Обучение химии глухих и слабослышащих обучающихся
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Зубрилова Елена Вячеславовна

В доклате представлен личный опыт работы по обучению химии глухих и слабослышащих обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizatsiya_obucheniya_na_vechernem_otdelenii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЦЕНТР ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО, НАДОМНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СТУПЕНИ» КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД:

«Вопросы оптимизации обучения химии глухих и слабослышащих обучающихся вечернего отделения ОКУ «Центр «СТУПЕНИ»

ПОДГОТОВИЛА

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ

ЗУБРИЛОВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ГОРОД КУРСК – 2014 ГОД

Обучение химии глухих и слабослышащих обучающихся вечернего отделения ОКУ «Центр «СТУПЕНИ»

Параллельно с основными задачами обучения химии в коррекционных школах I и II вида дополнительно существуют еще две взаимосвязанные проблемы, без решения которых невозможен процесс оптимизации обучения химии — развитие логического мышления и речи на основе словесного выражения учебного материала.

Недостаточный уровень развития словесной речи приводит к тому, что мышление глухого основывается преимущественно на тех образах и представлениях о предметах и явлениях окружающего мира, которые у него складываются в результате зрительного восприятия. Остаточный слух, осязание, обоняние и вкус играют в данном процессе вспомогательную роль. Жестовая речь глухих обучающихся не может служить достаточной базой для достижения той степени обобщения, которая возможна при владении словесной речью. Поэтому глухой ребенок в некотором смысле отстает в своем умственном развитии от слышащих сверстников. Усвоение словесной речи открывает возможности формирования отвлеченного мышления в понятиях, без которых невозможно обучение химии.

Возникает необходимость выполнения двух условий: замедленность темпа прохождения учебного материала и некоторая его адаптированность, так как с самого начала обучения ведется большая работа по овладению необходимой химической лексикой и терминологией.

Наиболее распространенным и в целом эффективным средством изложения материала является устная речь, которую учитель химии должен всемерно использовать на уроке. Однако на вечернем отделении Центра для установления лучшего контакта между обучающимися и учителем используются особые вспомогательные средства: жестовая речь, дактилология, четкая артикуляция учителя, обеспечивающая чтение с губ, использование звукоусиливающей аппаратуры.

Учебники, предназначенные для общеобразовательных школ, не всегда в полной мере пригодны для обучения глухих, поскольку словарный запас и понимание многих словосочетаний глухими весьма ограничены. Поэтому основную часть времени учитель тратит на объяснение неслышащих слов и понятий.

В процессе освоения нового словаря учитель  прививает обучающимся:

1) считывание новых слов с губ учителя;

2) правильное их произнесение;

3) прослушивание этих слов через звукоусиливающую аппаратуру;

4) правильное и активное использование терминов в предложениях.

Такая работа проводится на каждом уроке химии, отводя ей 5—7 минут. Словарный минимум повторяется из урока в урок с последующим добавлением новых слов. Кроме того,  проводятся слухо-зрительные и слуховые диктанты, которые способствуют закреплению словаря обучающихся и проверке их знаний по химии.

Для правильной словесной передачи учебного материала необходимо научиться логически мыслить. Наблюдения показали, что обучающиеся легче и правильнее отвечают на вопросы с места, чем у доски. Очевидно, что устный пересказ рассматриваемого материала начинается с подражания учителю, поэтому рассказ учителя должен быть простым и небольшим по объему, лучше всего в форме эвристической беседы. Не обязательно каждый раз добиваться самостоятельного ответа обучающегося.  На первых порах учителю достаточно при объяснении раскрывать ход своих рассуждений в форме вопроса — ответа.

Для развития устной речи глухого необходимо научить его составлять сначала самые простые предложения по теме уроков, а затем короткие описания приборов и опытов.

Обучение обычно начинается с составления однотипных предложений и использования типичных глаголов, которые являются опорными. Опорные глаголы, наиболее употребляемые в рассказе, даются в виде плаката или выписываются на доске, например: взаимодействует с..., образуется, выпадает в осадок, выделяется газ..., диссоциирует и т. д. Такой прием способствует лучшему считыванию с губ и запоминанию новых слов и терминов. Отдельные характерные обороты и фразы полезно заучивать, например: «Формула... выражает состав одной молекулы...» Вместо многоточия вставляется название любого вещества, которое изучается на данном уроке. Постепенно обучающийся накапливает определенные стереотипные словесные выражения, характерные для изученных тем по химии.

Специфика преподавания в коррекционной школе не должна  препятствовать применению современных методов обучения, характерных для общеобразовательной  школы. При изложении материала используются, например, исследовательский метод, проблемное изложение отдельных тем, применение технических средств, составление обобщающих таблиц и схем по разделам. Учитель химии должен применять все возможные средства и методы, обеспечивающие прочное знание предмета.

Список используемых источников.

  1. Волкова Л.С., Граш Н.Е., Волков А.М. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе /журнал Дефектология. 2002. №3
  2. Дорофеева И.И., Гиндина Е.А. Из опыта работы по интеграции детей с нарушением слуха./ Материалы международной конференции «Инклюзивное образование:  перспективы развития в России».
  3. Малофеев Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. /журнал Дефектология 2001. №5.
  4. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами / Дефектология. – 1997, №6.
  5. Сборник нормативных документов/Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. M.: ACADEMIA. АПК и ПРО, 2002
  6. Сурдология на рубеже столетий/ журнал «В едином строю», №7-8, 2001
  7. Сурдопедагогика / Учебник для ВУЗов под ред. Речицкой Е.Г.. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. М.: 2004.
  8. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996.