Особенности речевого развития детей 6 лет.
презентация к уроку на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Выступление учителя-логопеда на родительском  собрании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 51»

Особенности речевого развития детей 6 лет.

(выступление для  родительского  собрания в разновозрастной группе общеразвивающей направленности)

Учитель-логопед: Альвухина Т.В.

        Сентябрь 2015 г.

(Слайд 1)  Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связан с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи.

  • ЛЕКСИКА (слайд 2)


В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.) 
Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).
Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро). 
Имеют представление 
- о сезонных изменениях в природе; 
- о выращивании овощей и фруктов; 
- о лесных ягодах и грибах; 
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных; 
- о насекомых и птицах, рыбах. 
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...). 
Знают 
- названия месяцев, дней недели, части суток; 
- название своей страны и столицы государства; 
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес; 
- правила дорожного движения для пешеходов.

  • ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (слайд 3)


Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...); 
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам; 
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); 
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой); 
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...); 
- правильно по смыслу применяет все части речи.

  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (слайд 4)


На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений.
 Описывают предмет, не называя его. Составляют рассказ по сюжетной картине. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок. Логично и последовательно описывают события из личного опыта. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. 
В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. Задают вопросы сверстникам, взрослым на интересующие их темы.

К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

  • ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (слайд 5)


Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь. 
Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (слайд 6)


Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

- определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

делить слова на слоги;

- различать твердые и мягкие согласные;

- различать гласные и согласные звуки;

- различать слова, похожие по звучанию;

 - различать слова, отличающиеся одним звуком;

-  находить слова, в которых нет заданного звука;

 - осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

- устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

- понимать смыслоразличительную роль буквы.

  • ПРОСОДИКА (ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ, ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ) (слайд 7)


Темп речи детей в повседневном общении остаётся умеренным, однако стилистические и содержательные затруднения могут вызвать у них необходимость прервать своё высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И, наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорее высказаться, ребёнок может начать говорить быстро, взахлёб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звуко- и словопроизношения. Торопливость может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков. Кроме того, смена зубов, происходящая на шестом году жизни, также способна затруднить звукопроизносительные возможности ребенка. Для того чтобы паузы и остановки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. 
Дети шестого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых. Ребенок различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств и эмоций. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребенок хорошо понимает и различает когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Реакция ребенка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой–то рассказ, описание, впечатление малыша, он постарается побыстрее закончить. Пробормотать то, что собрался рассказывать и замкнется. Чаще общайтесь с ребенком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чем он думает, почему он решил вам доверится.

(слайд 8) От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

(слайд 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности речевого развития детей 6 лет. выступление для родительского собрания в ( разновозрастной группе общеразвивающей направленности) Учитель-логопед: Альвухина Т.В. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 51» Сентябрь 2015 г.

Слайд 2

ЛЕКСИКА Ребенок употребляет в речи собирательные существительные. Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.) Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...). владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро). Имеют представление - о сезонных изменениях в природе; - о выращивании овощей и фруктов; - о лесных ягодах и грибах; - о хищных и травоядных, домашних и диких животных; - о насекомых и птицах, рыбах. Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...). Знают - названия месяцев, дней недели, части суток; - название своей страны и столицы государства; - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес; - правила дорожного движения для пешеходов.

Слайд 3

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...); - правильно изменяет имена существительные по числам и падежам; - правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); - согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой); - образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...); - правильно по смыслу применяет все части речи.

Слайд 4

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Б ез дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. О писывают предмет, не называя его. Составляют рассказ по сюжетной картине. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок. Логично и последовательно описывают события из личного опыта. - В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. - Задают вопросы сверстникам, взрослым на интересующие их темы.

Слайд 5

Звукопроизношение воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости . правильно произносят все звуки родного языка

Слайд 6

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. - определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце); делить слова на слоги; - различать твердые и мягкие согласные; - различать гласные и согласные звуки; - различать слова, похожие по звучанию; - различать слова, отличающиеся одним звуком; - находить слова, в которых нет заданного звука; - осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук. - устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами; - понимать смыслоразличительную роль буквы.

Слайд 7

ПРОСОДИКА (ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ, ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ) - Ребенок различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств и эмоций. - в повседневном общении владеет умеренным темпом речи

Слайд 8

Рекомендации родителям Верьте в силы ребенка! Обучайте в игре! Ежедневно читайте! Умейте выслушать ребенка. Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Слайд 9

Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

Особенности речевого развития детей с ОВЗ 8 вида.

Выступление на семинаре по логопедии (ноябрь 2014г)....

Особенности речевого развития детей с открытой ринолалией.

Методическая разработка посвящается проблеме: каковы возможности и условия коррекционной работы с детьми с открытой ринолалией.  Практическая значимость работы состоит в том, что изучены ос...

Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.

В статье описаны отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...