«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
учебно-методический материал на тему

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»        

       Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.

    По своим психофизиологическим механизмам, чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

     Отечественные исследователи (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, А.К.Аксёнова) выдвинули принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, согласно которому речевое развитие играет ведущую роль в опосредовании психических процессов. Первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы ребенка при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно продуцирует ряд вторичных и третичных отклонений, которые ведут к трудностям обучения детей в школе.

В процессе чтения можно выделить 2 стороны:

- техническую (соотнесение зрительного образа с его произношением);

- смысловую, которая является основной целью процесса чтения.

Понимание осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение. Между этими сторонами существует и тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста.  Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. В процессе овладения чтением умственно отсталые дети проходят те же этапы, однако они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чтению у них растягиваются во времени, а промежутки между ними более продолжительные. Для детей с умственной отсталостью нарушения речи имеют еще более серьезные последствия. Наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами детей с умственной отсталостью являются нарушения письма и чтения, которые часто носят системный характер и затрагивают многие разделы речевой системы. Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие детей с умственной отсталостью. Дети с патологией чтения не слышат в слове его звукового состава, поэтому они не могут овладеть слитным чтением. Обратной стороной того явления является овладение буквенными обозначениями.

 По мнению ряда исследователей (А.К.Аксёнова, Р.С.Левина, Н.К.Сорокина, Р.И.Лалаева ) психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей - все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями. Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, пропуски, повторы, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников коррекционной и представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и тормозящее развитие навыка беглого чтения.

Программа общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.

    Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач уроков чтения и развития речи.

     Как добиться осознанности, выразительности, правильности и скорости чтения?

     В этом  учебном году, когда ко пришли учащиеся 5 класса, обследовав их навыки чтения,  я поставила перед собой цель - повысить уровень сформированности навыков чтения у учащихся.

Для достижения указанной цели определены мною следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в общей и специальной методической литературе.

2. Выявить особенности формирования навыков чтения у учащихся 5 класса.

3. Использовать в своей работе инновационные методики и технологии по совершенствованию навыков чтения.

4. Разработать и опробировать игровые приемы формирования навыков чтения с учётом психофизиологических возможностей учащихся с нарушением интеллекта.

    Тему для самообразования определила: «Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и пути их совершенствования».

     Одна из основных задач уроков чтения – формирование прочных навыков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения.

  Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательного чтения. Осознанность чтения – полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное усвоение читаемого материала. Они не понимают некоторых слов, недостаточно правильно устанавливают взаимоотношения частей текста, временные, пространственные и причинные связи описываемых явлений, событий и предметов, следовательно, нечётко представляют себе основное содержание читаемого, не улавливают главной мысли. Недостатки в сознательности чтения объясняются некоторыми особенностями умственно отсталых детей в восприятии художественных произведений. Учащиеся часто воспринимают формальную оболочку слова, а не образ, стоящий за ним. Они склонны к механическому восприятию текста. Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям. Решению этих задач помогают уроки внеклассного чтения. Также провожу на каждом уроке чтения пятиминутки «по жужжащему чтению» и стараюсь выяснять понимание детьми прочитанного в краткой беседе. Специальные занятия, направленные на ознакомление с окружающими предметами, явлениями, на развитие речи, создают достаточный запас представлений, помогающих детям быстрее осмысливать содержание доступных им текстов. Особенность формирования навыка правильного чтения связано с процессами фонематического слуха, звукопроизношения. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста.

А.К.Аксенова трактует правильное чтение - как чтение без искажения звуко - буквенного или слогового состава слова - безошибочное чтение.

   Выразительность чтения – такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаётся эмоциональное и смысловое содержание произведения.

     Умственно отсталые не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание, громко или наоборот тихо читают. В целом чтение отличается монотонным характером. При этом учащиеся коррекционной школы обладают неплохими способностями к выразительному чтению. Говоря о разнообразии приемов формирования навыков чтения следует подчеркнуть, что успех будет достигнут только при условии, что учитель владеет ими сам и целенаправленно готовится не только к смысловому анализу произведения, но и к выразительному его прочтению. Дети подражают учителю, поэтому образцовое чтение самим учителем грает большую роль в овладении выразительным чтением. Также при обучение выразительному чтению нужно использовать хоровое чтение, чтение по ролям, слушание грамзаписей с образцовым исполнением артистов, показательное чтение лучших учеников и другие приёмы. Чтобы читать выразительно, чётко нужна содружественная работа речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата. Для постановки правильного дыхания проводится  дыхательная гимнастика. Только чтение вслух даёт возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц.

      Учащиеся специальной школы должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания. В процессе анализа произведения устанавливается наличие логических пауз, выделяются слова, которые несут смысловое ударение, определяются темп чтения каждого абзаца, тон и сила голоса. Для детальной работы над выразительностью чтения выбирают соответствующие произведения.

     Дальнейшее совершенствование процесса осуществляется в направлении развития беглости и выразительности. Беглость чтения – это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение. Темп чтения у умственно отсталых детей в большей степени, чем у учащихся массовой школы, зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем он сложнее, тем медленнее читают дети.

    Умственно отсталые дети, вследствие сниженного познавательного интереса, самостоятельно не обращаются к книге за получением новых сведений. Они выполняют только задания учителя по классному и внеклассному чтению и другим учебным предметам, что оказывается явно недостаточным для выработки техники чтения. В связи с этим возникает вопрос о такой организации урока, когда все ученики прочитывают текст неоднократно, и остаются активными на протяжении всего урока. Особенно это касается повторного чтения и последующего закрепления материала, когда активность учащихся заметно падает. Умственно отсталые дети допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывая окончания и т. д., что затрудняет выработку навыков беглого и выразительного чтения. Становление навыка беглого чтения у умственно отсталых детей — процесс достаточно длительный. Темп и скорость чтения учеников одного класса различны. Без целенаправленной работы многие школьники так и не достигают уровня взрослого чтеца. На уроках необходимо организовывать работу по сочетанию разных приёмов чтения. Не менее важна для формирования навыков беглого чтения развитая оперативная память. Она позволяет умственно отсталому ребёнку помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом. Также дети испытывают определённые трудности в запоминании речевого материала. Прочитав несколько предложений, ученик может забыть, о чём говорилось в первом предложении.

     Умственная недостаточность учащихся вспомогательной школы мешает выработке у них умения составлять план полностью самостоятельно, поэтому используются произведения, которые легко членятся на части и в которых нетрудно выделить основную мысль. В остальных случаях ученики выполняют одну из операций: либо делят текст на части по данному плану, либо озаглавливают части, разбивка которых определена текстом.

      В развитии навыка осознанного чтения на уроках проводятся следующие виды занятий:

- подготовка учащихся к восприятию текста;

-словарная работа;

-выразительное первоначальное чтение произведения учителем;

-чтение текста учащимися;

-анализ прочитанного при повторном чтении;

-составление плана;

-пересказ;

-работа над выразительными средствами художественного произведения;

-характеристика героя;

-творческая деятельность школьников.

   Выработка навыков чтения происходит сложным путём, состоящим из ряда последовательных этапов. Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у умственно отсталых детей протекает в единстве.

   Для формирования навыков чтения применяются различные методы:

*методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; работа с учебником; игровые задания и занимательные упражнения, дидактические и познавательные игры, создание ситуаций);

*методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

*методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником;

*методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения;

*методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), работа по карточкам.

    В своей работе использую методики А.К.Аксёновой, В.В.Воронковой,   Р.И.Лалаевой, М. Ф.Гнездилова, Н.Г.Галунчиковой.

Список литературы

1. Аксёнова, А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аксёнова, А.К. Практикум по методике русского языка во вспомогательной школе. А.К. Аксёнова, Н.М. Барская. – М.: Просвещение, 1989.

3. Аксёнова, А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения.  А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. – М., 1987.

4. Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. – М.: Педагогика, 1991.

5. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.  М.Ф. Гнездилов. – М.: Просвещение, 1965.

6. Гнездилов, М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы  М.Ф. Гнездилов. – М.: Просвещение, 1962.

7. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы  В.Г. Петрова. – М.: Педагогика, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В IХ КЛАССЕ (ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕУЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В  IХ КЛАССЕ(ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА)А. К. Аксенова, Н....

Рабочая программа на 2014/ 2015учебный год Учебный предмет: Чтение Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа на 2014/ 2015учебный годУчебный предмет:  ЧтениеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

Конспект урока чтения в 6 классе по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

У детей с умственной отсталостью очень важно на каждом уроке формировать не только учебные компетенции, но и психические процессы(память, внимание, мышление, воображение)....

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...