ВНЕКЛАССНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МИР СКАЗОК»
план-конспект занятия ( класс) на тему

Гущина Анна Александровна

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МИР СКАЗОК»

 

         Внеклассной работе как одному из средств воспитания школьников уделяется серьёзное внимание. Под внеклассной работой понимают необязательные, добровольные внеурочные занятия по предмету, которые способствуют углублению знаний, развитию интересов и способностей учеников. Внеклассное мероприятие по литературному чтению является одним из способов развития коммуникативности обучающихся. Оно преследует следующие цели :

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к чтению.
  2. Расширение и углубление знаний .
  3. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой.
  4. Воспитание у обучающихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

       Внеклассные занятия с участием детей из логопедической группы ориентированы на психологическую защищённость ребёнка с нарушением речи, его потребность в эмоциональном общении. Вследствие недостаточной ориентировки в языковых явлениях у детей с нарушениями речи наблюдается недостаточное понимание инструкций, трудности в усвоении терминов и формулировании собственных мыслей, трудности в оформлении собственных высказываний из-за недостаточно развитой связной речи. Участие во внеклассных мероприятиях предоставляет одинаковые возможности для реализации как  детям с речевыми нарушениями, так и без них.   Тематические внеклассные занятия помогают выполнению таких  задач, как:

- спонтанное развитие связной речи;

- поддержание положительного эмоционального состояния детей;

 - развитие творческих способностей учеников;

- развитие их познавательных интересов;

- воспитание нравственно-эстетических чувств

       Здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей  обучающихся, так как внеурочная работа, призвана учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, а так же требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МИР СКАЗОК»

Подготовила

учитель-логопед

Гущина А.А.

Пояснительная   записка

         Внеклассной работе как одному из средств воспитания школьников уделяется серьёзное внимание. Под внеклассной работой понимают необязательные, добровольные внеурочные занятия по предмету, которые способствуют углублению знаний, развитию интересов и способностей учеников. Внеклассное мероприятие по литературному чтению является одним из способов развития коммуникативности обучающихся. Оно преследует следующие цели :

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к чтению.
  2. Расширение и углубление знаний .
  3. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой.
  4. Воспитание у обучающихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

       Внеклассные занятия с участием детей из логопедической группы ориентированы на психологическую защищённость ребёнка с нарушением речи, его потребность в эмоциональном общении. Вследствие недостаточной ориентировки в языковых явлениях у детей с нарушениями речи наблюдается недостаточное понимание инструкций, трудности в усвоении терминов и формулировании собственных мыслей, трудности в оформлении собственных высказываний из-за недостаточно развитой связной речи. Участие во внеклассных мероприятиях предоставляет одинаковые возможности для реализации как  детям с речевыми нарушениями, так и без них.   Тематические внеклассные занятия помогают выполнению таких  задач, как:

- спонтанное развитие связной речи;

- поддержание положительного эмоционального состояния детей;

 - развитие творческих способностей учеников;

- развитие их познавательных интересов;

- воспитание нравственно-эстетических чувств

       Здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей  обучающихся, так как внеурочная работа, призвана учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, а так же требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Тема: Внеклассное мероприятие «МИР  СКАЗОК»

Цель:  Обобщить знания обучающихся по теме «Сказка».

Задачи:

             1) Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного типа.

           2) Учить правильному грамматическому оформлению предложений;

           3) Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;

           4) Развивать интонационную выразительность речи, учить различать стилистические оттенки слов;

           5) Развивать коммуникабельность и умение формулировать свою мысль;

           6) Воспитывать интерес к чтению и любовь к книге.

Оборудование: грамзапись, иллюстрации персонажей сказок, костюмы, «сказочные» предметы (горошина, скорлупа грецкого ореха, синий воздушный шарик, туфелька), разрезные фразы из сказок, цитата А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»; плакат со словами; поощрительные медали «Лучшему сказочнику», колпак «Главный сказочник»,2 магнитные доски, проектор, песочные часы.

Ход мероприятия: 1. Организационный момент

                                  ( грамзапись «Сказки гуляют по свету» )

2. Вступление

Логопед :                               - Я знаю, вы любите игры,

                                                 Песни, загадки и пляски!

                                                 Но нет ничего интересней,

                                                 Чем наши волшебные сказки!

- Друзья! Мы начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки. Все люди любят сказки. Волшебные, весёлые и даже страшные – они всегда интересны! Вы готовы к путешествию в сказку?

- Дети:  Дааа!!!

 Логопед: Для этого нам нужно разделиться на 2 команды!  И каждая команда произнесёт дружно свой девиз!

                                                                                              Книжки читаю–значит мыслю.

Всем лучшем книге мы обязаны

Книги читают и стар и млад.

Книжке хорошей каждый рад.

                                                                                         

Мыслю значит живу , а не кисну.

В книжке мудрость , слёзы и смех,

Книжек хватит сегодня на всех.

Молодцы! А теперь посмотрим, кто из вас, лучше знает сказки…

Логопед: какая из команд назовет сказочное дерево в названии которого всего три звука, последний «Б»,

Дети:

Логопед: правильно, это дуб! Команды получают свои первые фишки!  Эти фишки вы будете размещать каждый на своём дубе, а в конце мероприятия посмотрим, у какой команды будет больше фишек!! Согласны?

Дети:

Логопед: В сказках есть не только интерес. Если мы сложим из отдельных слов предложение, мы сумеем узнать ещё одну особенность сказки, для этого каждая команда должна составить предложения из слов на магнитных досках.

 Начинаем путешествие!!!!

(Дети составляют : «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»   А.С.Пушкин)

Логопед: - Как можно объяснить слова А.С.Пушкина? (Дети отвечают)

Логопед: - Действительно, в сказке всегда есть урок, но он очень мягкий, добрый, чаще это – совет.

Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Написать её может настоящий поэт и мастер. Вечные сказки – народные сказки. В них спрятана волшебная сила.

3. Работа со сказочными персонажами                 Презентация

 Логопед:  - Посмотри на эту  дорогу сказок (иллюстрации персонажей). Угадайте из каких сказок пришли к нам гости? (Дети определяют героев и отвечают, самому активному участнику вручается медаль).

По предложенному тексту, определить о каком сказочном герое идет речь (на доске развешаны их портреты)

Я отправился в школу по совету моего отца, но туда не дошел, соблазнившись развлечениями, оттого и начались все мои приключения. (Буратино).

Я - мужчина в полном расцвете сил, очень люблю сладости и приключения, которые нахожу на высоте (Карлсон).

В моей корзинке пирожки и горшочек масла, которые я несу одной милой старушке, не смотря на то, что один вежливый волк против. (Красная шапочка)

Чтобы исполнилась моя мечта, мне пришлось перебрать мешок фасоли, перечистить все кастрюли, навести порядок в доме, и посадить 10 розовых кустов. (Золушка)

Следующий конкурс (Домашнее задание, команды задают вопросы друг другу):

Дети: - Мы будем задавать вопросы, а вы постарайтесь грамотно отвечать на них:

- чем угощала лиса журавля? (кашей)

- чем подавился петушок? (боб. зёрнышком)

- что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди»? (платочек)

- из чего варил кашу солдат? (из топора)

- кого заморозил Мороз-Синий нос? (купца)

---------------------------------------------------------

Следующий конкурс                            

Логопед: - Узнайте сказку по предмету: командам выдаются две коробочки

горошина («Прин-са на гор-не»)

 скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)

 синий воздушный шарик («Вини Пух»)

туфелька («Золушка»)

золотой ключик («Приключения Буратино»)

Сумка Айболита

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Конкурс «Сказочные песни»

Логопед: - Назовите сказку, музыку из которой вы услышите. (звучат мелодии: песня почтальона Печкина, «Улыбка», «Бременские музыканты» «Приключения Буратино»).Под последнюю мелодию выходят герои  Буратино и Мальвина.

        

4. Сценка

Логопед: - Здавствуйте, а вы кто? Буратино представляется:

Буратино: - А это мы!  Марвина! Булатино!

Логопед: - Дети, помогите Буратино, поправьте его.

Буратино: - Как всегда… и здесь меня поправляют!!! 

Логопед:- Буратино, не расстраивайся! Оставайся у нас в школе мы поможем  тебе научиться  красиво говорить.

Мальвина: - Опять ты звуки перепутал, Буратино! Как ты будешь выполнять задание? Дети , придётся вам контролировать его ответы. (Из написанных слов на плакате надо составить название сказки, учитывая род, число и падеж слов. Буратино называет неправильные варианты, а ученики его исправляют):                                  Семь                               богатырь

                                                         два                                  поросёнка

                                                         Тридцать три                 Козлёнок

                                                         жадная                            орёл

                                                         деревянный                    кольцо

                                                          Дениска                              гном

                                                         волшебное                      старуха

                                                         три                                   мороза

                                                          семь                                рассказ

Мальвина: - Вы отлично справились, ребята , молодцы! Самый грамотный получает медаль!

5. Физминутка. Буратино:  - Чтобы вы немного отдохнули, я предлагаю сделать небольшую зарядку:  

         Буратино потянулся,

раз – нагнулся,

два – нагнулся,

три – нагнулся,

              руки в стороны развёл,

                   ключик, видно, не нашёл.

                      чтобы ключик нам достать,

                надо на носочки встать!

  - А теперь мы вас покинем, до свидания! (Звучит музыка «Буратино»).

Звуки сказки

- По мелодии  вы хорошо определяете сказку,  а сможете ли вы звукам их угадать?

Дети из логопедической группы: - На занятиях мы делаем такие упражнения «лллллллллл……» - упражнение называется «Гудит самолёт», а сказка? ( «Ковёр-самолёт»)

- «шшшшш…» - «Гусь шипит» (сказка «Гуси-лебеди»)

- щёлкать языком - «Лошадка» (сказка«Сивка-бурка»)

- «ррррррр…» - «Волк рычит» (сказки«Иван-царевич и серый волк» или «Волк и семеро козлят»).

(вручение медалей)

6. Конкурс «Умники и Умницы» Блицтурнир для капитанов

Логопед: - Какие вы молодцы! Как много знаете о сказках! Настоящие умники и умницы. И я предлагаю провести конкурс, который так и называется «Умники и Умницы».

Вопросы  команде «Умники»

 -жилище Бабы-Яги?

- кто смастерил Буратино?

- кто из обитателей болота стал женой Ивана-царевича?

- как начинается сказка К.И.Чуковского «Федорино горе»? («Скачет сито по полям , а корыто по лугам…»)

- сколько лет рыбачил старик?

- какими словами начинается русская народная сказка?

Вопросы   команде «Умницы»

- кого вынул старик неводом?

- что потеряла Золушка?

- имя главного героя сказки «»По щучьему велению»?

- как начинается сказка К.И.Чуковского «Тараканище»? («Ехали медведи на велосипеде…»)

- сколько голов у Горыныча?

- какими словами заканчивается русская народная сказка?

Учитель: - Наш конкурс тоже закончился, и победители получают медали.

7. Конкурс «Подумай и ответь»

Логопед: - Следующее задание для того, кто умеет правильно высказывать свою мысль. Пожалуйста выберите по одному человеку из команды (Составление предложений по опорным словам).

- Выбежал, заяц, сундук, из.                                           -  Грызёт  песенки белка орешки поёт.

- Подкрался, конь, к, Иванушка, и, накинул, петля.    – Пить сестрица хочу напьюсь из я копытца.

- Козлята, отпереть, дверь, и, впустить, мать.              – Старче надобно чего тебе.

(вручение медалей)

 Конкурс: Назови правильно сказку:

- «Сестрица Алёнушка и братец Ивашечка»

- «Царевна-Подушка»

- «Змей- Равниныч»

- «Василиса-Преумная»

    - «Сивка – булка»

    - «Лапша из топора»

    - «Иван-царевич и белый волк»

    -«Голое платье Короля

5 конкурс "Кто хочет стать сказочником" (по сказкам Шарля Перро)

Ответить на вопросы, которые дети читают сами.

1. Какую обувь носил кот из сказки?

А) лапти

Б) кроссовки

В) кеды

Г) сапоги

2. Во сколько часов Золушка должна вернуться с бала?

А) в 23.00

б) в 23 часа

В) в 12 часов ночи

Г) в 1 час.

3) Кто спас бабушку и красную шапочку?

А) соседи

б) принц

В) прохожие

г) дровосеки

4) Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка?

А) цветы

б) листочки

В) грибы

Г) ягоды

5) Сколько было дочерей у мачехи в сказке "Золушка?

А ) Не было

Б) две

В) одна

Г) три

6) Какой подарок принес кот королю?

А) кролика

б) пирог

В) поросенка

г) мешок дене

2 команда

1) Какое наследство оставил мельник своим сыновьям?

А) мешок денег

Б) мельницу, осла , петуха

В)Мельницу, осла, кота.

Г) фабрику, осла и кота

.

2) Юноша и девушка влюбились на балу и волею судьбы расстались? Назовите предмет, который помог им вновь обрести друг друга.

А) босоножка

Б) калоша

В) туфелька

Г) сапог

3) Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок?

А) горошинка

Б) сынок с вершок

В) мальчик с пальчик

Г) Лутонюшка

4) Как называл своего хозяина кот в сапогах.

А) Маркиз Барабас

Б) Маркиз Карабас

В) маркиз Тарабас

Г) Маркиз Гарабас.

5) В кого превратился великан -людоед из сказки Шарля Перро?

А) в таракана

Б) в мышь

В) в бабочку

г) в тигра

6) Сколько было детей у дровосека с женой в сказке " Мальчик с пальчик)

А) пять

б) семь

В) восемь

г) шесть

8. Итог.

ЛОГОПЕД. Вот и подошло к концу наше путешествие по дорогам сказок. Посмотрите, как украсилось наше дерево успеха разноцветными листочками. И неважно, кто сегодня выиграл

Ведь все вы были молодцы,

 Все играли от души.

Поэтому все команды-участники получают грамоты.

А у кого самое украшенное дерево ПОЛУЧАЮТ главный приз! Его вам вручит Наиглавнейший сказочник нашей школы, угадайте, кто? (Зоя Пантелеевна- наш библиотекарь и проводник в загадочный и увлекательный мир книг)

Билиотекарь:

 : Эксклюзивный колпак главного сказочника! Посмотрите, у нас в классе выставка книг.

Дети

Мы друг другу помогали.

 Очень хорошо играли.

 Всем спасибо говорим.

 От души благодарим.

ЛОГОПЕД. На этом наше Путешествие окончено. Желаем много приятных минут, которые вам может подарить книга.


- До свидания! До новых встреч!

Используемая литература:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей/ Автор-составитель В.В.Волина – М.: Просвещение, 1994.- 400 с.

2. КобзареваЛ.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н.  Система упражнений  по коррекции

письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП. Лакоценин С.С.., 2006. – 217 с.

3. Лопухина, И.С. Логопедия. Звуки, буквы, слова./ Лопухина, И.С – С-Пб.:Дельта,2003.  

4. Поваляева, М.А.Справочник логопеда/ Поваляева, М.А. – Рос.-на-Д.: Феникс,2001.                                                                                                                                                                                                                          

5. Табенкина А.Л., Боголюбская М.К.под ред. Зубаревой Е.Е. – М.: Просвещение, 1988 – 462 с.

Следующий конкурс (Домашнее задание, команды задают вопросы друг другу):

Дети: - Мы будем задавать вопросы, а вы постарайтесь грамотно отвечать на них:


- чем угощала лиса журавля? (кашей)

- чем подавился петушок? (боб. зёрнышком)

- что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди»? (платочек)

- из чего варил кашу солдат? (из топора)

- кого заморозил Мороз-Синий нос? (купца)

---------------------------------------------------------):                                  

Семь богатырь два                                поросёнка   Тридцать три  Козлёнок жадная                                                                             деревянный кольцо Дениска                              гном     волшебное    старуха    три                                   мороз семь    рассказ


 «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам         урок!»  

3А           3 Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное логопедическое мероприятие "Волшебные слова"

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий со...

внеклассное логопедическое мероприятие "Волшебные овощи"

выступление воспитанников на краевом семинаре по теме: "Здоровое питание сегодня - здоровое поколение завтра"...

Внеклассное логопедическое мероприятие в рамках проведения недели письма. Для обучающихся 1 классов школы 8 вида

Данное занятие было проведено в рамках предметной недели по письму. Для обучающихся 1 классов вспомогательной школы. Занятие  построено на основе сказочного сюжета....

Внеклассное логопедическое мероприятие "Наши ушки на макушке" для младших школьников

Фонематический слух - основа правильной речи. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. В рамках логопедической недели, помимо прочих событий, было проведено внек...

Внеклассное логопедическое мероприятие «В гостях у сказки» (1-4 класс для детей с интеллектуальными нарушениями)

У детей с ограниченными возможностями здоровья свой мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Они так же любят сказки потому,что сказки – это не просто выдуманные и...

Внеклассное мероприятие «МИР СКАЗОК»

Цели: 1) Обобщить знания обучающихся по теме «Сказка».  2) Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях р...