Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
рабочая программа по теме

Антоник Галина Борисовна

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигательного восприятия, формированию сотрудничества ребенка и взрослого, способам усвоения  общественного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей детский дом (смешанный) № 31

Московского района Санкт-Петербурга

Адрес: 196244, Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д.18, к.3, лит. А

Утверждаю:                                                                      Согласовано:  

Директор д/д № 31                                                           Зав. кафедрой

В.Г. Григорьева                                                                психологии СПбАППО                      

_________________                                                         проф. А.К. Колеченко

                                                                                           ____________________

Программно-методическое обеспечение

 психолого-логопедического сопровождения детей

по формированию оптико-пространственных функций и

временных ощущений

у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Составитель: Антоник Г.Б., учитель-логопед д/д  31

                                  при участии службы сопровождения детского дома

                                       педагога-психолога Амировой О.Н.

                                                             

                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя "двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства ". Одно из  главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими.

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. У детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно - двигательного, слухового, формируется представление о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт приобретается в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.

У детей с когнитивной (отсутствие условий для учения и приобретения различных навыков) и сенсорной  (недостаток зрительных, слуховых, тактильных стимулов) депривацией чувственное познание мира без специального коррекционного воздействия развивается гораздо медленнее, чем у их сверстников в нормальных семьях. Овладеть пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве представляет трудности и для нормально развивающихся дошкольников, а для детей, которые поступили в детский дом, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте осваивать пространство особенно сложно. Для ликвидации последствий депривации, прежде всего, необходимо устранение и компенсация вызвавших ее условий.

Наблюдения показывают, что формирование пространственных представлений и временных ощущений носит общий, недифференцированный характер. Сначала ребенок правильно понимает положение предметов по вертикали - на, под; горизонтальное положение воспринимается в целом, как положение - рядом, за; и лишь постепенно в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности появляются восприятия таких отношений, как  за, перед, справа, слева.

В представлении ребенка пространство ограничено и заполнено, так как оно неотделимо от предметов и исчерпывается местонахождением известных ребенку предметов. В большинстве случаев путем образования ассоциаций по расположению предметов ребенок может много запомнить и воспроизвести, особенно, если эти впечатления были сильными, эмоционально окрашенными.

Психологическое время у детей, воспитывающихся в детском доме, имеет свои особенности. Часть детей считают, что они никогда не были маленькими. Для них воспоминания и представления о себе маленьком не связываются с особенностями внешнего облика, с эмоциональными состояниями, поведенческими проявлениями, характерными для маленьких детей, а также с их предметным окружением и  деятельностью.

        Отсутствие постоянного общения с одними и теми же людьми лишает детей  прошлого,  так как только от близких людей они могут  узнать, каким они были в детстве, что переживали раньше. Дети не могут  оценить свой прошлый опыт, а это  препятствует формированию представлений о будущем, приводит к тому, что дети живут лишь сегодняшним днем, не накапливая личного опыта. Тогда как их сверстники, воспитывающихся в семье, давно миновали эту промежуточную стадию существования «вне времени».

        В детском доме у детей формируется как бы параллельный мир, состоящий из образов наполняющих его людей,  мало меняющийся с течением времени и как бы «застывший» в необъятном плохо осознаваемом настоящем «без границ», но резко ограниченный внутренним  пространством жилища. Но даже это жизненное пространство нередко не принадлежит ребенку целиком.

        А между тем, проживание ребенком проблемы своего места как подтверждение факта бытия, важно ему для убеждения в том, что он есть и что с ним все в порядке.

        Необходимость оказания помощи детям дошкольного возраста, воспитывающимся в детском доме в формировании их пространственно – временных представлений очевидна, а ценность такой работы вряд ли можно преувеличить. Достаточно сказать, что формируя пространственно –временные представления у детей,  одновременно решаются и многие другие задачи, связанные с такими базовыми составляющими, как становление произвольной деятельности ребенка и навыков самостоятельной творческой работы, обозначение схемы собственного тела, развитие образного и логического мышления, увеличение объема экспрессивного словаря  и общей осведомленности, развитие слухового восприятии и зрительной памяти, рост коммуникативных навыков и эмпатических способностей.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми по формированию оптико-пространственных представлений и временных отношений.

Работа по развитию оптико-пространственных функций и временных ощущений строится с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка. К 4 годам  ребенок уже различает равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, различает равные и разные по величине предметы,  направление от себя: вперед, назад,  называет утро, день, вечер, ночь, соотносит, различает и называет основные цвета и их оттенки, складывает фигуры по образцу из геометрических форм.

 При обследовании детей, поступающих в детский дом, мы обратили внимание на то, что при выполнении задания ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает на какие свойства и отношения предметов нужно опираться. У детей не развит поисковый способ ориентировки, они действуют либо хаотично, совсем не учитывая свойства предметов, либо привычным, усвоенным способом, не перенося знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию.

Наша основная задача состояла в том, чтобы сформировать у детей младшего дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении заданий, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.

Игры и игровые упражнения, в которых дети действуют совместно со взрослым, развивают у них умение учитывать свойства и отношения предметов в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Вначале предлагаются детям такие ситуации, с которыми они уже встречались по подражанию, затем схожие, а уже потом новые.

Для того чтобы психическое развитие  проходило полноценно, нужно не только научить ребенка правильно воспринимать окружающий мир, но и закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления, соединить образ восприятия со словом.

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигательного восприятия, формированию сотрудничества ребенка и взрослого, способам усвоения  общественного опыта.

Занятия рассчитаны на группу детей 4-5, 5-6 лет в количестве шести-восьми человек один раз в неделю в специально организованной предметно-развивающей среде, их  проводит логопед и психолог.

Основные направления работы по формированию оптико-пространственных представлений и временных ощущений у детей с нарушениями речи:

  • знакомство с факторами, влияющими на здоровье ребенка, расширение его представлений о самом себе (кто я и какой я);
  • формирование оптико-пространственных функций и временных ощущений  специально организованными  дополнительными и специфичными средствами, методами и приемами;
  • отработка скорости ориентировочной реакции, последовательность выполнения действий по условному знаку;
  • совершенствование координаторно-двигательных механизмов в процессе игровых действий;
  • активизация мотивационно – побудительной деятельности;
  • развитие рефлексии и самоконтроля;
  • формирование развернутой фразовой речи, расширение  экспрессивного словаря;
  • развитие коммуникативных навыков, в том числе образно-жестовых знаков;
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы, развитие эмпатических способностей;

Вся программа состоит из 144 занятий, которые объединены в циклы, соответствующие программному содержанию работы с детьми данного возраста. Это новый практический психолого-логопедический курс для формирования оптико-пространственных функций и временных представлений у детей с нарушениями речи. В специально организованной совместной деятельности ребенка и взрослого достигается положительный обучающий и воспитательный эффект. На первый план выступает предметно-практическая деятельность, составленная из орудийных операций, соединенных в последовательные цепочки. Главное, чтобы в работе совершалось как можно больше игровых действий, характеризующих наличие творческой фантазии.

ПРОГРАММНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ

Средняя группа:

1 период – обогащение двигательного опыта детей в действиях с предметами, развитие праксиса позы по подражанию и самостоятельно, развитие стереогноза, соотнесение формы, величины и цвета со словом.

2 период – выполнение в определенном темпе и ритме динамической координации движений, удержание двигательной программы при выполнении  последовательно организованных движений, увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.

3 период – обучение выполнению правил в подвижных играх, согласованию своих движений с движениями других детей, расширение круга узнаваемых предметов на основе сформированных слуховых и зрительных представлений, совершенствование процессов запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов, ряда неречевых звуков и  звукоподражаний.

Старшая группа:

1 период – выполнение игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, использование речевых и имитационных средств в процессе называния и показа пространственных отношений, сопровождение действий речью.

2 период – поддерживать и стимулировать стремление детей использовать конструктивные умения и навыки в ролевых играх, учить детей словесному отчету о ходе выполнения задания, развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.

3 период – воспитывать адекватное отношение детей к ролевым действиям, учить детей овладевать техникой перевоплощения, стимулировать детей к использованию основных игровых умений в новой игре, развивать воображение детей, стимулировать речевую активность и положительный эмоциональный настрой.

Подготовительная группа:

1 период – расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти, дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей, развитие кинетической основы артикуляционных движений, развитие топологических представлений о перемещении объекта в пространстве, определение своего местоположения среди окружающих объектов, использование подвижных игр,  различных упражнений на перемещение в пространстве с изменением направления движения.

2 период – выполнение действий по инструкции, включающей изменения направления движения, развитие ориентировки в сторонах относительно себя и другого объекта или предмета, развитие фразовой речи в ходе комментированного действия с предметами, дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей, обучение их выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения.

3 период – обозначение пространственного расположения предметов словом, совершенствование процессов запоминания и воспроизведения, обучение детей активной поисковой деятельности,  развитие у  детей стремления передавать радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений, развивать все виды словесной регуляции в процессе игры, в общении друг с другом, в повседневной жизни.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ВРЕМЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ.

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. У детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно - двигательного, слухового, формируется представление о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт приобретается в процессе широкой ориентировочно - исследовательской деятельности.

У детей с депривацией чувственное познание мира без специального коррекционного воздействия развивается гораздо медленнее, чем у их сверстников в нормальных семьях. Когда мы говорим о пространственном восприятии, то имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, впереди) и пространственные отношения предметов и их частей. Ориентировка в пространстве значит, что ребенок должен осознать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в этом пространстве. Ориентировка в ближнем пространстве формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем пространстве. Овладеть пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве представляет трудности и для нормально развивающихся дошкольников, поэтому мы обратили внимание на этот аспект в работе с детьми - сиротами, поступившими в детский дом в возрасте трех лет.

Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по  подражанию.

Наблюдения показывают, что формирование пространственных представлений и временных ощущений носит общий, недифференцированный характер. Сначала ребенок правильно понимает положение предметов по вертикали - на, под; горизонтальное положение воспринимается в целом, как положение - рядом, за; и лишь постепенно в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности появляются восприятия таких отношений, как за, перед, справа, слева. Вначале предлагаются детям такие ситуации, с которыми они уже встречались по подражанию, затем схожие, а уже потом новые.

В представлении ребенка пространство ограничено и заполнено, так как оно неотделимо от предметов и исчерпывается местонахождением известных ребенку предметов. В большинстве случаев путем образования ассоциаций по расположению предметов ребенок может много запомнить и воспроизвести, особенно, если эти впечатления были сильными, эмоционально окрашенными.

Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по подражанию.

Работу по развитию зрительно-пространственных функций мы построили с учетом возрастных, психологических и эмоциональных особенностей ребенка.  К четырем годам  ребенок  различает равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов,  соотносит  равные и разные по величине предметы,  определяет пространственные направления от себя: вперед, назад;  называет утро, день, вечер, ночь,  различает и соотносит основные цвета и их оттенки и  по образцу из геометрических форм складывает фигуры.

На что мы обратили внимание при обследовании детей, поступающих в детский дом:  выполняя задание,  ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает на какие свойства и отношения предметов нужно опираться. У детей не развит поисковый способ ориентировки, они действуют либо хаотично, совсем не учитывая свойства предметов, либо привычным, усвоенным способом, не перенося знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию.

Наша основная задача состояла в том, чтобы сформировать у детей младшего дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении заданий, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.

Игры и игровые упражнения, в которых дети используют метод  проб и примеривания, развивают у них умение учитывать свойства и отношения предметов в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

              Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, надо не только научить его правильно воспринимать окружающий мир, но и закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления, соединить образ восприятия со словом.

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигательного восприятия, формированию сотрудничества ребенка и взрослого, овладению детьми  способами усвоения общественного опыта.

Пространственное познание тесно связано с пространственным поведением. Ребенок в норме осваивает пространство через его сенсорное восприятие. Пространственную ориентировку разделяют на ориентировку в микро и макропространстве.

«Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему   миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуации».

                                 Г.Л. Лэндрет,  «Игровая терапия».

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА СРАВНЕНИЕ ДВУХ ГРУПП  ПРЕДМЕТОВ ПО КОНТРАСТНЫМ ПРИЗНАКАМ, НАХОЖДЕНИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА МЕЖДУ НИМИ.

ЦЕЛЬ:  сформировать у детей способность узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.

"Следы и следочки"

Игровая ситуация: для этой игры предлагаются трафареты следов большого размера и трафареты следов маленьких. Следы раскладываются по комнате, детям предлагается пройти по маленьким следам

.

" Большой - маленький"

Игровая ситуация: логопед бросает мяч ребенку, называя предмет, например - яблоко. Ребенок возвращает логопеду мяч, называет этот предмет ласково «яблочко».

Это упражнение хорошо проводить, используя имена. Предлагается ребенку сначала назвать ласково свое имя, а затем назвать ласково имя своего соседа.

"Домик"

Игровая ситуация: два домика контрастные по величине. В большом домике «живут»  большие игрушки,  а в маленьком домике -  маленькие игрушки.  Распределить предлагаемые игрушки, предметы, предметные картинки  по домикам.

"Печка"

Игровая ситуация: дети становятся в круг, произносят слова, показывая: высокая - поднимают руки вверх, широкая - разводят руки в стороны, большой - соединяют руки в круг перед собой.

Течет широкая речка.

Стоит высокая печка,

А в ней большой пирог.

А рядом узкая речка

Стоит низкая печка,

А в ней маленький пирожок.

 "Каравай"

Игровая ситуация: выбирается ведущий, который показывает, какой каравай пекут на именины. Можно выбирать несколько детей одновременно.

             Как на наши имены

Испекли мы каравай-

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Каравай, каравай,

Вместе с нами поиграй!

"Тень-тень-потетень"

Игровая ситуация:  речь дети сопровождают действием.

Тень-тень-потетень

Выше города плетень!

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

-Всему миру я краса!

Похвалялся  зайка:

-пойди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

У нас шубы хороши!

Похвалялся  медведь:

-Могу песни я петь!

"Меткий стрелок"

Игровая ситуация: нужно попасть в центр ладони партнера. Ладонь держат без движения: ладонь повернута вверх, вниз, вправо, влево. Как легче попасть в ладошку?

"Осень"

Цель: развитие физиологического дыхания, координации речи и движения, формирование цветовых ощущений.

Игровая ситуация: дети собирают желтые листочки, рассыпанные на полу, и делают желтый ковер. Слово "желтые" в песенке заменяется на другой цвет.

Дует, дует ветер, дует-задувает,

Желтые листочки с дерева срывает

И летят цветочки, кружат по дорожке,

Падают листочки прямо нам под ножки.

"Автобус"

Цель: формирование ориентировки в пространстве, обогащение словаря.

Игровая ситуация: в игре участвует группа детей. Посередине комнаты выстраиваются стульчики (парами, как в автобусе), между ними проход для пассажиров. На каждой остановке выходит ребенок и берет игрушку, соответствующую его остановке: "Зоопарк", "Магазин", "Библиотека".

" Карусели"

Цель: формирование представлений "быстро - медленно".

Игровая ситуация: Под громкую музыку (бубен, барабан) дети идут высоко поднимая ноги, под тихую музыку передвигаются на носочках.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом быстрее, быстрей,

Побежали веселей.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

"Слушай музыку"

" Потешка "

Цель: формирование представлений  «высоко – низко».

Сели куры на забор

И пустились в разговор:

-Ко-ко-ко,ко-ко-ко,

Мы взлетели высоко.

" Пирамидка "

Игровая ситуация: в "волшебном" мешочке четыре колечка пирамидки, разные по величине. Дети достают из мешочка колечки по степени уменьшения на ощупь и нанизывают на пирамидку.

" Холодно "

Кто мяукал у дверей?

Открывайте поскорей!

Очень холодно зимой

Мурка просится домой.

" Далеко "

В лес далекий я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

" Солнышко "

Игровая ситуация: к солнышку прикреплены ленточки - лучики. Дети выбирают длинные "лучики" и бегут по кругу.

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце.

Выходит солнце из-за туч

И мне протягивает луч.

Беремся за руки мы с ним

И вдоль по улице бежим.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА, ОСНОВНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И МЕСТОНАХОЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ.

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в схеме собственного тела, развивать двигательную активность.

«Посмотри на меня»

Цель: учить активно  использовать в речи слова вверху, внизу.

Дети становятся парами друг против друга.

Выполняется команда; "Посмотри на своего друга сверху вниз, снизу вверх.

Проведи руками сверху вниз и снизу вверх по себе.

Покажи так на своем соседе.

 «Паучки»

Цель: упражнять в ориентировке на собственном теле, закрепить умение правильно употреблять простые предлоги.

«Паучки» - руки  сидят  на голове,  затем по команде спускаются на нос, плечи, шею, живот, ноги. Паучки могут сидеть на ногах, затем поднимаются вверх по команде.

« Где же наши ручки»

Цель: упражнять в ориентировке на собственном теле, развитие слухового внимания.

Игровая ситуация: дети сидят на стульчиках. Ведущий стоит перед ними, читает стихотворение и выполняет действия, дети повторяют их.

Где же рученьки мои? (руки за спиной)

Где же мои ручки?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять.(показать руки).

Слово - ручки - затем заменяют другими, по желанию

ведущего: ножки, глазки, ушки и т.д.( ножки – присесть),  (глазки – закрыть ), ( ушки – закрыть руками) и т.д.

 

  «Водичка-водичка»

Цель: развитие моторики руки и  мимических движений.

 Игровая ситуация: ведущий читает потешку, дети  выполняют действия.

Водичка- водичка, (встряхнуть кисти рук)

Умой мое личико, ( ладошками провести круг вокруг лица)

Чтоб щечки алели, ( похлопать по щечкам)

Чтоб глазки блестели, ( положить пальчики на закрытые глазки)

Чтоб смеялся роток, (имитация улыбки)

Чтоб кусался зубок. (показать зубки)

«Кот»

Цель: формирование элементов перевоплощения, развитие ритмичной речи, развитие воображения. Ребенок представляет собой воображаемого кота и показывает, какая у кота шубка, усы, хвостик и т.д.

Как у нашего кота – показать движения кота

Шубка очень хороша. – провести руками сверху вниз

Как у котика усы – показать усы

Удивительной красы.- развести руки в стороны

Глаза смелые, - сделать большие глаза

Зубы белые, - показать зубы

Лапки быстрые, - быстро пробежать

Хвост пушистый.- «повилять» хвостиком

 «Зайка»

Цель: развитие ритмичной речи, воображения, четкости движений.

Дети выполняют движения в такт звучащих слов

           Зайка беленький сидит

И ушами шевелит. –

Вот так, вот так, - вперед, назад

            Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, - похлопали

Надо лапочки погреть.- подули на руки

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.- прыжки на месте

Прыг-скок, прыг-скок, - прыжки вперед

Надо зайке поскакать.

« Чепуха»

Цель: развитие внимания, обогащение словаря.

 Игровая ситуация: задание выполняется по подражанию. Ведущий показывает и называет, что он показывает. Затем ведущий, к примеру, говорит "голова", а показывает "ноги". Дети должны показать то, что ведущий называет, а не то, что он показывает.

 «Пальчики»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование фразовой речи.

Вот она пятерка братьев.- показывают пальчики

Дома все они без платьев, - вертят пальчиками

А на улицу зато – двигаются по столу

Нужно каждому пальто.- гладят каждый пальчик сверху вниз

«Слушай и выполняй»

Цель: развитие слухового внимания, координации движений.

Игровая ситуация: под громкую музыку (выбирается любой музыкальный инструмент)       дети идут  высоко поднимая ноги, под тихую - на носочках, музыка не звучит – остановились.

« Котик»

Цель: развитие ориентировки на теле, координации движений.

Котик лапкой умывается. – машут на себя руками

Вымыл носик, - потереть носик

Вымыл ротик, - потереть губки

Вымыл ухо, - потереть одно ухо

Вытер сухо. – гладят себя

« Маланья»

 Цель: развитие образно-жестовых знаков, координации речи с движением, воспитание ритма и силы голоса.

Игровая ситуация: один ребёнок выходит. Остальные договариваются, какое движение будут выполнять. Когда входит отсутствующий, дети рассказывают стих и показывают это движение.

У Маланьи  у старушки –хлопают в ладоши

Жили в маленькой избушке – делают руками домик над головой

Пять сыновей.- показывают пять пальцев

Все без бровей,- закрывают руками брови

Вот с такими глазами, - делают из большого и указательного пальца колечки

Вот с такими ушами, - показывают большие уши

Вот с такой бородой,- показывают большую бороду

Вот с такой головой.- показывают большую голову

Они ни пили, ни ели – крутят головой

На Маланью все смотрели – вытягивают руки вперед вверх ладошками

И все делали вот так.- показывают задуманное движение

«Не забудь»

Цель: ориентировка  на собственном теле, формирование санитарно-гигиенических навыков

На ночь вымыть не забудь

Уши, шею, руки, грудь!

Воды, мыла не жалей.

Тогда ты будешь здоровей!

 «Жил-был зайка»  

Цель: формирование речевого ритма, координации движений.

Жил-был зайка

Длинные ушки.

Отморозил зайка

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик.

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

 «Киска»  

Цель: развитие диалогической речи.

-Здравствуй, киска,

Как дела?

Что же ты от нас ушла.

- Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете.

«Запрещенное движение»

Цель: формирование внимания, ориентировки в собственном теле.

Игровая ситуация: ведущий показывает одно движение и предупреждает, что в ходе игры это упражнение нельзя показывать детям, например: «Поднимать руки вперед». Затем показывает  разные движения: руки в стороны, руки на пояс, руки на плечи, руки вперед». Дети повторяют за ведущим все упражнения, кроме задания: «Руки вперед!» Упражнение выполняется пять-шесть раз.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ФОРМ ПРЕДМЕТОВ.

ЦЕЛЬ: научить детей различать геометрические фигуры по форме, определять форму предметов, освоить ряд практических действий, которые помогут ребенку воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

« На что похожа эта фигура»

Цель: формирование навыка распознавания форм предметов, развитие зрительного и слухового внимания.

Игровая ситуация: детям предлагаются геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. На столе разложены картинки: солнце, шар, флажок, домик, арбуз. Подобрать к геометрическим фигурам данные картинки.

 «Домик в волшебном мешочке»

Цель: формирование конструктивного праксиса и гнозиса, закрепление цветовых ощущений.

Игровая ситуация: детям раздается одна из геометрических фигур: квадрат либо треугольник.  Недостающие фигуры находятся в мешочке. Ребёнок на ощупь находит  ту фигуру, которой ему не  хватает и строит домик.  Геометрические фигуры даются разных цветов. Для усложнения задания предлагаются детям три треугольника, два квадрата и два треугольника, четыре треугольника, один прямоугольник и два треугольника и т. д.

   «Построй дорожку»

Цель: развитие пространственных представлений и  конструктивного праксиса.

Игровая ситуация: дорожка прямоугольной формы с вырезанными отверстиями разной формы. Достать из коробки объемную геометрическую форму и поставить ее в соответствующее отверстие.

«С кем ты дружишь?»

Цель: закрепление цветовых ощущений, формирование фразовой речи.

Игровая ситуация: на столе разложены цветные кружки.Ребенок выбирает себе цветной кружок. Затем ему дается задание: "Мы сегодня будем выбирать себе друзей или подарки для своего друга. Сегодня ты будешь дружить с игрушками или предметами синего цвета". Ребенок выбирает из группы предметов только те, которые соответствуют цвету его  кружка.

  « Кукла»

Цель: формирование обобщающих понятий по теме «Одежда», формирование воображения и имитации движений.

Игровая ситуация: роли выполняют три девочки. Одна - роль куклы,  другая – роль Кати, третья – роль Нади.

У куклы синие глаза  (карие, зеленые, черные),

У куклы желтая коса (рыжая, черная, светлая)

И красненькое платье.

Для куклы Катя фартук  (шляпку, шарфик, кофту) шьет,

А Надя варит ей компот (Какой?) из слив, яблок, груш, малины.

На столе лежат предметные картинки по тексту.

« Паровоз»

Цель: формирование ритма и темпа речи, координация движений.

          а/ Разогнался паровоз,

Паровоз из трех колес,

Эй, ребята, осторожно!

Из вагона выпасть можно.

б/ Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес.

Две трубы, сто колес,

Машинистом рыжий пес.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ.

Цель: развивать у детей навыки ориентировки во времени, используя стихи, потешки, чувственный опыт.

«Солнышко»

Цель: развитие координации движений и речевого сопровождения. 

а/  Солнышко просыпается - глазки прищурены, руки разведены в стороны - утро.

Солнышко на небе - пальцы разведены веером, ладонь одной  руки накладывается на другую руку, глаза широко открыты - день.

Солнышко укладывается спать - глаза прищурены, руки опущены  вдоль туловища - вечер.

Солнышко спит - глаза закрыты, голова опущена на сложенные вместе ладошки - ночь.

Солнце просыпается -

Утро начинается.

На небо взошло-

День привело.

За гору спустилось-

Вечером прикрылось.

Глазки закрыло-

Ночь наступила.

б/ Солнышко, солнышко, (пальцы веером, ладошка одной руки накладывается на ладонь другой руки).

Посвети в окошечко.  (поднять ладошки вверх)

Пойдут детки погулять,  (идут на месте)

Будут бегать и играть.(бегают и бросают друг другу мяч)..

в/  Детям дают круглый желтый шарик, который можно

спрятать в ладошки;

Цель: формирование пространственных представлений с опрой на тактильные ощущения.

ночь - прячут "солнышко" в ладонях;

день - поднимают руки вверх, показывая шарик. Выполняя движения,     дети проговаривают стихи.

Солнце ходит полный круг,

Освещая все вокруг.

" Колыбельная "

Цель: формирование временных ощущений, закрепление частей суток.

Игровая ситуация: с помощью игры «Фанты» выбирают белку, ежа с ежатами, зайчишку и ребёнка. Каждый из действующих лиц выполняет действие, соответствующее тексту стихотворения.

Белка спряталась в дупло,

Спать, спать, спать,

Еж домой ведет ежат

Спать, спать, спать,

Под кустом зайчишка лег

Спать, спать, спать.

И тебе пора, дружок,

Спать, спать, спать.

«Доброе утро»

Цель: закрепление знания детьми частей суток, развитие моторики руки.

Игровая ситуация: выходит «солнышко», дети сидят на стульчиках. «Солнышко» обходит круг со словами:

С добрым утром, детвора,

Я встаю и вам пора.

Сколько разных дел вокруг

Для проворных ваших рук.

Затем детям даются разные задания для развития моторики руки.

" Уснули "

Цель: расширение представлений о временных отношениях, о частях суток.

Игровая ситуация: предлагаются два трафарета окон: тёмного и светлого.  После чтения стихотворения, детям предлагается выбрать правильный трафарет по тексту. Педагог поднимает трафарет, все дети закрывают глаза. Выходит ребёнок, играющий роль «мишки», ставит на окошко-трафарет луну и произносит фразу из стихотворения.

Стало темно,

Все спят давно.

Только мишка не спит

На окне сидит,

Глядит на луну:

-Никак не усну.

" Петушок "

Цель: уточнение и расширение представлений о временных отношениях.

а/   Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

Через темный лесок,

Через лес за реку

Покричи:

- Ку-ка-ре-ку!

 б/  Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь?

Детям спать не даешь.

в/ Солнышко ясное

Покажись!

Солнышко  красное

Нарядись!

Платье алое надень,

Подари нам светлый день!

" Важный петух "

Цель: формирование речи с движением, закрепление знания частей суток.

Игровая ситуация: Дети, исполняющие роли петушка и солнышка идут навстречу друг другу, останавливаются друг перед другом. Петушок стоит на одной ноге, руки на пояс, а солнышко руками делает руками круг.

Просто так по пустяку

Не пою " ку-ка-реку " -

Утро привечаю,

Солнышко встречаю

           

  " В гости "

Цель: ориентировка в пространстве, развитие ритмических движений, обогащение словаря, формирование временных представлений.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

" Дни недели "

Цель: ввести в активный словарь последовательность дней недели, развитие речи и движения.

Игровая ситуация: дети имитируют движения по тексту стихотворения.

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали,

В среду мы пекли калач,

А в четверг играли в мяч,

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу торт купили.

В воскресенье, в воскресенье

Мы пошли на день рождения.

           Развитие пространственных и временных представлений в дошкольном возрасте должно сочетаться с практическими действиями. Дети могут наблюдать течение времени в повседневной жизни. После завтрака они идут заниматься, после обеда - тихий час, после ужина - ночной сон. Наблюдается регулярное постоянство. На первых порах объяснения даются с опорой на события, которые происходят во времени. Дети легче учатся называть дни недели, если каждый день происходит что-то особенное.

Сопровождение речью собственных действий наблюдается у детей очень часто. В большинстве случаев дети используют простые предложения. Тем не менее, высказывания такого рода важны: отражение действий в громкой речи - один из начальных этапов формирования умственных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Дипломная работа по теме "Влияние   дидактических игр  на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов...

Буклет "Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В буклете представлены игры и упражнеия по развитию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....