Календарно-тематический план по игротерапии
календарно-тематическое планирование ( класс) на тему

для учителей начальных классов коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_igroterapiya_4_kl_novyy.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Сунтарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»

   «СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                                                                «УТВЕРЖДЕНО»

 Зам. директора по УВР                                                                                                                                                       Директор МКОУ ССКОШИ

____________ Иванова С.И.                                                                                                                                              ____________ Игнатьева А.С.

«___»______________ 2014 г.                                                                                                                                             «___»______________ 2014 г.

Рабочая программа

по предмету Игротерапия

4 класс

на 2014- 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида /    Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.

Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося

        Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности.  Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и    выполняющий следующие функции:

коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

-  воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;

дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

          В связи с тем, что в школьном компоненте учебного плана представлена коррекционная технология «Игра, игротерапия», но   учебно-методический комплекс отсутствует, возникла необходимость создания модифицированной программы «Игра, игротерапия» (1-4 классы).

         Цели программы:

дать многогранное полифункциональное представление учащимся об окружающей действительности, обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе.

Задачи программы:

- корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;

- предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии,

- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь;

- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;

- воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;

- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;

         - обогащать словарный запас новой терминологией;

         -  воспитывать мотивацию к учению.

        Модифицированная программа «Игра, игротерапия», составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны   нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деятельности младшего школьного возраста – учебу и игру. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогут обучающимся в непринужденной обстановке успешно овладевать содержанием начальной ступени обучения, восполнить пробелы в знаниях.

  Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.

Количество часов по программе 1- 4 классов составляет за год -34 часа (1 класс – 33 часа).  Структура разделов в каждом классе и количество часов по разделам одинаковы (кроме 1 класс, Раздел IX.Формирование временных представлений - 2 ч.)

                                        Разделы программы:

- формирование моторики и графомоторных навыков;

- формирование тактильно-двигательного восприятия;

- формирование кинестетических и кинетических ощущений;

- формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование;

- формирование зрительного восприятия;

- формирование представлений об особых свойствах предметов;

- формирование слухового восприятия;

- формирование пространственных представлений;

- формирование временных представлений.

Реализация программы направлена на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, высших психических функций и познавательной сферы, преодоление трудностей в владении программными знаниями, умениями, навыками, что способствует осуществлению личностно ориентированного подхода.

                                           ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

4  класс

34 часа, 1 час в неделю

  1. Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».

Соотношение движений со звуковым сигналом  (один хлопок - бег вперед, два хлопка - бег назад…). Дидактическая игра «Разведчики».

Выполнение действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет учащихся. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Совершенствование точности мелких  движений рук (мелкая мозаика,  «Лего», соединение колец в цепочку).

Вычерчивание геометрических фигур на бумаге. Дидактическая игра «Фантазер» (составление из геометрических фигур предметов: человечки, домики..)..

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов: елочка, снежинка, яблоко). Дидактическая игра «Сделай  как я».

Графический диктант с усложненными заданиями. Дорисовывание симметричной половины изображения. Дидактическая игра «Чего не хватает?».

  1. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, колючий, горячий ..). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Игры с мелкой мозаикой.

III. . Формирование кинестетических и кинетических

ощущений – 2 часа.

Сочетание движений и поз различных частей тела, вербализация  поз и действий. Дидактическая игра «Море волнуется».

Упражнение на расслабление и снятие мышечных напряжений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, ловить удочкой рыбу ..). Дидактическая игра «Пойми меня».

IV.  Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая игра «Пойми меня».

Использование мерок для измерения и сравнения отдельных параметров предметов (по  длине, ширине, высоте). Дидактическая игра «Портной».

Цветовой спектр. Смешивание цветов (оттенки). Дидактическая игра «Нарисуй и назови цвет».

Конструирование сложный форм предметов. Работа с «Техническим конструктором», мелкимипазлами.

Составление  сериационных  рядов  по величине  по самостоятельно выделенным признакам  из   4-5 предметов.

Узнавание предметов по одному элементу. Дидактическая игра «Узнай меня».

Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай меня».

       

V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.

Нахождение отличительных и общих признаков  предметов (сравнение

2-3 сюжетных,  предметных картинок). Дидактическая игра « Что изменилось?».

Нахождение нелепиц на картинках.  Дидактическая игра «Несуществую-щие животные».

Профилактика зрения. Гимнастика для

глаз.  Тренировка памяти. Дидактическая игра «Запомни и нарисуй».

VI. Формирование представлений об особых свойствах

предметов – 4 часа.

Температура. Измерение температуры тела, воды, воздуха. Развитие осязательных ощущений (сухое – влажное - мокрое…).

Развитие вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый - кислее), ароматов.  Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху».

Упражнения в измерении веса предметов на весах. Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный ..). Дидактическая игра «Скажи по- другому».

Описание противоположных действий предметов, совершаемых с ними (одеть - раздеть...). Дидактическая игра «Что я делаю скажу и скажу и покажу».

               VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.

Дифференцировка звуков по длительности, громкости, высоте тона (неречевые, речевые, музыкальные). Дидактические игры «Определи звук», «Угадай по голосу».

Развитие слухомоторной координации. Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Дидактические игры «Запрещенный звук».

       Формирование чувства ритма. Дидактическая игра «Запомни и повтори» (повторение ритмического рисунка за учителем).

VIII. Формирование пространственных представлений - 3 часа.

        Ориентировка в помещении, на улице. Определение расположения предметов в пространстве (близко–далеко).  Дидактическая игра «Положи и объясни».

Моделирование расположения предметов в пространстве. Дидактическая игра «Мы - дизайнеры» (расстановка мебели в кукольном домике).

Ориентировка на листе бумаги разного формата и разного расположения (горизонтально, вертикально, под углом).

IX. Формирование временных представлений – 3 часа.

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов.  Дидактическая игра «Береги минутку!».

Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?».  

Возраст людей. Последовательность основных жизненных событий.

        ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ  И  УМЕНИЯМ  УЧАЩИХСЯ:

Учащиеся должны знать:

-  упражнения для профилактики и коррекции зрения;      

- спектр цветов и оттенков;

- длительность временных интервалов;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять

 план действий;

-  выполнять заданные движения при штриховке двумя руками;

- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, использовать речевое сопровождение;

- смешивать цвета, называть их;

- конструировать сложные формы их 6-8 элементов;

- находить нереальные элементы несуществующих изображений;

- определять противоположные качества и свойства предметов;

- классифицировать предметы по различным признакам;

-  учить дифференцировать особые свойства предметов: вкус, запах, вес,

температуру, свойств поверхностей;

- определять на слух звучание музыкальных инструментов;

-  формировать умение моделировать расположение предметов в пространстве;

- определять возраст людей.

                                                        ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО  РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  ЧАСОВ

   

 №

п/п

Разделы, темы:

        

 Количество

часов

Примерная

программа

Модифицированная

      программа      

I.

Формирование моторных и графомоторных навыков.

14

7

II.

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия.

4

2

III.

Формирование кинестетических и кинетических ощущений.

4

2

IV.  

Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

18

7

V.

Формирование зрительного восприятия.

5

3

VI.

Формирование представлений об особых свойствах предметов.

4

4

VII.

Формирование слухового восприятия.

5

3

VIII.

Формирование пространственных представлений.

7

3

IX.

Формирование временных представлений.

5

3

X.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

2

-

ИТОГО:

68

34

Предварительный просмотр:

                    Календарно-тематическое планирование

                  ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

          4 класс

                  34 часа, 1 час в неделю

п\п

темы

РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ:

  К-во

часов

Дата

по пла-ну

Дата

по

фак-ту

Оборудование

I. Формирование моторных и графомоторных навыков

7

1

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

05.09

2

2

Соотношение движений со звуковым сигналом (один хлопок - бег вперед, два хлопка - бег назад…). Дидактическая игра «Разведчики».

1

12.09

3

3

Выполнение действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет учащихся. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

1

19.09

4

4

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

1

26.09

мелкая мозаика,

«Лего», кольца

5

5

Вычерчивание геометрических фигур на бумаге. Дидактическая игра «Фантазер» (составление из геометрических фигур предметов: человечки, домики…).

1

03.10

шаблоны геометрических фигур

6

6

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов: елочка, снежинка,

яблоко). Дидактическая игра «Сделай как я».

1

10.10

ножницы, цветная бумага

7

7

Графический диктант с усложненными заданиями. Дорисовывание симметричной половины изображения. Дидактическая игра «Чего не хватает?».

1

17.10

незаконченные рисунки (симметричные половинки)

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия

2

8

1

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, колючий, горячий …). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

   1

24.10

предметы

различных поверхностей,

«Волшебный мешочек»

9

2

Игры с мелкой мозаикой.

1

31.10

мелкая мозаика

III. . Формирование кинестетических и кинетических ощущений

2

10

1

Сочетание движений и поз различных частей тела, вербализация поз и действий. Дидактическая игра «Море волнуется

1

14.11

11

2

Упражнение на расслабление и снятие мышечных напряжений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку ...). Дидактическая игра «Пойми меня».

1

21.11

зеркало

IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

7

12

1

Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая

игра «Пойми меня».

1

28.11

Геометриче-ские фигуры разные по форме и величине

13

2

Использование мерок для измерения и

сравнения отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). Дидактическая игра «Портной».

1

05.12

сантиметровая

лента

14

3

Цветовой спектр. Смешивание цветов (оттенки). Дидактическая игра «Нарисуй и назови цвет».

1

12.12

цветные полоски,
краски, кисточки, бумага

15

4

Конструирование сложный форм предметов. Работа с «Техническим конструктором», мелкимипазлами.

1

19.12

технический конструктор, мелкиепазлы

16

5

Составление сериационных рядов по величине  по самостоятельно выделенным признакам  из   4-5 предметов.

1

26.12

сериационные

ряды различных предметов

17

6

Узнавание предметов по одному элементу. Дидактическая игра «Узнай меня».

1

16.01

отдельные части знакомых предметов

18

7

Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай меня».

1

23.01

V. Формирование зрительного восприятия

3

19

1

Нахождение отличительных и общих признаков предметов (сравнение 2-3 сюжетных, предметных картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?».

1

30.01

парные предметные и сюжетные картинки

20

    2

Нахождение нелепиц на картинках.  

Дидактическая игра «Несуществующие

животные».

1

06.02

нелепые картинки, краски, кисточка, альбом

21

3

   

 Профилактика зрения. Гимнастика для

глаз.  Тренировка памяти. Дидактическая игра «Запомни и нарисуй».

1

13.02

простые изображения

предметов, геометрических фигур

VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов

4

22

1

Температура. Измерение температуры тела, воды, воздуха. Развитие осязательных ощущений (сухое – влажное - мокрое…).

1

20.02

градусник, утюг,

грелка

23

2

Развитие вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый - кислее), ароматов.  Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху».

1

27.02

овощи и фрукты

24

3

        Упражнения в измерении веса предметов на весах. Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный ...). Дидактическая игра «Скажи по- другому».

1

06.03

весы

25

4

Описание противоположных действий предметов, совершаемых с ними (одеть - раздеть...). Дидактическая игра «Что я делаю скажу и скажу и покажу».

1

13.03

VII. Формирование слухового восприятия

3

26

1

Дифференцировка звуков по длительности, громкости, высоте тона (неречевые, речевые, музыкальные). Дидактические игры «Определи звук»,

«Угадай по голосу».

1

20.03

детские музыкальные инструменты

27

2

Развитие слухомоторной координации. Определение на слух звучания музыкаль-ных инструментов. Дидактические игры «Запрещенный звук».

1

03.04

детские музыкальные инструменты

28

3

Формирование чувства ритма. Дидактическая игра «Запомни и повтори» (повторение ритмического рисунка за учителем).

1

10.04

детский барабан

VIII. Формирование пространственных представлений

 

3

29

1

Ориентировка в помещении, на улице. Определение расположения предметов в пространстве (близко –далеко).  Дидактическая игра «Положи и объясни».

1

17.04

30

2

Моделирование расположения предметов в пространстве. Дидактическая игра «Мы - дизайнеры»  расстановка мебели в кукольном домике).

1

24.04

31

3

Ориентировка на листе бумаги разного формата и разного расположения (горизонтально, вертикально, под углом).

1

08.05

листы бумаги разного формата:

тетрадный, альбомный, ватман

 IX. Формирование временных  представлений

 

3

32

1

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов.  Дидактическая игра «Береги минутку!».

1

15.05

модели часов

33

2

Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?».  

1

22.05

модели: календарного года, календари: откидные и др.

34

    3

Возраст людей. Последовательность основных жизненных событий.

 

1

29.05

Предварительный просмотр:

СПИСОК  

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. «Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида  0- IV кл. под редакцией  И.М. Бгажноковой  - М, «Просвещение» 2011».
  2. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методического материала под редакцией И.М. Бгажноковой.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
  3. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», 2009.
  4. Математика.  4 класс:  учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида/  М.Н. Перова..:– 9-е издание - М.:  «Просвещение»,  2013.
  5. «Живой мир» . 4 класс:  учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О..:– М. «Просвещение» 2013.

6. Планирование уроков  развития  речи на основе знакомства с окружающим миром в  4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И.  Методическое пособие для учителя.  – М. АРКТИ, 2010.

  1. Знакомство с окружающим миром:  учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. 4 класс. Худенко Е.Д.,  Терехова И.А., – М.: АРКТИ. Худенко Е.Д.,  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план 5 класс

План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...

Рабочая программа и календарно-тематический план для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"  (ФГОС третьего поколения). Рабочая программа предназначена для студентов специальностей 110401 "Агрон...

Календарно- тематические планы по алгебре и геометрии 7-9 кл. (авт. учебника-А.Г. Мордкович и др., Л.С. Атанасян и др.)соответсвенно)

Хочу поделиться с коллегами формой календарно - тематического планирования алгебры и геометрии 7-9 кл.   , "услышать"  их мнение....

Календарно-тематический план на 2011-2012 уч.год по английскому языку в 9 классе

Тематическое планирование.Кауфман.9 класс.102 часа...

Календарно- тематические планы по биологии

Тематический план составлен по программе  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Классы 6-9....

календарно-тематические планы по алгебре 7 класс (Макарычев)

Календарно-тематическиое планирование уроков алгебры в 7 классе к учебнику Макарычева Ю.Н. ( 4 часа в неделю)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС

открывайте файл, который прикреплен!...