Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с умеренной и выраженной интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста
рабочая программа по теме

Сальникова Нина Алексеевна

Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке» является одним из направлений комплекса социально-реабилитационных услуг, оказываемых отделением социальной реабилитации ЦСРИиДИ.

Программа ориентирована на оказание спектра социально-реабилитационных услуг, направленных на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности следующих условий:

- состояние здоровья (биологический фактор развития),

-  благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности,

- активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).

Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Они выделены с учетом основных направлений общеразвивающей работы, сформулированных в программах: «Программа воспитания и обучения дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д.; «Кроха»; «Детство»; «Истоки», «Радуга». Предполагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования математических представлений.

К общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке»  построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях:

- деятельностный,

- онтогенетический,

- единства диагностики, коррекции и развития,

- общие дидактические принципы.

А также с учётом следующих категорий:

- характера ведущей деятельности,

- структуры и степени выраженности нарушения,

- ведущих мотивов и потребностей ребенка в определённые возрастные периоды.

Построение общеразвивающей программы дополнительного образования в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и дальнейшую социальную адаптацию ребёнка.

В основе системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями в рамках социально-реабилитационного отделения  лежит блоковая структура, включающая основные направления работы по коррекции основных нарушений у детей:

         - блок 1. Развитие мелкой моторики

         - блок 2. Формирование математических представлений, временных представлений и конструктивного праксиса.

         - блок 3. Развитие познавательных процессов

         В содержании представлен комплекс коррекционных методов, приемов работы с детьми имеющих умеренную и лёгкую степень нарушения интеллектуального развития старшего дошкольного возраста.

     Цель программы:  создание адекватных условий для развития у ребенка познавательной активности посредством формирования осознанной целенаправленной предметно-практической деятельности, конструктивного праксиса, мелкой моторики, использования игровых приёмов и активной коммуникации,  для дальнейшего продуктивного обучения в ОУ.

    Задачи:

Образовательные:

{C}-         {C}Дать знания о цифрах в пределах 10;

{C}-         {C}Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;

{C}-         {C}Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)

{C}-         {C}Дать знания об основных предметах окружающей действительности

Обучающие:

{C}-         {C}Уметь считать в пределах 10;

{C}-         {C}Уметь графически изображать элементы букв и цифр;

{C}-         {C}Уметь составлять рассказ по опорным иллюстрациям, схеме, фотографии;

{C}-         {C}Уметь составлять загадки по опорным словам;

{C}-         {C}Уметь дифференцировать основные геометрические фигуры;

{C}-         {C}Уметь составлять и решать элементарные арифметические задачи;

{C}-         {C}Уметь конструировать из основных геометрических фигур.

{C}-         {C}Уметь применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;

{C}-         {C}Уметь узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры

{C}-         {C}Уметь совершать простейшие исследовательские действия;

{C}-         {C}Уметь соотносить величину пользуясь приёмом наложения;

{C}-         {C}Уметь находить геометрические фигуры, цифры, буквы среди других предметов;

{C}-         {C}Уметь внимательно слушать и понимать задание;

{C}-         {C}Уметь грамотно обращаться ко взрослому за помощью;

{C}-         {C}Уметь пользоваться элементарными сравнительными оборотами в речи;

{C}-         {C}Уметь элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;

{C}-         {C}Уметь последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.

{C}-         {C}Уметь доводить начатое до логического конца.

Развивающие:

{C}-         {C}Развивать внимание, память, мыслительные операции;

{C}-         {C}Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо деятельности;

{C}-         {C}Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;

{C}-         {C}Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;

{C}-         {C}Развивать основные коммуникативных функции;

{C}-         {C}Развивать зрительно-двигательную координацию;

{C}-         {C}Развивать пространственные и временные представления;

{C}-         {C}Развивать когнитивную сферу

Воспитательные:

{C}-         {C}Воспитывать у детей активной позиции в собственной познавательной деятельности;

{C}-         {C}Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;

{C}-         {C}Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;

{C}-         {C}Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;

{C}-         {C}Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.


 

Адресат

 

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих лёгкую и умеренную степень интеллектуальной недостаточности. 

 

Сроки реализации программы:

 Продолжительность освоения программы – 1 год (20 часов) согласно ИПСУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ыяСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Согласовано

Педагогическим советом СПБ ГБУ «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Протокол №_______от__________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУ «ЦСРИиДИ

Калининского района»

___________________Г.Н.Кукулиди

«_____»________________20______г.

        Рабочая программа

К общеразвивающей программе

дополнительного образования

для детей-инвалидов

«Рука в руке».

Возраст обучающихся 5-7 лет

Начало обучения – октябрь 2015 года

                                                                                                                  Составитель:

учитель - дефектолог

Сальникова Н.А.

 

Санкт-Петербург

2015 год

Оглавление

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3
  2.  Формы и режим занятий …..……………………………………………………………………..5
  3.  Ожидаемые результаты …………………………………………………...6
  4. Диагностическая карта……………………………………………………...7
  5.  План работы с родителями………………………………………………………………………8
  1. Учебно-тематический план………………………………………………………………………10
  2. Тематическое планирование……………………………………………………………………11
  3. Список литературы…………………………………………………………………………………..20


Пояснительная записка

        Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке» является одним из направлений комплекса социально-реабилитационных услуг, оказываемых отделением социальной реабилитации ЦСРИиДИ. Рабочая программа проводится в соответствии с ИПСУ, включает 20 занятий в год.

Программа ориентирована на оказание спектра социально-реабилитационных услуг, направленных на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности следующих условий:

- состояние здоровья (биологический фактор развития),

-  благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности,

- активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).

Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Они выделены с учетом основных направлений общеразвивающей работы, сформулированных в программах: «Программа воспитания и обучения дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д.; «Кроха»; «Детство»; «Истоки», «Радуга». Предполагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования математических представлений.

К общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке»  построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях:

- деятельностный,

- онтогенетический,

- единства диагностики, коррекции и развития,

- общие дидактические принципы.

А также с учётом следующих категорий:

- характера ведущей деятельности,

- структуры и степени выраженности нарушения,

- ведущих мотивов и потребностей ребенка в определённые возрастные периоды.

Построение общеразвивающей программы дополнительного образования в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и дальнейшую социальную адаптацию ребёнка.

В основе системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями в рамках социально-реабилитационного отделения  лежит блоковая структура, включающая основные направления работы по коррекции основных нарушений у детей:

        - блок 1. Развитие мелкой моторики

        - блок 2. Формирование математических представлений, временных представлений и конструктивного праксиса.

        - блок 3. Развитие познавательных процессов

        В содержании представлен комплекс коррекционных методов, приемов работы с детьми имеющих умеренную и лёгкую степень нарушения интеллектуального развития старшего дошкольного возраста.

     Цель программы:  создание адекватных условий для развития у ребенка познавательной активности посредством формирования осознанной целенаправленной предметно-практической деятельности, конструктивного праксиса, мелкой моторики, использования игровых приёмов и активной коммуникации,  для дальнейшего продуктивного обучения в ОУ.

    Задачи:

Образовательные: 

  • Дать знания о цифрах в пределах 3;
  • Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях;
  • Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
  • Дать знания об основных предметах окружающей действительности.

Обучающие:

  • Уметь считать в пределах 3;
  • Уметь графически изображать элементы цифр;
  • Уметь дифференцировать основные геометрические фигуры;
  • Уметь конструировать из основных геометрических фигур.
  • Уметь применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
  • Уметь узнавать основные геометрические фигуры
  • Уметь совершать простейшие исследовательские действия;
  • Уметь соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
  • Уметь находить геометрические фигуры среди других предметов;
  • Уметь внимательно слушать и понимать задание;
  • Уметь грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
  • Уметь последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
  • Уметь доводить начатое до логического конца.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, мыслительные операции;
  • Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо деятельности;
  • Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
  • Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
  • Развивать основные коммуникативных функции;
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать когнитивную сферу

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей активной позиции в собственной познавательной деятельности;
  • Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
  • Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
  • Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
  • Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.

Адресат

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих выраженную степень интеллектуальной недостаточности.  

Сроки реализации программы:

 Продолжительность освоения программы – 1 год (20 часов) согласно ИПСУ.

Формы и режим занятий

Занятия проходят 1-2 раза в неделю.

Форма организации деятельности детей на занятии:

  • индивидуальная;
  • включение близкого окружения в непосредственный обучающий процесс;
  • подгрупповая форма.
  • комплексное занятие: дефектолог и специалист (афк, педагог-психолог, логопед)

Общее количество занятий за год -20. Частота проведения 2 раза в неделю. Численность детей на занятии от 1 до 3 человек в зависимости от тяжести нарушения. Занятия проводятся на базе социально-реабилитационного отделения ЦСРИиДИ Калининского района СПб.

Продолжительность активной части занятия с учетом возрастных норм:

5-6 лет – 20-25 мин.

6-7 лет – 25-30 мин.

Помимо возрастных норм на продолжительность активной части занятия также влияет и тяжесть нарушения.

Ожидаемые результаты:

     В результате освоения программы ребёнок:

  • Получит знания  о цифрах в пределах 3;
  • Получит представление о простейших геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
  • Получит знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
  • Получит знания об основных предметах окружающей действительности
  • Научится считать в пределах 3;
  • Научится графически изображать элементы цифр в пределах 3;
  • Научится дифференцировать основные геометрические фигуры;
  • Научится конструировать из основных геометрических фигур.
  • Научится применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
  • Научится узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
  • Научится совершать простейшие исследовательские действия;
  • Научится соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
  • Научится находить геометрические фигуры, цифры среди других предметов;
  • Научится внимательно слушать и понимать задание;
  • Научится грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
  • Научится элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
  • Научится последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
  • Научится доводить начатое до логического конца.
  • Усовершенствует внимание, память, мыслительные операции;
  • Усовершенствует мелкую моторику и зрительно-двигательную координации рук и пальцев рук посредством изо деятельности;
  • Усовершенствует основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
  • Усовершенствует элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
  • Усовершенствует основные коммуникативных функции;
  • Усовершенствует зрительно-двигательную координацию;
  • Усовершенствует пространственные и временные представления;
  • Усовершенствует когнитивную сферу
  • Воспитает активную позицию в собственной познавательной деятельности;
  • Воспитает навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
  • Воспитает основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
  • Воспитает бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
  • Воспитает умение доводить начатое до логического завершения.
  • адаптируется к дальнейшему посещению  ОУ.

Подведение итогов реализации программы:

  • Срезовая диагностика (итоги прохождения половины курса реабилитации 10 занятий), беседа с родителями
  • Итоговая диагностика (подведения итогов освоения материала всего курса реабилитации).

Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста

Протокол обследования

Ф.И. ребёнка_______________________________________________________

Возраст____________________________________________________________

№ п.п.

Исследуемая функция

дата / Показатели

1

Выявление знаний о микро- и макро социальном окружении:

1.1

Имя

1.2

Город

1.3

И.О. родителей

1.4

профессии

1.5

Праздники

2.

Соблюдение норм и правил поведения

3.

Особенности мелкой моторики

4.

Особенности общей моторики

5.

Особенности восприятия:

5.1

цвет

5.2

Форма

5.3

Величина (длина, высота

6.

Мышление :

6.1

Что к чему подходит

6.2

Продолжи ряд

6.3

Кубики (6-9 частей)

6.4

«4 лишний»

6.5

Причинно-следственные связи по серии картинок

7.

Особенности речи:

7.1

Понимание небольшого рассказа

7.2

Составление рассказа по серии картинок

8.

Математические представления:

8.1

Счёт предметов

8.2

Соотнесение «предметы – пальцы»

8.3

Знание образа цифр до 10

8.4

Обратный счёт (с 6 лет)

8.5

Счётные операции (с 6 лет)

9.

Временные представления:

9.1

Части суток

9.2

Дни недели

9.3

Времена года

10.

Пространственные представления

11.

Конструирование:

11.1

По подражанию

11.2

По образцу

12.

Игровая деятельность

Заключение

  1.  Уровень сформированности знаний, умений, навыков:______________

________________________________________________________________

  1. Познавательная активность: _____________________________________

________________________________________________________________

  1. Наличие интереса к заданию: ____________________________________
  2. Характер деятельности: _________________________________________
  3. Способы деятельности: _________________________________________
  4. Вид помощи: __________________________________________________

Рекомендации для родителей_________________________________________

__________________________________________________________________

1 курс

Заключение________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата «_____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

2 курс

Заключение________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата «_____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

3 курс

Заключение________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата «____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

Оценка результатов обследования:

1-3 баллов – низкий уровень сформированности исследуемой функции;

4-7 баллов – средний уровень сформированности исследуемой функции;

8-10 баллов – функция сформирована


     Занятия открыты для посещения родителями. Родители могут пассивно и активно (в роли «ученика») участвовать в процессе занятия. Участвуя активно, родители получают опыт в практическом освоении адекватной коррекционной помощи ребёнку и возможности использования некоторых приёмов в домашних условиях.

План работы с родителями

Формы работы

тематика

1.

Знакомство.

Беседы: «Индивидуальные  особенности развития ребенка», «Индивидуальный подход к ребенку в семье», «Специфика взаимодействия родителя с ребенком со множественными нарушениями», «Рекомендации специалиста по использованию специального оборудования для ребенка со множественными нарушениями»

2.

Привлечение родителей к совместной деятельности в процессе занятия

 обучение различным видам деятельности, направленным на коррекцию нарушений, осознание родителем необходимости, в целях мотивации и стимулирования к последующей деятельности, видеть и давать положительную оценку достижениям ребенка.

3.

Консультирование родителей

«Упражнения на развитие коммуникативных навыков»,

«Упражнения на развитие зрительно-двигательной координации»,

«Упражнения на развитие мелкой моторики»,

«Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания»,

«Упражнения на развитие математических представлений»,

«Упражнения для развития графомоторных навыков»,

«Беседы дома по теме занятия» и др.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество занятий

Количество часов

Теория

Практика

1

Игрушки

2

0,5

1,5

2

Одежда

2

0,5

1,5

3

Обувь

2

0,5

1,5

4

Мебель

2

1

1

5

Посуда

2

1

1

6

Времена года

2

0,5

1,5

7

Домашние птицы

2

0,5

1,5

8

Домашние животные

2

0,5

1,5

9

Дикие животные

2

0,5

1,5

10

Семья

1

0,5

0,5

11

Транспорт

1

0,25

0,75

Итого

20

6,25

13,75

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Задачи

Способы реализации

Тема: Игрушки

1

обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мыслительных операций.

ФЭМП, развитие конструктивного праксиса, развитие зрительно-двигательной координации 

Словоизменение: д/игра «Один - много» (кукла -куклы, машинка – машинки,…);

обогащение словаря прилагательными «Кукла, она какая?»;

Порядковый счёт до 2, счет от заданного числа в пределах 2, пересчет предметов с называнием итогового числа, соотнесение количества с цифровым изображением, составление картинки из 2 частей, кубиков (рука в руке)..

2

Развитие моторики:

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

д/игра «Парные картинки» (2 пары)

загадки по теме «Игрушки» с использованием наглядности.

игра «Узнай по голосу»:

Тема: Одежда

3

обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мыслительных операций. 

ФЭМП, конструирование:

- Закрепление порядкового счета до 3 с использованием наглядности

-Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

Закрепляем временные представления (картинки), выделяем характерные признаки времён года (одежда, которую мы одеваем)

Д.и. «Одень Машу» (понятия верхняя одежда).

«Собери урожай» (кладём цифру);

счет от заданного числа в пределах 3;

Определяем цифру 1,2,3

Обведение и закрашивание цифры 1.

Строим лесенку от 1-3 (рука в руке).

 «Найди треугольник, квадрат, круг» (рамки – вкладыши)

4.

  1. Развитие моторики:
  2. Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

«Одеваем куклу на прогулку»

 «Угадай что звучит?» (бубен, колокольчик).

«Машинка» (озвучивание действий)

Тема: Обувь

5

Формирование словоизменения,

Обогащение пассивного словаря новыми существительными по теме занятия, 

ФЭМП, конструирование:

Закрепление порядкового счёта до 3,

Закрепление знания цифр от 0-3

д/игра «Один – много» по теме одежда, обувь (покажи)

д/игра «Одеваем мальчика куклу»

 Магнитные цифры,

рамки – вкладыши Монтессори «Ботинки»

Выкладывание цифры 1 из фасоли.

Д/игра «Найди шарик»

6

  1. Развитие мелкой моторики:
  2. Развитие познавательных процессов:

Развитие памяти,

Развитие зрительного и слухового внимания

Пальчиковые игры (пальчиковые куклы сказка «Теремок»)

Рассматривание карточек по теме «Одежда, обувь»

Д/игра «Парные картинки» (найди такой – же)

Тема: Мебель

7

Пополнение словаря новыми существительными по теме «Мебель»

Вызывать активное желание общаться.

ФЭМП, конструирование:

Формирование порядкового счёта в пределах 3

Новые слова: кресло, диван (Найди такой – же)

д/игра «Чудесный мешочек»(мягкий, твёрдый)

Игра «Один-много»

Рассматривание сюжетной картинки «Комната» (покажи стол, стул,…)

счет от заданного числа в пределах 3 с опорой на наглядность (картинки с изображением мебели)

Выкладывание цифр по порядку (1,2)

8

ФЭМП, конструирование:

Формирование порядкового счёта в пределах 3

Формирование элементарных счётных операций

Развитие мелкой моторики:

Развитие познавательных процессов:

Развитие памяти.

Развитие зрительного и слухового внимания

разложи картинки с мебелью от самой большой до самой маленькой;

Положи 2 стульчика, стола

найди цифру 2, 3

Пальчиковая гимнастика с использованием пальчиковых кукол;

Собирание разрезных картинок по теме «Мебель» (2 части рука в руке);

Мозаика «Кресло» (чередование 2-х цветов рука в руке)

Тема: Посуда

9

Пополнение словаря новыми существительными по теме «Посуда»

ФЭМП, конструирование:

Закрепить знание цифр от 1-3

слова: чашка, чайник,

Д.и. «Найди подружку» (чашка – ложка, чашка – блюдце)

Д.и. «Ждём гостей»

Д.и. «Раз, два – сосчитай»

10

ФЭМП, конструирование:

Закрепить знание цифр от 1-3 Развитие мелкой моторики

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

Квадраты Никитина и кубики «Цифры»

Рассматривание картинки «Праздник»

Пальчиковая гимнастика (Накрываем стол для гостей)

Разрезные картинки по теме «Посуда» (из 2-х частей)

Мозаика «Чашка»

Элементы сервировки стола (Накрываем на стол)

Тема: Времена года

11

Закрепить временные представления: последовательность времён года.

ФЭМП, конструирование:

Учить счёту в пределах 3

Обучение дифференциации геометрических фигур

Учить ориентироваться на плоскости.

Составление картин «Осень», «Зима» (из 2-х частей)

Рассматривание картины «Времена года» рассказ педагога о сезонных изменениях (ребёнок показывает пальцем на необходимую картинку).

Счёт от заданного числа в пределах 3 с опорой на наглядность.

Найди круг, квадрат.

12

ФЭМП, конструирование:

Учить счёту в пределах 3

Обучение дифференциации простейших геометрических фигур

Учить ориентироваться на плоскости.

Развитие мелкой моторики

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

Квадраты Никитина 1

«Числовая лесенка» (1-3)

Пальчиковая гимнастика (лепим снеговика)

Собери картинку (разрезные картинки по теме «Времена года» из 2-х частей)

«Угадай, что звучит?» (бубен, колокольчик, молоточек)

Тема: Домашние птицы

13

Расширение словарного запаса

Обучение составлению рассказа по опорным иллюстрациям, схеме

ФЭМП, конструирование:

Учить счёту от заданного числа в пределах 5.

Закрепить знание цифр от 0 до 5.

Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат)

Учить ориентироваться на плоскости

Рассматриваем домашних птиц: куры, петушок (клюв, лапки, крылышки, гребешок, глазки,…)

Д.игра «Кто как говорит» (звукоподражание)

Д.и. «Раз-два – сосчитай» (Найди птичек, соотнесение с цифрой рука в руке)

14

ФЭМП, конструирование:

Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат)

Учить ориентироваться на плоскости

Развитие мелкой моторики

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

Формирование обобщающих понятий

 «Строим курятник» (аппликация)

из геометрических фигур.

Пальчиковая гимнастика (кормим птичек)

Собирание разрезных картинок («курочка с цыплятами»)

Раскладывание цветных камушков в 2 кучки (фасоль для птичек, косточки для собачки)

Кубики Никитина «№2»

Классификация фигур по цвету доски Сегена 2 цвета.

Рамки Никитина «Дольки»

Тема: Домашние животные

15

Развитие звукопроизношения

Пополнение словарного запаса

Обучение составлению рассказа по схеме.

ФЭМП, конструирование:

Упражнять в делении круга, на 2 части.

Закреплять умение узнавать основные геометрические фигуры

«Расскажи, что видишь?» (звукоподражание) Игрушки: собака, корова, кошка, курочка,…

Д. Игра «Позови малыша»

Произношение первого слога в названии животного.

16

ФЭМП, конструирование:

Упражнять в делении квадрата на 2 части.

Закреплять умение узнавать на рисунке геометрические фигуры.

Развитие мелкой моторики

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

Рамка Никитина

Разрезные картинки по теме «Домашние животные» из 2 частей

Раскрашивание квадрата рука в руке.

Выкладывание большой мозаики

«Дорожка» (чередование 2-х цветов)

Тема: Дикие животные

17

Пополнение словарного запаса.

Развитие звукоподражания.

Рассматривание иллюстрации, изображающей диких животных наших лесов (звукоподражание, изображаем походку медведя, лисы, зайца).

Загадки о диких животных (звукоподражание) «Найди животное»

18

ФЭМП, конструирование:

Формирование счётных операций на сложение и вычитание в пределах 10

Развитие умения конструировать из счётных палочек

Развитие мелкой моторики

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

счёт от заданного числа в пределах 3 (показывание цифр, попытки произнесения)

Строим норку для лисички (конструктор) рука в руке.

Складывает разрезные картинки по теме «Животные наших лесов» (2 части)

Обводка квадрата.

Раскрашивание диких животных рука в руке.

Тема: Семья

19

Закрепить знания детей о животных.

Учить называть всех членов семьи.

Обучение составлению рассказа по схеме, фотографии.

Рассматривание картины «Семья» (коровник), показывание всех членов семьи мама – корова, папа – бык, дети – телята (звукоподражание, указывание).

Д.игра «Кто есть в семье?»

Тема: Транспорт

20

Изучение названий видов наземного транспорта

Развитие мелкой моторики

Лото «Виды транспорта»

Рассматривание картинок и показывание видов транспорта.

 Рассматривание и беседа по картине «Город»

Д. игра «Железная дорога»  (звукоподражание поезду, машине)

 «Найди парочку»


Список литературы

1.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2.Семенова К.А., Н. М. Махмудова Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом.

3.Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М. А. Васильева/ Просвещение 1985 г.

4.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. В./  

5. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (Н.В. Нищева)

6. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис… докт. психол. наук. – М., 1989.

7. Алексина Л.И. Особенности понимания литературного текста детьми-олигофренами с речевыми нарушениями различной сложности // Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. – Минск, 1982.

8. Барышникова Д.И., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. – М.: Аркти, 2004.

9. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Союз, 2001.

10. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987.

11. Воробьева Е.В., Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: Сфера, 2006.

-Пресс, 1994.

12. Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981.

13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 1995.

14. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М.: Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социально бытовая адаптация детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в рамках обучения воспитанников     Детского дома-интерната №24  для умственно-отсталыхдетей.  Воспитатель Крюко...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР), 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи)  старшего дошкольного ...

Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2022год Направленность: интеллектуально-речевая Уровень программы: стартовый (ознакомительный).

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неот...