Главные вкладки

    ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
    статья на тему

    Семенченко Марина Владимировна

    Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семенченко М.В.

    учитель географии и биологии

    МКОУ «СШ №3»

    ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ  БИОЛОГИИ  КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ

                                                «Хороших методов существует  столько, сколько существует хороших  учителей»              

      Д.Пойя

         Стремительно развивающееся современное общество ставит перед школой все новые и новые задачи. Одной из таковых является внедрение активных образовательных технологий в процесс обучения. Учитель при этом становится не передатчиком информации, а выполняет роль  ведущего процессом обучения, основанном на взаимодействии между  участниками образовательного процесса. Ученики на уроке заняты поиском истины, самостоятельно решают задачи, требующие напряжения мысли. Ключевая особенность метода  в том, что это процесс открытия, в котором учащиеся, взаимодействуя друг с другом, извлекут пользу, овладев навыками самостоятельного руководства своим обучением. Технология активного обучения даёт возможность нестандартно организовывать учебный процесс, обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.

            Для того чтобы организовать процесс  мыследеятельности  в построении нового знания приходится искать такие технологии, которые бы способствовали развитию у школьников базовых способностей (мышление, воображение, различительная способность и т.д.).                  Формирование способностей идет через определенные способы деятельности. Вовлечение учащихся  в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразование их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности. Существует множество методов активного обучения это и:

    • Круглый стол
    • Мозговой штурм
    • Дуэль
    • Деловые и ролевые игры
    • Упражнения-энергизаторы
    • Работа в парах и группах
    • Аквариум
    • Дерево решений
    • Броуновское движение
    • Лабораторные и практические работа

         При подборе методов работы следует учитывать особенности развития обучающихся с ОВЗ. Так если в общеобразовательном классе за урок можно использовать несколько разнообразных методов, в коррекционных классах тем работы несколько замедлен, ребята нуждаются в более точном и полном объяснении инструктажа работы. В соответствии с положениями инклюзивного обучения дети с ограниченными возможностями развития должны в результате обучения и воспитания стать полноправными членами общества. Это и толкает педагогов формировать занятия так, чтобы обучение заинтересовывало детей, позволяя повысить познавательный интерес ребят.

    Методы и технологии, используемые на уроках биологии:

    1. Технология «Мастерская будущего». 

    Основная цель данной технологии заключается в том, что обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности в ходе моделирования, конструирования различных биологических процессов и явлений. Для удачной реализации технологии необходимо обеспечить участников мастерской листами ватмана, маркерами, карандашами, цветными картинками и т.д. в соответствии с тематикой занятия. Порядок реализации технологии:

    Вводная беседа (знакомство обучающихся с целями, задачами, порядком и условиями проведения занятия).

    Определение проблемы занятия («Взаимодействие человека и природы»).

    Первый этап «Критика» (участникам предлагается озвучить + и – стороны, обсуждаемой темы). На доске вывешиваются листы с положительными сторонам (слева) и отрицательными (справа). Учитель подводит промежуточный итог.

    Второй этап «Конструирование идеальной модели». Обучающимся предлагается создать идеальную модель обсуждаемой проблемы («Идеальная модель взаимодействия человека и природы»). Каждая творческая группа презентует свою модель.

    Третий этап «Реальные действия». Обучающимся предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. Каждая творческая группа выносит свои предложения на всеобщее обсуждение.

    Четвертый этап – рефлексия.

    D:\ФОТО\мастер-класс\DSC07181.JPG

    D:\ФОТО\Иммунизация\DSC06613.JPG

    1. Лабораторная работа. Суть лабораторной работы описана уже в ее названии. В ходе такого занятия ребятам предлагается изучить и осознать определенные физические процессы и законы, химические реакции и закономерности. Порядок реализации:
    • Прослушать инструктаж по технике безопасности.
    • Необходимо внимательно ознакомиться с приборами, с которыми ближайший час придется иметь дело.
    • Познакомиться с технологической картой лабораторной работы и строго следовать инструкциям.
    • Оформить отчет о проделанной работе согласно требованиям, предъявляемым к оформлению лабораторных. Не забывать о необходимости составления выводов.
    • Подготовиться к защите.
    1. Метод «Кластер». Цель – развитие творческого мышления через актуализацию опорных знаний обучающихся. Необходимые материалы: опорный рисунок, доска, мел. Данный метод эффективно используется на этапе актуализации опорных знаний.

     Порядок реализации метода:

    • Вводная беседа (педагог знакомит обучающихся с условиями реализации метода).
    • Основная часть. На доске прикрепляется опорный рисунок, от него влево и вправо рисуются стрелки. Слева записываются знакомые признаки, относящиеся к опорному рисунку; правая сторона остается свободной. В течение урока заполняется правая часть.
    • Подведение итогов. Обучающиеся самостоятельно делают вывод о признаках, изучаемого объекта.
    • Рефлексия.

    D:\ФОТО\5А\открытый урок 2015\DSC06099.JPG

    1. Технология «Острова». 

    Данная технология используется на этапе рефлексии. На доске прикрепляются разные виды островов (о. Грусти, о.Смятения, о. Просветления, о. Воодушевления, Бермудский треугольник, о. Недоумения). Заранее изготовляются их бумаги фигурки кораблей, закрепленных на магните. Обучающимся предлагается оценить свое состояние на уроке, пришвартовать кораблик к соответствующему острову со словами «Я швартую свой кораблик к острову…» (обосновывает свой выбор). В конце урока учитель имеет возможность проанализировать эмоционально-чувственное состояние ученика. Технология мною усовершенствована. Так, кораблики для девочек и для мальчиков имеют разную форму, что позволяет выявить отношение обучающихся к изучаемой теме по гендерному признаку.

    1. Ролевая игра

        Ролевые  игры – хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальные жизненные ситуации, «взрослую» деятельность; опираются на опыт детей, способствуют его  обогащению  и  развитию.  Именно  такое  деловое общение позволит учащимся в будущем строить конструктивные партнёрские отношения. Ролевая игра является неотъемлемой частью методической организации урока. В основе такой игры лежат не только деловые, профессиональные предметы обсуждения. При этом хотелось бы отметить, что ведущая роль в развитии сюжета игры всегда принадлежит преподавателю, а проведение ее требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и обучающихся.

    D:\ФОТО\Иммунизация\DSC06589.JPG

    1. Дидактическая игра

          Примеры дидактических игр: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

            Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность  учащихся , но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр  на   уроках  необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения  познавательной  активности

    Результативность процесса обучения

    Класс

    Уроки, проведенные активными методами

    Методы

    Результативность процесса обучения

    Уровень обученности

    Качество обученности

     Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу?

    Дидактическая игра

    100%

    85%

    Небесные тела: планеты, звезды.

    Дидактическая игра

    100%

    84%

    Солнечная система. Солнце

    Ролевая игра

    100%

    95%

    Исследование космоса.

    Исследование «По следам космонавтов»

    100%

    87%

    Экскурсия по звездному небу

    Дидактическая игра

    100%

    89%

    Вода в природе

    Лабораторная работа

    100%

    87%

    Движение воздуха

    Дидактическая игра

    100%

    87%

    Разнообразие полезных ископаемых

    Практическая работа

    100%

    95%

    Значение почвы для народного хозяйства

    Ролевая игра

    100%

    85%

    Строение цветка

    Дидактическая игра

    100%

    80%

    Условия, необходимые для прорастания семян

    Практическая работа

    100%

    80%

    Грибы: съедобные и ядовитые.

    Творческая мастерская

    100%

    85%

    Зерновые злаки – овес, кукуруза. Использование злаков в народном хозяйстве

    Ролевая игра

    100%

    81%

    Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

    Практическая работа

    100%

    84%

    Значение животных и их охрана

    Круглый стол

    100%

    84%

    Насекомые

    Творческая мастерская

    100%

    83%

    Рыбоводство и рыболовство

    Ролевая игра

    100%

    80%

    Особенности скелета и нервной системы

    Кластер

    100%

    85%

    Первая помощь при  растяжении связок, вывихах суставов и ушибах.

    Практическая работа

    100%

    88%

    Гигиена

    Ролевая игра

    100%

    80%

    Использование в образовательном процессе технологии активного обучения дает ученику:

    · развитие личностной рефлексии;

    · осознание включенности в общую работу;

    · становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

    · развитие навыков общения;

    · принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

    · повышение познавательной активности.

    Таким образом, анализируя  методики, сфокусированные на ученике, можно с уверенностью сказать, что все они направлены, на формирование способности ученика решать учебные проблемы  в конкретных ситуациях. При этом необходимо помнить, что способность решать проблему понятие более общее, чем способность к деятельности. В ходе решения проблемы – необходимо, прежде всего, эту проблему увидеть, сформулировать, соотнести внешние и внутренние условия ее возникновения и, только потом, определить, какая деятельность требуется и какие способы наиболее целесообразны. Анализ результативности процесса обучения свидетельствует о том, что значительная часть обучающихся усвоила учебный материал на высоком уровне. При этом в каждой параллели классов есть учащиеся, готовые заниматься научно - исследовательской деятельностью, что свидетельствует о сформированности у обучающихся ключевых компетенций. 

    Использованная литература:

    1. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие/ Е.В.Тяглова. –М.: Глобус, 2008.- 255 с.
    2. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
    3. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.
    4. Сергеева М.Е. Интерактивные методы преподавания географии в школе.
    5. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

    Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

    Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

    В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

    Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

    Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

    СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"

    Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...

    Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)

    Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

    «Применение дидактических игр на уроках биологии, как средство повышения познавательной активности в 9 классах на этапе повторения и закрепления знаний»

    Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры...