Творческий проект "Через творчество в жизнь"
проект на тему

Успехова Ирина Александровна

    Дети с   ограниченными возможностями живут не в изоляции.

Семья, являясь для них первичным социальным окружением,

сама погружена в более широкий социальный контекст.

Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и

особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему.

Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять

функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherez_tvorchestvo_v_zhizn.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

 БУ ХМАО-Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

        Автор проекта:

       Успехова И.А.

инструктор по труду

реабилитационного отделения для детей и подростков

с ограниченными возможностями

Урай

 

Концептуальные подходы

В настоящее время особую важность и актуальность приобретают проблемы   социальной адаптации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в свете происходящих перемен в обществе, гуманизации образования, началом нового этапа развития аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями.

В контексте этой личностно - ориентированной концепции ребенок с отклонениями в развитии или специфическими проблемами, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, рассматривается как объект особой социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий (в том числе и педагогических) для максимально полной самоактуализации его личности, реализация всех имеющихся возможностей интеграции в общество.

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное  специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

    Дети с   ограниченными возможностями живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Успешность интеграции в значительной степени определяется временем ее начала: чем раньше у ребенка обнаружено то или иное сенсорное, физическое, интеллектуальное или психическое нарушение, тем продуктивнее будут усилия специалистов и родителей в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом.

 Начало процесса педагогической реабилитации должно совпадать с началом процесса включения ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых людей-  взрослых и детей. Положительные результаты достигаются тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения детей с ограниченными возможностями.

 Реабилитация носит социальный характер, так как ее реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребенку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самодеятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребенка.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.  Система художественно-творческих заданий направляет  работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественно-чувственного развития.

   Введение ребенка с ограниченными возможностями, в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.

      Быстрое развитие ощущений и восприятий происходит, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья знакомиться с большим количеством новых предметов. Направляя внимание ребенка на характерные свойства предметов, связывают вновь воспринимаемое с прошлым опытом, указывают более рациональные приемы восприятия.       Поскольку познавательная  и изобразительная деятельность осуществляется в игре, сенсорика принимает характер дидактических игр и специальных занятий, на которых применяют разнообразные игрушки, картинки, лепка, рисование, проводят наблюдения за явлениями природы.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который рассматривают, воздействует на наш глаз; с помощью руки  ощущается его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, принимается нашим ухом. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности.

      Они способствуют духовному становлению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.  

    Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.  

   Природа и ребенок-инвалид, и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания. Но не каждый может воспринимать  цвет и линии в живописи.  

   Ввести детей с ограниченными возможностями в мир искусства нужно, соизмеряя их чувства и размышления. Только затем, когда у ребят возникает интерес и желание, можно приступать к освоению навыков, изучению средств – через игру.

     В искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого возникает  реальность, созданная воображением ребенка. Здесь сосуществует действительность и волшебство перевоплощения. И один немаловажный эмоциональный  фактор, который роднит детскую игру и искусство: и то и другое доставляет удовольствие.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление чувственного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

  В искусстве скрыт мощнейший источник психического развития ребенка. использование различных видов искусств, как средства реабилитации детей с ограниченными возможностями дает возможность для социально-личностного, творческого развития подрастающего поколения. Это создает благоприятные условия для вхождения ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников и применение детьми полученных навыков в социуме.

Цель и задачи творческого проекта

Цель творческого проекта 

социальная адаптация и интеграция в социум  детей с ограниченными возможностями через художественно-экологическое и эмоционально-творческое  развитие.

Задачи:

- способствовать социально-личностному и творческому развитию детей с
ограниченными возможностями через освоение детьми различных видов
декоративно-прикладного творчества;

-   повышать интерес и способствовать активному включению родителей в процесс социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями,
привлекать родителей к участию в мастер-классах, практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках.

- развивать  эмоционально-волевую  сферу,   коммуникативные  навыки,
способствовать коррекции, чувство восприятия произведений искусства, выразительность мимики, движений, эмоционального состояния.

- повышать уровень развития мелкой моторики, координации движений, самостоятельности в творческих действиях и проявлениях с использованием материалов М. Монтессори.

- сформировать эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному  искусству у детей с ограниченными возможностями.

-   способствовать укреплению неформальных, доброжелательных отношений между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками.

Основное  содержание

                                                             «Дитя … мыслит формами, красками, звуками,

                                                                          ощущениями вообще.

                                                                  Так как все проникающее в человеческий  разум  

                                                                           идет туда путем чувств,

                                                то первая стадия в развитии разума –

                                                                                       это  разумение чувственное…,

                                             первые наши учителя философии –

                                                                                             это наши глаза, руки, ноги, слух».

К.Д.Ушинский.

Содержание творческого проекта «Через творчество в жизнь» выстраивается так, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями происходило через освоение чувственного опыта и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, через обогащение опыта в преобразующей художественно-творческой деятельности. Это обеспечивает рост личности, обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства через краски – природы, живопись; обогащение эмоционального, художественно-эстетического опыта; накопление и раскрытие творческого потенциала.

В этом пространстве ребенку с ограниченными возможностями, дается возможность для выражения своего личного отношения к ситуации, для возникновения его личной фантазии или образа. Необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности, к поиску художественных средств, и только тогда, когда возникнет мотивация к деятельности такого рода, можно дать ребенку умения и навыки для осуществления задуманного.  Например: «найти теплый звук, теплую линию, теплый цвет», «найти гармоничное и дисгармоничное звуковое и цветовое сочетание», «нарисовать грустящую линию, услышать грустящую музыкальную интонацию» и т.д.

  Детям с ограниченными возможностями трудно проанализировать свои чувства, трудно перевести их в зримые образы. На занятиях задаем вопросы, помогаем ребенку переступить черту между его чувствами, ощущениями, образами, возникшими в воображении, и чистым листом  бумаги. Например: спрашиваем ребенка, какое чувство возникло у него и какого оно может быть цвета. Смешав несколько оттенков на палитре, предлагаем выбрать цвет, наиболее подходящий его ощущениям.

Организация процессов созерцания, созидания и общения — три вида в  изобразительном искусстве. Способы вовлечения ребенка-инвалида в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны.

Это решается на индивидуальных и групповых занятиях:

1. Передача и накопление  эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру - ощущений, формирование экологической
культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

2. Формирование и приумножение опыта творческой деятельности,
формирование «культуры творческой личности» (самореализация
личности).

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и
навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

 Приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление  эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.  Поскольку мы имеем дело со сложным, глубоко чувственным, порой противоречивым внутренним миром ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 Развивая и формируя в детях:

-  умение  одухотворять  (очеловечивать)  «живую» и «неживую» природу;

- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,  готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т.п.),
сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким
и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;

- стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном — значительное, в неказистом — выразительное, любоваться уголками родной и экзотической  природы;

- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

- готовность эмоционально переживать образную форму  и т.п.

 Решая вторую задачу — передачи и приумножения опыта творческой деятельности, способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, развивает и формирует способности и умения:

-   быть оригинальным в выборе сюжета;

- использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем) для осуществления своего замысла.

Материалы для развития чувств, построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет, форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них.

Таким образом, он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии.

Точно так же обстоит дело с принципом «от простого к сложному», что и встречается в изобразительной деятельности.

На занятиях широко используются материалы Монтессори. В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький -большой, тихий - громкий, гладкий - шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. происходит сложная работа интеллекта - анализ и синтез, развитие сенсорики и художественно-творческого мышления.

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов продуктивной  деятельности.

   Эффективное осуществление целенаправленной работы с детьми с ограниченными возможностями, будут осуществляться по следующим направлениям:

1. В ходе проведения диагностики по изучению уровня развития изобразительного искусства, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.  

2. В процессе работы на занятиях в изостудии, на природе -  по декоративно-художественному творчеству, знакомству с играми: материалами М. Монтессори, через (эмоционально-ценностного) отношения к миру - ощущений, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

3. В ходе непосредственного ознакомления с художественным искусством во время экскурсий в музей г. Урая;

- в школу искусств – художественное отделение, для ознакомления с произведениями изобразительного искусства;

-  в музыкальную школу – для получения детьми опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности.

4. В рамках участия детей в праздниках, познавательных мероприятиях, при организации игр.

5. Во время проведения мастер - классов для родителей с целью ознакомления с основными способами, приемами в изобразительной деятельности.

Благополучатели

Целевую группу, на которую направлена реализация данного проекта, составляют дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 5 до 18 лет, состоящие на учете в отделении   и их семьи.

Этапы и сроки реализации творческого проекта

Творческий проект  «Через творчество в жизнь» рассчитан на 1 год 7 месяцев.

1 этап – подготовительный – проведение исследовательской работы и определение направлений проблемы, информационная деятельность.

2 этап -  основной:  выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов.

3 этап – заключительный –  подведение итогов, анализ, выявление слабых и сильных сторон программы. Опубликование результатов в СМИ.

Механизмы реализации творческого проекта

   Проект реализуется специалистами  реабилитационного отделения для  детей и

подростков с ограниченными возможностями в тесном  сотрудничестве  с  родителями  детей,   средствами  массовой информации и общественными организациями.

Основными механизмами реализации проекта являются:

- проведение совместно с родителями, специалистами мастер-классов по ознакомлению нетрадиционных приемах продуктивной деятельности;

- экскурсии в музей, школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку; ознакомление с материалами М.Монтессори и действия с ними;  

- познавательные мероприятия; разучивание пальчиковых и зрительных, музыкально-ритмических гимнастик;

- организация выставок детских работ по изобразительному искусству и народно-прикладному творчеству;

- проведение занятий на открытом воздухе, с выездом на  природу, при использовании различных средств выразительности: изобразительные, природные, бросовый материал.

    Благодаря поэтапной схеме работы, включающей планомерную и последовательную отработку каждого направления деятельности, предполагается достижение цели программы.

        

Деятельность в рамках проекта

  Творческий проект «Через творчество в жизнь» реализуется инструктором по труду в тесном сотрудничестве со специалистами отделения, с родителями детей, средствами массовой информации.

 Подготовительный этап:

  • Диагностические исследования детей с ограниченными возможностями здоровья – диагностика выявляющей уровни развития изобразительного искусства, использование разных средств изобразительной  деятельности, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру. 
  •   Разработка методических пособий для родителей.

Этап основной деятельности:

Выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов:

  • проведение системы занятий:

 - по изобразительному искусству  с использованием материалов М. Монтессори;

-   совместно с производственными столярной и швейной мастерскими БУСО «Зина»;   

  • психолого-педагогическое сопровождение трудных семей;
  • создание клубов для родителей: «Очумелые ручки», «Фантазёры»;
  • экскурсии  в школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку, музей, вектор М – моделирование и конструирование;
  • организация и проведение мастер - классов для родителей, педагогов по ознакомлению и освоению различных видов декоративно-прикладного творчества;
  • организации мастер-классов для родителей в реабилитационном отделении для  детей и подростков с ОВЗ, на базе ЦТЮ (центр творчества юных), в НОЧУДОД «Центр» «Духовное просвещение».
  • Культурно - досуговые мероприятия совместно с ЦТЮ (центр творчества юных), ЭБЦ (эколого-биологический центр), городской детской библиотекой,

Завершающий этап:

  • Подведение итогов реализации проекта;
  • Проведение мероприятий по анализу реализации творческого проекта;
  • Опубликование результатов работы в СМИ

Рабочий план реализации творческого проекта:

«Через творчество в жизнь»

Мероприятие

Сроки

реализации

1. Подготовительно-информационный блок

Цель: выявление проблемы, подготовка к основным мероприятиям.

1.1.

Диагностические исследования. 
специалистами (медработники, психологи,
педагоги) семей детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья,
которые состоят на учете в отделении.
Организация круглого стола участников
проекта по определению проблемы и пути ее
решения.

май  

1.2.

Семинар      для   специалистов отделения:

 «Инновационные  формы работы с семьей»

Июнь

1.3.

Создание методических пособий для родителей и педагогов на тему:

  • Нетрадиционные приемы рисования: «Цветные лица»
  • «Станковая живопись»
  • «Станковая графика»

Июль  

1.4.

Работа со средствами массовой информации: статья в городской журнал Меридиан

 – «Нетрадиционные формы и приёмы изобразительной деятельности в домашних условиях»;

Научно-методический журнал Коррекционная педагогика –социально-нравственное развитие  «Как жить в мире с собой и с другими»

Сентябрь – ноябрь  

2. Основной социально – педагогический блок

Цель: развитие эмоционально - волевой сферы ребенка, коррекция и компенсация ограниченных возможностей с помощью приобщения их к искусству и участия в творческой деятельности,   формирование навыков «здорового» социального поведения, улучшение психологического климата семьи.

2.1.

Интегрированное занятие на базе ЭБЦ по  художественно-экологическому и эмоционально-творческому развитию: «Братья наши меньшие»

 

1 раз в квартал

2.2.

Коллаж «Сотворчество мамы и ребенка» в рамках

конкурсно - игровой программы, посвященной дню семьи «».

Май

2.3.

«Мы - мужчины» познавательно-игровая программа, посвященная 23 февраля, совместно с папами и дедушками

Изготовление сувениров для пап и дедушек.

Февраль

2.4.

 

Занятие по декоративно-прикладному творчеству: «Цветочная эйфория!» в школе искусств

городская выставка детских рисунков, посвященная Международному женскому дню 8 марта! совместно ЦТЮ  «Мамочкина интересность»

Апрель-Март  

2.5.

Экскурсия  в музей истории г. Урая – зал природы.

1раз в квартал.

2.6.

Мастер – класс для родителей и педагогов по ознакомлению с декоративно-художественным искусством: «Страна мастеров» (техника: гофротрубочка)

1раз в квартал.

Март

2.7.

Практическое интегрированное занятие с родителями по использованию элементов технологии М.Монтессори в домашних условиях «Магия и волшебство игр М.Монтессори».

Март

2.8.

Мастер – класс для родителей и педагогов на базе ЦТЮ: «Искусство воско - рисования » (техника: энкаустика) приглашение телевидения СПЕКТР.

Апрель

2.9.

Организация клуба «Очумелые ручки»

Январь

2 раза в месяц.

2.10.

Организация клуба «Фантазёры»

Февраль

2 раза в месяц.

2.11.

Проведение системы занятий с детьми на
тему «Декоративно-прикладное творчество»
Проведение мастер-классов по различным
видам декоративно-прикладного искусства для родителей        

1 раз в неделю

1 раз в месяц

2.12.

  «Родительская гостиная» - познавательно-игровая программа  по декоративно-прикладному творчеству;

«День смеха»- юмористическая программа

Апрель

2.13.

Совместное творчество родителей и детей-выставки совместных рисунков «Детское будущее глазами родителей»

Май

2.14.

 Экскурсии на предприятия, где работают
родители, съемка видеофильма.        

1 раз в месяц

2.15.

Практическое занятие экспериментирование: «Магия и волшебство игр М.Монтессори»

Апрель

2.16.

Музыкально-терапевтические разминки.

Пальчиковые гимнастики.

Гимнастика для глаз.

Экспериментирование с красками.

Ежедневно на

занятие.

2.17.

Конкурс -  игра ( с цветными мелками, углём,гуашью) «Выдумки в стране - Шарландия», посвященная международному дню защиты детей.

Июнь

2.18.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Игракрасочка» (нетрадиционные приёмы рисования – нитками, перьями, палочками на песке)

Июль

2.19.

Познавательная викторина: «Югорский край», посвященная юбилею ХМАО – Югры.

Июль

2.20.

Беседы о музыкальных произведениях разных по характеру, жанру по художественно – экологическому  и эмоционально – творческому развитию.

Март -

Ноябрь .

2.21.

Познавательно-практическое занятие: «Фантисолнышко!» посвященное Дню матери.

Октябрь

2.22.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Рождественская звезда! Цветы!» (техника: гофротрубочки)

Ноябрь

3. Взаимодействие с общественными организациями

Цель:   сохранение прежних и расширение новых социальных контактов семьи; укрепление психологического уровня внутрисемейных отношений, способствование укреплению неформальных, доброжелательных отношений между  детьми   с   ограниченными   возможностями   и   их   здоровыми сверстниками.

3.1.

Экскурсия  в музыкальную школу.

Развитие эмоционально-эстетического отношения к музыке.

1 раз в квартал

3.2.

Экологическая викторина: «Цветик - семицветик» на базе ЭБЦ (эколого-биологический центр)

Август

3.3.

Интегрированное  занятие по художественно – экологическому развитию: «Волшебница – природа!» в школе искусств.

Сентябрь

3.4.

Выездная выставка в ДМШ (муз. школа) посвященная Дню музыки: «Музыкальная радуга чудес!»           приглашение телевидения СПЕКТР.

Октябрь  

3.5.

Художественно - экологическая выставка детских рисунков в НОЧУДОД (воскресная школа): «Снег, зима, холода!»

Ноябрь

3.6.

Совместная выставка с общеобразовательными школами города «Вместе творим чудеса»

Ноябрь

3.7.

Новогодняя выставка-продажа детских поделок, игрушек: «Зимнее Зазеркалье!» в ЦТЮ

Декабрь

3.8.

Выездная выставка декоративно-прикладного творчества «Послание дедушке Морозу!»

Декабрь

Количественные и качественные показатели творческого проекта

Реализация творческого проекта «Через творчество в жизнь» предполагает:

Количественные результаты:

-  Занятиями по декоративно-художественному искусству, эстетически чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношение к миру, будут охвачены 45 детей;

-   К работе в мастер - классах по изучению нетрадиционных приемов изобразительного искусства, в практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках примут участие 25 родителей и 5 педагогов;

- В выставках по декоративно-прикладному искусству и художественно-изобразительной деятельности  будет охвачено 45 детей и 25 родителей;

- оформится фотоколлаж в витрине ЦБ «Вместе сотворим чудо».

Качественные результаты:

- произойдет  динамика в социально-личностном и творческом развитии детей с ограниченными возможностями, через освоение различных видов декоративно-прикладного творчества;

- повысится интерес и желание у родителей включатся в процесс социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, принимать активное участие в мастер-классах, практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках;

- сформируется коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера, разовьется чувство восприятия произведения искусства, выразительность мимики, движений, эмоционального состояния;

- улучшится координация движений, мелкая моторика, самостоятельность в творческих действиях и проявлениях в использовании материалов М.Монтессори;

- сформируется эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству у 60%  детей с ограниченными возможностями;

- улучшатся и укрепятся неформальные, доброжелательные отношения между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками.

Список использованной литературы.

1.

М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ.статья М.В.Богуславский, Е.Б.Корнетов.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2005.-272с., илл. (Педагогика детства) Научный редактор С.В.Лыков.

2.

М. Монтессори. Я люблю Монтессори: Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2004. – 72с., ил. (Серия «Человечек»)

3.  

Рекомендации для родителей по использованию элементов технологии М. Монтессори в домашних условиях / Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Лангепас; Составитель: Н.В. Стребкова – г. Ханты – Мансийск: ГУП ХМАО «Информационно – издательский центр», 2002г. -30с.

4.

Программа коррекционно-образовательных учреждений «Изобразительное искусство» М.:- Просвещение. 2003.

5.

М.Монтессори. Дети-другие /Пер. с нем./ Вступ. И закл.статьи, комент. К.Е. Сумнительный. – М.: Карапуз, 2004.-336с.,илл. (Педагогика детства)

6.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. –М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с.(Программа развития).

7.

Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. -  Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-288с. и цв. ил. («От детского сада к школе»)

8.

Молодова Л.П. игровые экологические игры с детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.-128с.:ил.

9.

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. - СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-32с.,цв.ил.

10.

М. Буторина, Е. Хиятунен. Монтессори – материал, часть I.   Российский Монтессори – Центр.- Издательство «мастер», 1992 г.

11.

Широкова Г.А.   Сенсорное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2006 г.

12.

Неклюдова А.И. К вопросу о развитии процессов восприятия у детей дошкольного возраста Опыт объективного изучения детства. – Л., 1924.

13.

Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей.

- М., 2004г.

14.

Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. – М., 1996г.

15.

Семья на рубеже тысячелетий. Материалы ІVсоциальных чтений.

 – Екатеринбург., 2000г.

16.

Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – М., 2004г.

17.

Психологические основы социальной реабилитации детей  с ограниченными возможностями. – М., «Просвещение»2002г.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)

Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока :  пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...

Презентация к уроку по литературе творчество и жизнь В.Высоцкого

Для уроков литературы мной вместе с детьми составлены презентации « Жизнь и творчество писателей и поэтов 19 – 20 веков». Библиографическая картотека в презентациях – это хорошее подспорье для уроков,...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Я пишу вам больше от радости (литературная гостиная, посвященная творчеству и жизни Огдо Аксеновой к ее 80-летию

quot;Я пишу вам больше от радости"(литературная гостиная, посвященная творчеству и жизни Огдо Аксеновой к ее...

Эссе «Через творчество – к жизни».

Профессия Учитель…Не каждый сегодня решится связать свою судьбу с этим ответственным, благородным трудом....