«Применение дидактических игр на уроках биологии, как средство повышения познавательной активности в 9 классах на этапе повторения и закрепления знаний»
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Праздничных Виктория Олеговна

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnichnyh_v.o.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии МБОУ «СОШ №106 г. Челябинска»

Праздничных Виктория Олеговна

«Применение дидактических игр на уроках биологии,

как средство повышения познавательной активности

 в 9 классах на этапе повторения и закрепления знаний».

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). 

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Представляю вам перечень игр применяемых на уроках биологии в 9 классах на этапе повторения и закрепления знаний.

  1. Крокодил

«Естественнонаучный крокодил» - это аналог игры «Крокодил», в которой загаданные слова необходимо показывать с помощью мимики и жестов.

Оборудование: карточки со словами и фразами; таблицы для подсчета баллов; доска, на которой будут записываться промежуточные результаты; секундомер; свисток.

Правила:

  1. Мы не произносим слова вслух и не говорим слова, как-то связанные с отгадываемым словом;
  2. Мы не жестикулируем губами;
  3. Мы не отгадываем слово по буквам;
  4. Мы понимаем, что игра очень эмоциональная, но просим вас следить за своей речью.

За нарушение правил, команда получает жёлтую карточку. Три жёлтые карточки меняются на красную, и это означает, что игрок, последним нарушивший правила, покидает команду насовсем, а команда при этом теряет 100 баллов и вынуждена будет продолжить игру в меньшинстве.

  1. Ролевые игры

С помощью ролевых игр можно сложные процессы дать в простом виде.

Каждому из игроков дается роль. Пример: процесс фотосинтеза (роли – вода, хлорофилл, углекислый газ, глюкоза).

К игре имеется сценарий (изученный на уроке процесс) и по сценарию (дети должны его знать) дети выполняют свою роль в процессе.

С помощью таких игр иною были разобраны процессы фотосинтеза, энергетического обмена, а так же решались генетические задачи.

  1. Да – Нет

Игра в данетки, или, как ещё говорят, "ситуации", — это игра в загадки, когда для того, чтобы разгадать загадку, надо задавать вопросы, ответом на которые может быть только "да" или "нет". Отсюда и название — "данетки".

Наиболее распространён вариант игры в данетки, когда водящий загадывает некоторую ситуацию, а игроки по очереди задают наводящие вопросы. Водящий отвечает только "да" или "нет". Кто первым разгадает ответ, становится победителем.

В нашем случае применяются биологические определения по окончанию урока, или процессы изученные на уроке.

Можно разделить класс на команды или играть индивидуально (по желанию), на оценку.

  1.  Alias

Alias (алиас, элиас, скажи иначе) — настольная игра, в которой целью игроков является объяснение загаданного слова напарникам по команде (в некоторых случаям и игрокам противоположной команды), без использования жестов и произнесения загаданного слова и однокоренных с ним слов.

Игроки делятся на группы, причем количество игроков в каждой группе не обязательно должно быть равным.

В начале игры карточки со словами тщательно перемешиваются и кладутся на центр стола. Далее разыгрывается очередность хода между командами.

К игре приступает первая команда, один участник будет выступать в роли объясняющего, остальные — стараться отгадать требуемое слово. После чего ведущий берет в руки колоду и приступает к объяснению слов.

  1. Своя игра

Хотя и название данной игры совпадает с известной телевизионной программой «Своя игра», правила игры полностью не совпадают, из игры взята только суть: каждый вопрос имеет свою цену, которая зависит от уровня сложности вопроса. То есть, чем больше баллов, тем сложнее вопрос. Основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать, как можно большее баллов. В начале игры у каждого из команд на счету 0 очков.

Вопросы задаются по очереди. На каждый вопрос выделяется определённое время. В случае неправильного ответа, право ответа передаются соперникам, тем, кто быстрее поднял руку. В игре вы сами составляете разделы по выбранной вами теме. Команда, набравшая больше баллов, считается победителем.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»

Огромное значение имеет применение  ИКТ на уроках  биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...

Применение технологии КСО на уроках технологии как средство повышения познавательной активности учащихся

Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого....

Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов

Методическая разработка урока по биологии  содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....