Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".
статья по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota_na_urokah_istorii_v_kor_shkole_8_vida.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии

Учитель истории

Юрченко Е.Ф.

Москва-2012 г.


Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии

Одним из обязательных видов работы на уроке истории является словарная работа.

Без нее невозможно усвоение фактических знаний, формирование исторических понятий и активного словаря учащихся, т.е. обучения истории.

Учащиеся впервые сталкиваются с целым рядом исторических терминов, которые им необходимо предельно ясно усвоить и которыми они должны научиться свободно пользоваться.

Возрастающее умение выражать свои мысли точными словами – показатель развития мыслительной деятельности учащихся в целом, поэтому в коррекционной школе работа над развитие речи является существенной частью коррекционной работы. При чтении любого текста следует добиваться точности произношения, требовать, чтобы учащиеся при ответах употребляли новые слова, раскрывая их смысл, чтобы они умели описать исторические явления, лица, события, пользуясь необходимыми терминами, которые даны учителем и имеются в учебном пособии.

В зависимости от сложности понятия, которое выражено в слове или словосочетании, организуется работа над ними. Слова, обозначающие конкретные предметы, объясняются сразу же по прочтении фразы (например, «кольчуга», «шлем», «терем» и т.п.). Лучший способ объяснения слов такого рода - наглядность. Иногда объяснение трудных слов сопровождается грамматическим разбором. Слово пишется на доске, к нему подбирают однокоренные слова (пример «воевода» – воевать, воин и т.д.)

Слова, обозначающие сложные понятия, разбираются перед рассказом учителя или перед чтением, а затем включаются в рассказ учителя («барщина», «крепостной» и т.д.)

Словарные слова записываются в тетрадь под рубрикой: словарь. Словарная работа ведется систематически.

Кроме терминов и слов, отражающих определенные исторические понятия, при работе с текстом учебника учащиеся встречаются с образными выражениями, метафорами. Нередко учащиеся неверно понимают отдельные слова и выражения (либо слишком конкретно, либо в житейско – бытовой, привычной интерпретации).

Необходимо учитывать это в словарной работе, обращать внимание на многозначные слова, их этимологию.

Примеры:

  1. Князь – военачальник у древних славян, затем правитель государства (княжества); слово «князь» возможно произошло от древнеславянского «конязь» – конный воин, всадник.

  1. Бояре – советники князя (вероятно от слова «болярин – большой, главный). Позже бояре превратились в крупных землевладельцев.

3. Дружина – от слова «друг».

  1. Вече – народное собрание, произошло от глагола «вещать» – говорить.

  1. Рать – войско.

  1. Ратник – воин. Эти слова произошли от слова «ратовать», биться, сражаться за что-нибудь или против кого – нибудь.

При опросе стремлюсь получить полные ответы с использованием этимологии.

Что это дает? – развивает речь, расширяет словарные запас, вызывает интерес учащихся к предмету.

Практика свидетельствует, что для лучшего усвоения ряда терминов недостаточно их объяснение в учебнике, нужно добавить объяснение учителя. Желательно, чтобы школьники зрительно представили себе то, о чем идет речь.

Так, говоря о мозаике, фреске, кольчуге, пищали и пр., следует показать иллюстрации учебника, таблицы, раздаточный материал, картины.

Пример. Картина «Баскаки».

Баскаки – сборщики дани (дань – поборы с населения). Идет рассказ – беседа по картине.

Рассказ учителя: Хан Золотой орды посылал своих чиновников – баскаки с вооруженными отрядами для сбора дани. Баскаки старались выжать из народа все, что могли. Чтобы никто не ушел от дани, несколько раз проводилась перепись всего населения, включая однодневных младенцев.

Баскаки собирали дань с бесчеловечной жестокостью. Недаром слово «баскак» по-татарски означает «давитель» (от глагола «давить, подавлять»). Баскаки часто забирали у крестьян имущество, лошадей, орудия труда. Многие после выплаты дани становились нищими. У бедняков забирали дочерей, сыновей, жен, а иногда и самих угоняли в рабство.

Завоеватели уводили в Орду прежде всего ремесленников – мастеров своего дела, а также девушек и молодых женщин.

А теперь посмотрим картину «Баскаки». Что мы видим?

Проводится беседа.

  1. Как изобразил художник сбор дани баскаками?
  2. Кто такие баскаки?
  3. Почему баскаков сопровождала многочисленная орда?
  4. Отдача 1/10 доходов с хозяйства – это один из признаков угнетения русского народа.

Как оно называлось? (ИГО – новое слово)

При опросе необходимо стремиться получить при определении термина «баскаки» – полный рассказ.

Запомнить термины помогают и задания в рабочей тетради.

  1. Кроссворды.

  1. Соотношение термина и объяснения. Пример.

Задание. Объясни слова, показав цифрой правильный ответ.

1. Струги             помещение, где жили монахи

2. Басма               большая лодка

3. Келья               районы города

4. Слободы          ханская грамота

  1. Задания на знание терминов на определенную буквы.

Выпиши в квадратики четыре слова на букву «Д».

  1. Название крупнейшей реки Древней Руси.
  2. Отряд воинов, ближайших помощников князя.
  3. Защитники жилища по верованиям древних славян.
  4. Платежи монголо – татарам.

Эти формы работы возможны на всех этапах урока.: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Она активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует лучшему запоминанию исторических терминов.

Словарная работа тесно переплетается с таким видом работы как  работа с иллюстрациями учебника (вооружение, шлем, орудия труда, здания, кольчуга). Наиболее широко она проводится при изучении нового материала, органически входя в рассказ учителя при чтение текста. Место этой работы на уроке определяется содержанием картины и композицией рассказа (например, «Ледовое побоище»). Слова – «рыцарь», «крестоносцы» и т.д.)

Работа с текстом учебника, рассказ учителя, анализ иллюстраций и связанная с ними словарная работа проводится таким образом, что составляет единое целое. Всё связано между собой внутренней логикой и по содержанию и по методической последовательности. Один вид работы дополняет и продолжает другой, представляя собой в целом важный этап урока – изучение нового материала, а в целом развитие личности ребенка в том числе и умения правильно, красиво говорить, употребляя новые исторические термины.

Словарная работа на уроках истории способствует развитию мыслительной деятельности и речи учащихся, является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦПМСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ,ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯВ УСЛОВИЯХ ЦПМСС...

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Актуальность методической разработки обусловлена решением задач, поставленных перед современным математическим образованием:устранение излишней формализации обучения, усиление прикладной направленност...

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики  как одна из форм развивающего обучения...

МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Это статья об особенностях словарной работы на уроках истории в коррекционной школе для глухих и слабослышащих обучающихся....

Юрченко Е.Ф. "Развитие временных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье раскрываются приёмы и методы работы по развитию временных представлений на уроках историии у у чащихся, имеющих недлостатки в интеллектиальном развитии....

Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии.

Не секрет, что сегодня дети все меньше и меньше читают. Им все сложнее выражить свои мысли. Поэтому развитие речи учащихся является одной из образовательных задач учителя....

Особенности обучения письму и развитию речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Целью уроков письма и развития речи  у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...