Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)
методическая разработка на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

для детей среднего

дошкольного возраста

с фонетико – фонематическими

нарушениями речи

 учитель-логопед МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №51»

Альвухина Татьяна Викторовна

Введение

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Поэтому работа ведется в двух направлениях:

-  Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношение звуков, слов, четкой артикуляции.

-  развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

В начале учебного года проводится  обследование звукопроизношения. Результаты обследования фиксируются в таблице (№1). Отмечается не только та группа звуков, которая  нарушена, но  и характер, и уровень нарушения.

Для обследования произношения используются общепринятые в логопедии методики.

Далее  заполняется «Экран звукопроизношения» (№2). Он отражает наличие речевых трудностей детей и динамику развития звукопроизносительной стороны каждого ребенка. Контрольные срезы проводятся 4 раза в год:

  • сентябрь,
  • декабрь,
  • март
  • июнь.

Обследование звуковой культуры речи ребенка в целом проходит в начале и в конце года. Результаты диагностики детей заносятся в таблицу (№3)

Методика обследования звуковой культуры речи.

  1. Изучение состояния подвижность артикуляционного аппарата:

Детям предлагается выполнить артикуляционные упражнения.

- «Часики»

- «Качели»

- «Горка»

- «Чашечка»

- «Лошадка».

За каждое правильно выполненное  упражнение ребенок получает 1 балл (фишку), далее баллы суммируются и заносятся в таблицу № 3, графа № 1  

Максимальное количество баллов – 5

  1. Изучение состояния звукопроизношения.

Графа № 2 , таблицы № 3 заполняется по результатам обследования

звукопроизношения (таблица №1, №2).

5 баллов – произношение соответствует норме

4 балла – нарушено произношение 1- 2 звуков

3 балла – нарушено произношение  4 -6 звуков

2 балла – нарушено произношение 6 – 10 звуков

1 балл – нарушено произношение всех групп звуков.

Максимальное количество баллов – 5

  1. Изучение состояния фонетического слуха.

  • Дифференциация звуков.

Ребенку предлагают рассмотреть картинки и показать :

- кашка – каска

- мишка – миска

- коза – коса

- усы – уши

- дом – том

- вата – фото

- лук – люк

  • Повторение слоговых рядов

та – да - та                ка – га – ха     па – ба  – ба

том – дом – ком       кот – год – кот

0 баллов – ребенок отказывается выполнять оба задания

1 балл – ребенок выполняет  задания с многочисленными ошибками

2 балла – ребенок выполняет одно из заданий с незначительными ошибками

3 балла – ребенок выполняет правильно одно из заданий.

4 балла – ребенок выполняет задания с незначительными ошибками

5 баллов – ребенок выполняет задания правильно.

Баллы заносятся в таблицу № 3, графа № 3  

Максимальное количество баллов – 5

  1. Ритмический слух.

Ребенку предлагают прохлопать ритмический рисунок:

  • I       I      I
  • I       II     I
  • II      II
  • II      I     II    I
  • III    III

За каждое правильно выполненное  упражнение ребенок получает 1 балл (фишку), далее баллы суммируются и заносятся в таблицу № 3, графа № 4  

Максимальное количество баллов – 5

 

  1. Фонематическое восприятие.

  • Хлопни в ладошки, если услышишь слово со звуком «М» (С, Ш, Л, Р)
  • Найди картинку со звуком «М» (Т, К ,Ш Л, Р)
  • Угадай, где спрятался звук «Ш» в слове (начало, середина, конец)
  • Какой первый звук ты слышишь в слове? (Азбука, утка, Оля, Мама, Папа)
  • Какой последний звук ты слышишь в слове? (Пух, кот, сом)

За каждое правильно выполненное  упражнение ребенок получает 1 балл (фишку),   баллы суммируются  и  заносятся в таблицу № 3, графа № 5

Максимальное количество баллов – 5

Обработка и интерпретация  результатов.

После выполнения всех заданий баллы суммируются и определяется уровень состояния звуковой культуры речи ребенка.

  • От    1 до  5      баллов          – низкий уровень

  • От 6 до  9 баллов                  – ниже среднего уровня

  • От     10  до 16    балов         – средний уровень

  • От 17 до  21 баллов              – выше среднего уровня

  • От   22    до  25   баллов       – высокий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица № 1

Обследование произношения ребенка

Фамилия, имя ребенка  ____________________________________________

Дата рождения              _____________________________________________

Диагноз                          _____________________________________________

Дата обследования

  •  ____________________

  •  ____________________

Звуки

Характер произношения звуков

Начало года

Конец года

Изолиров.

В словах

Во фразах

Изолиров.

В словах

Во фразах

Б-П-М

В-Ф

Д-Т-Н

К-Г-Х

Й

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Ль

Л

Р

Рь

                                                                                         

Таблица № 2

Экран звукопроизношения.

Фамилия, имя

ребенка.

Диагноз

            Сентябрь

                 Декабрь

                    Март

                Июнь

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

   

             -  ребенок не произносит звука                                  И –  ребенок произносит звук только изолированно

       

              -  этап автоматизации звука                                     -  звук в норме

                                                                                                                                                                                                                        Таблица №3

Диагностическая карта

«Состояние звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с ФФНР»

Фамилия, имя ребенка

Начало года

Конец года

№1

№2

№3

№4

№5

итог

№1

№2

№3

№4

№5

итог

Литература

  1. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
  2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР. /Программа и методические рекомендации/ С-П-2002г.
  3. Т.Б.Филичева. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 1999г.
  4. Филичева Т.Б. Дидактический материал для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Дрофа 2009.
  5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика синтез, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края»

Открытое занятие по развитию речи.  Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края». Старший дошкольный возраст.Цель: Приобщать детей к богатствам крутинской литературы, пр...

Конспект занятия по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: "СТИХОТВОРЕНИЕ С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»"

Познакомиться с  биографией поэта С. Есенина и названия его стихотворений о природе; эмоционально откликаться на красоту природы в стихотворениях С. Есенина....

Итоговое занятие по звуковой культуре речи (старшая группа)

В занятии осуществлен показ приобретенных навыков определения позиции звука в слове, звукового анализа и синтеза слога, слова....

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (старший дошкольный возраст) Тема: Творчество Агнии Львовны Барто

В век компьютерных технологий современные родители практически не читают детям стихи и сказки известных советских писателей. Как прививать интерес детей к художественным произведениям, знакомить с тв...

НОД по развитию речевого (фонематического восприятия) и речи (старший дошкольный возраст) Тема: Звуки М, Мь. Буквы М м.

Формирование речевого восприятия – одна из основных задач по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития (ЗПР) в старшем дошкольном возрасте. Особенности звукопроизношения, о...

Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ...

Логопедический досуг КВН "Праздник красивой речи" (старший дошкольный возраст)

Логопедический досуг КВН"Праздник красивой речи"(старший дошкольный возраст)   Подготовили: учителя-логопедыКравченко Ю.В., Шарова Н.В....


 

Комментарии

Овинникова Ольга Владимировна

Очень интересный и полезный материал, пригодится в работе.