Проблема социальной адаптации детей-сирот в условиях детского дома.
статья (10 класс) на тему

Колбасина Раиса Анатольевна

в статье описываются причины низкой  социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и социально-педагогическая работа по данному направлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема  социальной адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни и успешной социальной адаптации в условиях интернатных учреждений является актуальной проблемой  в современных условиях.

           Негативное влияние на процесс формирования и развития механизмов социальной адаптации оказывают определенные социальные, психологические, педагогические и медицинские особенности детей-сирот. Феномен «мы», низкий уровень социального интеллекта, иждивенческая позиция, трудности в общении, отсутствие опыта социальных контактов с людьми, позиция «психологического капсулирования», низкая социальная активность, склонность к аддитивному, саморазрушающему поведению, несформированность волевой сферы, плохое состояние здоровья- все это оказывают негативное влияние на процесс формирования и развития механизмов социальной адаптации, все это препятствует успешной адаптации и интеграции воспитанников детских домов в постинтернатный период.

            Социально-педагогическая деятельность по адаптации воспитанников к самостоятельной жизни в условиях детского дома недостаточно эффективна, так как не может предоставить развитие необходимого уровня социальной адаптации воспитанников для самостоятельной жизни после выпуска из детского дома.

Критериями уровня социальной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни являются  сформированность профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия.

            Диагностика помогает определить круг существующих проблем детей детского дома на этапе подготовки к самостоятельной жизни (в сфере межличностных отношений, неготовность к взаимодействию с социумом; инфантилизм, неспособность предвидеть последствия своих отрицательных поступков, представления о взрослой самостоятельной жизни, неспособность предвидеть последствия своих поступков; отсутствие хорошо сформированных социально-бытовых навыков; неумение проводить свое свободное время социально-приемлемым досугом; недостаточность дисциплинированности и самоконтроля.

            Многие дети имеют неадекватный уровень самооценки и притязаний. Их ощущение своей невысокой ценности проявляется на занятиях. Иногда они называют себя плохимииногда говорятчто они «никто».  Иногда они называют себя плохими, иногда говорят, что они «никто». Неадекватность этих показателей, на наш взгляд, является следствием того, что дети-сироты не привыкли анализировать себя и свое поведение, возможно, этому препятствует негативный жизненный опыт.

О слабой дифференциации внутреннего мира, своих чувств и эмоциональных реакций воспитанников свидетельствует и то, что при обсуждении им трудно выделить, что понравилось, а что нет, они склоняются к ответам «все», «ничего», «нормально».

Другое характерное отличие детей-сирот заключается в том, что они хотят показать себя социально правильными. Выраженность социально правильных качеств как аккуратность, послушание приветствуется в детском доме, и дети стараются показать их наличие у себя, хотя на самом деле многие не являются такими опрятными и послушными.

Характерной особенностью детей-сирот является повышенная агрессивность. Об этом свидетельствуют возникающие конфликты, ссоры, как правило,  бывает сложно мотивировать детей на занятия, необходимо обратиться к положительным сторонам личности ребенка, к его интересам и увлечениям.

            Эффективными средствами социально-педагогической деятельности выступают целеполагание в деятельности социального педагога, проблематизация профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия воспитанников, программирование деятельности социального педагога и воспитанника, планирование дальнейших самостоятельных действий выпускника-воспитанника детского дома, реализация которых способствует повышению уровня социальной адаптации детей интернатных учреждений.

           Определение и  применение разработанных средств социально-педагогической деятельности обеспечивает повышение уровня социальной адаптации у воспитанников детского дома, способствует усвоению и получению социального опыта, знаний, умений и навыков, что значительно облегчает процесс вхождение в социум, позволяет максимально уменьшить круг проблем социализации воспитанников детского дома и способствует усвоению социального опыта для дальнейшей адаптации их в социуме.

         Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни - сложный, многогранный процесс, для преодоления трудностей которого необходимо создание и реализация структурно-функциональной модели социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.»

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений. Это иждивенчеств...

Постинтернатное сопровождение и адаптация детей – сирот как условие их успешной социализации.

Статья на тему: Постинтернатное сопровождение и адаптация детей – сирот как условие их успешной социализации....

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации личностных и имущественных прав детей-сирот в современных условиях работы детского дома»

Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соотвествии с их потребностями нормальные условия для жизни и ...

Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"

Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...