социально бытовая адаптация детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью
методическая разработка на тему

Крюков а Елена Александровна

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в рамках обучения воспитанников     Детского дома-интерната 24  для умственно-отсталых

детей.

 

 

Воспитатель Крюкова Елена Александровна.

 

Тема: «Развитие зрительного внимания».

 

Цели занятия:

 

Образовательная: учить воспринимать образное содержание  произведения , учить составлять рассказ по картинкам  с использованием иллюстраций,

учить усваивать последовательность развития сюжета.

 

 

Развивающая: развитие зрительного внимания, развитие образного  мышления, самостоятельности  у воспитанников, развитие выразительности , точности речи.

 

 

Воспитательная : воспитание  доброжелательных взаимоотношений между детьми.

 

 

Коррекционная: коррекция мелкой моторики рук, пространственной ориентировки,  внимания,  памяти, связанной речи.

 

 

Тип занятия: комбинированный.

 

 

Основной метод проведения занятия: словесный ,наглядный, практический.

 

 

Оборудование: иллюстрации с изображением весны, иллюстрации к сказке «Три медведя», магнитная доска.

 

 

Дидактический материал к учебному занятию: наглядные пособия, детская посуда.

 

 

Словарная работа: весна, март, апрель , май,   медведь, большой , средний, маленький.

 

 

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, прочтение сказки,

предварительное составление рассказа по картинке.

 

План занятия:

 

1.Организационный момент. Календарь.

 

2.Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.

 

3.Чтение сказки. Обсуждение.

 

4.Дидактическая игра «Разложи по порядку». Составь рассказ по картинкам.

 

5.Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги».

 

6.Игра «Помогите мишкам».

 

7.Игра на внимание «Угадай, что исчезло».

 

8.Игра , с целью закрепления материала « Подбери правильно».

 

9.Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

 1.Организационный момент. Календарь.

 

-Доброе утро, дети !

 

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте , ребята мы поздороваемся   с нашими гостями.

- Сегодня  ….. число,  …… день недели.

- Ребята, а кто скажет мне какое сейчас время года? ( весна)

Давайте послушаем с вами песню о весне.

 Звучит детская песня о весне.

Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения и радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.

- Сейчас я загадаю вам загадки , а вы постарайтесь их отгадать:

 

Загадки о весне.

Старый снег на солнце тает,

 Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

- Вот и к нам пришла ...

 (Весна)

 

Тает снежок,

Ожил лужок.

Ночь убывает,

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весна)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Мёд принесла.

Кто скажет,

Кто знает,

Когда это бывает?  (весной)

-  А  теперь , ребята, послушайте  стихотворение   Ф.Тютчева  о ранней весне:

Ф.Тютчев

Зима недаром злится

Прошла её пора

- Весна в окно стучится

 И гонит со двора.

И всё засуетилось,

 Всё гонит зиму вон .

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит!

Взбесилась

Ведьма злая

И снегу, захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало,

 Умылася в снегу.

 И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

 

 

- Ребята, о чем говорится в стихотворении? ( о весне, о том что зима еще не хочет уходить, но время зимы прошло и теперь наступила весна ,  это значит наступил месяц март –первый месяц весны)

 

 

-Какое сейчас время года? (весна)

 - Назовите , пожалуйста, весенние  месяцы. (март, апрель, май)

 

 По картинке перечисляют и показывают признаки

весны.

 

 

 

Подитог:

 

-Мы вспомнили, какое сейчас время года, назвали весенние

месяцы, рассказали, какая бывает погода весной. Молодцы.

 

 

2.Сообщение темы. Этап обучения с использованием наглядного материала.

-Ребята, сегодня на занятии мы будем читать сказку «Три медведя», , составлять рассказ по картинкам,  читать стихи, отгадывать загадки, играть в игры.

- Сейчас , ребята, я загадаю вам еще одну загадку , а вы попробуйте ее  отгадать :

            По завалам  и  оврагам ходит он хозяйским шагом,

             Любит он пчелиный мед и малину  с веток рвет.

                                 ( Медведь)  Правильно , молодцы!

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришел сказочный герой. Попробуйте угадать  кто он? (медведь)

(  Входит ребенок , наряженный  в  медведя, изображает медведя, имитируя характерные жесты)

 

-Ребята, кто это? (медведь)

-Какое это животное? (дикое)

-Где он живет? (в лесу)

-Ой, ребята мишка приглашает нас всех с ним поиграть:

 

3.Физкультминутка  «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

 Подитог .Молодцы! Вы все хорошо поиграли.

 

 

                                                                                                                                                            -А  теперь, мишка,  давай вместе с нами послушаем   русскую -народную сказку  «Три  медведя». 

 

  4. Чтение  сказки  

                                   «Три медведя»

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья,  маленькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.


Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из  маленькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит — у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий, маленький— Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась: так было хорошо. Она взяла  маленькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.
Стульчик проломился, и она упала на пол.

Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула. А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал из моей чашки?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал из чашки и все выхлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моем стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился на мою постель и смял ее? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
- Кто ложился на мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
- Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
- Вот она! Держи! Держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!


Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала.

И медведи не догнали ее.

 

 

Беседа с детьми по содержанию сказки:

 

 

♦ Расскажи, как девочка заблудилась? (Пошла в лес по грибы, ягоды.)

 

 

♦  Что увидела девочка в лесной избушке? (Стол, стулья, кро­вати.)

 

♦ Назовите всех медведей (Михаил Иваныч он какой большой, Настасья Петровна она какая - средняя, Мишутка он какой - маленький.)

 

 

♦ Какой Михаил Иваныч? Сам он... (большой), голос... (гру­бый), идет-бредет... (Топ-топ-топ.)

 

 

♦ Какая Настасья Петровна? Сама она..(средняя)', голос... потоньше), идет-ступает... (Топ-топ-топ.)

 

 

♦ Какой Мишутка? Сам он... (маленький), голос... (тоненький, писклявый), не идет, а бежит... (Топ-топ-топ-топ.)

 

 

♦ Что сказали медведи о стульях? О своих мисках?  О своих кроватях?

 Как медведи  нашли девочку?

 

 

Подводим итог. Сейчас мы с вами прочитали сказку « Три медведя», побеседовали  с вами по этой сказке. Молодцы!

5. Дидактическая игра «Разложи по порядку» , Составь рассказ по картинкам.

-Ребята  я  приготовила для вас картинки- посмотрите какие красивые!

 Воспитатель показывает детям иллюстрации  к сказке «Три медведя».

В это время мишка прошел  косолапой походкой и уронил все картинки.

- Ребята,  помогите мне разложить картинки правильно, чтобы получилась сказка «Три медведя».

По желанию выходит ребенок и раскладывает  картинки  последовательно

Другой ребенок по картинкам разложенным рассказывает сказку.

-Ребята ,  скажите , пожалуйста , как эта сказка называется?( дети отвечают)

Подитог:

Ребята , вы молодцы! Правильно разложили картинки по сказке, правильно назвали сказку и составили по ней рассказ

6.Игра « Помогите мишкам»

А сейчас мы  с вами будем играть. Посмотрите  у меня в руках фигурки медведей .

- Какие? (Большой, средний, маленький)

Вам , ребята, нужно правильно подобрать медведям  миски,  ложки :

большому – все большое, среднему – все среднее, маленькому – маленькое)

Подитог:

Вы , молодцы, правильно подобрали посуду для каждого медведя : большому- большую,  среднему- среднюю, маленькому- маленькую)

7.Игра  на внимание«Угадай , что исчезло»

Мишка предлагает вам поиграть еще в одну игру

1.На столе стоит  три миски  большая, средняя, маленькая.  Мишка  будет убирать одну миску. Ребенок  должен догадаться что исчезло.

2. На большой иллюстрации к сказке   разложены  бочки с медом  :  большая –большому медведю, средняя – среднему, маленькая – маленькому. Мишка  убирает одну бочку. Ребенок должен догадаться что исчезло.

Подитог.

Ребята в какую игру мы играли? Назовите(«Угадай что исчезло»)

Вы правильно справились с заданием. Молодцы!

8.Игра , с целью  закрепления материала «Подбери правильно»

1.Игра» Кроватки для медведей»

Большая иллюстрация «Спальня медведей». Ребенок должен правильно разложить фигурки  медведей на иллюстрации   : на большую кровать -большого, на  среднюю - среднего, на маленькую- маленького.

2.Игра «Стульчики для мишек» (задание такое же)

3.Игра «Миски для мишек»  (задание  такое же)

Подитог : мы  с вами поиграли  в игру « Подбери правильно», все задания выполнили правильно, хорошо закрепили пройденный сегодня материал. Молодцы !

Подведение итогов всего занятия.

Ребята , какую сказку  мы с вами сегодня разбирали?(дети отвечают)

Ребята, в какие игры мы с вами играли?  ( «Разложи по порядку», «Мишка вылез из берлоги», «Помогите мишке», «Угадай, что исчезло» , « Подбери правильно»)

Вам понравилось занятие?(ответ детей)

Наш мишка говорит вам : «Спасибо, ребята, до свидания.»

На этом наше занятие заканчивается.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по социально-бытовой адаптации младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии

Жизнь людей измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след они оставят на Земле. Призвание учить – очень громкое слово, не всегда и не каждый сразу уверен в правильном выборе своей профессии. Лишь...

Социально - бытовая адаптация детей с умственной отсталостью.

Статья. Социально - бытовая адаптация детей с умственной отсталостью....

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

Проблемы социально-бытовой адаптации детей-сирот

Социально-бытовая адаптация детей....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с умеренной и выраженной интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста

Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке» является одним из направлений комплекса социально-реабилитационных услуг, оказываемых отделе...