«Я и другие. Общение без конфликта».
классный час на тему

Формирование навыков  адекватного поведения в обществе, основ позитивного общения со     сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МСКОУ школа – интернат  8 вида пгт Пижанка Кировской области

Мастер – класс.

Воспитательское занятие – беседа с элементами тренинга

«Я и другие. Общение без конфликта».

Воспитатель

Протасова С. В.

2 категории

2010 год

Цель: формирование навыков  адекватного поведения в обществе, основ позитивного общения со     сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1.Знакомство с понятиями «общение» и «конфликт».

2.Коррекция межличностных отношений через участие в тренингах.

3.Воспитание коммуникативных навыков, умения  выходить из конфликтных ситуаций.

План:

1.Вводная часть-упражнение «Рукопожатие».

2.Основная часть:

-знакомство с « Правилом четырех психологических подарков»;

-упражнение «Скажи фразу с разной интонацией»;

-упражнение «Ответь с улыбкой»;

-тест «Насколько вы конфликтны?»;

- «Шесть способов справиться с гневом»;

3. Итог занятия.

Ход:

-Ребята, наша с вами жизнь-это жизнь среди людей. Человек не может изолироваться от общества, так как нам ежедневно приходится общаться с большим количеством разных людей: с разными характерами, с разным настроением. И очень часто при общении возникают проблемы и непонимание, ссоры. Поэтому со школьной скамьи важно овладеть искусством общения, научиться сотрудничать с  людьми, уметь поддержать  беседу. Поэтому тема нашего занятия - «Я и другие. Общение без конфликта».

  В давние рыцарские времена возник ритуал рукопожатия. Оно показывало, что рыцарь безоружен и готов к общению. Давайте и мы начнем наше занятие с рукопожатия, и вместе с улыбкой передадим друг другу хорошее настроение и готовность к открытому общению.

( дети пожимают друг другу руки)

-Ребята, а как вы понимаете термин «общение»?  

(ответы детей)

-Общение - это позитивные деловые или дружеские взаимоотношения между людьми, обмен информацией и опытом.

Ну, а сейчас я хочу научить вас некоторым хитростям, которые помогут вам в повседневном общении. Я дам вам в руки несколько «ключиков», которые откроют двери в сердце любого человека.

Представление о человеке складывается  в  первые  10-15 минут, поэтому очень важно первое впечатление. Представьте, что вы познакомились с человеком и вам очень важно расположить его к себе. И вот вам первый «ключик» (вывешиваю на доску) - «Правило четырех психологических подарков»:

-улыбка;

-комплимент;

-имя собеседника;

-поднятие его значимости;

То есть, начиная общение, улыбайтесь - это показывает, что вы настроены доброжелательно; говорите комплименты - это всегда приятно; чаще называйте собеседника по имени - звук собственного имени для человека самый приятный звук; поднимайте значимость человека - это расположит его к вам. Например: « Аня, ты сегодня замечательно выглядишь! А еще мне нравится , как ты вышиваешь, ты настоящая рукодельница!»

А теперь попробуйте сами использовать это правило в общении ( ребята работают в парах).

-Молодцы, используйте этот « ключик» и в дальнейшем.

-Ребята, а как вы думаете, что такое интонация? (ответы детей)

Второй « ключик» позитивного общения - это интонация. Интонация - это тон разговора, сила и выразительность голоса. Она является важным фактором при общении. Подсознательно мы реагируем не столько на слова, сколько на их интонацию. И невольно настраиваемся  на тот тон, который задает собеседник.

Вот сейчас я скажу вам одну и ту же фразу, но с разной интонацией, послушайте и определите ее: «Я живу вот так!» ( дети отвечают – с какой интонацией была сказана  фраза в первый, во второй и в третий раз).

Казалось бы - одна и та же фраза, но произнесенная с различной интонацией, имеет совершенно разный смысл. А  сейчас потренируйтесь в произношении фраз с разной интонацией – произнесите их с восхищением, с гневом,  с издевкой:

- «Ты молодец!»;

- «Спасибо тебе!»;

- «Ну, извини!»;

- «Я очень рад за тебя!»;

( ответы детей )

- Ребята, скажите, пожалуйста, каким тоном вы предпочитаете, чтоб с вами общались?

( ответы детей )

-Тогда каждый из вас должен следить не только за своими словами, но и за их интонацией. Тон разговора должен быть спокойным и доброжелательным.

- Ребята, а что такое , по-вашему,  конфликт?

( ответы детей )

Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, серьезное разногласие. А нужны ли нам конфликты? ( ответы детей )

Оказывается, конфликты играю важную роль в развитии  каждого человека, коллектива. Конфликты были, есть и будут, потому - что сколько людей - столько и точек зрения. Но! Конфликтовать тоже нужно уметь. Ведь даже во время спора можно вежливо, тактично и аргументированно  доказать свою правоту, никого не обидев. И сейчас мы постараемся это проверить – упражнение « Ответь с улыбкой». Вот ситуация : спорят два одноклассника ; во время контрольной работы один написал на «пять» и не дал списать другому , в результате другой написал на «два».Мы разделимся на две группы , каждая выберет человека , который будет вести спор , остальные будут ему помогать. Ваша задача – каждый пытается доказать свою правоту, приводит доводы и аргументы в свою пользу. Главное – не поссориться!  Давайте попробуем. ( проводится тренинг , подводится итог ).

- Ребята,  вот вам третий «ключик» для позитивного общения – уход от конфликта( вывешиваю на доску ). Используйте чаще улыбку, шутку – ведь люди с чувством юмора реже конфликтуют.

- А сейчас проверьте себя – как вы умеете справляться с конфликтной ситуацией : ответьте на вопросы теста «Насколько вы конфликтны?» (дети самостоятельно отвечают на вопросы теста на индивидуальных бланках).

Тест «Насколько вы конфликтны?»

Тест.

1. Можете ли вы в ярости разбить посуду или что-либо?

а – да (1 балл)

б - ну, если меня вынудят, то могу. (3 балла)

в - нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко. (2 балла)

2.Споры, в которых участники придерживаются разных мнений…

а – не нужны. (3 балла)

б – к сожалению, необходимы. (2 балла)

в – ничего не дают. (1 балл)

3. Двое твоих друзей начали горячо спорить. Твои действия…

а – буду держаться в стороне. (1 балл)

б – меня это развеселит. (3 балла)

в – попробую их помирить. (2 балла)

4. Ваш друг несколько дней сильно раздражен.

а – спрошу, что случилось. (2 балла)

б – попрошу его быть сдержаннее. (1 балл)

в – буду избегать общения с ним. (3 балла)

5. За столом в столовой кто-то делает обидные замечания в ваш адрес.

а – дам отпор. (2 балла)

б – пересяду за другой стол. (3 балла)

в – меня это не волнует. (1 балл)

Результат:

I) 6-9 баллов – вы придаете большое значение хорошим отношениям и поэтому стараетесь решать возникающие конфликты мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы добиться результата, необходим спор и борьба.

II) 10-14 баллов – вы никогда не злитесь по пустякам, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде, чем начать спор, вы пытаетесь оценить ситуацию. Если все же начинается ссора – вы сохраняете завидное спокойствие.

III) 15-18 баллов – в любой ситуации для вас важнее всего собственное мнение. Вы будете добиваться своего, даже через конфликт. И, конечно же, иногда бываете чересчур эмоциональны и неоправданно резки.

- Подсчитайте свои баллы. Довольны ли вы результатом? (ответы детей). Я думаю, что некоторым из вас нужно поработать над собой и своим характером. А как? В этом вам поможет  четвертый «ключик» - «Шесть способов справиться с гневом» (вывешиваю на доску):

1. Если вы чувствуете, что вот-вот «взорветесь» - глубоко вдохните и сосчитайте до 10;

2. Нарисуйте свою злость на листе бумаги и порвите его;

3. Послушайте приятную для вас музыку;

4. Посмотрите на огонь, либо послушайте шум воды;

5. Посмотрите альбом с фотографиями;

6. Прогуляйтесь на природе;

-Постарайтесь запомнить эти способы и хотя бы иногда применять их в жизни, потому - что нужно уметь контролировать свои эмоции, а не выплескивать их на окружающих людей.

-Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (ответы детей)

- Как вы поняли, что такое общение? (ответы детей)

- А что такое конфликт? (ответы детей)

- Ребята, каждый человек, какой бы он ни был, чувствует радость и удовлетворение, когда делает добро. И напротив, чувствует беспокойство и душевный дискомфорт, когда злиться. Подумайте сами, что вы несете в этот мир – тепло и радость или холод и злобу.

-А сейчас посмотрите со стороны на лица людей, выражающих гнев и радость (картинки  вывешиваются на доску ) – кто вам более симпатичен? И в следующий раз, когда вы будете злиться, подумайте – а как же вы выглядите со стороны?!

И закончить наше занятие хочется словами одного мудрого человека: «Если хочешь, чтоб жизнь улыбнулась тебе – подари ей свое хорошее настроение!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Правила общения при конфликте с ребенком».

Данная памятка поможет родителям при общении с детьми правильно вести себя в роли слушателя и в роли старшего наставника. Памятка подскажет пути правильного воспитания детей....

стили общения в конфликте

презентация к уроку...

Групповое занятие-практикум "Общение без конфликтов"

Общение людей – тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конф...

Лекция "Суицид - геройство или слабость?", памятка для родителей "Правила общения при конфликте с ребенком"

Материал лекции и памятки можно использовать как для консультаций, так и для родительских собраний...

Сценарий тренинга "Общение без конфликтов"

Сценарий тренинга "Общение без конфликтов"...

"Общение без конфликтов". Воспитательное занятие.

Цель занятия: научить навыков конструктивного взаимодействия в коллективе сверстников, бесконфликтному общению....

ФРАЗЫ, которые помогают услышать друг друга во время конфликта

Выясняя отношения, атмосфера между людьми порой может серьезно накалиться. Но, прежде чем полностью сломать мосты, подумайте, стоит ли так делать? Есть ли смысл обижаться друг на друга?Возможно лучше ...