Конспект открытого логопедического занятия по теме "Рыбки"
план-конспект на тему

Павлова Людмила Владимировна

Занятие проводилось для детей с умеренной умственной отсталостью. Целью занятия было обогацение и активизация словаря учащихся. Для достижения этой целипроводились разнообразные игры: пальчиковая игра "Рыбка", игра "Сложи картинку из частей",  игры "Покорми рыбку" и "Рыбная ловля". Логопед оснастила занятие разнообразным дидактическим материалом: различными игрушками рыбок,игрой "Рыбная ловля", игровым панно "Деревня", некоторые игры логопед изготовила сама: игру "Собери картинку из часткй", лото "Рыбки". На занятии проходило развитие грамматического строя речи: игра "Доскажи словечко _назови ласково". На занятии использовался компьютер с музыкальными записями для проведения физкультпаузы и расслабления детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»

«Утверждаю» зам. директора по УВР

        ___________________/Рулёв И.С./

Конспект открытого занятия

по теме «Рыбки»

логопеда 3 корпуса

Павловой Людмилы

Владимировны

Июнь 2015 г.

Павловск

Конспект открытого логопедического занятия «Рыбы».

Цель: обогащение и активизация словарного запаса. 

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представления детей о рыбах;
  • обогащение словарного запаса по теме «Обитатели моря»;
  • практические упражнения в соотнесении игрушки и пиктограммы;
  • практические упражнения в словообразовании;

Коррекционно – развивающие:

  • развитие дыхания и артикуляции;
  • развитие внимания и мышления;
  • развитие слухоречевой памяти;
  • развитие воображения

Воспитательные:

  • воспитание интереса к родной природе;
  • воспитание навыков совместной работы педагога и ребенка.

 Оборудование:

  • игрушки: рыбки;
  • картинки обитателей моря;
  • игра «Рыбная ловля»;
  • пиктограммы рыбки, кошка, собачка, заяц, лиса, медведь
  • игра: «Сложи рыбку»;
  • игра: «Аквариум»;
  • лото «Рыбки»;
  • синий прозрачный шарф.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы урока.
  3. Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
  4. Повторение частей тела рыб.
  5. Собрать картинку рыбки из трех частей.
  6. Игра: соотнеси игрушку и пиктограмму.
  7. Игра: «Кто где живет?»
  8. Пальчиковая игра «Рыбка».
  9. Физкультпауза.
  10. Практические упражнения в словообразовании: доскажи словечко.
  11. Игра в лото «Рыбки».
  12. Игра «Рыбная ловля».
  13. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1.Здравствуйте, ребята, сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как вы занимаетесь.

2.И еще одна гостья хочет прийти к нам на занятие. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку.

 Она плавает в реке,

 В море, в океане,

Не рычит, не кричит, все молчит.

(Рыба.)

Вильнет хвостом туда – сюда

И нет ее, и нет следа.

(Рыбка.)

Дети отгадывают, логопед достает рыбку и надевает ее на палец.

Логопед: Скажите, дети, где живет рыбка?

Дети: она живет в воде, в реке, в море.

Логопед: А кто еще живет в море?

Дети отвечают и показывают картинки на доске: дельфины, акулы, черепахи, морские звезды, морские коньки.

3.Ребята, давайте сделаем с рыбкой  дыхательную и артикуляционную гимнастику. Упражнения проводятся под музыку Поля Мориа.

  1. Давайте покажем, как рыбка дышит в аквариуме: вдох через нос, выдох через рот.
  2. А теперь подышим так, как будто рыбка очутилась на берегу, без  воды: вдох и выдох через рот.
  3. Как у рыбки сложены губки? Губки вперед.
  4. Как рыбка кушает червячков? Рот открыть – закрыть.
  5. Показать зубы, как акула.

4.Повторение частей тела рыб.

Рыбка привела своих подружек. Детям раздаются игрушки рыб. Покажите, где у рыбки голова, где туловище, хвостик, плавники.

5.Сложить картинку  рыбки из трех частей. Дети получают конверты. В них разрезанные на три части схематические изображения рыбок.

6.Игра: соотнеси игрушку и пиктограмму.

 Логопед: дети, переходите на коврик. Дети усаживаются вокруг дидактического коврика.

Рыбка хочет с вами поиграть. Она хочет повторить то, что вы изучали. Она принесла вам мешочки. Посмотрите, что там. Дети достают из одного мешочка пиктограммы. Из другого – маленькие игрушки: корову, собачку, кошку, медведя, лису, рыбок.  Нужно поставить игрушки рядом с пиктограммами и обозначить жестами животных.

7.Игра: «Кто где живет». Используется дидактический коврик.

Рыбка хочет  вам задать вопросы. Но сама она говорить не умеет, поэтому попросила меня.

Рыбка: «Ребята, покажите, где я живу?

Дети показывают на воду – озеро. И ставят туда рыбок.

Логопед: правильно, это рыбы, они живут в воде.

А кто живет в доме?  Дети ставят к домику кошку и собаку.

Логопед: правильно, это домашние животные. Они живут в доме.

Кто живет в лесу? Дети ставят к изображению леса зайчика и лису.

Правильно, лиса и заяц живут в лесу, это дикие животные.

7.Речь с движениями: «Рыбка».

Дети возвращаются за стол. Логопед включает музыку «Аквариум» Сенсанса.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Дети складывают вместе ладони и изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать!

(Медленно сжимают ладони.)

Рыбка спину изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла,

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова плывут.)

8. Физкульпауза. (Под музыку Поля Мориа.)

Дети встают.

Ходят волны на просторе. (Показывают волны.)

Вы узнали? Это море.

Рыбки весело резвятся  (Плавательные движения.)

В чистой, тепленькой воде.

То согнутся, разогнутся, (Наклоны.)

То зароются в песке. (Приседание.)

9. Игра в лото «Рыбки».

10.Игра «Покорми рыбку».

Логопед: дети, а что кушает рыбка? Правильно, червячков и хлебные крошки. Рыбка пригласила своих подружек, чтобы вы их покормили. Детям выдаются тарелочки с мозаикой. Нужно покормить рыбок: положить им в рот мозаику по одной.

11.А теперь послушайте стихотворение и досказывайте словечко в рифму.

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как ………………..рыбы.

Я б хвостом махала гибким

И резвилась, словно………………. рыбка.

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая ………………………рыбешка.

Выплывает, корм ища,

Пребольшая ………………………..рыбища.

12. Логопед включает песню «Любитель – рыболов».

Дети, давайте теперь ловить рыбок. Дети играют в игру «Рыбная ловля».

13. На этом наше занятие окончено. Вы много знаете о рыбках, умеете с ними играть. Маленькая рыбка прощается с вами. Дети, вы отгадали мои загадки, ответили на мои вопросы. Спасибо вам. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе на конкурс "Учитель года 2012"

Вид занятия- Осеннее путешествие.Цель: формировать нейропсихологическое пространство у детей с ОВЗ в условиях школьного логопункта.На занятии использованы прием " Волшебные восьмерки" на формирование ...

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

Конспект открытого логопедического занятия "Предлоги". 3 класс.

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме "Предлоги"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (ФФН) на тему: «Помоги Лунтику»

Конспект открытого логопедического занятияв старшей логопедической группе (ФФН) «Помоги Лунтику» Программное содержание:Коррекционно-образовательные задач...