Воспитательный час на тему "Питание человека. 1-е, 2-е, 3-е блюда"
план-конспект занятия (7, 9 класс) на тему

Наприенко Людмила Борисовна

Данное занятие предназначено для детей с ОВЗ. Необходимо научить детей рациональному питанию, развивать умение беречь свое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitanie_cheloveka_1.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

 ПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 1-е, 2-е, 3-е блюда

Цель: 

расширить знания учащихся о правильном рациональном питании;

корригировать и развивать устную связную речь через ответы на вопросы в процессе занятия,

воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: рацион питания, хлебово, похлебка, суп, бульон, суп – концентрат, гастрит, язва желудка, диетическая медсестра.

Ход

1.Оргмомент

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Хоровое проговаривание:

Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать.

2.Подготовительная часть

 Ребята, что в жизни дороже богатства? Чего нельзя купить не за какие деньги? Правильно.Здоровье! (читаю стихотворение.)

Здоровье дороже богатства,

Здоровье не купишь нигде!

Так в Древней Руси говорили,

И мы повторяем везде!

Ребята, вы согласны со мной? (хоровой ответ)

-Какие факторы влияют на наше здоровье? (Ответы детей)
-Вспомните виды питания, изученные на прошлом занятии.

3.Сообщение темы…

4.Основная часть

-Как вы думаете тема нашего занятия  связана со здоровьем?

 Да. Конечно, здоровье человека связано со многими факторами. Но, безусловно, питание является одним из самых важных условий здоровья человека. Ведь недаром есть такое высказывание :«Наше здоровье зависит от того , что мы едим»

Доказательством важности питания в жизни и здоровье человека является показатель продолжительности жизни первобытного или пещерного человека.

-Жил человек пещерный в дебрях седых времен.

Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.

Но вот однажды зверя к ужину он не добыл,

И по причине этой голоден очень был.

Минули уж столетья с тех давних забытых пор,

И правильном питании ведем мы разговор!

Ученые установили, что первобытный человек редко доживал до 40 лет? Как вы думаете почему? (Ответы детей)

 (человек ел сырое мясо, часто оно было несвежим, не соблюдал гигиену пищи, да и пища была тяжелой –трудноусвояемой). Хотя, заметьте, в то далекое время экология была чистейшей –воздух не портили заводы и автомобили.

А сколько сейчас в среднем живет человек? (ответы детей – 70, 80,90 лет)

Делаем вывод: Основное условие долгожительства – это правильное питание.

Беседа с опорой на жизненный опыт

А что такое правильное питание?

Это прежде всего соблюдение таких правил:

1.Соблюдение режима питания (принятие пищи определенное количество раз и в одно и тоже время)

2.Пища должна быть разнообразной (т. е. в рационе питания должна быть разная пища –это и мясо, и рыба, и овощи, и фрукты, и молочные продукты и т.д.)

Рацион – это набор продуктов питания. Повторите и запомните данное выражение.

Ребята, скажите в школе у нас соблюдается режим питания? А дома?

 Каждый день в школе дети кушают в одно и тоже время, но каждый день перечень блюд меняется. Как кстати называется перечень, список блюд называется одним словом? (меню). Значит в школе у нас соблюдается режим питания и разнообразие питания. Значит у нас в школе заботятся о вашем здоровье, соблюдая правила правильного питания.

- А как вы думаете, к правильному питанию обед относится? (ответы детей).

-Сколько блюд должно быть на обед? Назовите их.

Скажите, без какого блюда невозможно представить обед?

-Оказывается, что больше всего питательных веществ – половину (50 %) мы получаем с обедом, а именно с приемом первых блюд. Питательные вещества растворяются в бульоне и легко усваиваются нашим организмом.

Так что же такое бульон?

Бульон – это основа для супа; отвар из мяса, рыбы, грибов, овощей, круп.

Калорийность блюда низкая, это говорю я для тех, кто заботится о своей фигуре. В состав бульона входит вода, в которую при варке переходят питательные вещества, поэтому бульон легко усваивается, способствует легкому пищеварению.

А что же такое суп и чем он отличается от бульона? (Предположения детей)

Супы – это жидкие блюда, которые представляют собой отвары из мяса, рыбы, грибов, овощей, круп с приправой из овощей, круп, макаронных изделий.

ЗАПОМНИТЕ!

Супы и бульоны очень полезны для нашего здоровья. Они необходимы как в детском питании, так и в питании взрослого человека. Особое место занимают бульоны и супы в диетическом питании.

К сожалению, в школьной столовой, да и дома от вас можно услышать примерно такие слова:

-Ем всегда я что хочу : конфеты, вафли. Чупа-чупс!

Супа вашего не надо, лучше тортик с лимонадом!

Не люблю я кислых щей, не люблю я и борщей!

Чтоб с обедом не возиться и колбаска мне сгодится!

Как называется такое питание? Правильно –сухомятка.

Я сейчас покажу вам небольшой опыт, который показывает как трудно нашему желудку переварить сухомятку, и ,наоборот доказывает, как легко переваривается первое (жидкое) блюдо.

Демонстрация опыта с надувными шариками- желудками

Стенки желудка, как и стенки шарика могут сжиматься и растягиваться. Представьте, что шарик –это желудок человека. Беру 2 шарика, в один помещаю печенье (сухомятка), в другой вливаю жидкость, «суп или бульон». Потрогайте, один с неровными боками (ведь мы часто торопимся и плохо пережевываем пищу, а другой округлый, ровный). Как вы думаете, какому желудку труднее работать? Какому желудку нужно выработать больше желудочного сока, чтобы переработать пищу? Какой желудок может мешать двигаться? Правильно. В котором, сухомятка. Отсюда и урчание, и боли в желудке.

Вывод воспитателя

Если б сухомятка прибавляла года,

Всех дольше бы жили обжоры тогда
5.Физминутка

- Оказывается наши предки высоко ценили первые блюда. Но, правда, назывались они иначе, а именно «хлебово», «похлебки» от слова «хлебать».

А слово «суп» ввел в русский язык император Петр I.

Скажите, ребята, как вы думаете какое самое любимое и распространенное первое блюдо в России? Правильно, щи. Иначе говоря «капустные похлебки»

Наши предки глубоко ценили щи. Например, русские солдаты не могли обойтись без щей на чужбине и везли замороженные щи в кадках. Когда наставало время привала, кусок замороженных щей разогревался на костре. Что интересно, что вкус щей от этого только улучшался.

Время идет, но даже космонавты берут с собой тюбики со щами.

Для удобства современного человека придуманы концентрированные супы, которые не требуют времени и усилий в приготовлении, порой их достаточно по инструкции залить кипятком. Давайте задумаемся, так ли они полезны для нашего организма? Можно ли их сравнить по пользе с натуральным супчиком?

Оказывается в супах- концентратах содержится множество искусственных (ненатуральных) добавок и усилителей вкуса, которые не только не приносят пользы, но и просто вредят нашему организму. Пользоваться супами-концентратами можно только в крайне необходимых случаях. Ведь они все же лучше, чем питание всухомятку.

 (супы –концентраты)

-Ребята, а какие вторые блюда вам известны? (Ответы детей)

Чтение стихотворений о каше.

1-й ученик. Кто кашу есть не любит,

Тот просто себя губит.

Говорят, что щи да каша –

Это пища наша.

2-й ученик. Гречневая каша

Развивает ум.

Кто не ест такую,

Действует вслепую.

3-й ученик. Рисовая – полезная,

Не дает толстеть.

Овсяную просто

Нужно детям есть!

4-й ученик Перловая, как и ячневая,

Особый имеет вкус.

Много ты не раздумывай,

А мотай на ус!

5-й ученик Пшенная, да если там

Еще и тыква есть, –

Это такая вкуснятина,

Слов восторженных не счесть.

Сообщение: Суворовская каша.

-Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец)

- 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.

- Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с темой сегодняшнего урока?

- Прочитайте об этом на карточках и приготовьте ответ.

(карточка № 1)

- После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы - высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат его войска не оставалось сил и в довершении ко всему закончилось пропитание. И командующий старик, а Суворову тогда исполнилось 70 лет, всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: собрал у солдат их собственные запасы – оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречихи, сложить все продукты в общие котлы и сварить кашу, добавив масла и лука, какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивление вкусной и полезной. И в народе её прозвали Суворовской.

-Назовите третьи блюда в обеде.

-Можно ли без них обойтись? (Ответы детей)

6.Заключительная часть

Игра «Объяснялки» (объясни пословицу)

Щи да каша-пища наша.

От щей добрые люди не уходят.

Щей поел - словно шубу надел.

Кипятите щи, чтобы гости шли.

Где щи, там и мы.

Практическое задание:

Так почему же первые блюда так популярны у русского народа?

Давайте составим памятку:

 Значение первого блюда для здоровья человека

1.Необходимо для нормальной работы нашего организма.

2.Насыщает организм белками, жирами, углеводами, минеральными солями и витаминами.

3.Легко усваивается организмом.

4. Сытное.

Запомните:

Чтобы суп был полезным, он должен быть свежим, приготовленным не более, чем на два дня.

В школе вам каждый день готовят свежий суп. Это надо ценить

Практическое задание:
Но ведь приготовить вкусный полезный суп можно очень быстро. Очень важно то, что суп можно приготовить и очень экономно.

Подумайте, ребята, какие продукты нужны для приготовления щей? Замечу, что щи можно приготовить и без мяса, рыбы, грибов, т.е. овощные или вегетарианские щи.

Вывод: Значение в питании супов велико. Они являются важной составляющей правильного питания. Вот почему их необходимо включать в повседневный рацион питания.

Первых блюд в русской национальной кухне и в кухнях народов мира – великое множество.

Приём «Перепутанные логические цепочки».
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
Правила гигиены питания

v  Мою едой  с мылом  с руки перед.

v   кипяченой мою фрукты и овощи перед  водой едой.

v  не  кусочками, большими не ем  тороплюсь.

v  во разговариваю  время  не еды.

v  в кушаю  меру.

v   питаюсь всухомятку не

v   в одно  ем и врем то же

Съел суп- и много здоровья взамен.

Съел сухомятку - к болезням отправился в плен.

7.Рефлексия

Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

"Я буду ……

- Что расскажете дома своим родителям?

- Для чего мы едим полноценный обед?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система "Научусь быть человеком"

Успешность воспитательной работы зависит от планирования и системы взаимодействия между всеми членами коллектива. Данная презентация была предложена вниманию учителей на одном из педагогических совето...

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"

Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Конспект урока "Значение овощей в питании человека, способы и формы нарезки.Оформление блюд из овощей. Практическая работа:Приготовление салата, винегрета.

Конспект урока для 5класса по разделу "Кулинария" в современной образовательной технологии модерации.Цель применения данной технологии - эффективное управление классом в процессе урока, максимально по...

Сказкотерапия как воспитательная система органичная природе человека.

Метод сказкотерапии, предпосылки  возникновения и  использования данного метода.От древней мудрости к современнным педагогическим технология.Уникальность и простота применения метода, е...

Разработка урока по технологии, раздел кулинария, тема "Значение яиц в питании человека. Блюда из яиц".

Урок по ФГОС рассчитан на два часа, имеет лабораторное исследование и практическую работу. Изюминкой разработки является возможность участия старших учащихся в разработке и проведении урока. Музыкальн...

Конспект и презентация к занятию по кулинарии в 5 классе "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление блюд из овощей, ягод и фруктов".

Конспект и презентация к занятию по кулинарии 5 класса "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление овощного салата и ягодного киселя" в конце конспекта есть технологич...