Приемы, способствующие формированию орфографической зоркости
презентация к уроку ( класс) на тему

Виролайнен Евгения Валерьевна

Данный материал содержит примеры некоторых приемов, способствующих формированию орфографической зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы, способствующие формированию орфографической зоркости

"Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это "одежда мысли", по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека" (Иванова 1966).

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Вопрос о формировании, развитии и совершенствовании орфографических навыков как вопрос о дифференциации методов обучения орфографии, исторически был связан с ее особенностями. Как известно, формирование орфографических навыков опирается на лингвистические  сведения и специфические понятия русской орфографии, так как именно усвоение теоретических знаний становится основой работы над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся, развитием речи.

Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Орфография – общепринятая система правил написания слов. (слайд 2)

Русская орфография состоит из пяти основных разделов: (слайд 3)

1. Передача буквами фонемного состава слов.

2. Слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей.

3. Употребление прописных и строчных букв.

4. Перенос части слова с одной строки на другую.

5. Графические сокращения.

Грамотное письмо в современных условиях требует симультанного решения орфографических задач, т.е. выработки орфографического навыка, а существующий на сегодняшний день подход к проблеме формирования орфографического навыка на самом деле правомерен лишь при формировании орфографического умения, т.е. умения безошибочно решать орфографические задачи.

(симультанность - способность к синхронному использованию в один временной промежуток разнообразных, порой разнокачественных знаний, умений, действий, операций)

Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение "видеть" орфограммы.

 (слайд 4)

Орфографическая зоркость – это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Исследования, проведенные учеными – психологами и учеными – методистами подтверждают, что только система упражнений обеспечивает овладение учащимися навыками грамотного письма.

При проведении упражнений в определенной системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно: (слайд 5)

1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в области орфографии.

2. Уровень речевой культуры.

3. Условия языковой среды окружающей детей.

Успешному обучению правописания способствует: (слайд 6)

а) тщательный отбор дидактического материала;

б) разнообразие упражнений, опирающихся на правила и различные виды памяти;

в) постепенное усложнение орфографических знаний;

г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических

Применение разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии. Но в выборе приемов не должно быть самотёка. При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них.

Последовательность упражнений    в процессе усвоения учащимися навыков(слайд 7 )

Дидактическая цель (задача)

Актуализация опорных знаний и навыков

Подготовительные упражнения

Усвоение знаний (правил, понятий)

Вводные упражнения (познавательные, мотивационные)

Первичное применение знаний

Пробные упражнения

Овладение навыками в стандартных условиях

Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию)

Творческий перенос знаний и навыков в нестандартных условия (усвоение умений)

Творческие упражнения

Контроль, коррекция навыков и умений

Контрольные упражнения

Для решения орфографической задачи школьник должен пройти шесть ступеней (Бабайцева 2000): (слайд 8 )

1) найти орфограмму;

2) определить её тип;

3) наметить способ её решения;

4) определить последовательность решения;

5) выполнить эту последовательность;

6) написать слово.

Ребенка нужно научить:

а) ставить орфографические задачи;

б) устанавливать её тип и относить к определенному правилу;

в) применять правило;

г) осуществлять орфографический самоконтроль.

Первые шаги в орфографической работе связаны с обучением первоклассников двум видам чтения, с наблюдением над соотношением звуков и букв не только в направлении от буквы к звуку, но непременно в обратном порядке, т.е. от звука к букве, и, наконец, с тренировкой в орфографическом проговаривании при списывании и проверке написанного. В дальнейшем должно быть начато формирование осознанных умений находить орфограммы.

Первый класс и начало второго класса – это период активного становления орфографической зоркости. Сделано это может быть по-разному. Возможно простое указание на опасные для написания места путем перечисления соответствующих признаков орфограмм. Может быть, проведена аналитическая работа, которая позволит школьникам осознать фонетические условия, ставящие пишущего перед необходимостью решить орфографическую задачу. Итак, главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме.

Приёмы,  развивающие орфографическую зоркость. 

Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, уже в ДОУ следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В ДОУ: (слайд 9 ) 

1. Короткие стихотворения, потешки тренируют дошкольников в произношении тех или иных звуков, способствуют более быстрому запоминанию материала, заставляют активно работать, развивают воображение, память, позволяют быстро переключать внимание на различные формы логопедической работы.

2. Подбор родственных слов

Чтоб часы не спешили и правильно шли,
На ремонт в мастерскую мы их отнесли.
Часовщик осмотрел их, потом разобрал,
Часовой механизм починил и собрал.

3. Этимологический анализ побуждает у детей интерес к трудным словам, что способствует лучшему усвоению их написания. Следующие стихотворные строки помогают детям по-новому взглянуть на знакомые слова:

Поменяли нам окно,
Все из пластика оно.
Шире
подоконник стал,
Под окном он ровно встал.

4. Делить слова на слоги, выделяя каждый звук в слоге:

Я делю слова на слоги
Город – это ГО и РОД,
ЗА и ВОД соединяю,
Получается ЗАВОД.

5. Работая над автоматизацией звуков, четкостью дикции, логопеды часто используют чистоговорки. На этом этапе работы можно познакомить дошкольников с непроверяемыми словами, обратить внимание на правильное написание слов (слово можно произнести по слогам, выложить из букв, прочитать и подчеркнуть выделенную букву…).

На посту стоит солдат,
У солдата автомат.

6. Звуки и буквы

Звуки мы слышим и их повторяем,
При письме буквами изображаем,
Звуки мы можем услышать, сказать,
Буквы – увидеть и написать.

Гласные звуки
Гласные звуки поются всегда,
И, О, У, Ы, – - Э – - А.
Воздух идет, не встречая преград,
Когда эти звуки, как песня, звучат.

В школе (слайд 10 )  В школе  рекомендуется использовать зеленую пасту, подчеркивание орфограмм (трудных мест) т.к. дети постоянно тренируются в отыскивании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко.

1.     Списывание. 

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·                    Внимательно прочитай предложение.

·                    Повтори его не заглядывая в текст.

·                    Подчеркни в предложении все орфограммы.

·                    Прочитай предложение орфографически.

·                    Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая

                       все звуки.

·                    Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам

                     (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·                    Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на

                      орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

2. Выборочное списывание, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

 

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

 

6.     Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.

9. Орфографические минутки

Вот некоторые упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников. (слайд 11 ) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников Работу выполнила учитель – логопед МКОУ « Средняя школа № 1 г. Олонца» Виролайнен Е. В.

Слайд 2

Работу выполнила учитель – логопед МКОУ « Средняя школа № 1 г. Олонца» Виролайнен Е. В.

Слайд 3

Орфография - система правил, регулирующих написание отдельных слов и их значимых частей, а также правил о слитных, полуслитных и раздельных написаниях, об употреблении прописных букв и правилах переноса.

Слайд 4

Пять разделов орфографии: 1. Передача буквами фонемного состава слов. 2. Слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей. 3. Употребление прописных и строчных букв. 4. Перенос части слова с одной строки на другую. 5. Графические сокращения.

Слайд 5

Орфографическая зоркость Способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие)

Слайд 6

Условия успешной работы: 1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в области орфографии. 2. Уровень речевой культуры. 3. Условия языковой среды окружающей детей.

Слайд 7

Успешному обучению правописания способствует: а) тщательный отбор дидактического материала; б) разнообразие упражнений, опирающихся на правила и различные виды памяти; в) постепенное усложнение орфографических знаний; г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий.

Слайд 8

Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков Дидактическая цель (задача) Актуализация опорных знаний и навыков Подготовительные упражнения Усвоение знаний (правил, понятий) Вводные упражнения (познава -тельные, мотивационные) Первичное применение знаний Пробные упражнения Овладение навыками в стандартных условиях Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию) Творческий перенос знаний и навыков в нестандартных условия (усвоение умений) Творческие упражнения Контроль, коррекция навыков и умений Контрольные упражнения

Слайд 9

Для решения орфографической задачи школьник должен : 1) найти орфограмму; 2) определить её тип; 3) наметить способ её решения; 4) определить последовательность решения; 5) выполнить эту последовательность; 6) написать слово.

Слайд 10

Приёмы, развивающие орфографическую зоркость в детском саду Проговаривание, заучивание стихотворений, потешек Подбор родственных слов Этимологический анализ Делить слова на слоги Работа с непроверяемыми словами

Слайд 11

Приёмы, развивающие орфографическую зоркость в школе. 1. Списывание. - Выборочное списывание 2. Комментированное письмо. 3. Письмо с проговариванием. 4. Письмо с пропуском орфограмм. 5. Какографические упражнения . 6. Скоростное письмо. 7. Письмо по памяти. 8. Диктант 9. Орфографические минутки

Слайд 12

Упражнения 1. Подчеркнуть в словах буквосочетания с твердым шипящим согласным звуком. Ежи, чижи, этажи, камыши, мыши, уши, жир. 2. Выпиши только те слова, где есть орфограммы. Леса, холод, стул, парта, сова, совы. 3. Вставь пропущенную букву Б…леть, б…лезнь, б…льной, б… ль. 4. Выбери ответ, напиши слово. С(о, а) ва, цв(е, и) ты, привл( е, и)кает 5.Найди лишнее слово . сем…я, друз..я, лист..я, б..ю, в..езд, п..ю.

Слайд 13

Безударный гласный Парный согласный

Слайд 14

Спасибо за внимание !