Сборник заданий -8 КЛАСС - Обществоведение (основы правовых знаний). Составлен на основе авторской Программы Юрченко Е.Ф. по предмету «Обществоведение».
методическая разработка на тему

Юрченко Елена Фёдоровна

Сборник заданий  для 8 класса, можно использовать на уроках Обществоведения. Составлен на основе авторской Программы по обществоведению учителя истории Юрченко Е.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_tetrad_obshchestvovedenie_8_klass.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник заданий

8 КЛАСС

Обществоведение

(ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ)

Составлен на основе авторской Программы Юрченко Е.Ф. по предмету «Обществоведение»

Составитель:

учитель истории

Юрченко Е.Ф.,

Почётный работник общего образования РФ

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по курсу «Обществоведение. Основы правовых знаний» для 8 класса представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным утвержденной авторской Программой по истории и основам правовых знаний специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Содержание рабочей тетради соответствует содержанию основных разделов курса:

1. Обычай. Мораль. Право.

2. Право и справедливость.

3. Основной Закон государства.

4. Права детей.

5. «Ловушки для подростка».

6. Они охраняют закон.

Выполнение заданий способствует усвоению учащимися необходимых знаний, умений и навыков по данному курсу, получению элементарных представлений в области морально – этических и политико – правовых норм с целью социальной адаптации умственно отсталых учащихся. Отбор заданий осуществлен с учетом психологических, познавательных, возрастных возможностей и потребностей умственно отсталых детей.

В рабочей тетради представлены разнообразные задания, которые можно использовать на различных этапах урока: тесты, работа с таблицей, работа над понятием, разгадка кроссвордов, решение задач, предполагающих элементарные знания по праву.

Отбор заданий осуществляет учитель с учетом тех целей и задач, которые поставлены на уроке, а также в зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся данного класса.

Одно из условий успешного выполнения заданий – руководство учителя, обязательное предварительное объяснение содержания заданий и способа их выполнения.

Обычай. Мораль. Право.

Тема. Как появились обычаи.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ:

? Что такое обычаи:

а) потребность людей жить сообща;

б) правила поведения людей в отношении друг другу;

в) правила поведения людей до появления письменных законов.

? Почему возникли обычаи:

а) людям необходимо было выжить в суровых условиях;

б) людям необходимо было объединяться;

в) у людей были примитивные орудия труда.

? Какому закону подчинялась жизнь племени:

а) необходимости подчиняться вождю;

б) необходимости объединяться для охоты;

в) интересы племени выше интересов каждого из его членов.

2. Задание.

?.Что появилось раньше: обычаи или законы. Запишите.

? Задание.

Запишите в таблицу номера ответов на вопросы.

Вопрос

№ ответа

Какова была цель первобытного коллектива людей?

Как регулировались взаимоотношения в первобытных племенах?

Что регулировали обычаи?

Какую роль в жизни первобытных людей играли обычаи?

Варианты ответов:

1.   Вся жизнь первобытных людей подчинялась обычаям.

  1. Люди должны были выжить в суровых условиях.
  2. Обычаи распространялись на все стороны жизни человека.
  3. Обычаи сплотили людей и улучшили их жизнь.


Тема. Как зародилось государство и право.

1. Задание.

? Что появилось раньше: государство или право. Составьте логическую цепочку.

Выберите необходимое:

  • племена и общины
  • право
  • государство

2. Задание.

? В каком порядке происходили изменения в жизни людей, которые привели к появлению государства? Поставьте около предложений необходимые номера.

Изменения в жизни людей

Появление законов и права.

Совершенствование орудий труда.

Появление излишков.

Появление неравенства.

Появление знати.

Появление государства.

3. Задание.

Выберите слова, которые характеризуют государство, запишите в таблицу:

  • Определенная территория
  • Население
  • Органы управления
  • Законы
  • Армия
  • Границы
  • Независимость
  • Суд
  • Города
  • Налоги
  • Карта

Признаки государства

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


4. Задание.

Определите, что относится к внутренним, а что к внешним задачам государства. Запишите номера ответов в соответствующий столбик.

Внутренние задачи

Внешние задачи

Выберите необходимое:

1. Защита от врагов.

2. Охрана законов.

3. Регулирование промышленности.

4. Культурное сотрудничество.

5. Управление жизнью страны.

6. Предотвращение войны.

7. Сотрудничество с другими государствами в области промышленности.

8. Защита окружающей среды.

Тема. Что такое право.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ.

? Что такое право:

а) правила, выраженные в законах;

б) правила, не связанные с законами.

? Что регулирует право:

а) отношения людей в обществе;

б) отношения государства и граждан;

в) отношения предприятий и организация.

? Кем создается право:

а) политиками;

б) органами власти;

в) отдельными людьми, имеющими власть.

? Чьи интересы должно выражать право:

а) небольшой группы лицу;

б) всего населения страны;

в) президента;

г) правительства.

? Для кого обязательно право:

а) только для граждан;

б) только для государства;

в) только для предприятий;

г) для граждан, государства, предприятий.

? Что такое законы:

а) правила, обязательные для всех, к исполнению которых принуждает государство;

б) правила которые не обязательны для исполнения;

в) правила, которые должна выполнять небольшая часть населения.

  1. Задание.

? Чем отличаются понятия «право» и «закон». Выберите необходимое, запишите буквы.

А. Документ, обязательный для выполнения, принимаемый высшими органами государственной власти ( один закон)

Б. Правила поведения, выраженные в законах, совокупность действующих законов ( закон + закон + закон)

  1. Задание.

? Что выше: государство или закон. Запишите.

  • Государство

  • Закон

  1. Задание.

? Может ли государство, на ваш взгляд, отнять у человека его права? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Право и мораль.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ.

? Что такое мораль:

а) записанные в законах правила поведения;

б) не записанные в законах правила поведения;

в) все те правила, которые справедливы.

  1. Задание.

Ответьте на вопросы.

Сравните право и мораль.

МОРАЛЬ

ПРАВО

1. Письменные или устные правила?

2. Регулируются поступки или чувства?

3. Как исполняется: по желанию или по принуждению?

4. Кем устанавливается: государством или людьми?

5. Какова ответственность: наказание по закону или общественное мнение?

6. Где действует: на всей территории государства или среди определенной группы лиц.

Повторение по теме: «Обычай. Мораль. Право»

  1. Задание.

? Какие поступки регулируются моралью, а какие правом. Поставьте в пустые квадраты буквы М (мораль) или П (право):

1. Распивал алкогольные напитки.

7. Не платил налоги.

2. Ломал деревья.

8. Украл кошелек.

3. Бил стекла.

9. Оставил в опасности тонущего подростка.

4. Перебегал проезжую часть улицы.

10. Скупал краденое.

5. Отказался помочь пожилому человеку.

11. Выражался нецензурной бранью.

6. Охотился, ловил рыбу в заповеднике.

12. Нарушал правила противопожарной безопасности.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ.

? Что значит равенство граждан перед законом:

а) все должны выполнять законы, независимо от положения в обществе;

б) законы должны выполнять все работающие граждане;

в) законы должны выполнять только малоимущие граждане.

3. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

  1. Общеобязательные, принятые государством правила поведения, выраженные в законах.
  2. Документ, принятый органами государственной власти, обязательный для выполнения.

По вертикали:

  1. Совокупность представлений людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, о должных нормах общения между людьми.
  2. Возможность действовать без принуждения, в рамках закона.

Право и справедливость.

Тема. Права человека.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ.

? Что такое права человека:

а) все законы;

б) все правила морали;

в) права, данные человеку от рождения.

  1. Задание.

? Что относится к правам человека. Отметьте знаком + правильные варианты ответов.

Право на свободу.

Право на труд.

Право на равноправие.

Право на отдых.

Право на участие в управлении государством.

Право получать пенсию.

Право платить налоги.

Право на защиту достоинства.

Право потребовать наказания преступника.

Право на бесплатный проезд.

Право на льготы.

Право участвовать в выборах.

Право на судебную защиту.

Право на образование.

  1. Задание.

? Какие международные документы являются основными по правам человека:

а) Всеобщая Декларация прав человека;

б) Конституция США;

в) Конституция Российской Федерации.

  1. Задание.

? Какой документ в РФ является основным по правам человека:

а) Уголовный кодекс РФ;

б) Конституция РФ;

в) Кодекс законов о труде.

Тема. Право на жизнь и личную неприкосновенность.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ.

? Что такое право на жизнь.

Право на жизнь – это:

а) возможность избежать наказания за преступление;

б) запрет на смертную казнь;

в) право человека прожить от рождения до глубокой старости.

? Имеет ли право государство, опираясь на закон, отнять жизнь у преступника:

а) да;

б) нет;

в) все зависит от тяжести преступления.

? За какие преступления в ряде государств установлена смертная казнь:

а) за все преступления;

б) за убийство;

в) за убийство при отягчающих обстоятельствах.

? Есть ли в России смертная казнь:

а) в России есть смертная казнь как исключительная мера наказания;

б) в России отменена смертная казнь;

в) в России временно отменена смертная казнь

? К кому, согласно законам РФ, не применяется смертная казнь:

а) к лицам моложе 18 лет;

б) к лицам старше 65 лет;

в) к лицам, совершившим преступления первый раз

  1. Задание.

? Как вы думаете, приведет ли ужесточение наказания к сокращению числа преступлений?

Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Свобода и закон.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ:

? Что такое свобода:

а) возможность действовать без принуждения;

б) возможность помочь товарищу;

в) возможность предотвратить преступление;

г) возможность делать все, что хочешь.

? Как соотносятся понятия «право» и «свобода»:

а) свобода неотъемлема от правовой ответственности;

б) свобода не зависит от права;

в) право ограничивает свободу;

г) право не ограничивает свободу.

? Что ограничивает свободу человека в государстве:

а) закон;

б) общественное мнение (моральные нормы,);

в) внутренние убеждения человека.

  1. Задание.

Ответьте на вопрос.

? Справедливо ли ограничение прав и свобод человека государством. Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Отметьте знаком + те ситуации, в которых ограничение прав подростков означает защиту их интересов:

1. Запрет на сверхурочные работы.

2. Запрет на работу в ночное время.

3. Запрет на работу в антисанитарных условиях.

4. Запрет на работу в опасных условиях.

5. Запрет на безбилетный проезд.

6. Запрет на употребление наркотиков.

7. Запрет на курение.

8. Запрет на хулиганские действия.

9. Запрет на управление транспортным средством до достижения 18 – летнего возраста.

10. Запрет на нарушение правил дорожного движения.

  1. Задание.

Подумайте, верно ли высказывание: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш.Монтескье)? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Когда государство становится правовым.

  1. Задание.

Отметьте правильные ответы.

? Что означает понятие «верховенство закона»:

а) законам подчиняются все граждане независимо от их положения в обществе;

б) законы должны выполнять только депутаты;

в) законы должны выполнять только граждане, достигшие 18 – летнего возраста.

? Что означает понятие «незыблемость прав и свобод»:

а) права и свободы имеют все работающие граждане;

б) законы защищают права и свободы любого человека, они направлены на его благо;

в) законы не защищают права и свободы человека.

? Что такое «разделение властей»:

а) власть в РФ разделена на законодательную, исполнительную, судебную;

б) власть разделена между министерствами;

в) власть разделена между всеми гражданами.

  1. Задание.

Определить обязанности властей.

Выберите необходимое:

  • Издает законы.
  • Исполняет законы.
  • Охраняет законы.

  1. Задание.

Определите, чем характеризуется правовое государство:

Выберите необходимое:

  • Разделение властей.
  • Верховенство закона.
  • Охрана прав и свобод всех граждан.
  • Защите интересов детей.

5. Задание.

Из приведенных утверждений выберите правильное утверждение:

а) наше государство является правовым;

б) наше государство делает первые шаги на демократическом пути;

в) наше государство не является демократическим и правовым.

Повторение по теме: «Право и справедливость»

  1. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

  1. Возможность жить без принуждения, нов рамках закона.
  2. Основной закон Российской Федерации, защищающий права человека в РФ.
  3. Документ, обязательный для выполнения, принимаемый высшими органами государственной власти.
  4. Сила, с помощью которой государство управляет людьми.
  5. Государство, где законы выполняются неукоснительно.

По вертикали:

6. Организация власти, действующая в отношении всего населения, на определенной территории, с помощью законов, армии, налогов.

Основной Закон государства.

Тема. О чем говорит Конституция.

1. Задание.

  1. Что такое Конституция:

а) Указ Президента;

б) Основной Закон Государства;

в) сборник законов о труде.

  1. Конституция РФ была принята:

а) в 1993 году;

б) в 1995 голу;

в) в 2000 году.

  1. В каком документе, принятом в нашей стране, закреплены основные положения, а правах и свободах человека:

а) в Гражданском кодексе РФ;

б) в Конституции РФ;

в) в Уголовном кодексе РФ.

  1. Какие изменения закрепила Конституция:

а) утвердила новое название государства –Российская Федерация;

б) заявила о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

в) гарантировала всем гражданам соблюдение их прав и свобод;

г) заявила, что РФ – демократическое государство;

д) гарантировала Президенту неограниченную власть.

  1. Конституция РФ имеет силу:

а) на территории Москвы;

б) на территории Московской области;

в) на всей территории страны.

  1. Что означает выражение: «Конституция обладает высшей юридической силой»:

а) ни один закон страны не должен противоречить Конституции;

б) все законы принимаются без опоры на Конституцию;

в)часть законов принимается в соответствии с Конституцией, а остальные – нет.

Ответ:

1______; 2______; 3______; 4______; 5______; 6______.

Тема. Как устроено наше государство?

  1. Задание. 

Выполните тест.

1. Что такое федерация:

а) союз, объединение республик, краев, областей;

б) отдельная республика;

в) отдельный город.

2. Российская Федерация состоит из:

а) несколько республик;

б) несколько краев;

в) субъектов федерации.

3. Субъекты федерации:

а) вправе принимать законы, действующие на их территории;

б) вправе принимать Конституции, действующие на их территории;

в) не вправе принимать ни законы, ни конституции.

Ответ: 1______; 2______; 3______.

  1. Задание.

Заполните таблицу:

Варианты ответа:

Президент

Федеральное собрание

Правительство

Суды РФ

Депутаты Государственной Думы

  1. Задание.

Установите соответствие.

Какие функции исполняет:

Выберите для ответа:

  • Глава государства
  • Судебная власть в РФ
  • Законодательная власть РФ
  • Исполнительная власть РФ

Тема. Гражданство и гражданин.

Выполните тест:

  1. Гражданство – это:

а) установленная законом связь человека с определенным государством;

б) специальное звание, установленное за особые заслуги;

в) положение, дающее привилегии.

  1. В органы власти РФ могут быть избраны:

а) только граждане России;

б) иностранные граждане;

в) и иностранные граждане, и граждане России.

  1. Гражданин Российской Федерации:

а) человек, имеющий гражданство в РФ;

б) человек, приехавший в Российскую Федерацию;

в) человек, выехавший за пределы Российской Федерации.

  1. Можно ли гражданина РФ лишить гражданства:

а) нет, ни при каких условиях;

б) в особых ситуациях;

в) можно по заявлению самого гражданина.

  1. Допускается ли в РФ двойное гражданство:

а) допускается со всеми государствами;

б) допускается с теми государствами, с которыми у России есть договор о двойном гражданстве;

в) не допускается.

Ответ: 1______; 2______; 3______; 4______; 5______.

Тема. Зачем изучать закон.

I. Выполните тест:

  1. Знание законов:

а) уменьшает количество преступлений;

б) увеличивает количество преступлений;

в) ни на что не влияет.

  1. Знание законов:

а) освобождает от ответственности за преступления;

б) дает человеку уверенность в себе, улучшает его правовую культуру;

в) смягчает вину при совершении правонарушения.

Ответ: 1______; 2______.

II. Задание.

Подумайте, где, по вашему мнению, были нарушены законы. Обведите кружочком:

а) человека не принимают на работу на том условии, что у него не та национальность;

б) мать не разрешает бабушке навещать внука;

в) продавец отказывается продать 10 – летнему ребенку дорогую вещь на том основании, что он еще мал;

г) продавец отказывается продать вам вещь, выставленную на витрине;

д) милиционер задержал пятиклассника за то, что тот поздно ходил по улицам, и не разрешает позвонить родителям.

Повторение по теме: «Основной Закон государства»

  1. Задание.

Разгадайте кроссворд.:

По горизонтали:

  1. Документ, обязательный для исполнения.
  2. Установленная законом связь человека с определенным государством.
  3. Орган государственной власти, который следит за исполнением законов.
  4. Власть, действующая в отношении всего населения на определенной территории.
  5. Глава государства.

По вертикали:

  1. Основной Закон государства.

2. Задание.

Ответьте на вопросы:

а) что такое субъекты федерации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) как разделяется власть в Российской Федерации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Права детей.

Тема. Какие права детей закреплены в международных документах.

  1. Задание.

Выберите правильный ответ.

1. Ребенком считается лицо:

а) не достигшее 14 лет;

б) не достигшее 16 лет;

в) не достигшее 18 лет.

  1. Какие международные документы защищают права детей:

а) Декларация прав ребенка;

б) Конвенция о правах ребенка;

в) Решение ООН.

  1. Каково основное содержание Конвенции и Декларации:

а) постоянная защита прав детей, забота о детях;

б) защита прав детей во время военных конфликтов;

в) защита прав детей в опасных чрезвычайных ситуациях.

  1. Кто обязан защищать права детей:

а) родители;

б) государство;

в) органы опеки;

г) специальные детские учреждения.

  1. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение:

а) во всех сферах жизни и деятельности;

б) только в среде своих друзей;

в) только в семье.

  1. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения своего мнения:

а) да;

б) нет;

в) все зависит от условий жизни в данной стране.

Ответ: 1______; 2______; 3______; 4______; 5______; 6______.

II. Задание.

Запишите в таблицу даты принятия и характер документов:

Название документа

Дата принятия

Характер документа

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Варианты ответов.

Даты:

  • 1959 год;
  • 1989 год

Характер:

  • Обязательна к исполнению для тех государств, которые ее подписали
  • Носит рекомендательный характер

Тема. Права детей по гражданскому кодексу.

I. Задание.

Выполните тест:

1. Гражданский кодекс рассматривает:

а) трудовые отношения;

б) имущественные отношения;

в) семейные отношения.

  1. Какие три возрастные группы детей и их права выделяет Гражданский кодекс РФ:

а) до 6 лет;

б) от 6 до 14лет;

в) от 14 до 16 лет;

г) от 16 до 18 лет.

  1. Может ли ребенок в возрасте от 6 до 14 лет совершать мелкие бытовые сделки:

а) да, под контролем взрослых;

б) нет, ни при каких условиях;

в) в особых случаях.

  1. Могут ли дети с 14 лет распоряжаться своим заработком, стипендией, вознаграждением:

а) да;

б) нет;

в) только с согласия взрослых.

Ответ: 1______; 2______; 3______; 4______.

II. Задание.

Ответьте на вопросы:

а) 15 – летний Иван устроился летом на работу. Родители не разрешают ему самостоятельно распоряжаться своим заработком. Законны ли требования родителей? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

б) бабушка дала 10 – летней Свете деньги для покупки книг, но забыла сказать, на какие цели были выделены деньги. Света вместо книг купила игру.

Могла ли Света самостоятельно распорядиться бабушкиными деньгами? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) 16 – летний Иван, получив согласие родителей, решил купить мотоцикл. Но в магазине ему отказались его продать.

Правильно ли поступили сотрудники магазина? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Права детей по семейному кодексу.

I. Задание. Ответьте на вопросы.

а) какие личные права детей закреплены в Семейном кодексе РФ? Отметьте в таблице правильные ответы:

№ п/п

Права детей по Семейному кодексу

1.

Жить и воспитываться в семье.

2.

Знать своих родителей.

3.

Общаться с родителями и близкими родственниками.

4.

Покупать все, что хочется.

5.

Гулять на улице в любое время.

6.

Смотреть телевизор.

7.

Выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих интересы ребенка.

8.

Обращаться в органы опеки.

9.

Обращаться я в суд.

б) каковы обязанности родителей по отношению к детям? Отметьте в таблице правильные ответы:

№ п/п

Обязанности родителей

1.

Защищать права и интересы несовершеннолетних детей.

2.

Воспитывать детей.

3.

Содержать несовершеннолетних детей.

4.

Заботиться о здоровье ребенка.

5.

Обеспечить ребенку возможность получить образование.

6.

Отказаться от ребенка.

7.

Вредно влиять на детей.

8.

Жестоко обращаться с детьми.

  1. Задание.

Выберите правильный ответ:

  1. В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?

а) отказ от ребенка;

б) болезнь родителей;

в) аморальное поведение родителей;

г) длительное отсутствие без причины.

  1. Куда определяется ребенок, если родители лишены родительских прав:

а) в другую семью;

б) в интернат;

в) устанавливается опека или попечительство;

г) никуда не определяется.

Ответ: 1______; 2______.

  1. Задание.

Ответьте на вопросы:

а) семья Ивановых решила усыновить 3-х летнего Диму. Будет ли Дима обладать теми же правами, что и родные дети Ивановых? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) мама 5-летней Иры не позволяла дочери общаться со своей бабушкой, поскольку считала, что та ее балует.

Имеет ли внучка право видеть бабушку? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Права детей по трудовому законодательству.

  1. Задание.

Выполните тест.

  1. Основным юридическим документом, регулирующим трудовые отношения, является:

а) Конституция РФ;

б) Кодекс законов о труде;

в) Гражданский кодекс.

  1. С какого возраста подросток может устроиться на роботу:

а) с  14 лет;

б) с 15 лет;

в) с 16 лет.

  1. В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних:

а) на вредных и опасных для жизни работах;

б) в ночное время с 22 часов до 6 утра;

в) в утреннее время с 6 утра до 8 утра.

  1. Сколько времени должен работать подросток от15 до 16 лет:

а) не более 24 часов в неделю;

б) не более 40 часов в неделю;

в) не более 36 часов в неделю.

  1. Какова продолжительность отпуска, предоставляемого несовершеннолетним:

а) 24 календарных дня;

б) 31 календарный день;

в) 40 календарных дней

Ответ: 1______; 2______; 3______; 4______; 5______.

  1. Задание.

Ответьте на вопросы:

а) Ивану 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем.

Будет ли Иван принят на работу ночным сторожем? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) 17- летняя Ирина попросила предоставить ей отпуск в июле. Заведующая отделом отказала ей, ссылаясь на то, что уже составлен график отпусков, все работники будут отдыхать по очереди. Ирина по графику должна пойти в отпуск в ноябре. Права ли заведующая?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторение по теме: «Права детей»

  1. Задание.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие международные документы защищают права детей?

а) ______________________________________________________________________________

б) ______________________________________________________________________________

  1. Какой закон в Российской Федерации защищает имущественные права детей?

________________________________________________________________________________

  1. Какой закон в Российской Федерации защищает права детей в семье?

________________________________________________________________________________

  1. Какой закон в Российской Федерации защищает права детей на труд?

________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Решите задачи. Определите, какой закон регулирует ситуации:

1. Шестилетний Вадим захотел купить в магазине альбом для рисования. Продавец отказался продать ему альбом, пояснив, что маленьким детям товары не продаются.

Прав ли продавец? Какой закон вступает в силу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Закон: __________________________________________________________________________

2. Отец 13 – летнего Вадима не выплачивал его матери алименты на содержание сына. В связи с этим Вадим решил обратиться в судебные органы для защиты своих прав.

Имеет ли право Сергей защищать свои права в судебных органах самостоятельно? Какой закон вступает в силу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон: __________________________________________________________________________

3. Во время каникул 14 – летний Александр решил устроиться на работу – разносить газеты. Родители Александра возражают. Они считают, что перед учебным годом сын должен как следует отдохнуть.

Может ли Александр в этом случае устроиться на работу? Какой закон вступает в силу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон: __________________________________________________________________________

«Ловушки для подростка»

Тема. Вовлечение детей в преступную деятельность.

  1. Задание.

? Какие виды правонарушений вам известны, выберите из предложенных вариантов, запишите:

Варианты:

  • Преступления
  • Проступки
  • Аморальное поведение

  1. Задание.

Определите, какие признаки характеризуют преступления, а какие - проступки.

№ п/п

Признаки

Преступление

или

проступок

1.

Большая общественная опасность.

2.

Действие, которое причиняет большой вред интересам общества, регулируется Уголовным кодексом РФ (убийство, кража, разбойное нападение и т.д.)

3.

Действие, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях (например, разбитое стекло, нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд на транспорте, распитие спиртных напитков и т.д.)

  1. Задание.

Определите, какие из перечисленных действий являются административными проступками, а какие – преступлениями. Запишите в таблицу номера ситуаций.

Административный проступок

Преступление

Ситуации:

  1. Нецензурная брань.
  2. Нанесение тяжких телесных повреждений.
  3. Переход улицы в неположенном месте.
  4. Уклонение от уплаты налогов.
  5. Кража личного имущества граждан.
  6. Нарушение правил противопожарной безопасности.
  7. Изготовление огнестрельного оружия.

  1. Задание. 

Отметьте правильный вариант ответа.

С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие преступления:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

  1. Задание. 

Ответьте на вопрос.

? Что за чем следует: преступление за наказанием или наказание за преступлением. Запишите:

  1. Задание. 

? Предусмотрено ли законом наказание за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность:

а) нет;

б) да, до 8 лет лишения свободы;

в) при совершении тяжких уголовных преступлений.

7. Задание.

? Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних. Выберите из предложенных вариантов верные ответы и запишите в таблицу.

                                                                     ПРЕСТУПЛЕНИЕ

НАКАЗАНИЕ

1.

2.

3.

4.

5.

Штраф

  • Конфискация имущества
  • Арест
  • Пожизненное лишение свободы
  • Смертная казнь
  • Обязательные работы
  • Исправительные работы
  • Лишение свободы
  • Лишение права заниматься определенной деятельностью
  • Лишение награды

Тема. Осторожно, наркотики!

  1. Задание.

Отметьте правильный вариант ответа.

? Определите, что такое наркотики:

а) лекарства;

б) вещества, поражающие нервную систему человека;

в) яд.

? С какого возраста наступает ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотиков:

а) с 14 лет;

б) с 16 дет;

в) с 18 лет.

  1. Задание.

Укажите, к чему ведет употребление наркотиков, отметьте знаком + в таблице:

1. Привыкание.

2. Деградация личности.

3.Возможность совершить преступление.

4. Непредсказуемость действий.

5. Смерть.

6. Хорошее настроение.

7. Беспомощность.

8. Агрессивность.

9. Усталость.

10. Умственное развитие.

11. Продление жизни.

12. Провалы в памяти.

13. Возможность самоубийства.

14.Возможность стать жертвой преступления.

  1. Задание.

Подумайте, что означает выражение: «Человек стал жертвой наркотиков»? Продолжите фразу:

Речь идет о человеке, который______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Определите, что опаснее с точки зрения закона: употреблять, хранить или продавать наркотики?

Какие меры ответственности предусматривает закон? Запишите нужный вариант (букву) в соответствующую колонку:

НАРКОТИКИ

Употребление

Хранение

Продажа

Принуждение к употреблению

Варианты ответов:

А - лишение свободы от 3 до 8 лет;

Б - лишение свободы сроком до 3 лет;

В - лечение в специализированном учреждении;

Г - лишение свободы сроком до 15 лет.

  1. Задание.

Ответьте на вопрос:

19 – летний Иванов, находясь за рулем, был задержан работниками милиции за нарушение правил дорожного движении. Оказалось, что он находился  в состоянии наркотического опьянения, но наркотиков у него с собой не было.

Будет ли задержанный привлечен к уголовной ответственности? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Когда подростки преступают закон.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ.

? Является ли совершение преступления:

а) отягчающим вину обстоятельством;

б) смягчающим вину обстоятельством;

в) просто преступлением.

? Какое преступление считается групповым? Если преступление совершено:

а) двумя лицами;

б)группой из 5 человек;

в) группой из 10 человек.

  1. Задание.

Какие преступления наиболее распространены среди подростков:

Отметьте в таблице знаком +.

1. Убийство.

2. Хулиганство.

3. Драки.

4. Вымогательство.

5. Угон транспортного средства.

6. Кражи.

7. Клевета.

8. Порча школьного имущества.

9. Наркомания.

10. Уклонение от уплаты налогов.

11. Безбилетный проезд на транспорте.

  1. Задание.

Соотнесите понятия и определения.

1.

Преступная группа

А

Открытое хищение чужого имущества.

2.

Соучастие в преступлении

Б

Заключение лица под стражу в случаях, предусмотренных законом.

3.

Арест

В

Совместное участие двух или более лиц в умышленном преступлении.

4.

Грабеж

Г

Группа лиц, совершившая преступление по предварительному сговору.

Ответ:

1________; 2________; 3________; 4_________.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ:

? С какого возраста наступает административная ответственность:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

  1. Задание.

Сидоров, которому было 14 лет, уговорил двух своих одноклассников взломать замок торгового киоска. Сам в преступлении не участвовал. Подлежит ли Сидоров уголовной ответственности? Если да, то как называется вид его участия в преступлении:

а) это пособник преступления;

б) это подстрекатель преступления;

в) это организатор преступления;

г) Сидоров не является преступником.

Отметьте правильный ответ.

  1. Задание.

Николаю 15 лет. Вместе с другом он совершил квартирную кражу, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Наступит ли уголовная ответственность? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Если вы попали в милицию.

1. Задание.

Подумайте и запишите, может ли несовершеннолетний попасть в милицию, если он:

Ситуации

Да или нет

1. Находился в состоянии алкогольного опьянения.

2. Находился в состоянии наркотического опьянения.

3. Переходил улицу в неположенном месте.

4. Ударил товарища.

5. Допустил безбилетный проезд.

6. Сообщил, что в здании школы заложена бомба, зная, что это ложь.

7. Не дал списать домашнее задание.

8. Солгал родителям.

9. Солгал работникам милиции.

10. Купил краденую вещь.

11. Не оказал помощь товарищу.

2. Задание.

Отметьте правильный ответ:

? На какое время могут задержать несовершеннолетнего работники милиции для установления его личности:

а) на 1 час;

б) не более 3 часов;

в) на сутки;

г) на 3-е суток.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ:

? На какое время может быть задержан несовершеннолетний при подозрении, что он совершил уголовное преступление:

а) на 24 часа;

б) на 72 часа;

в) на четверо суток.

  1. Задание.

Ответьте «да» или «нет».

Может ли несовершеннолетний быть допрошен, если:

Ситуации

Да или нет

1. Нет присутствия его родителей.

2.нет присутствия учителя.

3. Нет присутствия свидетелей.

4. Нет присутствия адвоката.

  1. Задание.

Отметьте правильные варианты.

? Каким документом несовершеннолетний может подтвердить свою личность:

а) паспортом;

б) справкой из школы;

в) свидетельством о рождении;

г) страховым полисом;

д) распиской друга.

  1. Задание.

Обладает несовершеннолетний, попавший в милицию, перечисленными правами:

Права

Да или нет

1. Право на защиту.

2. Право не давать показаний без присутствия родителей.

3. Право не давать показаний в ночное время.

4. Право быть отпущенным домой на непродолжительное время.

5. Право знать причину задержания.

6. Право на неприменение мер физического воздействия.

7. Право написать жалобу.

Повторение по теме: «Ловушки для подростка

  1. Задание.

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1.  Общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания.

  1. Кратковременный арест лица, подозреваемого в совершении преступления.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Мера ответственности за совершение тяжкого преступления, назначаемая судом.
  4. Документ с записью всего происходящего во время допроса, обыска, задержания.
  5. Ядовитые вещества, употребление которых запрещено законом.

По вертикали:

  1. Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

Они охраняют закон.

Тема. Суд.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ.

? Какие органы осуществляют правосудие в нашей стране:

а) Федеральное собрание;

б) суды Российской Федерации;

в) Правительство РФ.

? Что такое суд:

а) орган государственной власти;

б) орган, выражающий общественное мнение;

в) орган, существующий для наказания преступников.

  1. Задание.

Заполните схему, выберите необходимое:

Варианты ответов:

  • Равенство всех перед законом.
  • Вынесение приговора.
  • Участие предствителей лбщественности.
  • Гласность.

  1. Задание.

? Как называется решение суда. Запишите необходимое.

Варианты ответа:

  • Приговор.
  • Обвинение.
  • Заключение под стражу.
  • Доказательство.

  1. Задание.

Отметьте знаком +, что считается преступлением против правосудия:

1. Ложный донос.

2. Оскорбление судьи.

3. Заключение под стражу без решения суда.

4. Разглашение тайны следствия.

5. Участие свидетелей в судебном процессе.

  1. Задание.

Соотнесите понятиям определения.

1.

Правоохранительные органы.

А

Охрана личности и прав граждан, нравственности и общественного спокойствия.

2.

Общественный порядок.

Б

Органы государственной власти, главной задачей которых является деятельность по охране закона и правопорядка.

3.

Вещественные доказательства.

В

Вещи, предметы, имеющие отношение к совершенному преступлению.

4.

Суд.

Г

Орган власти, созданный для установления справедливости и общественного порядка.

5.

Правосудие.

Д

Судебный процесс, целью которого является справедливое решение гражданских, хозяйственных споров, уголовных дел.

1 _______; 2 _______; 3 _______; 4 _______; 5 _______.

Тема. Адвокат.

  1. Задание.

Отметьте правильный ответ.

? Адвокат – это:

а) юрист, который может оказать профессиональную правовую помощь гражданам и организациям;

б) юрист, который выносит приговор;

в) юрист, который следит за исполнением приговора.

  1. Задание.

? Что значит оказать юридическую помощь.

Отметьте знаком + правильный ответ:

Юридическая помощь - это:

1. Помощь в составлении документов.

2. Помощь при защите интересов обвиняемого в суде.

3. Помощь при толковании законов.

4. Помощь, которая оказывается судье для того, чтобы он вынес правильный приговор.

5. Помощь в случае необходимости составить юридическую справку.

  1. Задание.

? Каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право на пользоваться помощью адвоката. С какого момента действует это право?

Выберите правильный ответ, подчеркните:

а) с момента задержание;

б) с момента совершения преступления;

в) с момента заключения под стражу;

г) с момента вынесения приговора.

4. Задание.

? Когда юридическая помощь оказывается бесплатно.

Отметьте знаком + правильные ответы:

1. По уголовным делам несовершеннолетних.

2. При рассмотрении тяжких преступлений.

3. По трудовым спорам.

4. По делам о получении алиментов.

5. По уголовным делам, в которых принимает участие прокурор.

6. По делам, при рассмотрении которых предъявлены вещественные доказательства.

5. Задание.

? Ответьте на вопрос.

Несовершеннолетний Иванов угнал машину. Это уголовное дело суд рассмотрел без участия адвоката. Вправе ли суд был рассмотреть это дело без адвоката? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

? У Сидорова и Петрова возник конфликт. Сидоров обратился к адвокату. На следующий день к этому же адвокату обратился Петров для разрешения их спора. Адвокат согласился помочь.

Может ли адвокат оказывать помощь и Сидорову, и Петрову? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Прокурор.

  1. Задание.

Выберите правильный ответ.

  1. Прокурор – это:

а) юрист, который осуществляет надзор за действиями должностных лиц в момент задержания преступника;

б) юрист, осуществляющий надзор за точным исполнением законов должностными лицами и гражданами;

в) юрист, оказывающий помощь в рассмотрении спорных вопросов.

  1. Прокурор:

а) принимает меры к лицам, нарушившим закон, устраняет нарушения;

б) помогает гражданам при составлении юридических документов;

в) выносит приговор.

  1. При нарушении закона прокурор может:

а) отменить незаконное постановление следователя;

б) освободить незаконно задержанного гражданина из – под стражи;

в) участвовать в суде при рассмотрении трудового спора.

  1. Прокурор может:

а) указать на нарушение закона;

б) вынести протест;

в) рекомендовать пересмотреть дело.

  1. Во время суда прокурор:

а) поддерживает обвинение от имени государства;

б) защищает подсудимого;

в) наблюдает за ходом суда.

1________; 2________; 3________; 4________; 5________.

  1. Задание.

Ответьте на вопрос.

? Каковы обязанности прокурора.

Отметьте правильные ответы в таблице.

1. Следит за исполнением закона.

2. Участвует рассмотрении уголовных и гражданских дел

3. Поддерживает обвинение от имени государства.

4. Может вынести протест в случае неверного решения суда.

5. Оказывает помощь в составлении юридических документов.

6. В случае невиновности подсудимого должен отказаться от вынесенного им обвинения.

7. Дает разрешение на обыск, арест, прослушивание телефонных разговоров.

8.Дает разрешение на получение паспорта.

  1. Задание.

Подумайте, ответьте на вопросы.

  1. К уголовной ответственности за кражу был привлечен 12-летний Антон. Может ли прокурор направить это дело в суд? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. При рассмотрении уголовного дела о краже из кабинета географии видеомагнитофона оказалось, что вины 15 – летнего Григорьева нет. Должен ли прокурор поддерживать обвинение против Григорьева? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Милиция.

  1. Задание.

Определите, каковы задачи милиции. Отметьте правильный ответ.

а) обвинение преступника;

б) борьба с преступностью;

в) защита жизни и здоровья граждан;

г) вынесение приговора в суде.

  1. Задание.

? Какими полномочиями наделены сотрудники милиции. Отметьте в таблице знаком  +  верные ответы:

  1. Проверять документы, удостоверяющие личность.

  1. Вызывать граждан в отделение милиции в случае, если они привлечены к ответственности.

  1. Задерживать нарушителей порядка на любой срок.

  1. Задерживать человека до выяснения его личности более, чем на 3 часа.

  1. Составлять протоколы.

  1. Применять слезоточивый газ.

  1. Применять в наручники в отношении детей до 14 лет.

  1. Задание.

? С какого возраста гражданин обязан обратиться в паспортную службу для получения паспорта? Отметьте правильный ответ.

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 15 лет;

г) с 18 лет.

? В каком возрасте производится замена паспорта:

а) в 20 и 45 лет;

б) в 18 и 50 лет;

в) в 20 и 40 лет.

? Паспорт – это документ:

а) дающий право на проезд в транспорте;

б) удостоверяющий личность;

г) дающий право на передвижение по улицам города.

  1. Задание.

? Какие документы необходимы для получения паспорта.

Отметьте в таблице знаком  +  верные ответы:

1. Заявление лица, получающего паспорт.

2. Заявление родителей лица, получающего паспорт.

3. Справка из школы.

4. Свидетельство о рождении.

5. Фотографии.

6. Автобиография.

7. Справка из поликлиники.

8. Справка с места жительства.

Тема. Нотариус.

  1. Задание.

? Что входит в обязанности нотариуса

Отметьте в таблице знаком   +  верные ответы:

1. Нотариус удостоверяет различные сделки.

2. Оформляет наследство.

3. Оформляет покупки и продажу квартиры.

4. Оформляет доверенность.

5. Подтверждает копи документов.

6. Наблюдает за правильным применением законов.

7. Оказывает правовую защиту граждан.

8. Принимает участие в судебном процессе.

  1. Задание.

? Какие действия совершает нотариус при оказании юридической помощи при покупке и продаже дома. Вставьте пропущенные слова.

  1. Удостоверяет  ………………………………. обратившихся к нему граждан.
  2. Проверяет, каков ………………...………………..граждан, совершеннолетние ли они.
  3. Проверяет, принадлежит ли дом …………………………………….
  4. Проверяет, имеет ли право  ……………………………………… .купить этот дом.
  5. Разъясняет права и ……………………………………………продавца и покупателя после заключения договора.

Повторение по теме: «Они охраняют закон»

  1. Задание.

Вспомните назначение суда, адвоката, прокурора, милиции и нотариуса, запишите в таблицу.

Суд

Адвокат

Прокурор

Милиция

Нотариус

  1. Задание.

Соотнесите понятия и определения:

1.

Должностное лицо, наблюдающее за соблюдением и правильным применением законов.

А

Приговор

2.

Юрист, оказывающий правовую защиту обвиняемого в суде.

Б

Общественный порядок

3.

Органы, осуществляющие охрану общественного порядка.

В

Судья

4.

Главное должностное лицо судебном заседании.

Г

Прокурор

5.

Юрист, подтверждающий право наследства, оформляющий различные документы.

Д

Адвокат

6.

Охрана общественного спокойствия, обеспечение дисциплины граждан в общественных местах.

Е

Милиция

7.

Решение суда по уголовному делу.

Ж

Нотариус

1_______; 2_______; 3_______; 4_______; 5_______; 6_______; 7_______ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы  А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»  в рамках ФГОС....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...