Формировать навык правильного произношения звука [л] в связанной речи. Совершенствование навыка дифференциации звуков [г] и [к] и букв в слогах, словах и предложениях.
план-конспект занятия ( класс) по теме

Пинигина Оксана Юрьевна

 Автоматизация звука [л] в связанной речи на основе сюжета сказки «Золушка».                                                                                                                                                        

Звуки [г] и [к]. Автоматизация и дифференциация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного логопедического  занятия по коррекции звукопроизношения.

Тема:    Автоматизация звука [л] в связанной речи на основе сюжета сказки «Золушка».                                                                                                                   Интеграция образовательных областей: « Коммуникация», « Здоровье»,    « Познание»,  «Художественное творчество».                                                                                                      Этап:    автоматизация звука [л] в связанной речи.                                                              Цель занятия:  Формировать навык правильного произношения  звука  [л] в связанной речи.                                                                                                                                                                         Задачи:                                                                                                                              1.Обучающие:

-Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука .                                                                     - Учить произносить звук [л] в связанной речи с опорой на зрительный, слуховой  анализаторы.                                                                                                                                                - Уточнить знания обучающихся о согласном звуке [л];

- Обеспечить успешное усвоение знаний;

- Учить ставить учебные цели, контролировать процесс и результат    деятельности;

- Формировать умения аргументировать свой ответ.

2.   Коррекционно-развивающие:

-Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

-Совершенствование речемыслительных  процессов (анализ, синтез, умозаключение);

- Корригировать произношение звука [л];

- Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию;

- Развитие обогащение, уточнение, активизация словаря;

- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику;

- Корригировать и развивать связанную речь через формирование ответа полным предложением;

- Корригировать и развивать слуховое восприятие;

- Корригировать речевое дыхание;

- Развивать  фонематическое восприятие, объём концентрацию внимания, память, логическое мышление.

    3.Воспитательные:

- Воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво; ( самоконтроль за своей речью)

- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- Воспитывать интерес к достижению результата выполняемой работы;

- Формировать положительную мотивацию на занятии.

    4. Здоровьесберегающие:

-  Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости  ребёнка;

- Соблюдать правильную осанку ребёнка;

- Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

 - Соблюдать режим охраны зрения.    

  Ресурсы:  

- Пособия, презентации, ПК.

Использование специального оборудования:

-Зеркало (настенное, индивидуальное), макет Золушки,  картинки со звуком  [л],  шаблоны  бального платья.

Ход занятия:

Этапы и виды

работ на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

ребёнка

Какие задачи

решались в ходе

выполнения задания

1

2

3

4

  1. Орг. момент

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они хотят посмотреть, чем мы с тобой занимаемся на занятии. Пожалуйста, не волнуйся, но будь внимательна и следи за тем, что я буду говорить.

Организовать рёбёнка. Настроить его на речемыслительную деятельность. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2.1.  Проверка

домашнего

задания

Где находится звук [л] в названиях картинок: в начале, в середине, в конце. Проведи стрелки к схемам. За каждое  правильно произнесённое слово  наклеивается в тетрадь мини –наклейка.

Сделай звуко-буквен-ный анализ слова [луна], составь с ним предложение.

Дети  произносит слова, а затем проводят стрелки к схемам.

____      _____  ____

Луна        малина

     Лес               белка

мел

        пол        лист

Учить выделять  нужный звук в сло-ве, развитие фонематических процессов, мыслительных операций. Совер-шенствование навы-ка звукового анализа и синтеза, форми-ровать представле-ние  о слове как еди-нице предложения.

2.2. Актуализация знаний

Чтобы узнать что-то новое, как вы думаете с чего надо начать

Воспроизведение детьми необходимых и достаточных знаний для введения нового. Завершается проблемой.  Ребёнок вспоминает, как правильно произносится звук [л],  даёт харак-теристику звука. Уточняет артикуля-ционный уклад звука [л] .

Организовать и целенаправить дея-тельность ребёнка. Постепенный логии-ческий переход к введению новой информации.

2.3.Изучение нового материала.

Сообщение темы

занятия.

Презентация

Слайд 2

Слайд 4

Д/ и «Доскажи слово...»

Отгадай, пожалуйста, загадку.

Старательна, трудолюбива,

Добра и очень красива,

На бал она попала,

Но туфельку там потеряла.

О ком идёт речь?

Выставляется фигурка Золушки.

Как ты думаешь, почему её так назвали? Золушка.

- Что такое зола? ( В случае затруднения объяснить смысл слова).

Верно. Ты хочешь попасть в эту сказку?                           И мне хочется побывать в этой сказке. Я буду доброй фей. Можно? (надеваю шляпу)  

                          Скажи, пожалуйста,        

  Золушка была добрая, а еще какая? (Начинает слово, ребенок досказыва-ет).                    Трудолю-(бивая).  Как ты это понима-ешь?                         Стара-( тельная) терпе-( -лива)        весе-( -лая)                  забот-(ливая)           отзыв-( -чивая) .

Вот такая это была девочка. Поэтому работа у нее ладилась. А ты не боишься работы?

Вот и хорошо, а я тебе буду во всем помогать, как добрая фея.

Ребёнок отгадывает загадку.( Золушка)

Ответ ребёнка.

Ответ ребёнка

Ответы ребёнка.

Закрепить произношение звука [л]. Расширить активный и пассивный словарь. Развивать связанную устную речь.

Формирование интереса к языковым явлениям.

Развитие фонематического слуха.

Физкультминутка

Но, прежде давай отдохнём.

Повышение работоспособности и активизации познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.

2.4.Артикуляцион-ная гимнастика.

Презентация артикуляционной гимнастики

Песочная тепапия

Д/и «Золушка едет на бал»

Проснулась Золушка рано утром.

Открыла окошко.

Посмотрела налево, направо.

                                Вверх посмотрела: светит ли солнышко?

                                  Стала белить потолки.

                                   Помыла пол, вытерла пыль.

Помыла окно.

На крыше дома почистила трубу.

                          Стряхнула щетку.

                                   

Замесила тесто.

Вымыла чашки.

                          Расстелила скатерть.

                                 Давай вспомним, какую работу выполняла Золушка по дому?

Подскажи нужные слова. Золушка      полы…

Печь…                     Обед…                      Бельё…

                              Грядки…                       Посуду…                   Чем похожи эти слова?

/Они оканчиваются на слог  -ла-/

А сейчас, давай вспомним, о чём мечтала Золушка во время работы?

-Правильно, попасть на бал в красивом платье. Олеся, давай поможем Золушке выбрать платье, а может быть и сами «сошьём».

Молодцы! Скоро Золушка попадет на бал. Но сначала помогите ей найти среди похожих по звучанию слов те, которые имеют отношение к нашей сказке.       Слушайте внимательно.

Вал, вал, бал, вал.

Мозаика, музыка, мозаика, мозаика.

Тролль, тролль, тролль, король.

Принц, шприц, шприц, шприц.

Чудесница, кудест-ница, лестница, чудесница.

Вафелька, вафелька, туфелька, вафелька

Ребёнок выполняет упражнения.

Открывают рот

                              Движение языка вправо-влево

Движение языка вверх. Закрывают рот

Губы в улыбке. Приоткрывают рот. Кончиком языка поглаживают нёбо

(«белят»)

Открывают рот. Кончиком языка с внутренней стороны «чистят»поочередно нижние и верхние зубы.)                                                                                                                  

Облизывают губы.

С напряжением вытягивают губы.

                            Улыбнуться, тянуть ротик к ушам

Губы в улыбке. В чередовании шлепают языком между губами, произнося «пя-пя-пя», и покусывают кончик языка.

Широко открывают рот. Высовывают широкий язык и, слегка приподнимая кончик языка, придают ему форму чашки.

                            Широкий рассла-бленный язык положить на губу

Мыла,  подметала, протирала, скобли-ла)

                                Топила

Варила, готовила

Стирала,  полоскала,

гладила,

Полола

Мыла, чистила

Ответ ребёнка.

Ребёнок рисует на манке бальное платье для Золушки.

Ребёнок прогова-ривает  речевой материал со звуком [л]

Закреплять вырабо-танные полноценные движения и опреде-лённые положения органов артикуля-циионного аппарата.

Подготовка речевого аппарата к активной деятельности.

Обогащать словарь по теме занятия.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением

Развитие мелкой моторики.

Развитие фонема-тического слуха

2.6. Закрепление изученного материала.

Автоматизация произношения звука .

Но вот и дворец. Вместе с гостями на балу веселились разные  предложе-ния. Они играли, танцевали и не заметили, что слова в них перепутались. Помоги словам снова превратиться в предложения.       И мы узнаем, что приключилось с Золушкой на балу Несколько раз диктует слова для каждого предло-жения)

• Золушка, красивое, платье, танцевать, в.

• Часы, бить, полночь, в.

• Золушка, лестница, на туфелька, потерять.

• Принц, в, влюбиться, Золушка.

Ребёнок выполняет задание.

Проговаривает речёвой материал

Закрепить правиль-ное произношение звука [л] в связанной речи.

Развитие речемыслительной деятельности. Смыс-ловой качественный анализ предложения. Концентрация вни-мания.

2.5 Контроль знаний и умений.

Оцениваю работу ребёнка

2.7.Оценка

деятельности ребёнка

                                  Рефлексия.

Какие знания и умения помогали нам в нашем путешествии в сказку?

Над чем надо ещё нам поработать?

Ребёнок называет звук, уточняет правильную арти-куляцию звука.

Дети приклеивают..

Поощрение ребёнка

3.1 Итог занятий

В конце сказки принц нашел Золушку. Они поженились и жили долго и счастливо.

Желаю, чтобы все твои мечты исполнились, как у Золушки

Обобщить тему занятия.

Развивать память.

Дать анализ и самооценку  своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.

3.2 Домашнее задание.

В конце сказки принц нашел Золушку. Они поженились и жили долго и счастливо.

Желаю, чтобы все твои мечты исполнились, как у Золушки

Ребёнок получают домашнее задание

Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.

Прогнозируемые результаты:

Знать: Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произношении звука [л], правильно произносить звук [л] в связанной речи.

Уметь: Правильно произносить  [л] в связанной речи. Выделять звук в различных позициях. Дать акустическую и артикуляционную характеристику звука. Доказывать правильность своего ответа.

Владеть: Навыками слогового и звуко- буквенного анализа.



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

Тема: «Звуки [г] и [к]. Автоматизация и дифференциация.»

 Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков [г] и [к] и букв в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Обучающие:

-Уточнить знания о согласных звуках [г] и [к];

- закреплять умение слышать и выделять звуки [г] и [к]  в потоке других звуков;

-  закреплять умение произносить звуки [г] и [к] изолированно, в слоге и в слове;

- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [г] и [к];

- продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;                                                                                                                                    - Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза;

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления;

-Развивать объём и концентрацию внимания;

- Совершенствовать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, умозаключение)

-Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить;

- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- Развивать пространственное воображение;

Воспитательные:

- Воспитывать самоконтроль и мотивацию к знаниям;

- Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка;

Предварительная работа:

Подбор речевого материала и игрушек, знакомство с адаптированной сказкой «Лиса и горшок», создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство со схемами правил поведения в песочнице.

Оборудование  (ресурсы) индивидуальное зеркало,  мелкие игрушки , слоговые таблицы, картонный иллюстративный материал, песочница с сухим песком.

Ход занятия

Этапы и виды

работ на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

ребёнка

Какие задачи

решались в ходе

выполнения задания

1

2

3

4

Орг. момент

Первый этап в песочнице с сухим песком

После этого ребёнок и педагог кладут руки на сухой песок, здороваются с ним, делятся своими тактильными ощущениями.

Взрослый объявляет ребёнку, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [г] и [к].

Ребёнок стоит у стола с песочницей, логопед располагается напротив. Педагог предлагает ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице, глядя на схемы: «Нельзя брать песок в рот. Нельзя кидаться песком. Песок не должен высыпаться из песочницы. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей. После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».

Обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки ребёнка к занятию

Актуализация знаний, умений, навыков.

Речевая разминка

Артикуляционная гимнастика

Ребёнок выполняет упражнения.

Активизация познавательной деятельности ребёнка, выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков [г] и [к] 

Закреплять вырабо-танные полноценные движения и опреде-лённые положения органов артикуля-циионного аппарата.

Подготовка речевого аппарата к активной деятельности.

Подготовка ребёнка к сознательному усвоению. Введение в тему

Назови первый слог в слове гол?

Назови первый слог в слове кол?

Посмотри в таблице какие буквы чаще всего встречается?

ггсноггккрджкк

Если ты догадалась, то скажи какие звуки будут главными на  нашем занятии?

Правильно, сегодня мы булем учиться различать звуки          [г] и [к]  и их букы в слогах, словах и предложениях.

Для чего это нужно? Почему это важно?

Ответы ребёнка.

Организация сознательной деятельности  ребёнка и подготовка к сознательному усвоению нового материала

Усвоение нового материала и новых способов действий.

Акустико-артикуляционная характеристика звуков [г] и [к].

К каким звукам речи они относятся?

Итак, звуки  [г] и [к]  согласные, парные, звук [г] звонкий, звук [к] глухой.

При произнесении этих звуков положение !!!!!!

Обеспечения воспри-ятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Логопед даёт задание: «Если ты услышишь звук [к], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей».

Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков.

Закрепление в памяти ребёнка знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы.

Автоматизация изолированных звуков.

Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом«к-к-к-к». Теперь разрушь свою горку со звуком «г-г-г-г-г».

Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.

Обеспечить усвоение знаний и способов действий.

Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.

Логопед предлагает ребёнку построить на песке из листочков дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу).

Логопед: «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «ква-кво-кву», «кма-кмы-кмо», и т.д.

А теперь рядом построй дорожку из камешков и ракушек, шагай по ней и повторяй  «гма-гмы-гмо»,   «гто-гту-гта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «гма-кма»,  «гву-кву».

Автоматизация и дифференциация звуков в слове.

Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание взрослого: «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [г] и [к] произноси правильно».

Далее логопед выкладывает на песок в противо-положные стороны два символа звуков и даёт инструкцию: «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [г] –  ы правую сторону, со звуком [г] –  в левую. Назови, с каким звуком игрушек больше».

Развитие фонематического слуха, самоконтроль, произвольности памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза

Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.

Логопед: «Из палочкой нарисуй  в левом верхнем углу песочницы выложи гномика Придумай ей имя со звуком [г]».(Гоша)

Логопед: «Гоша нарисовал кружку. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Гоши кружку. Придумай предложение про Гошу  и кружку, звуки [г] и [к] произноси правильно».

 (Аналогично работа проходит с рисунком гнома Кеши груша)

Ребёнок придумывает имя.

Ребёнок составляет предложения

Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

-Какие звуки были  главными на заня-тии?                            - Это звуки гласные или согласные?              В чем их сходство? В чём различие?

Назови слово со звуком [г]. Назови слово со звуком [к].

Выявить уровень учебного материала.

Итог занятия.

Взрослый хвалит ребёнка за работу и умение произносить звуки и предлагает, следуя правилам, навести порядок в песочнице

Дать анализ и оценку успешности обучения и достижений ребёнка наметить перспективу последующей работы.

Прогнозируемые результаты :

Изучив данную тему, дети могут

Знать: правильную артикуляцию звуков [г] и [к], их акустическую характеристику.

Уметь: Выделять и различать звуки  [г] и [к] и их буквы на слух и при письме, находить сходство и различие между ними, доказывать правильность своего ответа.

Владеть: Навыками звукового анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

На  занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р],  уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях

Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена  презентация.Все части занятия логичес...