Консультация для родителей "Советы логопеда. Зачем логопед задает домашнее задание"
консультация

Балобина Виктория Леонидовна

В статье  представлен материал для родителей детей посещающих логопедическую группу, о необходимости выполнении домашнего здания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА. ЗАЧЕМ ЛОГОПЕД ДАЕТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?

Даже безобидные речевые нарушения у детей, вроде легкой картавости, способны помешать качественному общения учебе и порождать комплексы. Конечно, можно просто «сбросить» решения на логопеда, но без выполнения домашних заданий даже самые продуктивные встречи в кабинете не принесут результата. Родителям придется участвовать в любом случае.  

Как проводить с ребенком не только полезные, но интересные логопедические занятия дома, расскажем в нашем материале.

Причины нарушений речи у детей.

  • Наследственность – умственная отсталость, нарушение слуха у  родителей.
  • Внутриутробные патологии (мама во время беременности перенесла вирусное заболевание, получила травмы). Развиваются, когда плоду от 1 до 4 х месяцев.
  • Преждевременные роды и родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
  • Болезни и травмы в первые годы жизни: рахит, коклюш, менингит, повреждения черепа или неба, воспаление среднего уха.
  • Психологические причины: родители не общаются с ребенком, плохо обращаются с ним, слишком часто оставляют одного.

Как понять, что речью пора заняться?

Первоначально ребенок учится произносить звуки, потом – складывать их в слова, затем – строить фразы и выражать мысли. Не стоит ожидать от двухлетнего малыша безупречно чистого произношения и красивой речи с соблюдение родов и падежей. К тому же лет до трех ребенок не сможет концентрироваться на занятиях дольше  10 минут.

Оптимальный возраст начала занятий для здорового ребенка – четыре-пять лет. К шести он должен правильно произносить звуки и связно излагать мысли. Произношение лучше корректировать, пока не выросли коренные зубы.

Занятия нужны, если:

  • Малыш неправильно выговаривает отдельные звуки;
  • ребенок переставляет слоги в словах, неправильно строит фразы, путает падежи, рода, числа;
  • «каша во рту»;
  • речь слишком быстрая, смазанная;
  • ребенок заикается;
  • малыш перенес родовую травму или инфекционное заболевание;
  • у ребенка диагностировали поражение слуха, легкую степень умственной отсталости, задержку в развитии.

Даже если вы не собираетесь водить ребенка к логопеду на постоянной основе, привести его на консультацию  стоит – вы получите рекомендации по домашним занятиям. Так же советуют перед школой показать малыша логопеду, даже если очевидных проблем нет.

Проблемы с речью у детей

Речевые нарушения у малышей могут вызваны следующими причинами.

  1. Фонетическое недоразвитие

Пожалуй, самый распространенный тип нарушений – неправильное произношение одного или нескольких звуков. До логопеда можно посетить ортодонта – иногда проблему можно решить, подрезав уздечку.

Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов6 «дом-сом-ком-лом» или слогов «гу-ку-гу-ку». Если ошибается, это тревожный знак.

  1. Общее недоразвитие

Скудный словарный запас, трудности с выражением мысли, неспособные составить описание к картинке… Как правило, такие дети начинают говорить позже сверстников. Им сложно концентрировать внимание, запоминать. Кроме логопеда, скорее всего, понадобиться невропатолог.

  1. Патологии, связанные с травмами, пороками сердца, поражениями нервной системы.

Примерами таких патологий могут быть алалия, афазия и дизартрия.

Алалия возникает в связи с поражением нервной системы. Ребенок говорит очень плохо, и его речь лишена смысла, либо он не говорит вовсе. Так же иногда малыш страдает двигательными расстройствами, гиперактивностью или,   напротив, заторможенностью.

Если алалия подразумевает, что речь изначально развивается неправильно либо не развивается, то афазия – приобретенное нарушение. Она может быть вызвана поражением коры головного мозга, травмами головы, пороками сердца. При афазии малыши не понимают чужую речь и не контролируют собственную, плохо запоминают слова, меняют звуки и слоги местами.

Дизартрия – нередкое нарушение, при котором человек говорит невнятно и нечленораздельно. Дизартрию провоцируют нарушения речевого дыхания и артикуляции, которые связаны с поражением центральной нервной системы.

С такими проблемами нужно бороться – с помощью неврологов, педагогов, психологов и логопедов.

Как построить занятие дома?

Главные принципы домашний занятий:

  1. Регулярность. Заниматься каждый день, но не перегружая малыша и учитывая его возраст и самочувствие. Начинать можно с 3-5 минут в день, постепенно доведя до 15-25 минут.
  2. Игровая форма. Только вы знаете, что больше всего нравится вашему ребенку: пересказ интересной истории или соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку. Начните с заданий которые более интересны малышу, постепенно переходя к менее увлекательным.
  3. Комфортная обстановка. Для многих занятий нужны, как минимум, стол, удобный стул, часто – зеркало на подставке.
  4. Терпение. Невозможно достичь потрясающего результата за один мини –урок. Подбадривайте ребенка, хвалите за успехи и не злитесь за ошибки, не смейтесь, не передразнивайте. В противном случае малыш замкнется в себе, и речевые проблемы могут усугубиться.
  5. Не делайте задания за своего ребенка, если он с ним не справился. Смысл занятий в том, чтобы принести пользу малышу, а не впечатлить логопеда.

Виды занятий для развития речи:

  1. Артикуляционная гимнастика  

Заниматься нужно ежедневно по два раза в день. Каждое занятие – по 3-5 минут, каждое упражнение – по пять раз. В день можно добавлять не более чем по одному новому упражнению. Все занятия необходимо проводить сидя перед настольным зеркалом. Хорошо, сели родители выполняют их вместе с ребенком.

 Важно научиться удерживать выбранную артикуляционную позу в течении необходимого времени – например, под счет от 1 до 5 или 10.

 

Упражнение «Качели»

https://youtu.be/oew5QCBE6j4       

Упражнение «Блинчик»

https://youtu.be/KOUc9TVIb6Y

Упражнение «Грибок»

https://youtu.be/o3z7-WrdPFA 

Упражнение «Лошадка»

https://youtu.be/4eSkIzRFPqQ   

  1. Развитие мелкой моторики

Речевой центр головного мозга расположен близко к моторному. Ученые доказали, что если развивать мелкую моторику рук ребенка, то есть учить его выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами, активизируется и речевой центр. Такие упражнения полезны при любых нарушениях речи.

Упражнения:

  1. Игры с пластилином. Детям помладше достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета, детям постарше поручайте многоцветные фигуры посложнее.
  2. Сортировка мелких предметов. Смешайте в одной емкости два вида бусин или пуговиц, горох с фасолью, ракушки и камушки – и попросите малыша отделить одни от других. Постепенно усложняйте задание – пусть в одной емкости окажутся предметы трех четырех и более видов. Упражнения малыш должен выполнять двумя или тремя пальчикам, а остальные подогнуть.
  3. Упражнения с сыпучими веществами. Научите ребенка пересыпать крупу, горох, чечевицу из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки или воронки. Погрузите мелкие игрушки, бусинки и попросите малыша их найти и вытащить пальцами.
  4. Катание шариков. Ребенок катает ладонью или пальцем маленькие шарики по плоской поверхности и не дает им выскользнуть.
  5. Игры с бумагой. Ребенок комкает, рвет и разминает лист бумаги, учится попадать им в мусорную корзину.
  6. Пальчиковые игры со стихотворениями.
  1. Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Без развитого слухового восприятия невозможна правильная устная речь. Показывайте детям картинки с животными и предлагайте воспроизвести звуки, которые они издают. На прогулке обращайте внимание детей на звуки улицы, их различия. Включайте аудиозаписи со звуками природы и спрашивайте ребенка, что и где звучит. Приобщайте к аудиосказкам.

Держите дома банки с камешками, шишками, сосуды с водой, дудочки и свистки. Пусть ребенок сам извлекает из них звук.

К первому классу у ребенка должен быть развит фонематический слух – способность слышать и различать речевые звуки. Он должен уметь определять есть ли в слове тот или иной звук, подбирать слова с его использованием.

Упражнения:

  1. «Первый звук». Предложите ребенку назвать первый звук в именах героев любимой сказки.
  2. «Хлопок». Выговаривайте поочередно разные звуки – пусть ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит заданный вами.
  3. «Угадай предмет». Загадайте звук – пусть ребенок назовет начинающийся с его овощ/фрукт/игрушку.
  4. «Потерянный звук». Произнесите предложение так, чтобы в одном из слов «потерялся» первый звук, и дайте ребенку «отыскать» его.

  1. Пополнение словарного запаса

        Богатый словарный запас способствует эффективному общению и успешной учебе, так же сигнализирует окружающим, что перед ними эрудированный человек с развитым интеллектом. Словарный запас можно развивать без помощи логопеда и с любой периодичностью.

        Активное пополнение начинается примерно с 2-3 лет. Если для трехлетки достаточно знать около 1200 слов, то для ребенка шести-семи лет специалисты определяют норму в 3,5 тысячи. Важно, чтобы малыш не только мельком услышал слово, но и понял его значение, запомнил и несколько раз использовал. Тогда оно закрепится в активном словаре.

        Как помочь процессу:

  1. Читайте ребенку и вместе с ним, а главное –пусть он регулярно видит, как увлеченно читаете книги вы сами. Прочитанные вместе книги непременно обсуждайте.
  2. Вовлекайте ребенка в разговор, при беседе с ним и при нем говорите правильно, используйте синонимы, антонимы.
  3. Играйте с ребенком. Например, в игру «Черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите. Она начинается с вопроса: «Вы поедете на бал?» Далее ведущий выстраивает диалог так, чтобы вынудить игрока произнести слова «да», «нет», «черный» или «белый», а тот должен отвечать, избегая их. Если случайно произнесет – проигрывает.
  4. Попросите ребенка найти синонимы к словам: «Что такое помидор? Это овощ. А какие ты еще знаешь овощи?»
  5. Пусть ребенок подбирает родственные слова («стол, «столик», «столовая», «настольный»).
  6. Предложите подобрать к названию животного название его детеныша.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

  1. Домашнее задание в индивидуальной папке  записывает логопед. Выдаётся тетрадь пятницу в вечерние часы.
  2. Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
  3. Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.
  4. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день.
  5. Остальные задания выполняются однократно:
  • все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
  • графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого.

6.  Папку с выполненным домашним заданием ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

Консультацию подготовила

учитель –логопед В.Л. Балобина

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

В методической разработке описываются этапы исправления звукопроизношения и даются рекомендации учителя-логопеда родителям по оказанию помощи при выполнению домашних заданий....

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Зачем логопед задает домашнее задание?

Полезная информация для родителей....

Зачем логопед задает домашние задания

Очень часто родители удивляются, зачем логопед задает домашние задания на дом, а может быть достаточно тех занятий, который логопед проводит ежедневно?...

Консультация для родителей Зачем логопед задает домашние задания

Консультация для родителей Зачем логопед задает домашние задания...

Зачем логопед задает домашнее задание?

Очень часто родители задаются вопросом: «Зачем логопед задает задания на дом? Почему он не успевает с ребенком все выполнить на занятии? Мы же не в школе учимся, зачем нам это...