки, недочеты. Приводится  критерий оценивания за письменные работы и ...

Как вести тетради по математике - полезные советы

Как вести тетради по математике - полезные советы...

Полезные советы учителя-логопеда на лето.

Чем заняться родителям с ребенком в летний период, чтобы не перегружать ребенка, непосредственно учебной деятельность, а давать её в более облегченной игровой форме....

Консультация для родителей "Советы логопеда. Зачем логопед задает домашнее задание"

В статье  представлен материал для родителей детей посещающих логопедическую группу, о необходимости выполнении домашнего здания....

Лайфхаки (полезные советы) в коррекционной работе учителя-логопеда

в данной работе хочу поделиться лайфхаками, которые использую в своей работе...

Полезные ссылки логопедам

Полезные ссылки логопедам...