Секреты успешного запоминания
статья по психологии по теме

Новик Елена Евгеньевна

В данной статье предлагается методический материал (рекомендации, мнемотехники и упражнения) для родительских собраний в начальной школе и 5-х классе по развитию памяти детей и повышению эффективности запоминания учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_uspeshnogo_zapominaniya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Секреты успешного запоминания учебного материала»

 «Добрый вечер, уважаемые родители! 

     Сегодня на собрании мне хотелось бы ответить на вопрос, который часто задают родители на индивидуальной консультации: «Мой ребенок плохо запоминает учебный материал. Что делать? Как ему помочь?»

      Прежде всего хотелось бы отметить, что память очень сильно связана с вниманием человека. Поэтому, развивая память, человек должен быть как минимум сконцентрирован на том, что хочет запоминать. Именно поэтому внимание важно при выполнении домашних заданий и на уроке (если мы говорим об учебной деятельности). Без сосредоточенности запомнить что-то бывает довольно сложно.  На классных часах и индивидуальных консультациях мы говорим с ребятами о том, что на занятиях в школе нельзя отвлекаться и отвлекать своих товарищей (что нередко происходит у них на уроках). Потому что большая часть информации просто проходит мимо. Т.е. первое правило: если хочу запомнить, я должен сосредоточиться на информации, сконцентрироваться. Это очень помогает в запоминании.

     Второе, на что хотелось бы обратить внимание: если я хочу запомнить, я должен прилагать усилие, дать себе установку - запомнить! Даже если мне не интересно, даже если мне не нравится. Это называется произвольной памятью, т.е. производная от воли, от моих волевых усилий. 
  Для развития внимания и памяти очень полезно читать, причем, как можно больше. Полезнее всего будут статьи, книги и журналы, которые дают как новую информацию, так и эмоции. В частности, хорошо развивает внимание техническая и научно-популярная литература (о научных открытиях, достижениях в различных науках, научные факты, комментарии по проведению опытов, раскопок, изучению разных явлений и пр.). Просто нужно вместе с детьми поискать интересную область науки для каждого (таких книг много в магазинах - пусть сами выбирают, исходя из их желаний: о космосе, о физических или химических опытах, об археологических находках, раскопках и пр.). Хорошо использовать для развития памяти книги о путешествиях. Там много разных географических названий, дат, имён, описаний местности, названий растений и животных и пр. Т.е. чтение будет приносить "пищу для ума", без которой невозможно развитие памяти. Какие-то книги по развитию тоже бывают в продаже, но нужно смотреть на возрастную категорию (кому они адресованы).

   Можно также использовать некоторые упражнения, о которых я хотела бы вам рассказать. Но выполнять их следует ежедневно. Не пропуская ни одного дня, на протяжении нескольких месяцев, как минимум. Только тогда будет виден эффект.

  Первое упражнение «Запомни предложение»: вы должны читать ребенку предложение, состоящее из нескольких слов. Можно начать с 4-5 слов. Для этого возьмите любую книгу писателя-классика. Ребята после вашего прочтения (они слушают и запоминают) должны воспроизвести В ТОЧНОСТИ прочитанное предложение. Не пропуская, не переставляя слова, не изменяя окончания слов, не пропуская предлоги и союзы. Т.е. в точности, как Вы прочитали. Если ему легко удается это сделать с 4-5 словами, нужно нарастить количество слов. Т.е. читаете предложение, состоящее из 6 слов, затем из семи и т.д. До тех пор, пока он не сможет запоминать с первого раза длинные предложения, включающие в себя причастные и деепричастные обороты. Не удается из шести слов - возвращаетесь назад (на 5 слов). В течение 5 минут ежедневной тренировки, можно улучшить слуховую память и концентрацию внимания. Вначале это упражнение дается не всякому человеку. Но постепенно, изо дня в день, предложения, которые получается запомнить, будут увеличиваться.

  Еще одно упражнение – «Запоминание четверостиший». Тоже выполняется в течение длительного срока (около года, как минимум). Поэтому если решили заниматься, то нужно привыкнуть к тому, что делать все это придется систематически. Иначе пользы не будет, как и от первого упражнения. Решили? Тогда начинайте. Выберете книги с неизвестными детям стихами (те, которые они раньше не учили), исходя из возраста ребенка. Т.е. нельзя брать совсем детские стихи (можно Пушкина, Лермонтова и т.д., т.е. русских классиков, но не детские сказки в стихах). В первый день ребенку предлагается выучить всего одно четверостишие. Одно, но очень хорошо. Во второй день ему предлагается повторить это четверостишие и выучить еще одно. Затем он должен повторить все 8 строк. Полностью! В третий день добавляется еще одно четверостишие (т.е. получается уже 12 строк). В четвертый день - еще (16 строк). На пятый день, когда первое четверостишие уже «от зубов отскакивает», его не повторяют, но прибавляют новое четверостишие. Таким образом, остается тоже 16 строк, но из них три четверостишия - знакомы, а одно - новое. На шестой день откидывается второе (которое стало первым) и добавляется "хвостиком" еще. Каждый день в "хвостике" появляется обновление, тогда как первое откидывается. Таким образом в упражнении ежедневно будут работать 16 строк.

На эти два упражнения (на запоминание предложений и одного нового четверостишия) не требуется много времени. Но они высокоэффективны, если проводятся в системе, без пропусков. И не забывайте о необходимости ежедневного чтения ребенка, в том числе и внеклассной литературы. После чтения можно вместе с ребенком обсудить прочитанное.

      Что же касается запоминания материала в ходе прочтения учебников (например, по истории, биологии и т.д.), то здесь также есть свои секреты-техники для запоминания. Например, техника «Угадай по названию». Перед тем, как читать дома параграф, можно попробовать по названию параграфа предположить, о чем идет речь (не читая его). Т.е. попробовать в нескольких предложениях сформулировать главные моменты учебного материала. Тем, кто внимательно слушает на уроке, это не составит большого труда. Заодно и вспомнится материал урока. Если же ученик отвлекается на уроке, то прогнозировать материал по заголовку параграфа будет труднее. Но тоже возможно! По крайней мере, стоит попробовать. И уже после сформулированных прогнозируемых мыслей и их озвучивания следует приступать к чтению. В этом случае чтение будет более осознанным и на запоминание материала будет тратиться значительно меньше времени и сил. Следующую технику, с которой мне хотелось бы вас познакомить, можно условно назвать «Смысловые единицы». Ребенок, читающий параграф, разбивает текст на части – «смысловые единицы» (можно воспользоваться абзацами) и после прочтения каждой части отвечает (кратко!) на два вопроса: О чем (о ком) написано в этой части? и Что об этом написано? Например, читая параграф по истории, ребенок по абзацу отвечает на первый вопрос (О ком?) – «О Петре 1». На второй (Что о нём написано?) он отвечает (кратко!) – «Пётр проводил реформы». Далее читается следующий абзац и продолжает отвечать на вопросы. О ком? – «О боярах». А что о них написано? – «Они сопротивлялись реформам». И т.д. Таким образом, у ребенка выстраивается логических стержень содержания из смысловых единиц текста. А все подробности как бы «накручиваются» на этот стержень. Если выполнять данную методику в течении хотя бы полугода, ребенок привыкает читать именно таким способом и запоминать учебный материал становится значительно легче. К тому же, повышается осознанность запоминаемого, т.к. при таком способе чтения требуется каждый раз выделять главное.  

    Итак, сегодня я познакомила вас с несколькими рекомендациями по эффективному запоминанию. Хотелось бы верить, что многим из ваших детей, если вы как родители подключитесь к развивающей помощи, данные упражнения и техники будут полезны и помогут более успешно учиться и развивать свои интеллектуальные способности.»

                                     Педагог-психолог ГБОУ Школа №953 г. Москвы Новик Елена Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...

Успешное запоминание через понимание!

В публикации приведены примеры использование методов для лучшего понимания  явлений, физических величин в разделах "Электрические явления", "Тепловые явления""...

Ассоциирование как метод успешного запоминания английских слов

Метод  успешного запоминания английских слов на уроках английского языка....

Рекомендации учителя-логопеда: "Закрепление изученного материала родителями - залог успешного запоминания в работе с детьми с ОВЗ"

В рекомендациях предложен материал для повторения лексической темы "Ягоды" и коррекции звукопроизношения на тему "Звуки Р-Л"...

Мастер-класс на тему «Секреты быстрого запоминания, или как выучить стихотворение за пять минут».

Каждый учитель сталкивается с определёнными трудностями, когда предлагает детям выучить наизусть стихотворный или прозаический текст: не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит ...

Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста

В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают тот или иной стихотворный текст. Попробуем разобраться с чем это связано....

Памятка для обучающихся 11 класса "Приемы успешного запоминания"

Рекомендации педагога-психолога помогут обучающимся 11 класса запомнить учебный материал при подготовке к экзамену....