Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.
план-конспект по теме

Пименова Татьяна Николаевна

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного года

Задачи:

Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать формировать навык составления предложений, употребляя различные предлоги; совершенствовать  навык употребления в речи антонимов; совершенствовать навык образовывать в речи существительные единственного и множественного числа; продолжать обучать звуковому  анализу слов

Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать зрительное и слуховое восприятие; развитие внимания  и памяти; развивать фонематические процессы.. Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения; развитие оптико-пространственных представлений; развитие межполушарных связей.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать самоконтроль за поставленными звуками; воспитывать уважение к Родине.

Оборудование: ноутбук, презентация по теме «Мой город», видео ролик о городе Клин;  различные предметы, в названии которых есть звуки С и Ш, фишки  красного, синего и зеленого  цветов для составления звуковой схемы слова, карточки для игры «Прятки с Башмачком»

Словарь:

предметный: улица, достопримечательность, вечный огонь, клинчанин, мост, адрес, мост, ледовый дворец, музей.

Глагольный: смотреть, любоваться, жить, любить, посещать

Признаков: красивый, чистый, ухоженный, большой, интересный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_13.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия

Тема: «Путешествие по Клину»

                                               Подготовила и провела:

                                 учитель-логопед

                             Пименова Т.Н.

2017-2018 учебный год

Конспект открытого логопедического занятия  

в старшей группе

Тема: «Путешествие по Клину»

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного года

Задачи:

Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать формировать навык составления предложений, употребляя различные предлоги; совершенствовать  навык употребления в речи антонимов; совершенствовать навык образовывать в речи существительные единственного и множественного числа; продолжать обучать звуковому  анализу слов

Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать зрительное и слуховое восприятие; развитие внимания  и памяти; развивать фонематические процессы.. Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения; развитие оптико-пространственных представлений; развитие межполушарных связей.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать самоконтроль за поставленными звуками; воспитывать уважение к Родине.

Оборудование: ноутбук, презентация по теме «Мой город», видео ролик о городе Клин;  различные предметы, в названии которых есть звуки С и Ш, фишки  красного, синего и зеленого  цветов для составления звуковой схемы слова, карточки для игры «Прятки с Башмачком»

Словарь: 

предметный: улица, достопримечательность, вечный огонь, клинчанин, мост, адрес, мост, ледовый дворец, музей.

Глагольный: смотреть, любоваться, жить, любить, посещать

Признаков: красивый, чистый, ухоженный, большой, интересный.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Сегодня, мы с вами отправляемся путешествовать по нашему родному городу Клин. А поможет нам в этом Даша-путешественница и ее друг Башмачок. Даша оставила нам послание, давайте посмотрим на ноутбук. (Логопед, включает презентацию, где Даша приветствует детей и дает первое задание).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Ребята, посмотрите ,Башмачок собирается путешествовать вместе с нами, но на его зеркало много пушинок.  ( дети, выполняют плавный вы

Ой, пушинки прилетели к вам на носик, давайте их сдуем. (Упр « Фокус») Давайте  сдуем эти пушинки.  Теперь можно и посмотреть в зеркало. Научим Башмачка выполнять гимнастику для язычка.(упр «Качели», «Вкусное Варенье» «Чашечка» «Грибочек»)

3.  Развитие фонематического слуха.

В путешествие пойдем,

С Дашей все мы обойдем.

Мы по Клину погуляем,

Много сегодня мы узнаем.  

Ребята, давайте соберем  сумку для нашего путешествия. Путешествовать по нашему городу мы можем на автобусе и на машине.    В одну  сумку кладем предметы, в названии которых есть   звук С, а в другую предметы, в названии которых есть звук Ш. А еще, определим место звуков С и Ш в словах.

Молодцы! Ну все, к путешествию мы готовы.

4. Вводная беседа.

Ребята, Даша и Башмачок подготовили для нас видео, которое снято  с высоты птичьего полета . На этом видео мы увидим наш город. Как называется наш город?

Ребята, что мы сейчас увидели на видео?  (Дети отвечают развернутыми ответами)

Какие вы молодцы.

5. Развитие лексико-грамматических категорий.

Ребята, в этом фильме мы увидели, что в нашем городе есть много всего интересного.  Давайте поиграем в игру «Один-много»

Дома- дома – много домов: улица, магазин, школа, дорога, музей, фонтан.

 Игра «Скажи наоборот». На экране появляются картинки домов, улиц и магазинов нашего города.
Эта дорога широкая, а эта узкая.

Этот дом высокий, а этот низкий.

Этот дом новый, а этот старый.

Этот магазин большой, а этот маленький.

Ребята, а как называю людей, которые живут в Клину? Клинчане. Правильно.

Игра «Прятки с Башмачком».

Дети Башмачок решил с вами поиграть в прятки. Давайте внимательно слушать его подсказки.

Логопед включает аудиозапись,  где голос Башмачка говорит, где он спрятался.  У детей на столах лежат фигурки домов, деревьев, заборов, скамеек  и Башмачка.

Физминутка «Попробуй повтори». Ребята, Башмачок  вам предлагает немножко поиграть. Я вам буду показывать карточки, где девочки и мальчики изображают различные движения, а вы попробуйте их повторить.

6. Звуковой анализ слов

Ребята давайте посмотрим на карту. В нашем городе протекает река. Назовите ее. (река Сестра) Молодцы! А через реку у нас есть мост. Но дорога совсем испортилась, и мы не можем перейти реку. Давайте составим звуковую схему слова МОСТ  и сможем починить дорогу. Для начала вспомним, каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки и мягкие согласные звуки, а каким цветом гласные звуки.

 

А теперь составить звуковую схему слова КЛИН. У детей на столах фигурки для создания звуковых схем слов.

7.  Развитие связной речи.

Ребята посмотрите на карту, какие достопримечательности вы знаете. ( Дом-музей П.И. Чайковского, вечный огонь, ледовый дворец, музей елочной игрушки)

Скажите, а что означает слово  «достопримечательность» – это знаменитое  место,  которое  очень ценится людьми, привлекает внимание туристов .

Ребята, в нашем городе, есть много чего интересного. А давайте похвалим наши город, и скажем какой он (красивый, большой, чистый, интересный, ухоженный)

В нашем городе, есть вечный огонь. Вы его видели? Ребята, а для чего горит вечный огонь? Кому он посвящен.

Еще в нашем городе жил и творил П.И. Чайковский. Кем был П.И. Чайковский?

В нашем городе, есть Олимпийский чемпионы по конькобежному спорту . А где же они занимаются спортом и готовятся к соревнованиям? Что делают в ледовом дворце?

Ребята, а давайте, составим рассказ, про наш город по схеме.

  1. Название города
  2. Река в городе
  3. Достопримечательности города
  4. Улица, на которой я живу
  5. Почему я люблю свой город.

  1. Оценка за  работу на занятие.

Все сегодня молодцы. Показали то, чему научились за этот год. Все дети обязательно получат наклейки.

9. Итог занятия.

Вот и закончилось наше путешествие по Клину. Давайте скажем спасибо Даше и Башмачку за интересную экскурсию. Ребята, расскажите ,что нового вы узнали сегодня. В каких местах в нашем городе вам хотелось бы побывать?

Самоанализ открытого логопедического занятия в старшей группе

на тему «Путешествие по Клину»

Занятие по теме «Путешествие по Клину с Дашей» занимает важное место в системе занятий, организовано в соответствие с годовым перспективным планированием коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, разработанного на основе  программных требований, предъявляемых к обучению и воспитанию дошкольников с речевой патологией. Занятие проводилось с детьми 5 - 6 лет, которые посещают логопедическую группу  первый год и имеют следующие заключения: ОНР IIIур

На занятии была поставлена следующая цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного года

Задачи:

Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать формировать навык составления предложений, употребляя различные предлоги; совершенствовать  навык употребления в речи антонимов; совершенствовать навык образовывать в речи существительные единственного и множественного числа; продолжать обучать звуковому  анализу слов

Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать зрительное и слуховое восприятие; развитие внимания  и памяти; развивать фонематические процессы.. Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения; развитие оптико-пространственных представлений; развитие межполушарных связей.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать самоконтроль за поставленными звуками; воспитывать уважение к Родине.

Материал для данного занятия отбирался в соответствии с данной темой и возрастом детей.

Был обеспечен положительный эмоциональный фон в процессе занятия и интерес детей к заданиям, сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Дети были активны и охотно включались в предложенные упражнения и игры.

На занятии использовался ноутбук с презентацией и играми. Дети с интересом выполняли задания, которые давались мультяшными героями Дашей и Башмачком.

В игровой форме на занятии изучили  и закрепили материал , учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика с Башмачком очень заинтересовала детей. Игра «Прятки с Башмачком» активизировала  детей.  Некоторым детям требовались подсказки и наводящие вопросы, но с поставленной задачей справились.

Большой интерес вызвало видео о нашем городе, снятое с высоты птичьего полета. Дети с радостью, называли знакомые им улицы и места где они побывали.

Для развития межполушарных связей и общей моторики была проведена игра «Попробуй повтори». В ходе проведения физминутки дети получили возможность отдохнуть, а также научились лучше ориентироваться в пространстве и своем теле.  

Старалась использовать не только игровой метод, но и метод словесный метод  (беседа).  Считаю, что выбранные мною методы работы, соответствуют поставленным задачам.   На занятии учитывала следующие дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип сознательности и активности.  

Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности  по средствам указаний, советов, использование вопросов разного типа, применение наглядных опор, демонстрация образа отдельного действия.

В результате цель занятия достигнута, задачи решены.