Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»
методическая разработка по теме

Успехова Ирина Александровна

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; 

к навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д.

 К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета;

 решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, 

подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин.

Во время проведения диагностических обследований выявилось, что у  большего процента детей раннего возраста слабо развита зрительно-моторная координация и  навыки мелкой моторики, действие с материалами продуктивной деятельности.

Без развитой мелкой моторики, считает Т. А. Ткаченко, невозможно не только развитие познавательных способностей и речи,

 но и азов самообслуживания: мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы или завязываем шнурки на ботинках,

 отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках или едим ложкой. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_metodiki_uspehovoy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Рекомендовано к утверждению

на заседании ЭМС №_____

от                   20_____г.

Утверждено приказом

№________

от _____   20____г.

Методика

«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста  в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»

г. Урай, 2015

Описание методики

Наименование методики

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста  в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности

Сроки апробации  методики

2015 год.

Автор(ы) – разработчик(и) методики: Ф.И.О., должность, ученая степень/ученое зван

  • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -  Ярославль: Академия развития, 1997;
  • Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2005. – 320 с.;
  • Венгер Л.А. доктор психологических наук, профессор - В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
  • Немов Р.С. доктор наукпрофессор, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности, профессор кафедры общей и практической психологии МГГУ им. Шолохова, профессор Института русского языка им. А. С. Пушкина. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  • Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007;
  • Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
  • Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  •  методики, разработанные в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.В. Холмовская, Л.И. Цеханская).

История развития методики.

Описание методики.

У детей раннего возраста навыки самообслуживания формируются с опозданием и вызывают определенные трудности, а речь зачастую отсутствует или развита недостаточно. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Поэтому немаловажное значение для развития  детей представляют специальные игровые занятия, направленные на развитие мелкой моторики и познавательных способностей. Отбор методов и средств для занятий проводится с учетом ведущей деятельности детей на данном возрастном этапе.

В раннем возрасте ведущей деятельностью детей является предметная деятельность. Назначение предметов и способы действий с ними ребенок узнает от взрослого, через подражание, как усвоение общественного опыта. Поэтому обучение детей раннего возраста носит наглядно-действенный характер.

Сначала педагог демонстрирует ребенку игрушки и пособия, демонстрируя способ действия с ними и проговаривая каждую операцию, затем действия осуществляются совместно. В соответствии с уровнем актуального развития, подражание ребенка будет сопряженным (когда взрослый осуществляет поэлементный показ действия, а ребенок повторяет каждый элемент), либо отраженным (когда после показа операции ребенок выполняет ее самостоятельно).

На следующем этапе ребенок, после тщательного анализа, объяснения и показа педагога, уже способен выполнить задание по наглядному образцу. Далее можно подойти к выполнению заданий по инструкции с опорой на образец.

В двадцатых годах прошлого века Е. И. Тихеева, опираясь на результаты психологических исследований стадий развития детского наблюдения В. Штерна и на педагогические концепции Песталоцци и К. Д. Ушинского, разработала «искусственный» и «естественный» дидактический материал для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и пр. Наряду с абстрактным дидактическим материалом Е. И. Тихеева предложила использовать «естественный» (шишки, цветы и прочее), и включить в сенсорное воспитание ознакомление детей со свойствами реальных предметов посредством развития у них перцептивных действий. Разработкой игровых занятий внутри данного направления занимались:Е. С. Анищенкова, Л. В. Антакова – Фомина, А. Е. Белая, В. И. Мирясова, А. К. Бондаренко, С. Ю. Гаврина, Н. Л. Кутявина, М. Ю. Картушина.

Далее, в 70-х годах, Л.В. Запорожцем и его сотрудниками (Л.А. Венгером, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской и др.) была разработана теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, из которой ясно, что в чувственном познании ребенком предмета решающую роль играют действия с ним.

Перцептивные действия, в свою очередь, возможны лишь с участием мелких мышц пальцев рук. Итак, возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием мелкой моторики рук.

Актуальность проблемы, решение которой должно обеспечить применение методики

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин.

Во время проведения диагностических обследований выявилось, что у  большего процента детей раннего возраста слабо развита зрительно-моторная координация и  навыки мелкой моторики, действие с материалами продуктивной деятельности.

Без развитой мелкой моторики, считает Т. А. Ткаченко, невозможно не только развитие познавательных способностей и речи, но и азов самообслуживания: мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы или завязываем шнурки на ботинках, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках или едим ложкой.

Сфера применения методики в учреждении

Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др.

При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть составляет 3-4 минуты. Она включает в себя ритуал приветствия, игры в круге на подражание, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

Основная часть длится 25минут. Она включает в себя 6-7видов упражнений. В этой части занятия проводятся игры, направленные на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, внимания, речи, мышления; упражнения на развитие мелкой моторики рук с предметами и без предметов. Сюда же входят игры с самостоятельным выбором и использованием автодидактических игрушек в диадах «ребенок – родитель».

На заключительную часть отводится 1 – 2 минуты, в течение которых проводится ритуал окончания занятия. Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет маленьким детям быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствии с ними.

Цель внедрения

Развитие мелкой моторики рук детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями от 1 до 3 лет в процессе формирования сенсорно-перцептивной деятельности.

Задачи внедрения

Развитие познавательных способностей.

1. Формирование умения производить действия по подражанию. 2. Формирование представлений освойствахпредметов(форма, цвет, величина).

3. Обучение способам перцептивныхдействий с предметами.

Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.

1. Развитие тактильных ощущений.

2. Развитие праксиса позы пальцев.

3. Совершенствование зрительно – двигательной координации. 4. Формирование соотносящих действий.

 5. Формирование различных типов хватания: ладонного, щепотного и пинцетного.

Многофункциональность задач методики позволяет включить в абилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития.

Целевая группа

Дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями от 1 года до 3 лет с различным уровнем развития мелкой моторики и сенсорных представлений.

Ожидаемый результат

  • повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий;
  • сформированность умения производить перцептивные действия с предметами для формирования сенсорных представлений;
  • продуктивное взаимодействие в диаде «родитель – ребенок» и закрепление полученных знаний, умений и навыков в предметно-игровой деятельности.

Контроль  за  апробацией  методики

(Кто проводит контроль.

Формы контроля)

Контроль проводит заведующий реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями Синицина Ф.М.

Формы контроля:

 Выборочный контроль – качество проводимых мероприятий;
Итоговый контроль
 – (измерение результатов внедрения методики: тестирование – выполнение группы упражнений на время на правильность выполнения).

Основные приборы, оборудование, необходимые для реализации

Кабинет оснащен специальной панелью «Эрготерапии» и тренажером для развития мелкой моторики, дидактическими играми вкладышами, мозаики, матрешки, пирамидки, пальчиковые краски, пластилин и т.д. способствующими решению задач методики, музыкальными инструментами, говорящими игрушками для организации «сюрпризного момента», а так же необходимым позиционным оборудованием.

Пол в кабинете полностью закрыт ковром с мягким ворсом, для исключения травматизма в случае падения ребенка, а так же с целью создания комфортных условий в процессе свободной игры детей.

Подпись,

(Ф.И.О., должность)

Дата заполнения

____________________   И.А.Успехова  

              подпись

Должность: инструктор по труду

                               

«____»______________  2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет положительное влияние на развитие речи ребенка. Именно поэтому логопеды уделяют особое значение работе в этом направлении.В данном материале представлены игр...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....