Главные вкладки

    Юрченко Е.Ф. "Особенности формирования исторических представлений у учащихся с нарушением интеллекта".
    статья по теме

    Юрченко Елена Фёдоровна

    В статье расрываются осоьенности формирования исторических представлений у учащихся с нарушением интеллекта. (Коррекционная школа VIII вида).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osobennosti_formirovaniya_istorich_predstavleniy.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности формирования исторических представлений у

    учащихся с нарушением интеллекта

    Учитель истории,

    Почетный работник

    общего образования РФ

    Юрченко Е.Ф.

    г.Москва


    Процесс изучения истории учащимися общеобразовательных (коррекционных) школ начинается с усвоения фактов. Специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, невоспроизводимы, их невозможно наблюдать. Поэтому для формирования представлений о каком-либо историческом факте необходимы ассоциативные связи с имеющимися у учащихся представлений о современных событиях и явлениях.

    Знание отдельных фактов, характерное для учащихся с нарушением интеллекта, не позволяет говорить  об усвоении ими истории. В процессе обучения истории факты нужны не только сами по себе, а для сопоставления и определения существенных связей, для их обобщения и усвоения в системе.

    Исторические факты различаются по объёму, сложности и значимости.

    Только сочетая факты разного порядка, можно создать конкретный образ исторического события. Для учителя специальной (коррекционной) школы всегда важен чёткий отбор необходимого, достаточного и доступного материала для усвоения исторических фактов учащимися с нарушением интеллекта.

    Исторические события и явления тесно связаны друг с другом. Изучение единичных фактов позволяет понять типичные факты (явления).

    Основным критерием отбора фактов для урока истории в специальной (коррекционной) школе являются:

    1. Научная достоверность.
    2. Конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия.
    3. Возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности.
    4. Возрастные особенности учащихся.

    Познание начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т.е. исторических представлений:

    а) о фактах прошлого;

    б) об историческом времени;

    в) об историческом пространстве.

    Приёмы и средства формирования представлений о фактах прошлого

    в специальной (коррекционной) школе.

    Одной из важнейших задач обучения истории в специальной (коррекционной) школе является создание у учащихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества:

    а) о материальной жизни (орудиях труда, занятиях людей, отраслях хозяйства);

    б) о социально – политической жизни;

    в) об исторических деятелях;

    г) о событиях военной истории;

    д) об историко – культурной жизни.

    Восприятие учащимися  специальной (коррекционной) школы характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, малой продуктивностью.

    Представления их бедны из-за трудности установления связей между воспринимаемыми объектами  и теми объектами, которые воспринимались раньше; претерпевают изменения, с трудом формируются представления на словесной основе.

    Поэтому огромную роль играют наглядные образы. С этой целью необходимо использовать разнообразный наглядный материал в сочетании с устным изложением или чтением текста.

    1. Иллюстрация учебника.
    2. Аппликация.
    3. Учебные картины.
    4. ТСО.
    5. Живое слово учителя.
    6. Цифровой материал.
    7. Дополнительная литература.
    8. Экскурсии.
    9. Внеклассная работа.

    Это основные пути, средства и приёмы формирования исторических представлений учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

    Особенности формирования историко – пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта.

    Представление об историческом пространстве – это соотнесение определённых исторических событий с конкретным местом их совершения, т.е. локализация исторического события.

    Локализация исторического события в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков, аппликаций. Работая с ними на уроке необходимо учитывать имеющиеся у учащихся нарушения пространственных представлений.

    К ним относятся:

    1. Значительное преуменьшение реальных расстояний.
    2. Затруднения при ориентировке в географических направлениях.
    3. Непонимание расположения объектов относительно друг друга.
    4. Восприятие разных по величине объектов, расположенных на различном расстоянии, одинаково, неправильно.

    Изучая любое историческое событие, учащиеся должны представлять:

    а) место, где происходит событие;

    б) направленность действий;

    в) дальновидность расположения объектов относительно друг друга;

    г) условия местности, её особенности;

    д) роль географической среды в жизни и деятельности людей Там, где возможно это определить).

    Формирование пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта затруднено, поэтому нужно чаще использовать различные практические работы с картой, схемой, планом, меловым рисунком на доске, аппликациями.

    В формировании историко – пространственных представлений у учащихся школы VIII вида большая роль принадлежит исторической карте.

    Используются приёмы работы с исторической картой:

    1. Приём «оживления» карты аппликациями, условными знаками;
    2. Приём комбинированной работы с несколькими картами;
    3. Определение по карте дальности расстояний.
    4. Приёмы работы с контурной картой.

    Работа с исторической картой должна вестись систематически, на каждом уроке; при изучении и закреплении нового материала, при выполнении домашнего задания, на повторительно – обобщающем уроке.

    Схема используется реже, чем карта, но работать с ней легче, т.к. схема отражает какой- либо единичный факт, масштабы её невелики, «география» местности изображается небольшим количеством условных обозначений.

    Обязательное условие применения схемы – её соотнесение с исторической картой.

    Разновидностью схемы является меловой рисунок на доске, дополненный аппликациями. Использование такой условной наглядности помогает обучающимся лучше понимать и усваивать исторический материал, развивает пространственную ориентировку.

    Таким образом, для развития исторических представлений учащихся учитель использует разнообразные средства, приёмы и методы, постоянно варьируя их и активизируя познавательную деятельность своих учеников.


    Литература:

    1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

    1. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы)/ Сост. Б.П.Пузанов. М., 1986

    1. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе: /Под редакцией М.И.Кузьмицкой. М., 1964.

    4. Сукневич И.И. Методика формирования исторических представлений  и понятий у учащихся IV классов. М., 1968.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»

    Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...

    Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта".

    Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта"....

    Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

    Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...

    Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у учащихся с нарушением интеллекта во внеклассных занятиях

    Вся система коррекционно-педагогической деятельности направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира.......

    Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

    Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями....

    Доклад по теме "Особенности формирования историко-пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта"

    Изучение истории тесно связано с изучением пространства. А.И. Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального сод...

    «Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

    Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...