Иновационные формы
консультация на тему

Дудник Галина Васильевна

Иновационные формы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formykonferentsiya.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Г.В.Дудник

ОГБУСО « Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», г. Братск

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов.

       Задачи, при реализации которых будет решена цель:

  • Изучить современные формы и методы, использующиеся в работе педагогического коллектива;
  • Выбрать и апробировать современные формы и методы для успешной профессиональной компетентности педагогов;
  • Разработать инновационные формы и методы для успешной профессиональной компетентности педагогов;
  • Разработать методы развития у педагогов рефлексии собственных приемов работы;
  • Проанализировать результаты;
  • Подготовить материал к дальнейшему использованию.

   Задачу старшего воспитателя детского дома я вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения  квалификации педагогов.

Поэтому я считаю, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых я применяю следующие:

  • проблемные консультации (выдвигается проблема, и педагоги посредством доказательства формулируют выводы);
  • семинары, творческие занятия (направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов);
  • деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения);
  • групповая дискуссия (решение наиболее важных вопросов воспитательно-образовательной работы).

   Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая мною в детском доме, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

      Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую различные формы и  методы в работе с педагогами.

   В связи с этим, веду активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

 Подобранные мною формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

  На первом этапе я провожу мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцирую педагогов по степени мастерства и нахожу для каждого соответствующие формы методической работы:

- Индивидуальное шефство;

- наставничество;

- консультации старшего воспитателя, педагога- психолога.

- Самообразование.

- Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя.

- аттестация;

-выступления перед аудиторией;

- обобщение опыта работы.

- проблемные консультации;

- творческие группы;

- «Школа молодого педагога»;

- психолого-педагогический практикум;

- взаимопосещения занятий;

- методические посиделки;

- творческие мастерские;

- методические объединения специалистов;

- модельные занятия.

- Педагогические советы.

- Психолого-педагогические семинары.

- Педагогические часы.

- Консультации.

- Аукционы знаний, методических находок и идей.

- Смотры-конкурсы

- «Круглый стол».

- Открытые занятия.

- Конкурс методических находок.

- Школа передового опыта

   Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, я выделила три уровня педагогического мастерства:

- низкий (интуитивный),

- средний (поисковый),

- высокий (мастерский).

   В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя я разработала индивидуальные варианты методической работы.

    Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня я ориентируюсь на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через обучающие семинары, участие в беседах за «круглым столом», на консультации, открытые занятия, изучение опыта педагогов детского дома. В первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических игр и пособий, изготовленных педагогами. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается  уровень теоретической подготовки.

   Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

    Методическую работу с воспитателями высокого уровня я строю на принципах стимулирования их творчества.

  Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы детского дома через активное участие педагогов в работе клуба передового опыта, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

  В результате создаётся модель деятельности педагогов - наваторов, совершенствуется их мастерство.

Я предлагаю следующую последовательность этапов методической работы:

Этапы  и формы методической работы

1. Теоретический (осмысление передовых систем)

- Теоретический семинар

- Проблемный семинар «Ребенок входит в мир социальных отношений»,

- Семинар-практикум «Город правовых знаний».

- Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Требования к составлению рабочей программы».

- Аукцион педагогических знаний

2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

- Клуб творческих встреч «Диалог».

- Психолого-педагогический семинар «Воспитатель. Кто вы?» (7 педагогических позиций).

- Психологический тренинг «Разрешение конфликтных ситуаций»

- Организационно - деятельностные игры («Аквариум» и др.).

- Методические недели.

- Семинар

3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

- Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».

- Взаимопосещения.

- Творческие отчеты

-Семинар

- Беседа за «круглым столом»

-Эстафета передового опыта «Педагогический сундучок».

- Конкурс педагогического мастерства «Лучший воспитатель года».

- Заседания педсоветов

  В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков я использую такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.

Инновационные подходы к управлению методической работой я связываю с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждена, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике  инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.

                                                       Литература

  1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004.
  2. Внутришкольное управление: теория и опыты педагогических и управленческих инноваций / Под редакцией Н.В. Горбуновой. – М., 2003.
  3. Журавлева А.Л. Психология совместной деятельности. – М., Институт психологии РАН, 2005
  4. Орлова Э.А. Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодействия. – М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
  5. Урмина И.А., Данилина Т.А. – Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. – Линка-Пресс, М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иновационный урок английского языка «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художник, просветитель»

Урок английского языка для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием современных инновационных образовательных технологийТема: «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художн...

Актуальные подходы в вопросах здоровьесбеерегающей и иновационной деятельности образовательных учреждений

В данной работе рассказывается о методах внедрения  и развития здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях....

Слияние традиционных и иновационных методов преподавания физики

Цель  образования  в  современном  обществе – развитие  личности  учащихся, реализация  уникальных  человеческих  возможностей,  подготовка ...

Использование иновационных технологий в преподавании технических дисциплин

Неверное размещение светильников в помещении может привести к недостаточному или неправильному освещению рабочих мест и всей рабочей зоны, вызовет преждевременное утомление человека и может быть причи...