Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.
статья на тему

Любомирская Элина Петровна

 В статье описаны отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnenkie.docx108.07 КБ

Предварительный просмотр:

Отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением  интеллекта.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\Новая папка (2)\картинка2.jpg

 В статье описаны отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями.

  Особую роль в умственном воспитании ребенка играет развитие речи

 Нарушение речи у умственно отсталых детей носят системный характер

Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.

 Звучащая речь долгий срок слабо интересует дошкольников с особыми образовательными потребностями. Они недостаточно прислушиваются к ней. Однако они постепенно, кто, скорее, кто медленнее, но все же овладевают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья не оказывает им реальной помощи и они не посещают специального дошкольного учреждения. Это связано с необходимостью, живя среди людей, взаимодействовать с окружающими.

 Первые малочисленные слова, неточно произносимые, появляются у умственно отсталых дошкольников в 2-3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные – названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Отдельные дошкольники даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый слог нужного слова. Фонетический строй речи почти у всех детей к началу школьного обучения оказывается сформированным далеко не полностью. Исключения встречаются весьма редко.
Известно, что у детей с умственной недостаточностью отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

 Старшие дошкольники хотя и с трудом, но  пользуются речевым общением. Их затрудняет участие в беседе. Тем более  сложным оказываются, рассказ по картинке, пересказ услышанного простого текста или словесная передача увиденного или пережитого события. Это удается им сделать лишь при помощи вопросов и подсказок.

 Ту или иную степень недоразвития речи можно наблюдать в высказываниях детей и младших и старших классов. Оно обнаруживается и в затруднениях, имеющих место при овладении произношением. Это дает основания говорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, развитии  у  умственно отсталых детей фонематического слуха, играющего столь важную роль в становлении правильного произношения и обучении грамоте.

Для речи умственно отсталых детей свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным.
 Анализ исследований показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти важные факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также ее грамматического строя. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в двух направлениях — с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой — над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной), познавательной  функции и функции регуляции деятельности.


 Формирование предпосылок развития речи


Развитие смысловой стороны речи теснейшим образом связано со всем психическим
развитием ребенка, в первую очередь, с развитием чувственного познания и всех видов детской деятельности. Развитие наглядно-действенного мышления способствует становлению смысловой стороны речи. Для обогащения словаря необходимо расширять представления об окружающем мире.
Развитие предметных действий и восприятия ведет к тому, что для ребенка становятся значимыми предметы окружающего мира, возникает интерес к ним, а вместе с этим приобретают значение и слова, обозначающие эти предметы, а затем и действия с ними.   Развитие восприятия свойств и отношений между предметами является основой возникающего у детей интереса к обозначению словами этих свойств и отношений. Таким образом, уже на первом году обучения создается основа для усвоения детьми большого количества существительных, глаголов и прилагательных, обозначающих предметы, их свойства, отношения и действия, которые можно производить с ними; предлогов. Развитие наглядно-действенного мышления способствует формированию смысловой    стороны речи.
Включение в жизнь детей других видов деятельности — игры, конструирования,
изобразительной и трудовой — не только способствует дальнейшему развитию словаря, но и, главное, создает предпосылки к развитию связной речи.
Появление разных форм коллективной деятельности, в которой ребенок сотрудничает как со  взрослыми, так и со сверстниками (занятия, подвижные и дидактические игры, а затем и игры в свободное время), создает предпосылки для развития потребности в общении. Вслед за этой потребностью идет развитие разных форм общения, как доречевых, так и речевых.

 Специальные  дидактические  игры, направленные на развитие слухового восприятия,
внимания к звукам, а в дальнейшем и на развитие фонематического слуха, и специальные занятия по развитию связной речи  ведут к развитию предпосылок формирования звуковой и грамматической стороны речи.

Развитие связной речи  - развитие монологической речи;

- развитие воображения

1. Игра «Сказочные звери».

Педагог предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть различные животные. Одни рассказывают про сказочного зверя, остальные угадывают зверя и сказку.

2. Игра «Сочиняем сказку».

В шкатулке кружки различного цвета. Вытаскиваем кружок и придумываем, кто это будет в сказке и т. д. Составляем текст, рисуем сказку.

Развитие звуковых и смысловых компонентов речи - обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи;

1. Упражнение «Скороговорки».

Предлагается скороговорка для воспроизведения

.

2. Упражнение «Составь рассказ».

Ребенку показывают 4 картинки, которые связаны между собой, предлагают разложить их по порядку и придумать рассказ. Затем предъявляется 5-я картинка, и ребенок вместе со взрослым анализирует, насколько правильно он связал картинки единым сюжетом.

3. Игра «Подари нам радугу».

Ребенок рисует и раскрашивает радугу по следующим зонам: игра, занятие, друзья, педагоги, семья, детский сад, школа, используя условное обозначение цвета;

Развитие смыслового запоминания - коррекция логического запоминания;

- развитие связной речи;

- развитие воображения;

1. Упражнение «Пиктограмма».

Я буду называть слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того чтобы легче было запоминать, на каждое слово нужно нарисовать такой рисунок, чтобы он помог вспомнить. Качество рисунка не имеет значения. Слова и буквы писать нельзя. После выполнения задания дети с помощью рисунков вспоминают слова.

2. Игра «Почтальон».

Почтальон приносит зашифрованную срочную телеграмму, где по 2-3 графически изображенным эмоциям надо догадаться о содержании событий.

3. Упражнение «Цветоощущения».

Детям предлагается закрасить лист бумаги красками в зависимости от настроения и сочинить рассказ по данному рисунку


Таким образом, предпосылки к развитию речи создаются в процессе жизни ребенка в
специальном дошкольном учреждении, в процессе всей целенаправленной коррекционно - воспитательной работы.
Параллельно с созданием предпосылок к развитию речи идет интенсивная работа по формированию всех функций речи.

Выполнил:

Учитель – логопед:

 Любомирская Э. П.

Квалификационная категория: высшая.

МБДОУ №27. Г.Углегорска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок цветоводства в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Кустарники для озеленения в местных условиях. Свойства, отличительные особенности."

Данный урок позволит познакомить обучающихся с кустарниками, используемыми для озеленения в местных условиях....

Новизна и отличительная особенность нетрадиционных техник рисования

Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского...

Отличительные особенности ФГОС

Отличительные особенности ФГОС. Презентация -выступление на заседании ШМО....

«Отличительные особенности дополнительного образования детей и внеурочной деятельности»

Введение  Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, р...

Отличительные особенности содержания дополнительного образования детей в России

Дополнительного образование детей является сферой наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребенка. Однако целостность системы нередко вызывает сомнение у научного сообщества. ...