Инклюзивное образование
статья ( класс) на тему

Инклюзия - глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Для этого применяется  интегрированная  форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим  общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы и по индивидуальным траекториям развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_lazareva_n.s.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мы просто обязаны, - подчеркнул президент, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества".

Д.А. Медведев

   В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм - инклюзивная форма обучения, которая активно применяется в  МБОУ СОШ № 2. Инклюзия - глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Для этого применяется  интегрированная  форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим  общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы и по индивидуальным траекториям развития. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению  к   индивидуальному обучению. Один из основных аспектов интеграции  является  правильно организованные условия обучения для конкретного ученика. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу, как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции. Обучение детей в   нашем учреждении    организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Поэтому основным  является создание программы  и  условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям, что позволяет  раскрытию у  каждого ученика  его возможностей  с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. При написании рабочей программы для инклюзивного обучения  учитываются  потребности  учащихся  для достижения успеха. Индивидуальные программы развития ребенка построены   на основе  диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Рабочая программа строится на основных принципах – это доступность для восприятия    учеников с ограниченными возможностями в обучении, а так же служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика. Рабочая программа является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения, которая применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе. Программа составлена с целью повышения успешности ученика, его возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Ученик, обучающийся по данной программе, лучше адаптируется к образовательной среде,  индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует его от участников образовательного процесса. Она  дает   возможности для обобщения и передачи навыков и более эффективно осуществляет  процедуру оценки успешности ученика. Например, в 8 классе  при изучении предмета « Человек»  для учащихся класса рабочая программа составлена на 70 учебных часов, а рабочая программа для индивидуального обучения  рассчитана на 35 часов. В рамках данной программы  учтены  все разделы  учебно - тематического плана, которые  предусмотрены примерной программой утвержденной РФ и соответствует авторской программе В.В. Пасечник, она проводиться в рамках  классно - урочной системы.  Для работы по индивидуальному плане составляется рабочая программа на основе примерной программой утвержденной РФ и соответствует авторской программе В.В. Пасечник, с учетом физиологических особенностей ученика, где рассматриваются вопросы, которые требуют более детального рассмотрения на индивидуальных занятиях. А так же  запланированы практические и лабораторные работы, которые повышают интерес к предмету и мотивируют ученика на продуктивную деятельность. При изучении раздела «Кровеносная и лимфатическая система организма» учащиеся инклюзивного образования рассматривают данные вопросы на уроках в количестве 7 часов, и дополнительно индивидуально на изучение вопроса строения и функции кровеносной и лимфатической системы еще 3 часа по индивидуальной траектории развития. По индивидуальной системе образования предусмотрена одна лабораторная работа по теме: « Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», которая помогать рассмотреть вопрос движения крови в организме человека и визуально посмотреть на работу сосудов организма человека. При составлении рабочей программы учитываются индивидуальные особенности учеников, обучающихся по инклюзивному плану. Для учащихся с нарушением слуха и речи при составлении рабочей программы и календарно - тематического  планирования особое  внимание уделяется на темы, которые имеют практико-ориентированное значение. Например, при изучении раздела « Опорно-двигательная система» выделяется 4 часа,  которые имеют  практический характер. На первом уроке рассматривается строение костной ткани и виды костей, в рамках лабораторной работы. На втором уроке планируется изучение повреждения скелета с демонстрацией скелета человека. Изучение строения и функции мышц  начинается с лабораторной работы и рассматривается через практическую деятельность. В основе рабочей программы по инклюзивному обучению лежит индивидуальная и личностно-ориентированные технологии обучения, применяются методы объяснительно-иллюстративный и практический. Разрабатывая рабочую  программу,  я учитываю тот материал, который   дает не просто знания ученику, а помогает социализироваться в обществе и  приобрести специализированные знания, которые помогут ученику, имеющему особенности в развитии адаптироваться к окружающему миру.