Проблемы социально-бытовой адаптации детей-сирот
учебно-методический материал по теме

Социально-бытовая адаптация детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_sotsialno.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы социально-бытовой адаптации детей-сирот.

                                         

                                                          Андреева В. Н.

                                                          Воспитатель структурного подразделения

                                                          «Детский дом»  

                                                           ГОУ НПО ПУ-70.

Социально- политические и экономические изменения в России затронули все стороны процесса обучения, воспитания и развития личности. Современному обществу требуется человек, входящий в самостоятельную жизнь, который сможет использовать полученное образование, приобретенные умения и навыки в новых условиях, в ситуации перемен, нестабильности: он должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. Чтобы личности достичь успеха многое зависит от ее способности адаптироваться к новым условиям, требованиям общества.

    В связи с этим задача педагогов состоит в повышении у воспитанников адаптационного потенциала.

    Начиная свою педагогическую деятельность в школе и волею судьбы оказавшись воспитателем структурного подразделения «Детский дом» ПУ-70, почувствовалась определенная разница между детьми.

    Все знают, что в основном усвоение житейских правил и умений, их воспроизводство происходит в семье, в повседневной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, полностью обслуживать себя, вести домашнее хозяйство, заботится о близких.

    В детских сиротских учреждениях (детский дом, школа-интернат, приют) у детей отсутствует условия для приобретения собственного жизненного опыта, ограничены контакты с внешним миром, они уверены, что их проблемы должен решить кто-то другой, не умеют найти выход из трудного положения и не имеют представления куда обратится за помощью в сложных жизненных ситуациях. Практика показывает, что основной проблемой выпускников сиротских учреждений является разрыв между их представлениями о жизни и существующей реальностью.

    Меня как воспитателя родителя волнует проблема социально-бытовой адаптации моих воспитанников, т. к. на основании собственного опыта работы, сделав несколько выпусков, поняла, что социально-бытовая сторона несколько упущена. Один из самых критических моментов в жизни детей-сирот – это переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни.

    Для того чтобы ребенок -сирота испытал меньше трудностей, необходимо проводить специальную работу по его социально-бытовому обучению и развитию, по его подготовке к самостоятельной, независимой жизни.

    Такая работа ежедневно ведется воспитателями и охватывает такие направления как взаимоотношения с окружающими; культура поведения; бытовой, общественно полезный труд; личная гигиена, охрана здоровья; торговля, транспорт, жилище; средства связи, медицинская помощь; основы семьи, бюджет; учреждения, организации. Но анализ воспитательной работы свидетельствует об отсутствии системы в работе по социализации воспитанников.

  Известно, что в специальной педагогике долгое время работе по социальному воспитанию детей не уделялось должного внимания. В учреждениях проводилась большая работа по разностороннему воспитанию детей, стремились приобщить к жизни. Но социально-бытовая ориентировка рассматривалась как односторонний процесс - отдельное пассивное приобщение и адаптация индивида к социуму на основе усвоения им социальных норм и отношений. В настоящее время понимание этого процесса расширяется и усложняется, выявляется многоаспектность проблемы социализации.

    Сложность и многогранность проблемы социализации, обращение к ней практических работников подтверждают ее актуальность, особенно на современном этапе развития общества.

    С целью преодоления  противоречия между потребностями практики необходимо создание программы обучения с учетом местных условий и возможностей, совместный план действий, реализуемый через все процессы, происходящие в учреждении, и направленный на планомерную, систематическую, педагогически обоснованную, комплексную работу всего коллектива.

                                  Литература:

  1. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка: пособие для учителя/ Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004г.
  2. Кобрина Л.М., Юнина В.В. Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни. Учебно – методическое пособие/ Под общей редакцией Л.М.Кобриной , В.В. Юниной, СПб, БФ «Корчаковский центр», 2005г.

   

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"

Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Проблема социальной адаптации детей-сирот в условиях детского дома.

в статье описываются причины низкой  социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и социально-педагогическая работа по данному направлению...

Проблемы социальной адаптации детей-сирот и факторы, препятствующие успешной социализации

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки выпускники детского дома, ...

Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях среднего профессионального образования

Статья подготовлена для участия в X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России.Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Найденова Т.М., Суворова А.Л., Се...