МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по истории на тему

Это статья об особенностях словарной работы на уроках истории в коррекционной школе для глухих и слабослышащих обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_slov._rab.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Каждый ученик в коррекционной школе должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Большое значение в этом процессе играет активный словарь ученика. Это именно те слова, которые каждый обучающийся,  осознанно включает в свои ответы на задания по пр.

        На уроках истории преподаватель формирует основные исторические понятия. «Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений…Исторические понятия – это стержень системы научных знаний».

        Одной из важной формой работы над историческими понятиями на уроках истории является словарная работа с опорой на учебник. Не только учитель объясняет новые термины-понятия, трудные слова и выражения, но и предлагает подобного рода задания учащимся для самостоятельной работы. С этой целью на уроках ведется так называемый "Свиток времени" - рабочий плакат виде длинной вертикальной ленты, на которую на каждом уроке учащиеся дописывают новые понятия. Для такой работы, используя информационно-коммуникативные технологии,  заранее подготавливаются файлы на электронных носителях, содержащие новые термины и наглядные изображения, варианты описания понятий.

        Конечно, словарная работа является целой системой по обогащению и развитию речи слабослышащих детей на уроках истории. Это система делится на разделы: объяснение нового словаря, закрепление словаря, включение его в речевую практику, лексические и лексико-стилистические упражнения. Легче всего учащимися усваиваются понятия, отражающие конкретные события истории и имеющие опору на наглядно-чувственный опыт ребенка (например, исторические памятники). [2, с.21] На примере памятника Кириллу и Мефодию в Москве усваиваем такие важные понятия как монумент, письменность, православие, азбука. Сам памятник состоит из постамента и двух статуй - братьев стоящих рядом в полный рост. В руках Мефодий и Кирилл держат главные атрибуты православия - крест и Святое Писание. Придя с религиозной миссией в славянские земли, они совершили великое деяние для развития культуры и науки, которое невозможно переоценить, - составили старославянскую азбуку. Они - это братья, Кирилл и Мефодий. Памятники им стоят по всей России и в городах стран бывшего СССР: Ханты-Мансийске, Самаре, Севастополе, Одессе, Киеве, Мурманске и Москве.  С помощью программы Power Point можно создавать презентации с использованием фотографий памятников и описаниями этих объектов. Сами учащиеся могут составить презентацию, овладев навыками работы с этой программой. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока.

 Понятия, отражающие имущественные  социальное положение людей, вызывают затруднения в определении статуса человека. Изучая эти термины на уроках истории, учитель обращается к историческим документам. Чтобы объяснить новые термины «помещик» и «крепостные крестьяне", необходимо поработать с документами о жестоком обращении с крестьянами помещицы Салтыковой.

                Разобрав этот документ, учащиеся делают краткий вывод, что имущественное и социальное положение крепостных крестьян и помещиков сильно отличались. Используя, определенные файлы персонального компьютера, учитель наглядно показывает неравное отношение этих социальных категорий.

Определенные сложности вызывают понятия, характеризующие власть, политическое положение людей, общественные отношения. Например, слово «царизм» - царский режим, политический строй монархии во главе с царем.  Изучая это историческое понятие необходимо построить генеалогическое дерево династии Романовых, объяснить основные особенности царской власти в России, сделать краткие сообщения о наиболее ярких представителях власти.  

Самыми сложными для усвоения являются понятия обществоведческого характера. Эти понятия обладают наиболее высоким уровнем обобщения. Давая определение термину государство, необходимо поработать с разными словарями используя интернет ресурсы и библиотечные издания. И в завершении работы сами учащиеся выводят свое определение с опорой на разные исторические источники.  

Список использованной литературы:

1.        Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М.,1986.

1.        Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы/Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.

2.        Толковый словарь / Сост. Д.Н. Ушаков. М., 2008-2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

Обучение химии глухих и слабослышащих обучающихся

В доклате представлен личный опыт работы по обучению химии глухих и слабослышащих обучающихся...

Методическая разработка на тему "Модель построения предложения как средство формирования коммуникативной компетентности глухих и слабослышащих обучающихся"

В методической разработке представлен комплекс средств обучения для формирования коммуникативной компетентности обучающихся:карточки-модели построения предложений, в основе которых лежит глагол как ба...

Конспект урока русского языка в 6 классе для слабослышащих обучающихся. Тема "Деловые бумаги. Объявления"

Конспект урока можно использовать на уроках развития речи в школе для глухих и слабослышащих учащихся....

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

Статья по теме: "Ассистивные средства коммуникации глухих и слабослышащих обучающихся"

В статье раскрываются виды, устройство и особенности основных технических ассистивных средств коммуникации, используемых детьми с нарушением слуха....