Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
материал по теме

Переводова Ольга Васильевна

 

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_tematicheskoy_proverke.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» компенсирующего вида

Информационно-аналитическая справка

по тематической проверке на тему

«Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Сроки проведения: с 10 по 14.12.2012 г.

Объекты проверки: все группы.

Цель: совершенствование работы педагогов по формированию социально-бытовой адаптации у детей; выявление лучшего опыта.

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. Условия, созданные в группах, для организации и проведения работы по формированию социально-бытовой адаптации.
  2. Планирование работы.
  3. Оценка профессиональных умений педагогов.
  4. Выявление уровня знаний, умений и навыков детей.
  5. Взаимодействие с родителями воспитанников.

Формы и методы контроля:

  1. Анализ планов воспитательно-образовательной работы.
  2. Анализ предметно-развивающей среды.
  3. Просмотр совместной деятельности взрослых и детей.
  4. Беседы с педагогами и детьми, наблюдение.
  5. Оформление родительских уголков.

     Тематическая проверка по группам показала:

  1. Все педагоги провели работу по созданию условий для формирования социально-

бытовой адаптации у воспитанников детского сада. В группах имеется разнообразный дидактический материал и оборудование для организации воспитательно-образовательного процесса по социальному развитию детей: фотографии (индивидуальные фотографии каждого ребенка группы, фотография группы детей, индивидуальные фотографии родителей; фотографии, отражающие различную деятельность ребенка в группе); фотоальбомы (индивидуальные для каждого ребенка с фотографиями, отражающими жизненный опыт ребенка, интересные события жизни); иллюстративный материал, отражающий различное эмоциональное состояние людей, деятельность людей различных профессий; книги (художественные произведения, содержание которых отражает различные эмоциональные состояния людей); фланелеграф; магнитная доска; настольные ширмы; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей знакомых детям сказок; куклы (девочка, мальчик); наборы кукол для пальчикового театра; куклы бибабо; рукавички разного цвета с изображениями мордочек знакомых животных; атрибуты для игры-драматизации; мягкие модули.

     Весь дидактический материал соответствует современным требованиям.

Рекомендации: своевременно менять материал и оборудование в уголках в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения  воспитательно-образовательного процесса (во всех группах).

  1. В ДОУ планирование работы по социальному развитию ведется в соответствии с

ФГТ. Учителя-дефектологи и воспитатели при планировании учитывают принципы комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей. На период реализации определенной темы ставятся задачи по образовательной области «Социализация». Учителя-дефектологи ведут календарный и индивидуальный планы работы с детьми, планирование работы по социальному развитию идет в сочетании с ознакомлением с окружающей действительностью по концентрам «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». Концентр «Я сам» включает темы: «Я и мое имя», «Я и мое тело», «Я – девочка, ты – мальчик»; концентр «Я и другие» - «Моя семья», «Мой дружок в группе»; в концентр «Я и окружающий мир» входят темы «Мой дом», «Детский сад для ребят», «Вдоль по улице пешком». Планирование работы содержит наименование темы, цель, формы организации совместной деятельности, используемый дидактический материал и оборудование, а также учебно-методический комплекс, учебные пособия, педагогические технологии. Воспитатели планируют работу с детьми не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, а также в процессе самостоятельной деятельности детей. Немаловажное значение уделяется работе с родителями воспитанников по данной теме.

       3.   В ходе проверки анализировались профессиональные умения учителей-дефектологов и воспитателей во время совместной деятельности педагогов и детей. Были просмотрены и проанализированы:

- в группе № 1 (для детей с умственной отсталостью старше-подготовительного возраста) у воспитателя Булановой А.В.  дидактические игры на ознакомление ребенка с собственным телом «Наши помощники» (закрепление представлений о функциональном назначении глаз), «Помощники человека в труде» (закрепление представлений о функциональном назначении рук);

- в группе № 2 (для детей с умственной отсталостью подготовительного возраста) у воспитателя Чуевой Т.Н. НОД в форме игры «Дружат в нашей группе мальчики и девочки» на умение относить себя к определенному полу. В ходе игры использовались разнообразные методы и приемы;

- в группе № 3 (для детей с ЗПР) у учителя-дефектолога Лещевой В.С. НОД с подгруппой детей на тему «Моя семья». Деятельность проходила в форме беседы с использованием фотоальбомов. В.С. учила детей узнавать себя и своих родителей на фотографиях;

- в группе № 4 «Особый ребенок» (для детей со сложным дефектом) у воспитателя Кротовой О.В. режимные моменты перед обедом: раздевание, умывание. Задача – создание условий для поддержания психологического комфорта каждого ребенка, чувства доверия к окружающим ребенка людям, ознакомление с собственным телом. В режимные моменты О.В. включала деятельность с включением двигательного и тактильного подкрепления, мимики, жестовых реакций. Воспитателем использовались различные виды тактильного контакта (обнимание, похлопывание по спине, выделение указательным жестом, поглаживание по головке, ручке) в сочетании с ласковым произнесением имени ребенка и зрительным контактом. Во время обучающих приемов  ненавязчиво закрепляла  название частей тела.

     Таким образом, посещая группы, удалось выяснить, что уровень профессиональных умений учителей-дефектологов и воспитателей по социальному развитию детей достаточно высок. Педагоги ведут работу не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах.

Рекомендации: Использовать разнообразные формы работы по социально-бытовой адаптации детей, более творчески подходить к проведению непосредственно образовательной деятельности.

     4.  В ходе проверки выявлены знания, умения и навыки детей по социальному развитию. В результате выявлено, что сформированность социальных представлений на начало учебного года у вновь пришедших детей была на низком уровне:

 - стабильно низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста;

- у более половины детей неблагоприятная адаптация при поступлении в дошкольное учреждение, а при постоянном посещении детского сада многим воспитанникам свойственно упрямство, чувство беспокойства, тревоги, плаксивость, негативизм или безразличие;

- отказ детей от контактов со взрослыми и сверстниками, уход в мир собственных ощущений и переживаний.

Большинство детей не могли назвать свое имя, не говоря уже о именах родителей, в контакт со взрослыми вступали с большим трудом, не умели общаться со сверстниками, были пассивны, инертны, часто вели себя неадекватно, не владели навыками самообслуживания.

     После проведенной работы  наблюдается положительная динамика. Уровень сформированности социальных представлений улучшился по всем показателям. Увеличился % детей, имеющих первичные представления о себе, близких людях; контакты со взрослыми стали иметь избирательный характер, а некоторые дети легко и быстро устанавливают контакт и не только со взрослыми, но и со сверстниками, большинство детей стали обслуживать себя самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. У детей вырабатываются навыки самообслуживания и личной гигиены, а также хозяйственно – бытовые и социальные навыки. Дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, адекватному отношению к окружающему миру.

     5.    В ДОУ ведется целенаправленная  работа с родителями воспитанников. Включение родителей или лиц, их заменяющих, во взаимодействие со своим ребенком осуществляется в ДОУ поэтапно. На родительских собраниях в группах учителя-дефектологи рассказывают родителям об особенностях воспитания и обучения детей в условиях  дошкольного учреждения, о важной роли их участия в социальном становлении своих детей. В процессе обучения с родителями проводились и другие формы работы: индивидуальные консультации, обучающие тренинги с привлечением фото, видеоматериалов, праздники и развлечения вместе с детьми, просмотр занятий детей, круглые столы. В родительских уголках помещается информация по социальному развитию детей. С самого начала педагоги демонстрируют родителям в конкретной ситуации общения способы взаимодействия со своим ребенком (ласково называть по имени ребенка, гладить по головке, обнимать, хвалить, помогать и т. п.), аффективно насыщая содержание беседы впечатлениями, полученными ребенком в детском саду. Педагоги обучают родителей  способам проявления заботы и внимания к своему ребенку, дают им различные домашние задания (например, принести фотографии семьи для альбома, детские вещи своего ребенка, сравнить перед зеркалом внешние черты ребенка со своими и др.), привлекают их к оформлению уголка «Наша группа».

Вывод по тематической проверке:

1.      Педагоги ДОУ ведут работу по созданию по созданию условий для формирования социально-бытовой адаптации у дошкольников.

2.      В ДОУ планирование по данной теме ведется в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей.

3. Педагоги ДОУ обеспечивают единство воспитательных, развивающих и обучающих  целей и задач в образовательном процессе   через:

- интеграцию образовательных областей в соответствии  с возрастными возможностями и особенностями детей;

- комплексно – тематическое построение  образовательного процесса;

- совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей не только в  рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

- адекватные  возрасту формы работы с детьми;

- игру как ведущий вид деятельности.

            4.       Педагогический коллектив ведет постоянный поиск оптимальных путей взаимодействия с родителями по социально-бытовой адаптации детей, испытывающими серьезные трудности в воспитании детей с нарушениями в развитии.

Рекомендации:

  1. Своевременно менять материал и оборудование в уголках в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения  воспитательно-образовательного процесса (во всех группах).
  2. Использовать разнообразные формы работы по социально-бытовой адаптации детей, более творчески подходить к проведению непосредственно образовательной деятельности.
  3. Использовать в работе диагностику социального развития детей по методике Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
  4. Совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. Активнее использовать в работе нетрадиционные методы работы с родителями. 

Итоги тематической проверки подвести на педсовете.

Проверку проводили:

Заведующая МКДОУ       _____________

Ст.воспитатель                  _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи

В статье разщмещены приёмы и методы формирования социальных навыков у детей с РАС в условиях семьи....

Презентация Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи

Презентация с кратким описанием методов и приёмов формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС...

Речевая игра для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Назови семью»

Цель – уточнить знания детей о диких животных.Задачи: активация и расширение словаря по теме «дикие животные»,стимулирование речевой активности детей,развитие связной речи, употребле...