Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)
статья по биологии на тему

Евелева Светлана Юрьевна

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_v_shkole_eveleva_s.yu_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся

(из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб

Евелевой С.Ю.)

«Детей надо учить тому, что пригодится им,

когда они вырастут».

Аристипп.

                                                 

      На сегодняшнем этапе развития обществу  необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной и внеурочной деятельности. Проблема развития познавательной активности  учащихся находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.  Средства для формирования у ребенка познавательной активности различны. Одним из них – является метод проектов в школе.

      В мировой педагогической литературе метод проектов  давно известен  и зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США. Основоположником этого метода считают американского философа и педагога Джона Дьюи (1859-1952) и его ученика Уильяма Херда Килпатрика (1871-1965). Хотя в некоторых исследованиях указывается, что метод проектов возник в 16 веке в архитектурных мастерских Италии.

      Интерес к методу проектов в современной школе обуславливается  запросами общества. Сегодняшний молодой человек должен быть грамотным, компетентным специалистом, должен уметь решать возникающие перед ним проблемы , используя различные механизмы, уметь добывать знания и пользоваться ими. В современной школе необходимо реализовывать личностно-ориентированнный и деятельностный подход к обучению, заменить малоэффективный вербальный способ передачи знаний на процесс расширения и углубления личного  опыта ученика, освоение им социально-значимых образцов деятельности. Не всегда это возможно в рамках уроков и здесь на помощь учителю приходит внеурочная деятельность.

      Прежде чем говорить о собственном опыте работы, хочется остановиться на некоторых ключевых понятиях. Прежде всего,  проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определенных целей. Метод проектов в педагогике подразумевает под собой способ достижения какой-то конкретной дидактической цели через детальную разработку определенной проблемы совместно учащимися и учителем, которая завершается логически и выражается практическим результатом, который может быть оформлен различным образом (презентация, письменный отчет, выступление и т.п.) Учебный проект – это способ, в основе которого лежит развитие познавательной активности учеников, умение ориентироваться в информационном пространстве, пользовать различными источниками информации, самостоятельно выдвигать проблему и находить пути ее решения, оценивать практическую значимость  собственной работы. В результате этого у учащихся развивается критическое и творческое мышление, умение согласованно  работать в группе или в паре (в зависимости от вида проекта).

   

 Классификация проектов чрезвычайно разнообразна, хочу привести наиболее часто встречающие, на мой взгляд,  классификации.

Классификации проектов по характеру контактов.

- Внутриклассные

- Внутришкольные

- Региональные

- Международные

Классификация проектов по предметно-содержательной области.

- Монопроекты ( затрагивают одну предметную дисциплину или предметную область, часто используются в рамках классно-урочной системы)

- Межпредметные проекты (чаще используются во внеклассной деятельности)

Классификация проектов по типу координации.

- С открытой, явной координацией ( координатор, руководитель проекта направляет работу его участников).

- Со скрытой координацией ( координатор, руководитель проекта выступает как участник проекта)

Классификация проектов по доминирующей деятельности учеников.

- Практико-ориентированный проект  ( отражает интересы участников проекта, имеет четко обозначенный результат, который имеет практическую направленность, результат может быть оформлен различным образом: доклад, презентация и т.п.).

- Исследовательский проект (напоминает научное исследование: актуальность выбранной темы, постановка целей и задач, выдвижение гипотезы с последующим анализом результатов, четкость исследования, методы обработки полученных данных, результат может быть оформлен различным образом: доклад, презентация и т.п.).

- Информационный проект (имеет своей целью сбор сведений по какой-то определенной теме, анализ и обобщение, предоставление достоверной информации, результат может быть оформлен различным образом: доклад, презентация и т.п.)

-Творческий проект, (не имеет детально проработанной структуры, проект развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта ).

- Игровые, ролевые проекты (структура только намечается и остается открытой до окончания проекта, участники имеют определенные роли).

Классификация проектов по продолжительности.

- Мини-проекты (могут осуществляться на уроках).

- Краткосрочные проекты (4- 6 уроков, основная работа учащихся происходит во внеурочное время, отчет о проделанной работе происходит на уроках)

- Недельные проекты  (выполняются группой учащихся в течение недели)

- Долгосрочные проекты (могут осуществляться в течение года группой учащихся или индивидуально, но вся работа происходит во внеурочное время)

Классификация  проектов по  количеству участников.

- Индивидуальные

- Групповые (группы могут быть разными по количеству учеников , разные по возрастным категориям в зависимости от темы проекта).

     Надо сказать, что в своей практике учителя биологии, к методу проектов я пришла не сразу. К работе в этом направлении меня подтолкнуло мероприятие, проводимое  в нашем учебном заведении -  Неделя проектов. В ГБОУ лицей №329  уже третий год в рамках Недели проектов проходит научно-практическая конференция «Будущее – это мы». В 2013-2014 учебном году это была уже третья конференция, которая стала конференцией уже городского уровня, причем первая конференция была школьного уровня, вторая районного уровня. В первой  школьной конференции «Будущее – это мы» я участвовала как эксперт, а не как руководитель проекта. Кроме того слушателями этой конференции были мои ученики, которым идея сделать свой проект показалась заманчивой  и интересной. Во второй  и третьей конференции мы с моими учениками уже представляли свои проекты.

     Хочется отметить, что работа над проектом помогает не только развивать познавательную активность учащихся и  творческие способности детей, но и  способствует  организованному участию в научно-исследовательской деятельности, совместной работе участников проекта. В положении о проведении 3 Научно-практической конференции «Будущее – это мы» говорится: «Под проектной деятельностью школьника понимается целенаправленно организованная научно-исследовательская работа, проводимая творческими коллективами (учителей и учеников). Ее результатом является создание собственного интеллектуального продукта, предназначенного для активного применения в научно-познавательной практике сегодняшнего времени».

     Работа над проектом подразумевает некую последовательность действий, т.е. этапы работы над проектом. Первоначально мы с ребятами определяемся с темой. Затем выдвигается проблема – умение находить и ставить проблемы, формулировать ведущую проблему очень важны в будущем для современных детей. Затем выдвигаются цели работы, ставятся задачи и планируется деятельность по разрешению поставленной проблемы. На это уходит достаточно много времени, поэтому работа над проектом проходит с сентября по февраль. Поиск нужной информации по теме, выбор необходимых знаний из информационного поля, анализ статистических данных или анализ анкетирования своих сверстников по заданной теме, выводы по работе оформление результатов исследования в письменный отчет, подготовка презентации и, наконец , выступление на конференции перед жюри и другими учениками. Все это этапы работы над проектом, в котором учитель выступает  руководителем и консультантом, направляющим работу учащихся. Хочется отметить, что есть  строгие требования к оформлению письменного отчета и к оформлению выступления на конференции. Надо отметить, что не все проекты, которые мы делали с ребятами, были представлены на конференции, для представления на конференции выбираются лучшие работы.

     Хочу более подробно остановиться на двух проектах, подготовленных моими учениками в 2012-20013 учебном году и 2013-2014 учебном году. Первый проект, представленный нами на второй  районной научно-практической конференции «Будущее – это мы» назывался «Животные в городской скульптуре» и был выполнении ученицами 8б класса Жуковой Анастасией и Комиссаровой Екатериной. Цель работы: познакомиться с памятниками в Санкт-Петербурге, связанными с животными и выяснить почему именно эти животные там изображены.  Первоначально был проведен опрос среди учащихся нашего лицея, в ходе которого было выяснено, что 60% опрошенных не знают таких памятников. В ходе исследовательской работы, авторами проекта было выявлено, что есть 50 памятников животным. Они установили,  какие животные изображены на этих памятниках и скульптурах. Авторы проекта нашли и посетили самые экзотичные памятники (кенгуру, верблюду и др.), выяснили, кому посвящено самое большое количество памятников и скульптур животных в нашем городе и с чем это связано.  Как обобщение полученных данных, был составлен письменный отчет и презентация,  с которой авторы выступили на второй районной научно-практической конференции «Будущее - это мы», проходившей в ГБОУ лицей №329 15 февраля 2013 г.  За свою работу  авторы проекта «Животные в городской скульптуре» Жукова Анастасия и Комиссарова Екатерина были награждены дипломом «Первые шаги в науку».  Позднее, в рамках Недели предметов естественного цикла в ГБОУ лицей №329 , со своей презентацией авторы этого проекта выступили перед различными возрастными группами учащихся. Работа нашла большой отклик среди наших учеников и вызвала интерес.

      Второй большой проект нами был представлен на третьей городской научно-практической конференции «Будущее – это мы», проходившей в ГБОУ лицей №329

 3 марта 2014 года. Проект «Что мы едим?» был выполнен ученицами 9б класса Щербаковой Валерией и Шадриной Татьяной. Работа над проектом продолжалась в течении почти всего учебного года. Сначала мы определились с кругом интересов учащихся, потом определились с темой, целями и задачами и наметили пути реализации этих задач, затем шел длительный период работы с источниками информации по данной теме. В результате определился круг вопросов, которые были наиболее интересны авторам : изучить информацию по самым распространенным пищевым добавкам, выявить наиболее опасные из них, а также, выявить способы уменьшения их негативного влияния на здоровье человека. Особая актуальность этой темы для авторов проекта заключалась в том, что у одной из участниц была пищевая аллергия

 Ученицы провели опрос среди учащихся старших классов по данной тематике и выявили, что 65% опрошенных иногда изучают состав продукта, покупая его в магазине, что 32 % опрошенных  не знают с какой маркировкой Е продукты лучше не употреблять, но 50 % респонедентов знают , что пищевые добавки вредны. Авторы проекта провели рейд по магазинам с целью изучения продуктов питания и ознакомились с состав пищевых добавок 100 продуктов, наиболее часто употребляемых населением.  Выводы были неутешительными: 87% исследованных продуктов содержат пищевые добавки, а в 26% 7 и более добавок. В связи с этим, авторами был сделан вывод о возможном пути к здоровому питанию.

     За исследовательский проект, представленный на школьной городской научно-практической конференции «Будущее – это мы» Щербакова Лера и Шадрина Таня были награждены дипломом 2 степени. Работа получила большой отклик и среди учащихся лицея, которые имели возможность ознакомиться с презентацией , представленной в рамках недели предметов естественного цикла в нашем лицее. С презентацией своего проекта авторы выступили в Международном Банковском институте в рамках городской научно-практической конференции школьников «МБИ – шаг в науку» 18 мая 2014 года и награждены дипломом 2 степени.

     Подводя итог всему сказанному выше, хочу обратить внимание на несомненные преимущества метода проектов в современной школе:

- Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной деятельности.

- При выборе темы проекта   учитываются индивидуальные возможности учащихся и их интересы.

- Работая над проектом, учащиеся сами  ставят цели и определяют задачи и пути реализации их – это уникальность данного метода.

- Проект формирует и повышает познавательную активность учащихся, формирует большое количество навыков и умений – это эффективность данного метода.

- Проект развивает социальный аспект личности ученика за счет включения его в различные виды деятельности.

- Конечный результат проекта – продукт, созданный самими учениками.

      Хочу закончить словами В.А.Сухомлинского «Если человек ощущает свое участие в жизни общества, он создает не только материальные ценности для людей – он создает и самого себя…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся

Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....

Формы работы, использование современных технологий по повышению познавательной активности учащихся (Из опыта работы).

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие кач...

Современные инновационные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии и биологии (обобщение опыта).

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Инновационные технологии в образован...